Картинный п текстовой материал, который может быть — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Картинный п текстовой материал, который может быть

2017-08-24 58
Картинный п текстовой материал, который может быть 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Использован логопедом при закреплении правильного

произношения звука л

Лапа, лампа, лото, лак, лук, луна, лодка, одеяло, вилка, палка, кукла, полка, пенал, мел, пол, потолок, волк, юла, мыло, пилот, весло, колун, голуби, вилы, балкон, булка, белка, дятел, факел, блокнот, яблоко, каблук, флаг, клоун, клубок, клубника, галка, иголка, футбол, плот, халат, галстук, платье.

Все эти слова не содержат других трудных звуков (с, ш, з и пр.), поэтому их целесообразно использовать на начальных этапах закрепления звука л, а также в тех случаях, когда звуки с, з, ш и др. еще недостаточно свободно произносятся.

Слон, стол, стул, скалы, лось, велосипед, скакалка, осел, свекла, глобус, под-


солнух, сеялка, косилка, солонка, глаза, козел, зал, вокзал, ландыш, калоши, ве­шалка, школа, лошадь, шило, шланг, шлагбаум, колодец.

Все эти слова включаются в материал упражнений при отсутствии у детей за­труднений при произнесении звуков с, з, ш, ц.

Мила пьет молоко. Над столом висит лампа. Около стола два стула. В бутылке молоко.

В лодке два весла.

Под столом белый кот.

Клава вымыла пол.

Алла купила куклу.

Алла сшила кукле голубое платье.

Л

Ползун ползет, иголки везет. (Еж.)

В воде купался, а сух остался. (Гусь.)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)

Зимой

Была зима, но было тепло. В саду было много снега. Павел стал делать из снега куклу. Вот голова, а вот глаза. Славная кукла!

Заноза

Мила занозила ногу. Мила заплакала и показала ногу маме. Мама вынула за­нозу и смазала ногу йодом.

Кот

В бидоне было молоко. Кот толкнул бидон. Бидон упал. Молоко потекло. Кот лакал молоке (рис. 22).

Яблоко


Рис. 22 133

В саду стояла яблоня. На яблоне спелые яблоки. Мила стояла под яблоней. Она не могла достать яблоки. Но вот одно яблоко упало. Мила подняла яблоко. Оно было спелое и сладкое.


 

Кукла

Мама купила Клаве куклу. Клава назвала куклу Таней. Клава сама связала Тане одеяло. Тепло будет Тане.

лил'

Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты.

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)

Стало тихо, тихо, тихо, спит в углу моя слониха. Двое маленьких слонят спать давным давно хотят.

Лена искала булавку, А булавка упала под лавку,. Под лавку залезать было лень, Искала булавку весь день.

Клумба

У дома сад. Мила сделала в саду клумбу. Она посадила на клумбу тюльпа­ны. Мила сама полола тюльпаны и поливала их. Мама хвалила Милу.

Зима

Наступила зима. Выпал снег. Он хлопьями падал на землю. Лева выходит на улицу. На улице землю затянуло легким слоем льда. Лева ступил на лед, и он сломался. Подо льдом была вода.

л, л', ш, ж

Была зима, Зонтик я, весь белый, белый,

Был холод, снег. Я большой и самый смелый,

Ушла зима, Я по воздуху летаю,

И снегу нет. С облаков людей спускаю.

(Парашют.)

Холодной, снежной зимой Спал жук у меня на головке.

Я долго спала под сосной, Но слышу, зовет меня май:

Лежать мне там было неловко; «Фиалка; фиалка, вставай».

Белка

В лесу стояла большая ель. В ели было дупло. В дупле было гнездо белки. У белки были детки. Коля пошел в лес и поймал маленькую белку. Коля посадил белку в клетку. Жила белка у Коли в клетке (рис. 23).

Умная галка

Хотела галка пить. В саду, на столе, стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить (рис. 24).


Рис. 24

Рис. 23

Шалуны

Шел дождь В саду были большие лужи. Павлик и Клава шалили Они бе­гали по лужам. Клава бежала с флажком. Ой, беда, Клавин флажок упал в лужу.

Ясли

Люба мала. Ее водят в ясли. В яслях много маленьких детей У Любы тележ­ка, а у Клавы кукла. Люба и Клава посадили куклу в тележку и стали ее катать А у Коли лошадка. Коля сел на лошадку и поехал: «Но, но, лошадка'» Валя и лена укладывают спать лохматого мишку. Весело детям в яслях.

Мишка-лакомка


Рис. 25 135

Ходил медведь по лесу. Остановился косолапый, послушал, носом повел слы­шит медведь—медом пахнет. Вкусный мед. Сунул медведь лапу в дупло и достал сладкий мед. Сосет медведь лапу и доволен. Полакомился медведь и пошел к свое в глубь леса (рис. 25).


Рис. 26 Рис. 27

Котик

У Милы был котик. Он был с белыми пятнами. Мила назвала его Беляк. Беляк
был большой шалун. Однажды мама вязала Миле теплые носки. На столе лежал
клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул,
со стула на стол и давай лапками толкать клубок. Клубок упал со стола на пол.

Котик катал клубок по полу, толкал его лапками. Беляк катал, катал клубок

и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, ай, какой ты шалун, Беляк!» (рис. 26, 27).

ЗВУК Ж. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ж — 3, Ж — Ш, С — Ш — 3—Ж

Отработка звука ж и дифференциация звуков ж'ш и жз про­
исходят в короткие сроки, если этому предшествует тщательная
и длительная отработка звуков с и ш. Проведя одно-два занятия на,

звук ж и дифференциацию жш и ж —з, логопед переходит к окон­чательному закреплению звуков с—ш—з—ж, на что планируется не менее двух-трех занятий.

План занятий, посвященных изучению звука ж и его дифферен-

циации от звуков ш и з, не отличается от предыдущих, т. е. занятие

обычно начинается с уточнения артикуляции и произношения, затем идет сравнение звуков, устанавливается, что звук ж — звонкий, его глухой парой является звук иг.

При сравнении звука ж со звуком з обращается внимание на различие в артикулировании — при произнесении звука ж язык поднимается кверху, при произнесении з опускается за нижние зубы. Затем проводится закрепление звуков на материале слогов,

слов, предложений, текстов. В это время в активный, правильно произносимый словарь вводится предлог между; проводятся упраж­нения в правильном употреблении предлогов за, из-за, из-под; дети учатся правильно произносить ряд прилагательных, образованных от существительных,— стеклянный, пластмассовый, кожаный, же­лезный, снежный. Со всеми этими прилагательными дети знакоми­лись в течение года на занятиях по развитию речи. Теперь они окончательно усваиваются в связи с заучиванием трудных по струк­туре и звуковому составу слов. Одновременно закрепляются зна­ния и навыки, касающиеся анализа звукового состава слова. Повто­ряются те упражнения, о которых говорилось выше. Материал под­бирается в соответствии с затруднениями, которые еще имеются у детей. Повторно включаются упражнения в анализе и синтезе сло­гов и слов со стечением согласных (школа, глаза, стол и т. п.). Приведем примерный план занятия на дифференциацию звуков

Ж И 3.

Тема: дифференциация ж и з.

Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения звуков ж и з в слогах, словах и предложениях с предлогами между, за, из-за, из-под; 2) анализ и синтез слогов и слов со стечением согласных (повторение).

Оборудование: предметные картинки, желуди, мел, доска, наборное полотно.

Примерный ход занятия

I. Постановка цели занятия.

Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем повторять звуки ж к з. Скажите все ж (дети произносят звук ж), а теперь — з (дети произносят звук з)».

Затем логопед задает вопросы: «Чем похожи эти звуки?» (Звук ж звонкий и звук з звонкий.) «Какая разница между этими звука­ми?» (Когда мы говорим ж, язычок поднимается вверх, а когда говорим з — язычок опускается за зубки.)

II. Произнесение слоговых сочетаний из трех элементов. Разви­
тие внимания и памяти.

Логопед говорит: «Дети, сейчас мы устроим соревнование, по­смотрим, чья команда наберет больше очков. Надо внимательно слушать, я буду говорить слоги только один раз. Кто правильно по­вторит, тот получит очко».

Логопед вызывает отдельных детей. Каждому предлагается по­вторить новое слоговое сочетание, например: жбазбажба; здаздажда; згожгозго и т. п.

III. Различение слов, содержащих звуки жиз.

С помощью предметных картинок, выставленных на наборном полотне, например: зубы, желуди, козы, жаба, лужа и др., дети выбирают слова со звуком ж, правильно их произносят, определяют


место звука ж. Затем называют оставшиеся картинки. Устанавли­вается, что в каждом слове есть звук з, определяется место этого звука.

IV. Анализ слогов со стечением согласных (повторно, см. заня­
тие на знак л).

На этом занятии подбираются слоги со звуками з и ж, т. е. де­тям предлагается дополнить примерно такие слоги: базбл; гужгу, дажда, зазба, т. е. звук добавляется или в начале слога или в середине.

Каждый раз, после анализа и преобразования слога, определя­ется, какой из звуков ж или з есть в слоге.

Упражнение может быть проведено в форме игры в «живые звуки».

V. Употребление в активной правильно произносимой речи пред­
логов за, из-за; из-под, между; развитие внимания, памяти.

Детям предлагается выполнить ряд заданий такого типа: «Встань между пианино и столом, возьми из-за пианино желудь и положи его между двух книг». (Логопед заранее раскладывает желуди и другие предметы в соответствии с запланированными во­просами.) После того как ребенок выполнит задание, ему предла­гается сказать, что он сделал: «Я встал между пианино и столом, взял из-за пианино желудь и положил его между двух книг».

В другом случае ребенку говорится: «Найди два желудя —один из них лежит между стулом и доской, а другой — за доской». Вы­полнив задание, ребенок отчетливо произносит: «Я нашел желуди, этот лежал между стулом и доской, а этот — за доской».

По указанному типу логопед подбирает еще ряд заданий.

V. Подведение итогов занятия.

Еще раз сравниваются звуки з и ж, подбираются слова с этими звуками.

Занятие, план которого здесь приведен, намного сложней тех, которые проводились ранее. Дети способны самостоятельно сравни­вать звуки, выполнять трудные упражнения по звуковому анализу, строить и произносить распространенные предложения с различны­ми предлогами.

Опишем еще одно занятие. Это занятие посвящено дифферен­циации звуков сшзж.

Тема: дифференциация звонких и глухих звуков.

Цель занятия: 1) правильное употребление в речи звуков с—ш—-з—ж, 2) анализ слов со стечением согласных в составе сло­га (школа, стол).

Оборудование:/ 1) предметы из стекла (стакан, ваза, бу-'тылка, банка), пластмассы (самолет, машина, жук, миска, звезда, автобус и др.), кожи (кошелек, кукольный башмачок, пояс), железа (гвоздь, поезд, молоток), бумаги (петушок, самолет), снега (снего­вик и снежок), 2) доска, мел, наборное полотно.


Примерный ход занятия

I. Постановка цели.

Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем учиться правильно произносить звуки с, з, ш, ж в трудных словах». Логопед просит вспомнить, какие из этих звуков мы называем звонкими, а какие — глухими. Дети отвечают.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепле­
ние понятий «слог», «слово».

Логопед говорит: «Дети, встаньте в круг, будем играть в мяч. Я буду вам бросать мяч и давать задание произнести слог или слово со звуками с, з, ш или ж Так, например, если я скажу: «Слог со звуком с», вы должны будете придумать любой слог с этим звуком — са, су, ас, сна и т. п., а если я скажу: «Слово со звуком з», то вы должны произнести любое слово с этим звуком — коза, зубы, звезда».

Это упражнение можно провести в виде соревнования. В этом случае на доске пишут имена детей. Каждому из детей поочередно дается то или иное задание, за выполнение которого ставят оценки.

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении
прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный
(-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

(В течение года дети знакомились с этими прилагательными на занятиях по развитию речи; многими детьми эти слова специ­ально заучивались под руководством логопеда. После этого дети упражнялись в их правильном употреблении на групповых за­нятиях.)

На столе выставлены различные предметы, сделанные из ука-занного материала.

Логопед говорит: «Дети, посмотрите внимательно на эти пред­меты. Каждый из них сделан из какого-то материала. Кошелек сде­лан из кожи, значит, он какой?» (Кожаный.) «Ваза сделана из стекла, значит, она какая?» (Стеклянная.) И т. д.

Логопед продолжает: «Сейчас тот, кого я вызову, подойдет к столу, возьмет любой предмет, скажет, какой он и из чего он сде­лан, например: «Стакан сделан из стекла, он стеклянный». Гово­рить надо очень хорошо, четко. Я буду ставить отметки за правиль­ный ответ и за хорошее произношение всех слов. Давайте скажем все вместе: «Гвоздь сделан из железа, он железный». Андрюша, повтори еще раз: «Гвоздь сделан из железа, он железный».

По вызову логопеда дети подходят к столу, выбирают предмет, говорят, из чего он сделан.

Далее логопед продолжает:

«А теперь подойди, Юра, отбери все пластмассовые предметы. (Юра отбирает.) Назови их». (Юра перечисляет предметы.) «Из чего сделаны все эти предметы?» (Все эти предметы сделаны из пластмассы.) «Значит, они какие?» (Пластмассовые.)

(Не обязательно проводить эти упражнения на одном занятии.
Их можно распределить на два — три.)


 




IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе
слога.

На этом занятии целесообразно составить схемы слов или устно разобрать звуковой состав следующих слов: сто, стол, шкаф, стул, звук, школа.

Внимание детей обращается на то, что в слове может быть четы­ре звука и только один из них гласный. Такие слова являются одно­сложными.

После анализа какого-либо слова детям задается вопрос: «Какой из повторяемых на этом занятии звуков есть в слове?»

V. Подведение итогов занятия.

Логопед задает вопросы: «Какие звуки мы сегодня повторяли? (С, з, ш, ж.) «Какие трудные слова с этими звуками мы учили?» (Железный, пластмассовый, стеклянный...)

Как видно, материал занятия стал еще сложнее.

Детям приходится произносить много трудных по звуковому и слоговому составу слов (в отдельности и в составе предложений).

Постепенно усложняются упражнения, имеющие в виду ана­лиз слов.

Материал для закрепления правильного произношения теперь подбирается с большей легкостью. Непройденными остались лишь звуки р, р', ч и щ, но к этому времени все дети овладевают правиль­ным произнесением этих звуков.

И все же в материал фронтальных занятий звуки р, р', ч и щ пока не включаются.

Приведем словарный и фразовый материал, который может быть использован для закрепления звука ж, а затем сшзж.

Большинство слов, предложений, текстов, которые здесь приво­дятся, не содержит, не только не пройденных звуков, но и звука л. Такой подбор материала вызван тем, что нередко звук ж оказы­вается поставленным раньше твердого л или ставится одновремен­но с ним.

Более сложный в звуковом отношении материал (т. е. со зву­ками л, р и др.) логопед по мере надобности может найти в имею­щихся сборниках.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.