Особенности формирования звуков — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности формирования звуков

2017-08-24 88
Особенности формирования звуков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Признаком фонематического недоразвития у детей является не­законченность процесса формирования звуков, отличающихся тон­кими артикуляционными или акустическими признаками. Сюда ча­ще всего относятся свистящие и шипящие звуки, звуки р, л, реже звонкие и глухие, твердые и мягкие, взрывные и фрикативные.

При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особен­ностей произношения звуков.

Недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Так, например, мягкий звук ш заменяет с и ш; ребенок произносит ш'апка вместо шапка, ш'ани вместо сани.

Нестойкое употребление в речи звуков. Так, одно и тоже слово ребёнок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно, например, слово щука как ссюка, шука и чука.

Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, например, вместо р произносится л', вместо ш — г, вместо шф. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрика­тивных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными зву­ками т, ть, д, дь. Ребенок произносит тапка вместо шапка, тани вме­сто сани, дук вместо жук и т. п.

Смешение звуков в речи. В одних случаях ребенок употребляет звуки правильно (например, кошка, сани), в других взаимозаме­щает их, например, говорит: У коски пушиштый хвошт.



Нередко указанные особенности произношения сочетаются с
искаженным произнесением звуков. Особенно часто наблюдается
неправильное произнесение звука р, который формируется как гор­
ловой, боковой, щечный. Часто наблюдается неправильное формиро­
вание свистящих звуков, в частности это относится к боковому и
межзубному произнесению. х

Наблюдаются и такие недостатки произношения, как одноудар-ное произнесение звука р; щечное или губное произнесение ш, ж; сходное с у, ы или в прознесение л. Все эти особенности в большин­стве случаев являются показателями незаконченности процесса приспособления артикуляции.

Приведем примеры неправильного произнесения слов детьми 6—7-летнего возраста: лязьле (ружье), лабота (работа), т'айник, сяйник (чайник), ссинок (щенок), панка (банка) и т. д.

Галя Е., 6V2 лет, так прочитала наизусть стихотворение: Птитьки уетеи, стаи дни коёти, сёныська не видня, темни, темни ноти (Птич­ки улетели, стали дни короче, солнышка не видно, темны, тем­ны ночи).

Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных; так, например, они говорят мицаней вместо милиционер, игнутыный вместо игрушечный и т. п.

Уже сам характер отклонений при произнесении и употреблении в речи звуков детьми с фонематическим недоразвитием указывает на недостаточное различение детьми звуков на слух, что подтвер­ждается специальными экспериментами. Так, у детей возникали за­труднения, когда им предлагалось слушать экспериментатора и под­нимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникали при повторении вслед за экспери­ментатором слогов с парными звуками (например: na-ба; ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определённый звук; при выделении звука, с которого начинается произносимое экспериментатором слово. У большинства детей зна­чительные затруднения наблюдались при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо звук. Так, например, Лена М., 6 лет 8 мес, у которой ^сформированными бы­ли все свистящие и шипящие звуки, на звук ш отобрала картинки с изображением: чемодана, щетки, собаки, шубы, стакана, щенка, сумки.

При фонематическом недоразвитии нередко наблюдается недо­статочная внятность речи и скованная артикуляция.

Приведем примеры, свидетельствующие о фонематическом не­доразвитии.

Таня Д., 6 лет 10 мес. Интеллект N.. Слух N. Внимание устой-чивое. Работоспособность хорошая.

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппара­та: несколько высокое нёбо, язык большой, вялый. Подвижность языка недостаточная,


Глухие свистящие и шипящие Таня заменяла звуками т или не­отчетливым т\ звонкие з и з' — звуками д и д'. Звуки рил произ­носила как л' или полумягкое /. Звук р' заменяет л'. Звонкие взрыв­ные вне речи произносит правильно, в речевом потоке — с недоста­точным озвончением. Звук х заменяется звуком к.

Приведем несколько примеров: вотклетение (воскресение), ти-тавтик (часовщик), тольнытка (солнышко). Тинята лидали в ятике (Щенята лежали в ящике). Дивет под клилетькам, квот колеткам, кодяинам длудит, дом таладит (Живет под крылечком, хвост колеч­ком, с хозяином дружит, дом сторожит).

Обратимся к состоянию слухового восприятия у Тани Д. По­сле однократного предъявления правильно воспроизвела ряд, со­стоящий из пяти различных слогов (па-та-ла-фа-ма), после двукрат­ного предъявления — слоговой ряд би-ба-бо-бу-би. Затем Тане было предложено внимательно слушать экспериментатора и подни­мать руку в ответ на произнесение слога ша. Для сравнения были даны слоги са, жа, ща. Таня справилась с этим заданием почти без ошибок.

Несколько хуже Таня различала на слух звонкие и глухие взрыв­ные звуки (п-б, т-д, к-г), звуки л и р и особенно к и х.

Иная картина наблюдалась при необходимости самостоятельно отобрать картинки, названия которых начинаются на отсутствующий б речи Тани звук; в данном случае это звук ш. Таня отобрала кар­тинки, на которых изображены собака, сапоги, щука, цапля, стакан, шапка. Следует отметить, что само по себе задание отобрать слова по признаку наличия в них определенного звука Тане доступно, она справилась с аналогичным заданием, когда слова начинались на правильно произносимые ею звуки.

Экспериментатор читал Тане ряд слов. Девочка должна была установить, из каких звуков состоят слова, и записать их в тетради. Запись выглядела следующим образом: казу (жук), шатш (Саша), щат (часы), узам (зубы), рапа (лапа).

Анализ данных обследования позволяет утверждать, что затруд­нения при различении на слух наиболее акустически тонко противо­поставленных звуков носят вторичный характер. На первичную пол­ноценность слухового восприятия указывали хорошее удержание звуковых рядов; тот факт, что Таня к шести годам в домашних условиях научилась читать; хорошее различение акустически наибо­лее грубо противопоставленных шипящих и свистящих звуков, не­смотря на отсутствие их в речи.

Звукопроизношение следует считать несформированным. При не­умении правильно произносить 16 звуков (все свистящие и шипя­щие, х, х\ т', д', л, р, р') ни об одном из звуков нельзя сказать, что он произносится дефектно. Во всех этих случаях надо говорить о незаконченности процесса формирования звуков. Причиной его от­ставания следует считать некоторую двигательную недостаточность артикуляционного аппарата.


 




Нарушений слоговой структуры слова не наблюдается. Грамма­тический строй речи развит в пределах возрастной нормы.

Рассмотрим еще один пример, иллюстрирующий отставание фо­нематического развития у ребенка со стертой формой дизартрии.

Слава Ч., 6 лет 8 месяцев. Интеллект N. Слух N.

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппара­та следующие: рот маленький, много испорченных зубов, незначи­тельная прогения. Подвижность языка недостаточная. При высовы­вании язык напряжен, не удерживается в заданном положении; от­клоняется вправо от средней линии.

Общее звучание речи неотчетливое; артикуляция скованная.

Звуки с, с', з, з', ц — произносит при оттянутом от зубов кончике языка (шипящий сигматизм). Ш, ж, ч — нижние боковые (язык уклоняется вправо). Вне речи все эти звуки Слава произносит различно.

Ш — неопределенный, неустойчивый звук, то слишком твердый, то сходный с мягким дефектным с.

Звук т' неотчетливый. N

В речи звуки с и ш почти'во всех случаях произносит одинаково, как боковое ш. Звуки з и ж произносил как боковое ж, ц и ч как бо­ковое ч, звук щ то как боковое ш, то как ее'.

Звуки р и р' были одноударными, боковыми.

Звук л неустойчивый, правильно или с посторонним призвуком.

В речи взаимозамещаются звуки р и л, р' и л. Звонкие звуки в изолированном виде произносил правильно; в речи — с недостаточ­ным озвончением, иногда заменял звонкие глухими.

Таким образом, в речи Славы еще отсутствовали строго разгра­ниченные фонемы, при произнесении звуков наблюдалась неустой­чивость артикуляции.

Приведем примеры речи Славы Ч.

Употребление в речи звуков с-ш, з-oic: У коски пушиштый хвошт. Жаржавленная лопата. Живет под крылечком, хвошт колечком, ш хажаином длужит, дом штаражит.

Употребление в речи звуков ч-ц-ш: отличнича (отличница), чер-нильнича. На пеликлетке штоит миличинер. Ссинята (щенята) лежа­ли в яшике... в яссике. Шипчи и клеши — нужные веши (Щип'цы и клещи — нужные вещи). Слово щетки, которое повторялось несколь­ко раз в прочитанном Славой стихотворении, произносилось им то как шотки, то как ссетки, то как четки.

Употребление в речи звуков р-л; р'-л': рубашка, плиехар (при­ехал). Марял класит ралок желеной краткой (маляр красит ларек зеленой краской).

Как видно из приведенных примеров, вся группа свистящих и шипящих звуков была у Славы недифференцированной; то же от­носится к рр' и лл'.

Большое количество смешений указывает на недостаточность слухового восприятия. Об этом же говорят и другие данные. Так, если у Тани Д. была значительная разница в способности различать


звуки в собственном произношении и в произношении окружающих, то у Славы большие затруднения наблюдались в обоих случаях.

На звук ш Слава подобрал слова: шуба, швинья (свинья), шамо-лет (самолет). Когда ему было предложено отобрать картинки и произнести слова, начинающиеся на звук ш, он отобрал картинки, на которых изображены сапоги, собака, шапка, щека, сумка, шаш­ка, щетка, шуба, чулки. Подумав немного, Слава взял еще жирафа и жука. Работал Слава внимательно, иногда по нескольку раз по­вторял слова. Затем Славе было предложено выполнить то же за­дание, воспринимая слова на слух. Результат был примерно анало­гичным, т. е. большинство ответов было неправильными.

Все перечисленные особенности речи Славы указывают на не­достаточное развитие фонематического восприятия. На это же ука­зывали и другие данные. Так, у Славы наблюдались затруднения при необходимости различения звуков на слух (мальчик должен был поднимать руку в ответ на произнесение экспериментатором какого-либо определенного звука или слога). Были затруднения и в удержании на слух слоговых рядов. Так, например, Слава не мог повторить слоговой ряд би-ба-бо-бу, несмотря на неоднократное повторение этого ряда экспериментатором. Он выполнил это зада­ние правильно лишь только тогда, когда ряд был сокращен до трех слогов.

Затруднения возникли и при анализе звукового состава слова. Доступным оказалось лишь выделение ударного гласного из началь­ного слога. Гласного после согласного Слава не слышал; в качестве первого звука в словах, начинающихся на. согласный звук, у него фигурировал весь слог. Так, на вопрос, на какой звук начинается слово Маша, Слава отвечал: На букву Ма. В слове суп первым зву­ком слова считал «букву» шу. На вопрос, есть ли звук у в словах лук, суп, Слава давал отрицательный ответ.

Нарушений слоговой структуры слова у Славы отмечено не было. В то же время отмечалось некоторое отставание в овладении грам­матическим строем языка.

В данном случае обращает на себя внимание некоторая недо­статочность фонематического восприятия и затруднения произноси­тельного характера.

Очевидно, причиной неправильного развития звуковой стороны речи являются двигательные затруднения. Это предположение вы­текает, во-первых, из обследования, во-вторых, оно подтверждается всем ходом логопедической работы — затруднения возникали при постановке звуков и при дифференциации их в произношении. Однако и с различением на слух наиболее тонко противопоставлен­ных звуков Слава справлялся с трудом. По-видимому, значитель­ные затруднения произносительного характера затормозили нор­мальное развитие фонематического восприятия.

В приведенных примерах произносительные затруднения были налицо. Но может быть и так, что процесс становления звуков за­тормаживается, даже при отсутствии артикуляционных затрудне-


 




нии. Такая картина может наблюдаться при первичной неполно­ценности слухового восприятия или при недостаточной активности ребенка. В этом случае ребенок может правильно различать звуки в речи окружающих, правильно произносить отдельные звуки, но не может правильно употреблять звуки в речи, так как здесь требу­ется более тонкий акустический и артикуляционный анализ. Полу­чается разрыв, порою очень значительный, между умением произ­носить звуки при специальном требовании и употреблением их в ре­чи. Приведем пример.

Саша К-, 6 лет. Интеллект N. Слух N. Речь развивалась с опоз­данием. При поступлении в группу выявлено некоторое отставание по линии лексико-грамматического развития.

При первичном обследовании внимателен, устойчив, все требо­вания выполняет охотно. В дальнейшем во время логопедических занятий был всегда активен, отмечалась хорошая работоспособ­ность, заинтересованность.

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппара­та: строение без отклонений, подвижность языка удовлетворитель­ная. Покажем своеобразие звуковой стороны речи Саши К- на примере свистящих и шипящих звуков.

Звуки с, с', з, з', ч, ш по специальному требованию в прямом слоге Саша произносил совершенно правильно. Ц заменял с; щш или ее'.

В речи перечисленные звуки почти никогда не употреблял пра­
вильно: то заменял их звуками т, ть, д, дь, то взаимозамещал, то
произносил неотчетливо. *

Такая же картина наблюдалась в отношении звуков р, рь, л, ль. Следует отметить, что произносительные затруднения Саши не огра­ничивались неправильным употреблением звуков, касались также и произношения слов сложного слогового состава.

Приведем примеры произнесения Сашей слов и предложений.

Произнесение отдельных слов: хвот или хвошт (хвост); ношу (ночью), шатает (читает), диледьный (железный), шотка (щетка), титю или чишу (чищу).

Произнееение предложений: На пиликотке таит шитанель (На перекрестке стоит милиционер). Мне панавита платматовый калаб-лик (Мне понравился пластмассовый кораблик). Марял клатит за­бой (Маляр красит забор).

Рассмотрим материалы, касающиеся слухового восприятия.

Саше было предложено поднимать руку в ответ на произнесе­ние слога ша; для сравнения давались слоги са, жа, ща. Эта задача оказалась посильной. Затем Саша отбирал картинки, названия ко­торых начинались на звук с. При выполнении этого задания у Саши возникли большие затруднения. Мальчик отобрал картинки, кото­рые обозначил следующим образом: суба (шуба), станы (штаны); типленок (цыпленок), стека (щека), донт (зонт), зобака (собака), шиска (шишка), звонок, сина (шина), тюльки (чулки), тайник (чай­ник), тетка (щетка).


Как видно, анализ собственного произношения Саше был почти недоступен. Обращают на себя внимание всевозможные смешения. В частности, в ряде слов звук с был заменен звонкими звуками з или д (забака вместо собака).

О трудностях в различении тонко акустически противопостав­ленных звонких и глухих звуков свидетельствуют и другие материа­лы. Так, различение на слух слогов за и са, па и ба было удовлет­ворительным при предъявлении нескольких первых слогов, затем Саша начинал давать неправильные ответы, и наконец они стано­вились просто случайными. Не сразу удавалось добиться от Саши правильного повторения за экспериментатором слогов со звонкими и глухими звуками (са-за, за-са, па-ба, и т. д.). Повторение трех слогов такого типа оказалось ему почти недоступным. Также плохо Саша различал звонкие и глухие, когда ему предлагалось называть первый звук в произнесенных экспериментатором словах. Среди ря­да правильных ответов были и неверные. Саше был задан вопрос: На какой звук начинаются слова зайка и змей? В обоих случаях Саша дал ответ: На са. Возникали затруднения и при необходимости различения других тонко акустически противопоставленных пар зву­ков: мягких и твердых (атат'), взрывных и фрикативных х).

Дальнейшие наблюдения за Сашей в процессе логопедических занятий показали, что затруднения в различении звуков были для него наиболее характерными; значительные затруднения наблюда­лись и при решении задач, требующих анализа и синтеза звукового состава слова. В то же время неправильно произносимые при пер­воначальном обследовании звуки ц и щ логопеду ставить не при­шлось, так как они появились сами.

В данном случае можно говорить о недостаточности слухового восприятия при отсутствии речедвигательных затруднений.

Все три ребенка прошли коррекционное обучение. Никаких за­труднений при усвоении школьной программы у них не наблю­далось.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.