Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-08-24 | 85 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
К этому времени логопед и воспитатели подготавливают следую
щие пособия: сшитые из материи кассы; буквы разрезной азбуки
(по 5—6 одинаковых букв на каждого ребенка); разрезную азбуку
крупного размера; кассу для хранения крупных букв.
Следует рассчитать занятия так, чтобы во время закрепления
правильного произношения звуков р — р', л — л' дети познакомились
с буквами а, у, м, ш. Такой подбор букв отвечает принципам, кото-
рые были изложены выше,— довести уровень фонематического развития до такого предела, при котором дети правильно произносят и различают звуки, и только после этого начинать обучение грамоте.
Звуки any, которые являлись предметом осознанного анализа с начала года, без сомнения давно уже превратились в четко различаемые, противопоставленные всем звукам фонемы.
Это же можно сказать и про звук ш, который в процессе обуче
ния был отдифференцирован от всех близких звуков, в частности
от с и от ж, с которыми он наиболее часто смешивается. На овла
дение звуком м до сих пор не было выделено специальных занятий,
так как этот звук не смешивается, как правило, с другими звуками
речи и правильно произносится всеми детьми. Понятно, что в связи
с усвоением других звуков было проанализировано большое коли
чество слов со звуком м, например, мак, лампа, марка и т. п. Зву-
ку м (перед показом буквы) следует уделить больше внимания,
чем уже отработанным в произношении звукам. Вначале внимание
детей обращается на артикуляцию этого звука (губы сжаты, воздух проходит через нос), затем проводятся упражнения в подборе слов с этим звуком, в определении места звука в слове. Обычным порядком показывается соответствующая буква. Дети узнают, что звуки и буквы бывают гласные и согласные.
|
Начертания букв, с которыми дети знакомятся на занятиях логопеда, закрепляются в часы, отведенные для письма (эти занятия проводятся воспитателями).
Специальные занятия по обучению грамоте планируются с начала III периода обучения, а пока дети знакомятся с буквами на занятиях произношением, как это показано ниже.
Тема: звуки р и р'.
Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения звуков р и р'; 2) анализ звукового состава слова. Повторение пройденного.
Оборудование: 1) предметные картинки; 2) доска, мел, наборное полотно.
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Дети, послушайте, что я вам скажу:
Мы убираем двор с утра Метем усердно во дворе
рарара-рарара! ререре-ререре!
Весь мусор соберем в ведро Вот двор и убран — раз, два три
ророро-ророро! ририри-ририри».
Затем он задает вопросы: «Как вы думаете, какие два звука мы будем сегодня учиться правильно говорить?» (Р и р'.) «Как мы говорим эти звуки?» (Язычок поднимается вверх и дрожит.)
Логопед проверяет правильность произнесения звуков р и р' отдельными детьми.
II. Закрепление правильного произношения звуков р и р'.
Проводится как игра «Эхо». Одной половине детей дается задание произносить какой-либо прямой слог со звуком р (т. е. ра, ро, ру или ры) или слоговое сочетание. Вторая половина детей («эхо») повторяет аналогичный слог (или сочетание) с мягким звуком, например: 1-я группа — ра-ра-ра; 2-я — ря-ря-ря и т. п.
III. С помощью картинок детям предлагается подобрать слова
к схеме типа крыша:
Примерные картинки: рак, портфель, смородина, крыша, груша, ворона, грибы, пионер и т. п., т. е. слова, намеченные для анализа (крыша, груша, грибы), чередуются со словами другого слогового состава.
Последовательно разбирается слоговой и звуковой состав каждого из выделенных для анализа слов.
IV. Составление предложений с глаголами прыгать, подпрыги
вать, перепрыгивать, спрыгивать.
|
1. Проверка понимания выделенных глаголов. (Детям неодно
кратно давались подобного рода задания в течение года.)
Логопед дает примерно такие инструкции: «Надо один раз спрыгнуть со стульчика, а потом два раза перепрыгнуть через стульчик». Или: «Надо три раза подпрыгнуть, а потом попрыгать по комнате».
2. Дети выполняют подобного рода задания, а потом говорят,
что они делали, например: «Я два раза подпрыгнул, а потом "попры
гал по комнате».
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал
в начале занятия.
VI. Подведение итогов занятия.
Логопед оценивает активность и ответы детей.
Тема: звуки р — л.
Цель занятия: 1) закрепление звуков р и л; 2) знакомство с буквой а.
Оборудование: 1) предметные картинки; 2) кассы для букв, буквы разрезной азбуки, палочки для складывания буквы.
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем повторять звуки л и р».
Затем он задает вопрос: «Чем отличаются эти звуки?.» (Когда мы говорим р — язычок дрожит, а когда говорим л — не дрожит.)
П. Упражнение в произнесении слов и развитие памяти.
Логопед говорит: «Сейчас я посмотрю, кто из вас умеет хорошо слушать».
Логопед произносит по 4—5 слов со звуками рил. Дети должны их запомнить. Примерные ряды слов: полка — рубашка — топор — лампа; вилка — рама — ворона — пенал — труба и т. п.
III. Подбор существительных к прилагательным белый (-ая,
-ое, -ые) и красный (-ая, -ое, -ые).
С помощью предметных картинок по инструкции логопеда («Про какие предметы можно сказать красный... красная... белая и т. п.?») дети подбирают соответствующие картинки.
Примерные картинки: предметы красного цвета — флаг, трамвай, пионерский галстук; крыша, тарелка, труба; платье, кресло, ведро; шары, трамваи, помидоры; предметы белого цвета — халат, кролик, холодильник, конверт; кастрюля, дверь, полка; белье, облако, весло; розы, рамы, карандаши, пальто. (Аналогично можно подобрать предметы голубого и желтого цвета.)
IV. Знакомство с буквой а.
1. Логопед говорит: «Дети, сегодня у нас радостный день. До сих пор мы только произносили звуки или слова, а теперь будем учиться читать и писать. Придумайте по одному слову со звуком а». Дети легко справляются с этим заданием. Далее он задает вопросы:
«Как мы произносим звук а?» (Рот широко открыт.) «Как мы называем звук а?» (Это гласный звук.)
|
Логопед показывает детям большую и маленькую буквы а и сообщает детям, что все буквы бывают большими и маленькими, что имена всегда пишутся с большой буквы.
Детям предлагается выложить букву а из палочек. Затем раздаются кассы и буква а. Дети рассматривают букву и убирают в соответствующие кармашки касс.
Буква а (большого формата) красного цвета (так обозначаются гласные буквы) прикрепляется к правой стороне доски.
2. Составление схем слов рак, лапа, Рома, рама, лак и т. п.
Каждый раз, после того как схема составлена и слово проанализировано обычным порядком, т. е. установлено, сколько в нем слогов, каков звуковой состав каждого слова, какие в слове гласные звуки, дети вписывают букву а в схему. Составляя схемы из полосок, дети пользуются буквой из разрезной азбуки.
V. Подведение итогов занятия.
Логопед отмечает наиболее активных детей и оценивает ответы.
Так, в конце второго периода обучения дети начинают знакомиться с буквами. После показа буквы с дети пишут ее на занятиях по письму. В последующие 1—2 занятия по произношению включается повторение этой буквы и вписывание ее в схему слова, как это было показано при описании плана занятия.
Не раньше чем через день повторяется звук у и показывается вторая буква (у).
В занятие, Посвященное дифференциации звуков р — р' — л — л', включено повторение букв а и у.
Тема: звуки р — р' — л — л'.
Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения звуков р, р', л, л' в словах, предложениях и текстах; 2) повторение звуков и букв а и у.
Оборудование: 1) серия картин для составления рассказа (перечислены при описании хода занятия); 2) доска, мел.
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем повторять звуки р, р', л и л'».
Затем он спрашивает: «Какие из этих звуков мягкие?» {Р' и л'.) Потом он просит придумать по одному слову со звуком р\ Логопед опрашивает несколько человек. Затем логопед просит придумать по одному слову со звуком л' (ответы детей). После этого задает вопрос: «Звуки р и л твердые или мягкие?» (Твердые.)
|
Детям предлагается придумать по одному слову со звуком р', а затем со звуком л'.
П. Составление рассказа по серии картин.
Дается такая серия картин: 1) лежит раненый солдат; 2) к нему
бежит санитарная собака; 3) раненый перевязывает ногу; 4) пришли на помощь санитары.
Составляется примерно такой текст.
Собака-санитар
Один солдат был ранен. Он упал. Раненый ""'лежал долго. Вдруг он слышит, лает собака. Это была санитарная собака. На спине у нее была сумка с красным крестом. В сумке были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров (рис. 31, 32, 33).
III. Повторение букв а и у.
Последовательно показываются буквы а и у. Дети их называют.
Для -анализа подбираются слова со звуками р, л, а, у, например: рука, луна, стул, кран и т. п.
Проводится анализ этих слов, зарисовываются схемы, вписываются гласные буквы.
IV. Подведение итогов занятия.
Логопед отмечает активных детей и оценивает ответы.
На, данном занятии детям впервые было предложено составление рассказа по серии картин. Содержание рассказов в большей мере определяется темами, которые проходятся на занятиях по развитию речи. Данный рассказ может быть, например, запланирован в связи с изучением темы «Домашние животные».
В связи с изучением звука р и дифференциацией р — р' — л — л' можно подобрать большое количество слов, предложений, текстов. Теперь из материала фронтальных занятий исключаются только звуки ч и щ. В то же время логопедам рекомендуется иметь картинный материал на звук р с исключением л, а также ш и ж, произношение которых может исправляться (в соответствии с индивидуальными планами) позднее или одновременно со звуком р.
Рис 31
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!