Семинар 2. Гендерные стереотипы младших школьников. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семинар 2. Гендерные стереотипы младших школьников.

2017-09-10 257
Семинар 2. Гендерные стереотипы младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 Опрос: детей просят устно или письменно ответить на вопросы (Какими должны быть мальчики? Какими должны быть девочки? И т. п.). Опрос возможно проводить в групповой форме (с классом) в письменном виде. Инструкция: «Пожалуйста, подумайте и напишите на одной стороне листка, какими должны быть девочки, а на другой сто­роне — какими должны быть мальчики. Правильных и неправильных ответов здесь нет, напишите то, что вы думаете. Сверху напишите свой пол (мальчик или девочка), имя и фамилию писать не обязательно». Обработка данных проводится с помощью метода контент-анализа. Студент должен сам выделить категории контент-анализа, которые бу­дут включать в себя особенности характера, поведения, внешности и др. Проводится анализ и интерпретация полученных результатов. Анали­зируются представления мальчиков и девочек о своем и противополож­ном поле. Создается групповой портрет мальчика и девочки, какими они должны быть по представлениям младшеклассников. В портрете выявляются стереотипные маскулинные и фемининные характеристи­ки, выдвигаются предположения о причинах.

2.2 Наблюдение на уроке: фиксируется и анализируется степень и форма проявления активности мальчиками и девочками, система по­ощрений и наказаний учителя, реакции учителя по отношению к маль­чикам и девочкам. В разработке карты наблюдения можно опираться на карты, предложенные в приложениях 1 и 2. Анализ осуществляет­ся по схеме, предложенной в пунктах 1.4. и 1.5.

2.3 Наблюдение на перемене: фиксируются и анализируются виды деятельности мальчиков и девочек (по содержанию, степени актив­ности и т. п.). В разработке карты наблюдения можно опираться на карты, предложенные в приложениях. Анализ осуществляется по схе­ме, предложенной в п. 1.4.

2.4 Проективный метод (статический рисунок): школьников просят нарисовать мальчика и девочку. Исследование можно проводить с груп­пой школьников (в классе). Инструкция детям: «Пожалуйста, нарисуй­те на одной стороне листа девочку, а на другой — мальчика. Назовите их и подпишите имена. Сверху на листе напишите свой пол и возраст». Обработка результатов: фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик, особенности внешнего вида и атрибуты мужественности-женственности (прическа, рост, телосложение, одеж­да, степень прорисовки отдельных атрибутов или частей тела и др.). Задача студента состоит в выявлении степени стереотипизированности образов мальчика и девочки, а также специфики представлений о своем и противоположном поле. Анализ именования возможно произ­водить по желанию самого студента; оно вводится на тот случай, если нарисованные фигуры андрогинные и трудно отличить нарисованного мальчика от нарисованной девочки.

2.5 Проективный метод (динамический рисунок): школьников просят нарисовать мальчика и девочку в процессе какой-либо дея­тельности. Фиксируется и анализируется выраженность полороле­вых характеристик, характер их деятельности и степень взаимодей­ствия. Обработка полученных данных производится аналогично п. 2.4. Для определения характера деятельности можно использовать следу­ющие категории: вид деятельности (трудовая, игровая, учебная, раз­влекательная), степень активности, наличие других персонажей и сте­пени взаимодействия с ними, маскулинность-фемининность видов деятельности и др.

2.6 Ассоциативный эксперимент (слова-стимулы: «мама», «папа»; «мальчик», «девочка»; «мужчина», «женщина» и т. п.). Инструкция и обработка данных: см. п. 1.1. Проведение исследования возможно в групповой форме в письменном виде.

Семинар 3. Гендерные стереотипы подростков и студентов.

Опрос (по предложенной преподавателем или составленной сту­дентом анкете) может быть произведен в групповой форме в письмен­ном виде. Например, если студент ставит своей целью изучение гендерных стереотипов в семейных отношениях, то вопросы могут быть примерно такими: «Кто должен принимать основные решения в семье? Кто должен быть главой семьи? Кто должен заниматься воспитанием детей? Кто должен зарабатывать деньги в семье?» и т. д. Обработка дан­ных: ответы на вопросы оцениваются с точки зрения их отнесенности к одной из трех категорий: традиционно-патриархальные (муж — глава се­мьи, обязанности мужчины и женщины строго определены их полом), эгалитарные (нет дифференциации обязанностей по признаку пола), нетрадиционные (жена — глава семьи, обязанности мужчины и женщи­ны противоположны традиционным). Подсчитывается частота встреча­емости каждой из трех категорий. Выявляется степень стереотипизированности представлений испытуемых о роли мужчины и женщины в се­мье. Возможны и другие варианты: изучение гендерных стереотипов в профессиональной сфере, в личностной сфере и т. д.

3.1 Работа со списком характеристик: предлагается оценить сте­пень выраженности характеристик у мужчины и женщины по шка­ле с определенным количеством баллов. Студенту предлагается са­мостоятельно выделить социально-психологические характеристи­ки личности (возможно использование методик Лири, С. Бэм и др.). Студент сам выбирает шкалу, которая содержит от 2 градаций (на­личие/отсутствие признака) до 10 (определяется степень выражен­ности признака). Список характеристик представляется каждому испытуемому на специально приготовленном бланке ответов. Об­работка данных: выделяются характеристики, типичные для муж­ского и женского пола, гендерно-нейтральные характеристики и степень их выраженности.

3.2 Сочинить сказку. Испытуемым предлагается сочинить и за­писать сказку на любую тему. Обработка данных: подсчитывается количество мужских и женских персонажей и анализируются их ха­рактеристики, виды деятельности, формы поведения и т. д. Выяв­ляется отсутствие/наличие гендерных стереотипов, спроецирован­ных на персонажей.

3.3 Проективный метод (статический рисунок): испытуемых просят нарисовать мужчину и женщину. Фиксируется и анализируется выражен­ность полоролевых характеристик. Сбор и обработка данных: см. п. 2.4.

3.4 Проективный метод (динамический рисунок): испытуемых просят нарисовать мужчину и женщину в процессе какой-либо дея­тельности. Фиксируется и анализируется выраженность полороле­вых характеристик, характер их деятельности и степень взаимодей­ствия. Сбор и обработка данных: см. п. 2.5.

Этап 2. Выступления студентов

В своем выступлении студент должен дать не только информацию о проделанной работе, но и свою личную оценку проблемы, выразить личное отношение к затрагиваемым вопросам.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.