О знакомстве с первыми буквами — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

О знакомстве с первыми буквами

2017-08-24 85
О знакомстве с первыми буквами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К этому времени логопед и воспитатели подготавливают следую­
щие пособия: сшитые из материи кассы; буквы разрезной азбуки
(по 5—6 одинаковых букв на каждого ребенка); разрезную азбуку
крупного размера; кассу для хранения крупных букв.

Следует рассчитать занятия так, чтобы во время закрепления
правильного произношения звуков рр', лл' дети познакомились
с буквами а, у, м, ш. Такой подбор букв отвечает принципам, кото-

рые были изложены выше,— довести уровень фонематического раз­вития до такого предела, при котором дети правильно произносят и различают звуки, и только после этого начинать обучение грамоте.

Звуки any, которые являлись предметом осознанного анализа с начала года, без сомнения давно уже превратились в четко раз­личаемые, противопоставленные всем звукам фонемы.

Это же можно сказать и про звук ш, который в процессе обуче­
ния был отдифференцирован от всех близких звуков, в частности
от с и от ж, с которыми он наиболее часто смешивается. На овла­
дение звуком м до сих пор не было выделено специальных занятий,
так как этот звук не смешивается, как правило, с другими звуками
речи и правильно произносится всеми детьми. Понятно, что в связи
с усвоением других звуков было проанализировано большое коли­
чество слов со звуком м, например, мак, лампа, марка и т. п. Зву-
ку м (перед показом буквы) следует уделить больше внимания,
чем уже отработанным в произношении звукам. Вначале внимание
детей обращается на артикуляцию этого звука (губы сжаты, воздух проходит через нос), затем проводятся упражнения в подборе слов с этим звуком, в определении места звука в слове. Обычным поряд­ком показывается соответствующая буква. Дети узнают, что звуки и буквы бывают гласные и согласные.

Начертания букв, с которыми дети знакомятся на занятиях ло­гопеда, закрепляются в часы, отведенные для письма (эти занятия проводятся воспитателями).

Специальные занятия по обучению грамоте планируются с нача­ла III периода обучения, а пока дети знакомятся с буквами на занятиях произношением, как это показано ниже.

Тема: звуки р и р'.

Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения звуков р и р'; 2) анализ звукового состава слова. Повторение прой­денного.

Оборудование: 1) предметные картинки; 2) доска, мел, наборное полотно.

Примерный ход занятия

I. Постановка цели занятия.

Логопед говорит: «Дети, послушайте, что я вам скажу:

Мы убираем двор с утра Метем усердно во дворе

рарара-рарара! ререре-ререре!

Весь мусор соберем в ведро Вот двор и убран — раз, два три

ророро-ророро! ририри-ририри».

Затем он задает вопросы: «Как вы думаете, какие два звука мы будем сегодня учиться правильно говорить?» и р'.) «Как мы говорим эти звуки?» (Язычок поднимается вверх и дрожит.)

Логопед проверяет правильность произнесения звуков р и р' от­дельными детьми.

II. Закрепление правильного произношения звуков р и р'.

Проводится как игра «Эхо». Одной половине детей дается зада­ние произносить какой-либо прямой слог со звуком р (т. е. ра, ро, ру или ры) или слоговое сочетание. Вторая половина детей («эхо») повторяет аналогичный слог (или сочетание) с мягким звуком, на­пример: 1-я группа — ра-ра-ра; 2-я — ря-ря-ря и т. п.

III. С помощью картинок детям предлагается подобрать слова
к схеме типа крыша:

Примерные картинки: рак, портфель, смородина, крыша, груша, ворона, грибы, пионер и т. п., т. е. слова, намеченные для анализа (крыша, груша, грибы), чередуются со словами другого слогового состава.

Последовательно разбирается слоговой и звуковой состав каж­дого из выделенных для анализа слов.

IV. Составление предложений с глаголами прыгать, подпрыги­
вать, перепрыгивать, спрыгивать.


 



 



 


1. Проверка понимания выделенных глаголов. (Детям неодно­
кратно давались подобного рода задания в течение года.)

Логопед дает примерно такие инструкции: «Надо один раз спрыгнуть со стульчика, а потом два раза перепрыгнуть через стульчик». Или: «Надо три раза подпрыгнуть, а потом попрыгать по комнате».

2. Дети выполняют подобного рода задания, а потом говорят,
что они делали, например: «Я два раза подпрыгнул, а потом "попры­
гал по комнате».

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал
в начале занятия.

VI. Подведение итогов занятия.

Логопед оценивает активность и ответы детей.

Тема: звуки рл.

Цель занятия: 1) закрепление звуков р и л; 2) знакомство с буквой а.

Оборудование: 1) предметные картинки; 2) кассы для букв, буквы разрезной азбуки, палочки для складывания буквы.

Примерный ход занятия

I. Постановка цели занятия.

Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем повторять звуки л и р».

Затем он задает вопрос: «Чем отличаются эти звуки?.» (Когда мы говорим р — язычок дрожит, а когда говорим л — не дрожит.)

П. Упражнение в произнесении слов и развитие памяти.

Логопед говорит: «Сейчас я посмотрю, кто из вас умеет хорошо слушать».

Логопед произносит по 4—5 слов со звуками рил. Дети долж­ны их запомнить. Примерные ряды слов: полкарубашкато­порлампа; вилкарамаворонапеналтруба и т. п.

III. Подбор существительных к прилагательным белый (-ая,
-ое, -ые)
и красный (-ая, -ое, -ые).

С помощью предметных картинок по инструкции логопеда («Про какие предметы можно сказать красный... красная... белая и т. п.?») дети подбирают соответствующие картинки.

Примерные картинки: предметы красного цвета — флаг, трам­вай, пионерский галстук; крыша, тарелка, труба; платье, кресло, ведро; шары, трамваи, помидоры; предметы белого цвета — халат, кролик, холодильник, конверт; кастрюля, дверь, полка; белье, обла­ко, весло; розы, рамы, карандаши, пальто. (Аналогично можно подобрать предметы голубого и желтого цвета.)

IV. Знакомство с буквой а.

1. Логопед говорит: «Дети, сегодня у нас радостный день. До сих пор мы только произносили звуки или слова, а теперь будем учиться читать и писать. Придумайте по одному слову со звуком а». Дети легко справляются с этим заданием. Далее он задает вопросы:


«Как мы произносим звук а?» (Рот широко открыт.) «Как мы на­зываем звук а?» (Это гласный звук.)

Логопед показывает детям большую и маленькую буквы а и со­общает детям, что все буквы бывают большими и маленькими, что имена всегда пишутся с большой буквы.

Детям предлагается выложить букву а из палочек. Затем раз­даются кассы и буква а. Дети рассматривают букву и убирают в со­ответствующие кармашки касс.

Буква а (большого формата) красного цвета (так обозначаются гласные буквы) прикрепляется к правой стороне доски.

2. Составление схем слов рак, лапа, Рома, рама, лак и т. п.

Каждый раз, после того как схема составлена и слово проана­лизировано обычным порядком, т. е. установлено, сколько в нем слогов, каков звуковой состав каждого слова, какие в слове глас­ные звуки, дети вписывают букву а в схему. Составляя схемы из полосок, дети пользуются буквой из разрезной азбуки.

V. Подведение итогов занятия.

Логопед отмечает наиболее активных детей и оценивает ответы.

Так, в конце второго периода обучения дети начинают знако­миться с буквами. После показа буквы с дети пишут ее на занятиях по письму. В последующие 1—2 занятия по произношению вклю­чается повторение этой буквы и вписывание ее в схему слова, как это было показано при описании плана занятия.

Не раньше чем через день повторяется звук у и показывается вторая буква (у).

В занятие, Посвященное дифференциации звуков рр'лл', включено повторение букв а и у.

Тема: звуки рр'лл'.

Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения звуков р, р', л, л' в словах, предложениях и текстах; 2) повторение звуков и букв а и у.

Оборудование: 1) серия картин для составления рассказа (перечислены при описании хода занятия); 2) доска, мел.

Примерный ход занятия

I. Постановка цели занятия.

Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем повторять звуки р, р', л и л'».

Затем он спрашивает: «Какие из этих звуков мягкие?» {Р' и л'.) Потом он просит придумать по одному слову со звуком р\ Логопед опрашивает несколько человек. Затем логопед просит придумать по одному слову со звуком л' (ответы детей). После этого задает вопрос: «Звуки р и л твердые или мягкие?» (Твердые.)

Детям предлагается придумать по одному слову со звуком р', а затем со звуком л'.

П. Составление рассказа по серии картин.

Дается такая серия картин: 1) лежит раненый солдат; 2) к нему

 


бежит санитарная собака; 3) раненый перевязывает ногу; 4) при­шли на помощь санитары.

Составляется примерно такой текст.

Собака-санитар

Один солдат был ранен. Он упал. Раненый ""'лежал долго. Вдруг он слышит, лает собака. Это была санитарная собака. На спине у нее была сумка с красным крестом. В сумке были бинты и лекар­ства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро при­вела санитаров (рис. 31, 32, 33).


III. Повторение букв а и у.

Последовательно показываются буквы а и у. Дети их называют.

Для -анализа подбираются слова со звуками р, л, а, у, напри­мер: рука, луна, стул, кран и т. п.

Проводится анализ этих слов, зарисовываются схемы, вписы­ваются гласные буквы.

IV. Подведение итогов занятия.

Логопед отмечает активных детей и оценивает ответы.

На, данном занятии детям впервые было предложено составле­ние рассказа по серии картин. Содержание рассказов в большей мере определяется темами, которые проходятся на занятиях по раз­витию речи. Данный рассказ может быть, например, запланирован в связи с изучением темы «Домашние животные».

В связи с изучением звука р и дифференциацией рр'лл' можно подобрать большое количество слов, предложений, текстов. Теперь из материала фронтальных занятий исключаются только звуки ч и щ. В то же время логопедам рекомендуется иметь картин­ный материал на звук р с исключением л, а также ш и ж, произ­ношение которых может исправляться (в соответствии с индивиду­альными планами) позднее или одновременно со звуком р.


 



Рис 31



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.