Виды изложений и методика их проведения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Виды изложений и методика их проведения

2017-07-25 300
Виды изложений и методика их проведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основные виды работы по развитию связной речи – сочинение и изложение.

 

Изложение - пересказ текста в устной или письменной речи

 

Цель: научить детей использовать авторские языковые средства или языковые средства на уровне авторских.

 

Классификация изложений:

 

1. По месту написания:

a. Классные

b. Домашние (с элементами сочинения)

2. По форме речи:

a. Устные

b. Письменные

3. По типу текста

a. Изложение-повествование

b. Изложение-описание

c. Изложение-рассуждение

d. Смешанного типа (описание с элементами рассуждения)

4. По стилю:

a. Художественного

b. Публицистического

c. Научного

d. Разговорного стиля

5. По жанру:

a. Рассказ

b. Очерк

c. Путевые заметки (ит.д.)

6. По цели проведения:

a. Обучающее

b. Контрольное

7. По способу предъявления исходного текста:

a. Аудиальные

b. Визуальные

c. Комплексные (текст + прочтение учителем)

8. По степени самостоятельности:

a. Индивидуальные

b. Коллективные

9. По наличию грамматического задания:

a. С заданием (изменить лицо, время и т.д.)

b. Без задания

10. По наличию творческого задания

a. С элементами сочинения

b. Без элементов сочинения

11. По способу передачи исходного текста:

a. Подробное

b. Сжатое

c. Выборочное

 

Методика работы над подробным изложением

 

Подробное изложение – последовательное полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиции, темы, идеи, языковых средств.

 

Этапы работы:

  1. Вступительная беседа (на отвлеченную тему)

Цель: подготовить учащихся к восприятию исходного текста.

    1. Создание мотивации
    2. Информация об авторе текста (вариативный этап)
    3. Информация о самом произведении
    4. Введение в речевую ситуацию (вариативный этап)
    5. Музыкальное сопровождение (вариативный этап)
  1. Установка на глобальное слушание (1-3 вопроса: озаглавьте текст, назовите участников события и т.д.), 1е чтение
  2. Беседа по глобальному восприятию (ответы учеников на вопросы)
  3. Установка на детальное слушание (2е чтение)
  4. Чтение текста по частям и детальный анализ

 

Микротемы (пункты плана) Языковые средства(авторские и на уровне авторских) Синонимы
  1. Снег
или I. Снег a. b.
  Лёгкий Пушистый Искрящийся  

В детальный анализ входит работа над:

· Структурой текста

· Над стилем

· По предупреждению орфографических и пунктационных ошибок

  1. Составление плана
  2. Пересказ текста учениками и его анализ (для подробного изложения не обязательно)
  3. Третье чтение текста
  4. Написание изложения на черновиках и его анализ (для сжатого и выборочного –обязательно, для подробного – необязательно)
  5. Написание на чистовиках и самостоятельная проверка
  6. Проверка учителем в соответствии с нормами (возможно написание рецензии)
  7. Работа над ошибками

 

Особенности работы над сжатым изложением

 

Цель: передать главное (основная мысль), сохраняя при этом стиль текста и используя авторские языковые средства на уровне авторских.

 

Этапы работы:

Создание мотивации

 

Особенности:

· Используем 3 приёма сжатия текста:

o Исключение

o Обобщение

o Исключение + обобщение

· Составляем два параллельных плана:

o 1й к исходному тексту

o 2й к будущему изложению

· Обязателен пересказ

· Обязательна работа с черновиками

 

Особенности работы над выборочным изложением

 

Отбор материала на заданную тему (работаем с микротемами текста)

Текст: или 2 сюжетные лини или два типа текста

 

Особенности:

· Используем только приём исключения

· Составляем два параллельных плана

· Обязателен пересказ

· Обязательна работа с черновиком

 

По мере сложности начнём работу с подробного, затем с сжатого, а уже потом с выборочного изложения.

 

Подготовка учителя

1. Определяем вид и цели изложения

2. Подбор текста для изложения (интересный по содержанию, доступный для учеников, интересный с точки зрения языка и структуры; текст должен нести воспитательное значение; текст должен быть безопасным с точки зрения содержания)

3. Составление вопросов для глобального и детального слушания (заранее)

4. Детальный анализ текста (заранее)

5. Составление плана в разных вариантах (дама; заранее)

6. При проверки изложений составляем индивидуальный план ошибок

Языковой анализ текста-этап детального анализа, сбора языкового материала.

· Увидеть языковые особенности, через которые можно выйти на смысл текста

· Продумать вопросы, которые помогут ученикам найти эти языковые средства и их функции

Особенности работы над ошибками в изложении

· Работать над грамматическими и речевыми ошибками.

· Работа над ошибками до изложения, а не после

· Соединить работу над ошибками с


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.