Лингвистические основы пунктуации — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Лингвистические основы пунктуации

2017-07-25 108
Лингвистические основы пунктуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выделяются 3 принципа русской пунктуации

1. Интонационный

2. Смысловой

3. Структурный (знаки препинания в зависимости от строения предложения)

Этапы изучения (место в школьном курсе)

Изучаем вместе с синтаксисом; частично изучаем в морфологии, когда изучаем причастный и деепричастный обороты.

Принципы методики указанного раздела

1. Анализ структуры предложения

2. Анализ смысловой (содержательной) стороны высказывания

3. Принцип выразительного чтения знаков препинания

4. Расстановка знаков препинания в процессе письма

5. Учёт функций знаков препинания

6. Вариативность дидактического материала

4 вида вариативности:

· Количественная

· Позиционная

· Интонационная

· Морфолого-лексическая

Виды упражнений

1. Пунктационный разбор

2. Объяснение знаков препинания на слух

3. Расстановка знаков препинания в процессе письма

4. Диктанты (звуковой и проч.)

5. Составление предложений с разными пунктационными правилами

6. Переконструированеи предложений

7. Составление схем

8. Составление предложений по схемам

9. «Угадай» знак препинания, правило и проч.

10. Редактирование (нахождение и исправление пунктационных ошибок)

 

Пунктационные ошибки

1. Пропуск знака препинания

2. Лишние знаки препинания

3. Замена одного знака другим

4. Пропуск одного из сочетающихся знаков препинания

Затруднения учащихся и трудности самого учителя

1. Большинство учителей несерьёзно относятся к пунктационным ошибкам (ученики также не серьёзны)

2. Нет уроков обобщающего повторения по пунктуации

3. Дети не успевают получить пунктационные навыки (т.к. пунктуация изучается вместе с синтаксисом)

4. Учим детей на предложениях, а проверяем на тексте

 

Методика развития речи

Методика изучения текстовых признаков в школе

 

Признаки текста:

1. Тематическое единство (содержание текста)

2. Смысловое единство (содержание текста)

3. Стилистическое единство (формальные связи текста)

4. Структурное единство (формальные связи текста)

5. Грамматическое единство (формальные связи текста)

 

Тематическое единство

Характеризуется наличие заголовка, тематических и опорных слов

 

Коммуникативное умение

Раскрывать тему текста

 

Задания и упражнения:

1. Выбор заголовка

2. Самому озаглавливать текст

3. Сопоставить несколько заголовков к одному и тому же тексту

4. Найти в тексте тематические слова

5. Подобрать к опорным словам синонимы и посмотреть как текст изменится

6. Исключить из ряда тематических слов лишние

7. Написать сочинение или изложение по опорным словам

8. Сопоставить тематические слова для широких и узких тем

9. Написать сочинение по данному началу

10. Выберите один из вариантов начала к тексту

11. Придумайте завершение к тексту

 

Смысловое единство

Умение раскрывать основную мысль – коммуникативное умение (наличие основной мысли и ключевых слов)

 

Задания и упражнения:

1. Найти в тексте предложение, выражающее основную мысль

2. Вставить в текст предложение, выражающее основную мысль

3. Подобрать заглавие к тексту, выражающее основную мысль

4. Убрать из текста материал, не относящийся к основной мысли

5. Работа над ключевыми словами (см. работу по опорным словам) + вставьте в текст ключевые слова

 

Стилистическое единство

Коммуникативное умение – сохранять стилистическое единство и создавать текст определённого стиля (см. материал методика изучения стилистики)

 

Структурное единство

Коммуникативное умение – умение логично располагать текст; умение составлять план

 

Задания и упражнения:

1. Составить план по тексту

2. Составить текст по плану

3. Сопоставить план и текст

4. Восстановить план

5. Корректировка плана

6. Требования к оформлению плана

7. Разбить текст на абзацы

8. Восстановить структуру текста

9. Сопоставить несколько текстов и несколько планов

10. Сочинение по данному началу (концу)

11. Сочинение по данному сюжет

 

Грамматическое единство

Коммуникативное умение – соблюдать грамматическую связь или создавать грамматическую связь.

Грамматическая связь

           
     
 

Цепная

(повтор личных или указательных местоимений; повторы слов; синонимы)

 

Смешанная

 

 

Параллельная

(средства связи союзы, видовременное соотношение глаголов; одинаково построенные предложения)


 

Задания и упражнения:

1. Найти в тексте языковые средства связи

2. Составить схему грамматической связи

3. Поставить на месте пропусков грамматические средства связи

4. Устранить повторы средств связи

5. Устранить недочёты в употреблении средств связи

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.