Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-08-24 | 62 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Произношение
К началу третьего периода непройденными остаются лишь аффриката ч(т', ш'), мягкий длительный звук щ (ш' — ш') и дифференциация этих звуков от звуков с, с', т', ш.
Несмотря на имевшее место большое количество упражнений в сравнении звуков дети не всегда легко различают чи щ, ч и т', ч и с'. Нередко возникают затруднения при произнесении трудных по звуко-слоговому составу слов (часовщик, стекольщик и т. п.). Следовательно, планируя первые занятия на эти звуки (как групповые, которые обычно начинаются в конце второго периода, так и фронтальные), логопед предусматривает все те упражнения, которые направлены на закрепление правильного произношения отдельных звуков и на дифференциацию звуков (о них подробно говорилось при описании второго периода обучения). В дальнейшем в материал занятий включаются упражнения, связанные с развитием грамматически правильной речи.
Примерное распределение занятий таково: звук ч — 2 —3 занятия; дифференциация ч—т' — 2—3 занятия; дифференциация ч— с— с' — 2—3 занятия; дифференциация ч—с—с'—ц—т' — 2—3 занятия; звук щ — 2—3 занятия; дифференциация щ — ч — 2—3 занятия, дифференциация щ—ш — 2—3 занятия, дифференциация щ — ч — с' — т' — 3—4 занятия.
Таким образом, около полутора месяцев уходит на овладение перечисленными звуками (примерно вторая половина февраля и весь март). В апреле — мае происходит окончательное закрепление всех поставленных звуков на сложном по структуре и видам работы материале (составление предложений, пересказ, составление рассказов).
Чтение и письмо
Одновременно с изучением перечисленных звуков дети обучаются грамоте. Следует отметить, что незаконченность формирования фонем ч я щ не мешает усвоению букв, так как эти звуки в грамоту не вводятся, а знакомиться с соответствующими буквами (ч, щ) дети будут в школе, когда процесс формирования всех звуков будет закончен.
|
Знакомство детей с первыми буквами, как уже говорилось, относится к концу второго периода обучения.
К началу третьего периода дети оказываются знакомыми с четырьмя буквами (а, у, м, ш). В начале третьего периода планируются занятия на звук и букву р (звук р к этому времени закреплен в произношении и отдифференцирован от прочих звуков). Знание пяти букв- уже дает возможность приступить к обучению чтению и самостоятельному письму.
Занятия по грамоте проводятся два раза в неделю. За неделю проходится по одной букве. На одном занятии логопед знакомит детей с буквой. На занятиях по письму (которые проводит воспитатель) дети пишут новую букву и слова с ней, как это указано в азбуке. На следующем занятии логопед осуществляет закрепление полученных знаний.
Кроме того, упражнения в чтении включаются во все занятия по произношению. На них отводится по 5—7 минут (см. занятие на звук ч и на дифференциацию ч —г'). С отдельными детьми, испытывающими те или иные затруднения, логопед занимается в часы индивидуальных занятий. Воспитатель организует выполнение заданий, которые дает логопед.
В результате многочисленных упражнений (первый и второй периоды обучения) в правильном произнесении звуков, анализе и синтезе звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением и самостоятельным письмом. И все же решение новых задач требует от них значительных усилий.
В речевых группах рекомендуется научить детей слитно, без перебора букв, с четким и правильным произнесением каждого звука читать слоги в две и три буквы; слова в один, два, три слога,
состоящие из открытых и закрытых слогов (Шура, шар, кошка, кусок, Тамара), предложения из этих слов. Складывать из букв разрезной азбуки и печатать слоги указанной сложности (с предварительным анализом) и простейшие предложения. Эти навыки дети усваивают во время изучения 14 букв (а, у, м, р, ш, п, ы, л, н, с, о, к, х, т) по книге «Азбука для дошкольников».
|
В это же время закрепляются знания о том, что звуки бывают гласные и согласные, гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет.
Дети усваивают практическим путем следующие правила правописания: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложения.
Основным приемом при овладении чтением слога является чтение по следам анализа. При этом слог или слово после предварительного анализа складываются из букв разрезной азбуки, а затем, непосредственно за разложением слов на слоги и звуки, следует обратный процесс — соединение звуков в слоги и чтение слов по слогам. С самых первых упражнений в чтении надо стремиться к тому, чтобы ребенок читал слово по слогам без перебора букв. Постепенно у детей воспитывается навык одновременного восприятия двух, а позднее трех букв. В воспитании этого навыка большое значение имеет чтение слогов. На первых порах обучения чтению подбираются слоги, состоящие из согласного со всеми пройденными гласными (ша, шу, шо) или же все пройденные согласные сочетаются с гласными (ша, ра, ма или шу, ру, му). Постепенно задания усложняются: для чтения начинают подбираться различные слоги, например, ма, шу, ар, ам и т. п. После чтения слогов они в устной форме дополняются до слов.
По мере овладения детьми чтением слогов и слов необходимость в постоянном предварительном анализе постепенно отпадает. Теперь тщательному анализу подвергаются лишь отдельные наиболее трудные или новые по слоговой структуре слова и предложения.
Воспитание навыка чтения требует большого количества упражнений.
Кроме тех слогов и слов, которые складываются детьми из букв разрезной азбуки и азбуки для чтения, можно использовать рекомендуемые для школы таблицы, а также слоги и слова, а позднее предложения, написанные логопедом на доске.
Для индивидуальной работы могут применяться специальные бумажные ленты с написанными на них слогами или словами. Ленты протягиваются в прорезь, сделанную в картоне.
|
При обучении чтению с самых первых занятий необходимо постоянно следить за тем, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово и предложение. С этой целью детей просят объяснить значение прочитанных слов или составить с ними предложения. Так, прочитав слово Маша, ребенок поясняет: «Это имя девочки»
или составляет предложение, например: «Маша купает куклу». Прося ребенка объяснить слово, обучающий ни в коем случае не повторяет прочитанные ребенком слова или словосочетания. Ведь смысл вопроса заключается в том, чтобы проверить, понял ли ребенок прочитанное им самим слово.
Работа с разрезной азбукой играет роль не только в овладении чтением, но и широко используется при обучении детей самостоятельному письму. Кроме складывания после предварительного анализа и без него отдельных слогов, слов, а позднее предложений, применяются и другие приемы, способствующие овладению детьми звуковым составом слов. Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов. В результате замены или изменения количества букв дети образуют новые слова. При этом они могут производить цепи преобразований,.например: Маша — Мара — Мура — ура; каша — кашка — кошка — мошка — мушка — мышка и т. п.
Внимание детей при этом обращается на то, что для образования нового слова в нем достаточно заменить один из звуков.
При преобразовании слов логопед следит за тем, чтобы дети не складывали вновь каждое последующее слово, а заменяли только одну букву.
Аналогичные задания даются для самостоятельной работы. Так, например, после того как дети сложат слово Мура, им предлагается подумать, какое новое слово можно получить, изменив только одну букву {Шура, Мара, мука и т. п.).
Рекомендуется также использовать при работе с разрезной азбукой добавление недостающих букв в схеме под картиной, например, под рисунком, изображающим мак, дана схема этого слова в виде трех клеточек, в одной из них напечатана буква, надо добавить недостающие:
Изготовление карточек чрезвычайно просто; логопед всегда может подготовить их к занятию в нужном количестве с учетом индивидуальных затруднений детей. |
Схема может быть и без изображения предмета; в этом случае можно пропустить в схеме одну или две гласные буквы, одну согласную, слог; например, дети получают такие карточки:
|
11 Г. А. Каше
Для самостоятельной работы используется и такой прием: дети получают наборы из 3—4 букв и должны составить из них слова.
Для складывания слов из букв разрезной азбуки можно использовать вкладыши к азбуке, а также игры типа «Учись читать», где даны разнообразные картинки с изображенными под ними схемами.
Для самостоятельного составления слогов из слов и их прочтения применяются картонные ленты с написанными на них слогами или буквами. Ленты продергиваются в прорези, сделанные в листе плотной бумаги или картона. Протаскивая поочередно сначала одну, а потом другую ленту, ребенок должен сложить из разрезной азбуки получившиеся слова, пропустив бессмысленные сочетания.
Как уже говорилось, в подавляющем большинстве случаев никаких специфических затруднений при овладении чтением и письмом у детей не возникает. С самого начала обучения отмечается осознанное, правильное чтение слогов и слов, быстрое и правильное выполнение всевозможных заданий с буквами разрезной азбуки.
Вместе с тем следует отметить, что у некоторых детей (несмотря на подготовительные графические упражнения, которые велись с первых дней обучения), хорошо анализирующих звуковой состав слова, обнаруживается зеркальность при самостоятельном письме или плохое запоминание букв. В таких случаях логопед и воспитатели должны немедленно принять меры — увеличить количество упражнений, направленных на развитие пространственных представлений: письмо букв, выкладывание их из палочек и т. п.
* * *
Планируя занятия по грамоте, логопед учитывает, что дети логопедических групп, приступая к обучению чтению и письму, уже ясно представляют себе, что слово, обозначающее то или иное понятие, может быть разложено на части (слоги и звуки), что части слова снова можно соединить вместе, чтобы получилось слово; они уже не затрудняются в членении предложений на слова и соединении слов в предложение. Кроме того, дети уже изучали все те звуки, с графическим изображением которых^им теперь предстоит познакомиться. Поэтому планы занятий по грамоте несколько отличаются от тех, которые рекомендуются для детей, которые обучаются в семье и I классе массовой школы.
С самого начала обучения грамоте логопед имеет возможность предложить детям более сложные задания, касающиеся анализа звукового состава речи. Так на занятии, во время которого изучается звук ч (см. стр. 163), т. е. в тот период, когда дети познакомились только с первыми четырьмя буквами, им уже дается задание, требующее ясного представления о звуковом составе слов (подбор слов из данных звуков). На первом занятии, посвященном изучению зву-. ка и буквы р (см. стр. 165), дети вспоминают артикуляцию звука, дают ему характеристику, подбирают слова на этот звук, указывая при этом на место звука в слове, составляют предложения с определенным количеством слов. На втором занятии на тот же звук
|
и букву (см. стр. 166) детям предлагается сложить слова не только после предварительного анализа, но и самостоятельно, а затем преобразовать слова путем замены букв.
Учитывая сказанное, содержание каждого первого-занятия, посвященного изучению новой буквы, будет примерно следующим:
1. Повторение артикуляции звука, характеристика звука (гласный — согласный, твердый — мягкий, звонкий — глухой).
2. Беседа по иллюстрациям азбуки, составление предложений, деление на слова с указанием порядка слов.
3. Знакомство с новой буквой (печатание ее карандашом в тетради в одну линейку).
4. Составление из букв разрезной азбуки слов и их чтение, составление и чтение предложений.
5. Чтение новой страницы азбуки.
Второе занятие строится несколько иначе:
1. Проверка состояния навыка чтения странички азбуки.
2. Всевозможные упражнения с разрезной азбукой, с последующим чтением сложенных слов и предложений.
3. Печатание отдельных слов в тетрадях под диктовку (с предварительным анализом и самостоятельно).
Примерные планы занятий по произношению и грамоте
Тема: звук ч.
На первых занятиях дет.ч уже познакомились со многими словами, в которые входит этот звук, составляли предложения, учили потешки и стихотворения. На занятии, план которого здесь приводится, внимание детей обращается на уменьшительно-ласкательные суффиксы со звуком ч.
Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения звука ч в словах с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2) повторение букв а, у, м, ш.
Оборудование: 1) предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов (или большие и маленькие предметы); 2) касса букв большого формата.
Примерный ход занятия
I. Повторение букв (примерно 5 минут).
Логопед спрашивает: «Дети, какие гласные буквы мы учили'» (А, у.)
Затем он предлагает одному из детей найти в кассе букву а и выставить ее на наборном полотне (два экземпляра). Другой ребенок находит и выставляет на наборном полотне две буквы у.
Логопед спрашивает: «Дети, а какие согласные буквы мы учили?» (М, ш.) Эти буквы выставляются на наборном полотне (м — два экземпляра, ш — один).
Теперь на доске выставлены следующие буквы: а, а, у, у, м, м, ш. Все буквы называются еще раз.
Логопед просит подумать, какие слова можно сложить из этих букв. Ответы детей: «My... мама... Маша... шум... Муму... ум...
ау... уа...».
II. Повторение артикуляции звука ч.
Логопед говорит: «Сегодня мы будем повторять звук ч. Скажем
все вместе ч».
. Затем он спрашивает: «Как мы произносим звук ч?» (Губки немного вытянуты вперед, кончик язычка вверху.)
После этого логопед просит детей придумать по одному слову со звуком ч. Дети выполняют задание.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суф
фиксами.
Логопед говорит: «Дети, вы все правильно придумали слова со звуком ч и хорошо их произнесли. А теперь я расскажу вам о таких словах, в которых звук ч появляется только тогда, когда мы говорим о маленьких предметах».
Логопед показывает детям кувшин (или шапку, подушку и т. п.).
После этого спрашивает: «Что это?» (Кувшин.) Затем просит произнести слово кувшин хором.
Следующий вопрос: «В слове кувшин есть звук ч?» (Нет.)
Логопед показывает детям маленький игрушечный кувшинчик (или кукольную шапочку, маленькую подушечку).
После этого логопед спрашивает: «Что это?» (Кувшинчик.) «В слове кувшинчик есть звук ч?» (Есть.)
Слово кувшинчик произносится хором и отдельными детьми. Так же называется еще ряд больших,- а затем маленьких предметов: ваза — вазочка, утка — уточка, рамка — рамочка, рубашка — рубашечка и т. п.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкатель
но-уменьшительными суффиксами.
На стол сажают две куклы — большую (Лена) и маленькую (Ниночка). Сегодня их день рождения, они получают подарки.
На другом столе разложены большие и маленькие предметы (или картинки). Вызванный ребенок должен взять любую пару предметов и «подарить» их куклам со словами: «Я подарю Лене утку, а Ниночке — уточку» (или: «Я куплю...; Я купил...; Я хочу подарить... и т. д.).
Так куклам дарятся книжка и книжечка, тетрадка и тетрадочка, лента и ленточка, кошка и кошечка, лодка и лодочка, корзина и корзиночка, платок и платочек, сумка и сумочка и т. п.
V. Подведение итогов занятия.
Логопед дает оценку ответам и активности детей. Задание на вечер: Выучить рассказ «Чижик». У Леночки был чижик. Чижик жил в маленькой клеточке. Чижику было тесно и скучно в клеточке, и он молчал. Леночка выпустила чижика на волю. Чижик полетел и весело запел.
Как уже указывалось, занятия по произношению теперь чередуются с обучением грамоте. Приведем примерные планы занятий на звук и букву р.
Тема: звук и буква р.
Цель занятия: 1) повторение звука р; 2) знакомство с буквой р; 3) анализ, составление из букв разрезной азбуки и чтение двусложных слов.
Оборудование: кассы с достаточным количеством букв (по 5—6 экземпляров каждой буквы); наборное полотно.
Ход занятия
I. Повторение звука р.
Логопед говорит: «Дети, вы все умеете правильно произносить звук р. Сегодня мы будем учить букву р. Вспомните, как мы произносим звук р». Дети отвечают: «Язык вверху, он дрожит». Затем задаются вопросы: «Какой это звук? Гласный или согласный?» (Согласный.)
Логопед продолжает: «Придумайте по одному слову со звуком р. Во всех словах звук р должен быть твердым. Называя слова, говорите, на каком месте находится звук р (радио — звук р на первом месте; армия — звук р на втором месте; пионер — звук р в конце слова»).
II. Ознакомление с печатной буквой р.
Дети рассматривают показанную логопедом букву, складывают ее из палочек, укладывают выданные печатные буквы в нужный кармашек буквенной кассы, печатают букву в тетрадях по одной линейке.
III. Детям предлагается рассмотреть страницу 14 азбуки и со
ставить предложения по рисункам так, чтобы звук р повторялся
возможно чаще. (Рак живет в пруду. Рома поймал рыбу. В парке
распустились розы. Рая играет в мяч. У дома расцвели красные
розы. И т. п.)
Одно из предложений со словом рама или Рома, например: Рома поймал рыбу, подвергается устному анализу: из него вычленяются отдельные слова, указывается на количество и порядок слов в предложении.
IV. После расчленения слова Рома на слоги и звуки оно скла
дывается из букв разрезной азбуки. Затем, не разбирая слова Ро
ма, детям предлагается сложить слова рама, Шура, Мара.
Теперь на столах у детей столбики слов. Слова зачитываются хором и отдельными детьми.
V. Чтение 15 страницы азбуки.
Логопед предлагает детям после чтения отдельных слов показывать соответствующие картинки или пояснять слова. Таким образом проверяется понимание читаемого.
Приведем примерный план второго занятия на звук и букву р.
Тема: звук и буква р.
Оборудование: разрезная азбука.
Ход занятия
I. Логопед задает вопросы: «Дети, какие гласные буквы мы
изучаем?» (А, у.) «Какие согласные буквы мы изучаем?» (М, ш, р.)
Логопед просит подойти к наборному полотну тех детей, которые еще недостаточно усвоили буквы. Он дает задание найти ту или иную букву и показать ее остальным.
II. Чтение 15 страницы «Азбуки».
III. Работа с разрезной азбукой.
1. Проводится звуко-слоговой анализ слова Рома. Затем это
слово складывается из букв разрезной азбуки.
Аналогично анализируется слово Мура. Это слово также складывается из букв разрезной азбуки.
Следующие слова — Шура и шар — дети складывают самостоятельно.
2. Дети по требованию логопеда прочитывают сложные слова.
3. Все слова, кроме слова Рома, убираются и начинается упраж
нение в преобразовании слов.
Логопед спрашивает: «Какую одну букву надо изменить в слове Рома, чтобы получилось слово рама!» (Надо взять о и положить а.) Дети преобразовывают слово Рома в слово рама.
Логопед следит за тем, чтобы дети убирали только одну букву и не допускали ненужных перестановок.
Далее дается задание: «А теперь пусть каждый из вас подумает, как из слова рама сделать новое слово, изменив первую букву»
(Рама — мама.)
Дети самостоятельно преобразовывают слово мама в слово Мара, Мура и ура.
Дети под диктовку логопеда печатают слова рама и шар.
Детям следует давать возможно больше самостоятельных заданий. В данное занятие включены упражнения в составлении слов при наличии и отсутствии предварительного анализа. Проводятся различные преобразования и чтение страницы азбуки.
Логопед может включить в это или другие занятия этого периода работу с карточками.
В этом случае к данному занятию следовало бы подготовить
примерно следующие карточки:
Каждый ребенок получает одну карточку. По мере выполнения задания дети обмениваются карточками. Можно предложить детям самостоятельно сложить любые слова из знакомых букв. Все сложенные слова читаются детьми.
Дети очень любят такого рода самостоятельную работу и ста-
раются сложить возможно большее количество слов. В группе
надо иметь достаточное количество букв разрезной азбуки. Поз
днее, когда дети узнают больше букв, можно будет, давая задание
самостоятельно подобрать слова, ограничивать детей схемой, на
пример, дать задание сложить любые слова по такой схеме:
-гт~ ----- г^= (т. е. кошка, мышка, мушка, папка, рамка и т. п.).
Приведем примерный план занятия, посвященного дифференциации звуков ч и т'. В это время целесообразно провести упражнение в правильном использовании глагола хотеть, который часто употребляется детьми неправильно (хочут вместо хотят; хотйт вместо хочет и т. п.). В план занятия, которое мы здесь приводим, включено одно из таких упражнений. С теми детьми, у которых обнаружатся подобные ошибки, воспитателям следует провести еще ряд аналогичных упражнений.
Тема: дифференциация звуков ч и т'.
Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения звуков ч и т'; 2) повторение букв а, у, м, ш, р.
Оборудование: 1) картинки для составления предложений; 2) написанные на доске слоги.
Примерный ход занятия
I. Чтение написанных на доске слогов. Устное преобразование
слогов в слова (примерно 5 минут).
На доске написаны следующие слоги:
Ма.. My у. шу.
Ма.. ра., Шу.. а.
Ро.. а. My.. у.
Слоги читаются хором или отдельными детьми. Затем слоги преобразуются в слова. Количество добавленных звуков соответствует при этом количеству точек. Слова не должны повторяться.
(По этим слогам могут быть составлены следующие слова: мама, Маша, Рома, Мура, рама, ау, уа, Шура, муха, шуба, ам, ум.)
II. Повторение звуков т' и ч.
Логопед спрашивает: «Дети, какой звук повторяется в словах: тетя, Катя, Петя, телефон}» (Звук т'.) «А в словах чайник, бочка, туча, качели?» (Звук ч.)
Затем логопед говорит: «Сегодня мы будем повторять звуки ч и г'».
Логопед предлагает детям попеременно произносить звуки ч и г', чтобы дети почувствовали, что при произнесении звука г' язычок прижимается к зубам, а при произнесении ч — отодвигается от них.
Логопед опрашивает детей, для которых характерно нестойкое произнесение этих звуков.
III. Произнесение слоговых сочетаний.
Рис. 43 Рис. 44 |
Детям предлагается повторять сочетания типа: ча — тя — тя; те — чо — чо; ат' — ач — ат' и т. п.
Это упражнение может быть проведено в виде соревнования команд или на отметку. В последнем случае на доске записываются имена всех детей: каждый ребенок получает новое задание; ответы оцениваются.
IV. Составление (по картинкам) и правильное произнесение
предложений с глаголом хотеть.
С помощью сюжетной картинки дети отвечают на вопрос логопеда: «Что хочет Леночка достать с полки?» Ответ: «Леночка хочет достать с полки мячик». Предложение произносится хором и отдельными детьми. Логопед следит за правильностью произнесения каждого звука.
Логопед спрашивает: «А как надо сказать про детей?» (Дети хотят достать с полки мячик.)
И это предложение четко произносится детьми.
Аналогично составляются предложения: Катя хочет купить птичку. — Дети хотят купить птичку. Витя хочет покачаться на качелях. — Дети хотят покачаться на качелях. Петя хочет купить удочку. — Дети хотят купить удочку.
V. Заучивание рассказа «Очки».
Логопед читает рассказ: «Дедушка надел очки. Он стал читать книгу. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки».
Логопед прочитывает рассказ и задает детям следующие вопросы: «Что надел дедушка? Что стал делать дедушка? Кто подошел к дедушке? Что сказал внучек? Правильно ли думал внучек?»
VI. Подведение итогов и оценка ответов детей.
На вечер дается задание выучить рассказ «Очки». Кроме того, воспитателю поручается провести с отдельными детьми" упражнения в правильном употреблении глагола хотеть.
Следующее занятие, посвященное изучению звуков ч и т' (не считая повторения букв), можно начать с проверки задания, которое было дано на дом.
Основным содержанием этого занятия может быть составление рассказа по серии картин (используется текст «Синичка»). Дети составляют примерно такой рассказ:
Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела (рис. 43, 44, 45, 46).
Не следует спешить с изучением звуков ч и щ и их дифференцированием от ранее пройденных звуков. Не надо забывать, что многие дети еще недостаточно свободно употребляют в трудных сочетаниях некоторые из ранее пройденных звуков. Если первоначаль-
Рис. 45 Рис. 46
ное закрепление правильного произнесения звуков ч и щ есть возможность провести на основе использования простых по слоговому и звуковому составу слов (чай, чайник, качели, щенок, щетка и т. п.), то в последующие групповые и фронтальные занятия необходимо включить сложные по звуко-слоговому составу слова (На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки). Кроме предложений и текстов, логопед теперь имеет возможность брать материал из любых специальных сборников или учебников для массовых, вспомогательных и других специальных школ.
Приведем примерный план занятия, посвященного дифференциации звука ч от звуков с', с, т', ц.
Тема: дифференциация звука ч от с', с, т', ц.
Цель занятия: 1) закрепление правильного произнесения звука ч в трудных словах со звуками с', с, т', ц; 2) чтение двусложных слов.
Оборудование: 1) предметные и сюжетные картинки; 2) слова, написанные на доске.
Примерный ход занятия
I. Чтение слов (примерно 5 минут).
На доске написаны двусложные и односложные слова, составленные из пройденных букв а, у, м, ш, р, п:
рама папа Мура шар
Шура Паша Мара шум
Маша мама Рома пар
Слова читаются хором и отдельными учениками.
П. Произнесение слогов, содержащих звуки ч — с — с' — ц — т.
Логопед говорит: «Дети, сейчас я проверю, как вы произносите
трудные слоги». Для повторения даются примерно такие слоги:
ча — ач, тя — на, ас — ас — ач, ся — ча—ся, ча—ца—ца и т. п.
III. Подбор слов (с помощью предметных картинок) со звука
ми ч, ц, с', с, т'.
Примерные слова: удочка, цыпленок, утенок, косилка, чемодан, велосипед и т. п. (по 2—3 картинки на каждый звук).
IV. Заучивание обозначающих профессии трудных слов и со
ставление с ними предложений (по картинкам, по вопросам, по
опорным словам).
Логопед задает вопросы: «Это кто?» (Учительница.) «Что де-лает учительница?» (Учительница учит детей.) «Кто это?» (Врач.) «Что делает врач?» (Врач лечит больных.)
Аналогичным образом могут быть заучены слова почтальон, птичница, ткачиха, милиционер, трубочист, мотоциклист и др.
Составляются и заучиваются предложения: Почтальон разносит
письма, журналы и газеты. Милиционер регулирует уличное дви-
жение. Трубочист чистит трубы. Ткачиха ткет ткань. (Этот материал распределяется на ряд групповых и вечерних занятий.)
V. Подведение итогов занятия.
Логопед отмечает активных детей, оценивает их ответы, дает
задание на вечер.
Так же тщательно отрабатывается звук щ и производится его дифференциация от звуков ч, с', ш.
Приведем примерный план занятия на звук щ.
'Тема: звук щ.
Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения
звука щ; 2) чтение слов (закрепление пройденного).
Оборудование: 1) предметные и сюжетные картинки;
2) записанные на доске слова.
Примерный ход занятия
I. Чтение слов (по усмотрению логопеда).
II. Постановка цели занятия.
Логопед зачитывает детям рассказ «Товарищ»: Петя заболел.
Он лежал и ждал товарища. Товарищ пришел. Петя был рад това
рищу. Петя с товарищем стал играть в шашки. Вечером Петя рас-
сказал маме о товарище. Хорошо иметь товарища (рис. 47).
Рис. 47
Логопед спрашивает: «Кто догадался, какой звук мы сегодня будем учить?» (Щ.) Затем он просит хором произнести звук щ. После этого он проверяет, как звук щ произносится отдельными детьми.
III. Сравнение звука щ со звуками ш, с', ч.
Логопед произносит ряд слов, дети хлопают в ладоши, услышав слово со звуком щ. Примерные слова: ткач, носильщик, машинист, ласточки, дощечка, товарищ, велосипедист и т. п.
IV. Заучивание рассказа «Товарищ».
1. Прочитав еще раз рассказ «Товарищ», логопед предлагает детям заканчивать (с помощью вопросов) произносимые им предложения словом товарищ. Предложения: Петя ждал кого? (товарища). К Пете пришел кто? (товарищ). Петя стал играть с кем? (с товарищем). Петя рассказал маме о ком? (о товарище). Хорошо иметь кого? (товарища).
2. Заучивание рассказа «Товарищ».
V. Подведение итогов занятия.
Логопед задает вопрос: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук щ.) Затем он просит придумать по одному слову со звуком щ.
После того как будут отработаны все звуки речи, логопед (в зависимости от конкретных затруднений, которые испытывают дети) может планировать занятия на какую-либо определенную группу звуков или включить в материал занятий все звуки.
Ниже приводится словарный, фразовый и текстовой материал, который может быть использован при закреплении правильного произношения ч, щ и всех остальных пройденных звуков. В то же время в течение третьего периода логопед в большей мере, чем это было до сих пор, при планировании занятий по произношению
ориентируется на программу подготовительной группы массового детского сада, используя имеющиеся методические рекомендации.
Занятия по грамоте по-прежнему происходят два раза в неделю.
На занятиях, как это уже указывалось, дети много упражняются в чтении и складывании слов из букв разрезной азбуки. Как показывает опыт обучения, дети к концу года овладевают правильным слоговым чтением в пределах пройденного и в дальнейшем не испытывают затруднений при обучении грамоте.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!