Занятия, проводимые в третьем периоде обучения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Занятия, проводимые в третьем периоде обучения

2017-08-24 62
Занятия, проводимые в третьем периоде обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Произношение

К началу третьего периода непройденными остаются лишь аф­фриката ч(т', ш'), мягкий длительный звук щ (ш'ш') и диффе­ренциация этих звуков от звуков с, с', т', ш.

Несмотря на имевшее место большое количество упражнений в сравнении звуков дети не всегда легко различают чи щ, ч и т', ч и с'. Нередко возникают затруднения при произнесении трудных по звуко-слоговому составу слов (часовщик, стекольщик и т. п.). Следовательно, планируя первые занятия на эти звуки (как груп­повые, которые обычно начинаются в конце второго периода, так и фронтальные), логопед предусматривает все те упражнения, ко­торые направлены на закрепление правильного произношения отдельных звуков и на дифференциацию звуков (о них подробно говорилось при описании второго периода обучения). В дальней­шем в материал занятий включаются упражнения, связанные с раз­витием грамматически правильной речи.


Примерное распределение занятий таково: звук ч — 2 —3 заня­тия; дифференциация ч—т' — 2—3 занятия; дифференциация ч— с— с' — 2—3 занятия; дифференциация ч—с—с'—ц—т' — 2—3 занятия; звук щ — 2—3 занятия; дифференциация щч — 2—3 за­нятия, дифференциация щ—ш — 2—3 занятия, дифференциация щчс'т' — 3—4 занятия.

Таким образом, около полутора месяцев уходит на овладение перечисленными звуками (примерно вторая половина февраля и весь март). В апреле — мае происходит окончательное закрепление всех поставленных звуков на сложном по структуре и видам работы материале (составление предложений, пересказ, составление рас­сказов).

Чтение и письмо

Одновременно с изучением перечисленных звуков дети обучают­ся грамоте. Следует отметить, что незаконченность формирования фонем ч я щ не мешает усвоению букв, так как эти звуки в грамоту не вводятся, а знакомиться с соответствующими буквами (ч, щ) дети будут в школе, когда процесс формирования всех звуков будет закончен.

Знакомство детей с первыми буквами, как уже говорилось, отно­сится к концу второго периода обучения.

К началу третьего периода дети оказываются знакомыми с че­тырьмя буквами (а, у, м, ш). В начале третьего периода планиру­ются занятия на звук и букву р (звук р к этому времени закреплен в произношении и отдифференцирован от прочих звуков). Знание пяти букв- уже дает возможность приступить к обучению чтению и самостоятельному письму.

Занятия по грамоте проводятся два раза в неделю. За неделю проходится по одной букве. На одном занятии логопед знакомит детей с буквой. На занятиях по письму (которые проводит воспи­татель) дети пишут новую букву и слова с ней, как это указано в азбуке. На следующем занятии логопед осуществляет закрепле­ние полученных знаний.

Кроме того, упражнения в чтении включаются во все занятия по произношению. На них отводится по 5—7 минут (см. занятие на звук ч и на дифференциацию ч —г'). С отдельными детьми, испы­тывающими те или иные затруднения, логопед занимается в часы индивидуальных занятий. Воспитатель организует выполнение зада­ний, которые дает логопед.

В результате многочисленных упражнений (первый и второй периоды обучения) в правильном произнесении звуков, анализе и синтезе звукового состава речи дети оказываются хорошо подго­товленными к овладению чтением и самостоятельным письмом. И все же решение новых задач требует от них значительных усилий.

В речевых группах рекомендуется научить детей слитно, без перебора букв, с четким и правильным произнесением каждого зву­ка читать слоги в две и три буквы; слова в один, два, три слога,


 




состоящие из открытых и закрытых слогов (Шура, шар, кошка, кусок, Тамара), предложения из этих слов. Складывать из букв разрезной азбуки и печатать слоги указанной сложности (с пред­варительным анализом) и простейшие предложения. Эти навыки дети усваивают во время изучения 14 букв (а, у, м, р, ш, п, ы, л, н, с, о, к, х, т) по книге «Азбука для дошкольников».

В это же время закрепляются знания о том, что звуки бывают гласные и согласные, гласные образуют слог, в слове столько сло­гов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и само­стоятельного значения не имеет.

Дети усваивают практическим путем следующие правила право­писания: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в соб­ственных именах и в начале предложения.

Основным приемом при овладении чтением слога является чте­ние по следам анализа. При этом слог или слово после предвари­тельного анализа складываются из букв разрезной азбуки, а затем, непосредственно за разложением слов на слоги и звуки, следует обратный процесс — соединение звуков в слоги и чтение слов по слогам. С самых первых упражнений в чтении надо стремиться к тому, чтобы ребенок читал слово по слогам без перебора букв. Постепенно у детей воспитывается навык одновременного восприя­тия двух, а позднее трех букв. В воспитании этого навыка большое значение имеет чтение слогов. На первых порах обучения чтению подбираются слоги, состоящие из согласного со всеми пройденными гласными (ша, шу, шо) или же все пройденные согласные сочетают­ся с гласными (ша, ра, ма или шу, ру, му). Постепенно задания усложняются: для чтения начинают подбираться различные слоги, например, ма, шу, ар, ам и т. п. После чтения слогов они в устной форме дополняются до слов.

По мере овладения детьми чтением слогов и слов необходимость в постоянном предварительном анализе постепенно отпадает. Те­перь тщательному анализу подвергаются лишь отдельные наиболее трудные или новые по слоговой структуре слова и предложения.

Воспитание навыка чтения требует большого количества упраж­нений.

Кроме тех слогов и слов, которые складываются детьми из букв разрезной азбуки и азбуки для чтения, можно использовать реко­мендуемые для школы таблицы, а также слоги и слова, а позднее предложения, написанные логопедом на доске.

Для индивидуальной работы могут применяться специальные бумажные ленты с написанными на них слогами или словами. Лен­ты протягиваются в прорезь, сделанную в картоне.

При обучении чтению с самых первых занятий необходимо по­стоянно следить за тем, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово и предложение. С этой целью детей просят объяснить значение прочитанных слов или составить с ними предложения. Так, прочитав слово Маша, ребенок поясняет: «Это имя девочки»


или составляет предложение, например: «Маша купает куклу». Прося ребенка объяснить слово, обучающий ни в коем случае не повторяет прочитанные ребенком слова или словосочетания. Ведь смысл вопроса заключается в том, чтобы проверить, понял ли ребе­нок прочитанное им самим слово.

Работа с разрезной азбукой играет роль не только в овладении чтением, но и широко используется при обучении детей самостоя­тельному письму. Кроме складывания после предварительного ана­лиза и без него отдельных слогов, слов, а позднее предложений, применяются и другие приемы, способствующие овладению детьми звуковым составом слов. Большое внимание уделяется всевозмож­ным преобразованиям слов. В результате замены или изменения количества букв дети образуют новые слова. При этом они могут производить цепи преобразований,.например: МашаМараМу­раура; кашакашкакошкамошкамушкамышка и т. п.

Внимание детей при этом обращается на то, что для образова­ния нового слова в нем достаточно заменить один из звуков.

При преобразовании слов логопед следит за тем, чтобы дети не складывали вновь каждое последующее слово, а заменяли только одну букву.

Аналогичные задания даются для самостоятельной работы. Так, например, после того как дети сложат слово Мура, им предлагает­ся подумать, какое новое слово можно получить, изменив только одну букву {Шура, Мара, мука и т. п.).

Рекомендуется также использовать при работе с разрезной азбукой добавление недостающих букв в схеме под картиной, на­пример, под рисунком, изображающим мак, дана схема этого слова в виде трех клеточек, в одной из них напечатана буква, надо доба­вить недостающие:


Изготовление карточек чрезвычайно просто; логопед всегда может подготовить их к занятию в нужном количестве с учетом индивидуальных затруднений детей.

Схема может быть и без изображения предмета; в этом случае можно пропустить в схеме одну или две гласные буквы, одну со­гласную, слог; например, дети получают такие карточки:


 



11 Г. А. Каше



Для самостоятельной работы используется и такой прием: дети получают наборы из 3—4 букв и должны составить из них слова.

Для складывания слов из букв разрезной азбуки можно исполь­зовать вкладыши к азбуке, а также игры типа «Учись читать», где даны разнообразные картинки с изображенными под ними схемами.

Для самостоятельного составления слогов из слов и их прочте­ния применяются картонные ленты с написанными на них слогами или буквами. Ленты продергиваются в прорези, сделанные в листе плотной бумаги или картона. Протаскивая поочередно сначала од­ну, а потом другую ленту, ребенок должен сложить из разрезной азбуки получившиеся слова, пропустив бессмысленные сочетания.

Как уже говорилось, в подавляющем большинстве случаев ника­ких специфических затруднений при овладении чтением и письмом у детей не возникает. С самого начала обучения отмечается осоз­нанное, правильное чтение слогов и слов, быстрое и правильное выполнение всевозможных заданий с буквами разрезной азбуки.

Вместе с тем следует отметить, что у некоторых детей (несмотря на подготовительные графические упражнения, которые велись с первых дней обучения), хорошо анализирующих звуковой состав слова, обнаруживается зеркальность при самостоятельном письме или плохое запоминание букв. В таких случаях логопед и воспита­тели должны немедленно принять меры — увеличить количество упражнений, направленных на развитие пространственных пред­ставлений: письмо букв, выкладывание их из палочек и т. п.

* * *

Планируя занятия по грамоте, логопед учитывает, что дети лого­педических групп, приступая к обучению чтению и письму, уже ясно представляют себе, что слово, обозначающее то или иное поня­тие, может быть разложено на части (слоги и звуки), что части слова снова можно соединить вместе, чтобы получилось слово; они уже не затрудняются в членении предложений на слова и соеди­нении слов в предложение. Кроме того, дети уже изучали все те звуки, с графическим изображением которых^им теперь предстоит познакомиться. Поэтому планы занятий по грамоте несколько отли­чаются от тех, которые рекомендуются для детей, которые обучают­ся в семье и I классе массовой школы.

С самого начала обучения грамоте логопед имеет возможность предложить детям более сложные задания, касающиеся анализа звукового состава речи. Так на занятии, во время которого изучает­ся звук ч (см. стр. 163), т. е. в тот период, когда дети познакомились только с первыми четырьмя буквами, им уже дается задание, тре­бующее ясного представления о звуковом составе слов (подбор слов из данных звуков). На первом занятии, посвященном изучению зву-. ка и буквы р (см. стр. 165), дети вспоминают артикуляцию звука, дают ему характеристику, подбирают слова на этот звук, указывая при этом на место звука в слове, составляют предложения с опре­деленным количеством слов. На втором занятии на тот же звук


и букву (см. стр. 166) детям предлагается сложить слова не только после предварительного анализа, но и самостоятельно, а затем пре­образовать слова путем замены букв.

Учитывая сказанное, содержание каждого первого-занятия, по­священного изучению новой буквы, будет примерно следующим:

1. Повторение артикуляции звука, характеристика звука (глас­ный — согласный, твердый — мягкий, звонкий — глухой).

2. Беседа по иллюстрациям азбуки, составление предложений, деление на слова с указанием порядка слов.

3. Знакомство с новой буквой (печатание ее карандашом в тет­ради в одну линейку).

4. Составление из букв разрезной азбуки слов и их чтение, составление и чтение предложений.

5. Чтение новой страницы азбуки.
Второе занятие строится несколько иначе:

1. Проверка состояния навыка чтения странички азбуки.

2. Всевозможные упражнения с разрезной азбукой, с последую­щим чтением сложенных слов и предложений.

3. Печатание отдельных слов в тетрадях под диктовку (с пред­варительным анализом и самостоятельно).

Примерные планы занятий по произношению и грамоте

Тема: звук ч.

На первых занятиях дет.ч уже познакомились со многими сло­вами, в которые входит этот звук, составляли предложения, учили потешки и стихотворения. На занятии, план которого здесь приво­дится, внимание детей обращается на уменьшительно-ласкательные суффиксы со звуком ч.

Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения звука ч в словах с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2) повторение букв а, у, м, ш.

Оборудование: 1) предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов (или большие и маленькие пред­меты); 2) касса букв большого формата.

Примерный ход занятия

I. Повторение букв (примерно 5 минут).

Логопед спрашивает: «Дети, какие гласные буквы мы учили'» (А, у.)

Затем он предлагает одному из детей найти в кассе букву а и выставить ее на наборном полотне (два экземпляра). Другой ребе­нок находит и выставляет на наборном полотне две буквы у.

Логопед спрашивает: «Дети, а какие согласные буквы мы учи­ли?» (М, ш.) Эти буквы выставляются на наборном полотне (м — два экземпляра, ш — один).


 



Теперь на доске выставлены следующие буквы: а, а, у, у, м, м, ш. Все буквы называются еще раз.

Логопед просит подумать, какие слова можно сложить из этих букв. Ответы детей: «My... мама... Маша... шум... Муму... ум...

ау... уа...».

II. Повторение артикуляции звука ч.
Логопед говорит: «Сегодня мы будем повторять звук ч. Скажем

все вместе ч».

. Затем он спрашивает: «Как мы произносим звук ч?» (Губки немного вытянуты вперед, кончик язычка вверху.)

После этого логопед просит детей придумать по одному слову со звуком ч. Дети выполняют задание.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суф­
фиксами.

Логопед говорит: «Дети, вы все правильно придумали слова со звуком ч и хорошо их произнесли. А теперь я расскажу вам о таких словах, в которых звук ч появляется только тогда, когда мы гово­рим о маленьких предметах».

Логопед показывает детям кувшин (или шапку, подушку и т. п.).

После этого спрашивает: «Что это?» (Кувшин.) Затем просит произнести слово кувшин хором.

Следующий вопрос: «В слове кувшин есть звук ч?» (Нет.)

Логопед показывает детям маленький игрушечный кувшинчик (или кукольную шапочку, маленькую подушечку).

После этого логопед спрашивает: «Что это?» (Кувшинчик.) «В слове кувшинчик есть звук ч?» (Есть.)

Слово кувшинчик произносится хором и отдельными детьми. Так же называется еще ряд больших,- а затем маленьких предме­тов: вазавазочка, уткауточка, рамкарамочка, рубашкарубашечка и т. п.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкатель­
но-уменьшительными суффиксами.

На стол сажают две куклы — большую (Лена) и маленькую (Ниночка). Сегодня их день рождения, они получают подарки.

На другом столе разложены большие и маленькие предметы (или картинки). Вызванный ребенок должен взять любую пару предметов и «подарить» их куклам со словами: «Я подарю Лене утку, а Ниночке — уточку» (или: «Я куплю...; Я купил...; Я хочу подарить... и т. д.).

Так куклам дарятся книжка и книжечка, тетрадка и тетрадочка, лента и ленточка, кошка и кошечка, лодка и лодочка, корзина и корзиночка, платок и платочек, сумка и сумочка и т. п.

V. Подведение итогов занятия.

Логопед дает оценку ответам и активности детей. Задание на вечер: Выучить рассказ «Чижик». У Леночки был чижик. Чижик жил в маленькой клеточке. Чижику было тесно и скучно в клеточке, и он молчал. Леночка выпустила чижика на волю. Чижик полетел и весело запел.


Как уже указывалось, занятия по произношению теперь череду­ются с обучением грамоте. Приведем примерные планы занятий на звук и букву р.

Тема: звук и буква р.

Цель занятия: 1) повторение звука р; 2) знакомство с бук­вой р; 3) анализ, составление из букв разрезной азбуки и чтение двусложных слов.

Оборудование: кассы с достаточным количеством букв (по 5—6 экземпляров каждой буквы); наборное полотно.

Ход занятия

I. Повторение звука р.

Логопед говорит: «Дети, вы все умеете правильно произносить звук р. Сегодня мы будем учить букву р. Вспомните, как мы произ­носим звук р». Дети отвечают: «Язык вверху, он дрожит». Затем задаются вопросы: «Какой это звук? Гласный или согласный?» (Со­гласный.)

Логопед продолжает: «Придумайте по одному слову со зву­ком р. Во всех словах звук р должен быть твердым. Называя слова, говорите, на каком месте находится звук р (радио — звук р на пер­вом месте; армия — звук р на втором месте; пионер — звук р в кон­це слова»).

II. Ознакомление с печатной буквой р.

Дети рассматривают показанную логопедом букву, складывают ее из палочек, укладывают выданные печатные буквы в нужный кармашек буквенной кассы, печатают букву в тетрадях по одной линейке.

III. Детям предлагается рассмотреть страницу 14 азбуки и со­
ставить предложения по рисункам так, чтобы звук р повторялся
возможно чаще. (Рак живет в пруду. Рома поймал рыбу. В парке
распустились розы. Рая играет в мяч. У дома расцвели красные
розы.
И т. п.)

Одно из предложений со словом рама или Рома, например: Ро­ма поймал рыбу, подвергается устному анализу: из него вычленя­ются отдельные слова, указывается на количество и порядок слов в предложении.

IV. После расчленения слова Рома на слоги и звуки оно скла­
дывается из букв разрезной азбуки. Затем, не разбирая слова Ро­
ма,
детям предлагается сложить слова рама, Шура, Мара.

Теперь на столах у детей столбики слов. Слова зачитываются хором и отдельными детьми.

V. Чтение 15 страницы азбуки.

Логопед предлагает детям после чтения отдельных слов пока­зывать соответствующие картинки или пояснять слова. Таким обра­зом проверяется понимание читаемого.

Приведем примерный план второго занятия на звук и букву р.


 




Тема: звук и буква р.

Оборудование: разрезная азбука.

Ход занятия

I. Логопед задает вопросы: «Дети, какие гласные буквы мы
изучаем?» (А, у.) «Какие согласные буквы мы изучаем?» (М, ш, р.)

Логопед просит подойти к наборному полотну тех детей, кото­рые еще недостаточно усвоили буквы. Он дает задание найти ту или иную букву и показать ее остальным.

II. Чтение 15 страницы «Азбуки».

III. Работа с разрезной азбукой.

1. Проводится звуко-слоговой анализ слова Рома. Затем это
слово складывается из букв разрезной азбуки.

Аналогично анализируется слово Мура. Это слово также скла­дывается из букв разрезной азбуки.

Следующие слова — Шура и шар — дети складывают самостоя­тельно.

2. Дети по требованию логопеда прочитывают сложные слова.

3. Все слова, кроме слова Рома, убираются и начинается упраж­
нение в преобразовании слов.

Логопед спрашивает: «Какую одну букву надо изменить в слове Рома, чтобы получилось слово рама!» (Надо взять о и положить а.) Дети преобразовывают слово Рома в слово рама.

Логопед следит за тем, чтобы дети убирали только одну букву и не допускали ненужных перестановок.

Далее дается задание: «А теперь пусть каждый из вас подумает, как из слова рама сделать новое слово, изменив первую букву»

(Рамамама.)

Дети самостоятельно преобразовывают слово мама в слово Ма­ра, Мура и ура.

Дети под диктовку логопеда печатают слова рама и шар.

Детям следует давать возможно больше самостоятельных зада­ний. В данное занятие включены упражнения в составлении слов при наличии и отсутствии предварительного анализа. Проводятся различные преобразования и чтение страницы азбуки.

Логопед может включить в это или другие занятия этого перио­да работу с карточками.

В этом случае к данному занятию следовало бы подготовить

примерно следующие карточки:

Каждый ребенок получает одну карточку. По мере выполнения задания дети обмениваются карточками. Можно предложить детям самостоятельно сложить любые слова из знакомых букв. Все сло­женные слова читаются детьми.

Дети очень любят такого рода самостоятельную работу и ста-

раются сложить возможно большее количество слов. В группе
надо иметь достаточное количество букв разрезной азбуки. Поз­
днее, когда дети узнают больше букв, можно будет, давая задание
самостоятельно подобрать слова, ограничивать детей схемой, на­
пример, дать задание сложить любые слова по такой схеме:
-гт~ ----- г^= (т. е. кошка, мышка, мушка, папка, рамка и т. п.).

Приведем примерный план занятия, посвященного дифферен­циации звуков ч и т'. В это время целесообразно провести упраж­нение в правильном использовании глагола хотеть, который часто употребляется детьми неправильно (хочут вместо хотят; хотйт вместо хочет и т. п.). В план занятия, которое мы здесь приводим, включено одно из таких упражнений. С теми детьми, у которых обнаружатся подобные ошибки, воспитателям следует провести еще ряд аналогичных упражнений.

Тема: дифференциация звуков ч и т'.

Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения звуков ч и т'; 2) повторение букв а, у, м, ш, р.

Оборудование: 1) картинки для составления предложе­ний; 2) написанные на доске слоги.

Примерный ход занятия

I. Чтение написанных на доске слогов. Устное преобразование
слогов в слова (примерно 5 минут).

На доске написаны следующие слоги:

Ма.. My у. шу.

Ма.. ра., Шу.. а.

Ро.. а. My.. у.

Слоги читаются хором или отдельными детьми. Затем слоги преобразуются в слова. Количество добавленных звуков соответ­ствует при этом количеству точек. Слова не должны повторяться.

(По этим слогам могут быть составлены следующие слова: мама, Маша, Рома, Мура, рама, ау, уа, Шура, муха, шуба, ам, ум.)

II. Повторение звуков т' и ч.

Логопед спрашивает: «Дети, какой звук повторяется в словах: тетя, Катя, Петя, телефон}» (Звук т'.) «А в словах чайник, бочка, туча, качели?» (Звук ч.)

Затем логопед говорит: «Сегодня мы будем повторять звуки ч и г'».

Логопед предлагает детям попеременно произносить звуки ч и г', чтобы дети почувствовали, что при произнесении звука г' язычок прижимается к зубам, а при произнесении ч — отодвигает­ся от них.

Логопед опрашивает детей, для которых характерно нестойкое произнесение этих звуков.

III. Произнесение слоговых сочетаний.


 


Рис. 43 Рис. 44

 

Детям предлагается повторять сочетания типа: чатятя; течочо; ат'ачат' и т. п.

Это упражнение может быть проведено в виде соревнования команд или на отметку. В последнем случае на доске записывают­ся имена всех детей: каждый ребенок получает новое задание; от­веты оцениваются.

IV. Составление (по картинкам) и правильное произнесение
предложений с глаголом хотеть.

С помощью сюжетной картинки дети отвечают на вопрос лого­педа: «Что хочет Леночка достать с полки?» Ответ: «Леночка хочет достать с полки мячик». Предложение произносится хором и отдельными детьми. Логопед следит за правильностью произне­сения каждого звука.

Логопед спрашивает: «А как надо сказать про детей?» (Дети хотят достать с полки мячик.)

И это предложение четко произносится детьми.

Аналогично составляются предложения: Катя хочет купить птичку.Дети хотят купить птичку. Витя хочет покачаться на ка­челях.Дети хотят покачаться на качелях. Петя хочет купить удочку.Дети хотят купить удочку.

V. Заучивание рассказа «Очки».

Логопед читает рассказ: «Дедушка надел очки. Он стал читать книгу. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки».

Логопед прочитывает рассказ и задает детям следующие вопро­сы: «Что надел дедушка? Что стал делать дедушка? Кто подошел к дедушке? Что сказал внучек? Правильно ли думал внучек?»

VI. Подведение итогов и оценка ответов детей.

На вечер дается задание выучить рассказ «Очки». Кроме того, воспитателю поручается провести с отдельными детьми" упражне­ния в правильном употреблении глагола хотеть.

Следующее занятие, посвященное изучению звуков ч и т' (не считая повторения букв), можно начать с проверки задания, кото­рое было дано на дом.

Основным содержанием этого занятия может быть составление рассказа по серии картин (используется текст «Синичка»). Дети составляют примерно такой рассказ:

Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли фор­точку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она ста­ла клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, по­шли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела (рис. 43, 44, 45, 46).

Не следует спешить с изучением звуков ч и щ и их дифференци­рованием от ранее пройденных звуков. Не надо забывать, что мно­гие дети еще недостаточно свободно употребляют в трудных соче­таниях некоторые из ранее пройденных звуков. Если первоначаль-


Рис. 45 Рис. 46

ное закрепление правильного произнесения звуков ч и щ есть возможность провести на основе использования простых по слого­вому и звуковому составу слов (чай, чайник, качели, щенок, щет­ка и т. п.), то в последующие групповые и фронтальные занятия необходимо включить сложные по звуко-слоговому составу слова (На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки). Кроме предложений и текстов, логопед теперь имеет возможность брать материал из любых специальных сборников или учебников для массовых, вспомогательных и других специальных школ.

Приведем примерный план занятия, посвященного дифферен­циации звука ч от звуков с', с, т', ц.

Тема: дифференциация звука ч от с', с, т', ц.

Цель занятия: 1) закрепление правильного произнесения звука ч в трудных словах со звуками с', с, т', ц; 2) чтение двуслож­ных слов.

Оборудование: 1) предметные и сюжетные картинки; 2) слова, написанные на доске.


Примерный ход занятия

I. Чтение слов (примерно 5 минут).

На доске написаны двусложные и односложные слова, состав­ленные из пройденных букв а, у, м, ш, р, п:

рама папа Мура шар

Шура Паша Мара шум

Маша мама Рома пар

Слова читаются хором и отдельными учениками.

П. Произнесение слогов, содержащих звуки чсс'цт.

Логопед говорит: «Дети, сейчас я проверю, как вы произносите
трудные слоги». Для повторения даются примерно такие слоги:
чаач, тяна, асасач, сяча—ся, ча—ца—ца и т. п.

III. Подбор слов (с помощью предметных картинок) со звука­
ми ч, ц, с', с, т'.

Примерные слова: удочка, цыпленок, утенок, косилка, чемодан, велосипед и т. п. (по 2—3 картинки на каждый звук).

IV. Заучивание обозначающих профессии трудных слов и со­
ставление с ними предложений (по картинкам, по вопросам, по
опорным словам).

Логопед задает вопросы: «Это кто?» (Учительница.) «Что де-лает учительница?» (Учительница учит детей.) «Кто это?» (Врач.) «Что делает врач?» (Врач лечит больных.)

Аналогичным образом могут быть заучены слова почтальон, птичница, ткачиха, милиционер, трубочист, мотоциклист и др.

Составляются и заучиваются предложения: Почтальон разносит

письма, журналы и газеты. Милиционер регулирует уличное дви-

жение. Трубочист чистит трубы. Ткачиха ткет ткань. (Этот мате­риал распределяется на ряд групповых и вечерних занятий.)

V. Подведение итогов занятия.

Логопед отмечает активных детей, оценивает их ответы, дает

задание на вечер.

Так же тщательно отрабатывается звук щ и производится его дифференциация от звуков ч, с', ш.

Приведем примерный план занятия на звук щ.

'Тема: звук щ.
Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения
звука щ; 2) чтение слов (закрепление пройденного).

Оборудование: 1) предметные и сюжетные картинки;

2) записанные на доске слова.

Примерный ход занятия

I. Чтение слов (по усмотрению логопеда).

II. Постановка цели занятия.
Логопед зачитывает детям рассказ «Товарищ»: Петя заболел.

Он лежал и ждал товарища. Товарищ пришел. Петя был рад това­
рищу. Петя с товарищем стал играть в шашки. Вечером Петя рас-

сказал маме о товарище. Хорошо иметь товарища (рис. 47).


Рис. 47

Логопед спрашивает: «Кто догадался, какой звук мы сегодня будем учить?» (Щ.) Затем он просит хором произнести звук щ. После этого он проверяет, как звук щ произносится отдельными детьми.

III. Сравнение звука щ со звуками ш, с', ч.

Логопед произносит ряд слов, дети хлопают в ладоши, услы­шав слово со звуком щ. Примерные слова: ткач, носильщик, маши­нист, ласточки, дощечка, товарищ, велосипедист и т. п.

IV. Заучивание рассказа «Товарищ».

1. Прочитав еще раз рассказ «Товарищ», логопед предлагает детям заканчивать (с помощью вопросов) произносимые им пред­ложения словом товарищ. Предложения: Петя ждал кого? (това­рища). К Пете пришел кто? (товарищ). Петя стал играть с кем? (с товарищем). Петя рассказал маме о ком? (о товарище). Хорошо иметь кого? (товарища).

2. Заучивание рассказа «Товарищ».

V. Подведение итогов занятия.

Логопед задает вопрос: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук щ.) Затем он просит придумать по одному слову со зву­ком щ.

После того как будут отработаны все звуки речи, логопед (в за­висимости от конкретных затруднений, которые испытывают дети) может планировать занятия на какую-либо определенную группу звуков или включить в материал занятий все звуки.

Ниже приводится словарный, фразовый и текстовой материал, который может быть использован при закреплении правильного произношения ч, щ и всех остальных пройденных звуков. В то же время в течение третьего периода логопед в большей мере, чем это было до сих пор, при планировании занятий по произношению


 




ориентируется на программу подготовительной группы массового детского сада, используя имеющиеся методические рекомендации.

Занятия по грамоте по-прежнему происходят два раза в не­делю.

На занятиях, как это уже указывалось, дети много упражняют­ся в чтении и складывании слов из букв разрезной азбуки. Как по­казывает опыт обучения, дети к концу года овладевают правиль­ным слоговым чтением в пределах пройденного и в дальнейшем не испытывают затруднений при обучении грамоте.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.