Основные принципы технического развития. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные принципы технического развития.

2017-07-24 524
Основные принципы технического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Техника в «широком» смысле слова

Современная методика работы над фортепианной техникой сформировалась в результате долгого исторического развития. Подход к технике и приемы игры существенно менялись в зависимости от тех задач, которые ставились перед пианистами развивающейся фортепианной музыкой.

«Когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду ту сумму умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых пианист добивается нужного художественного результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать»,- пишет в своей книге «Работа над фортепианной техникой» Е.Либерман.

Создатель теории исполнительства Б.Л.Яворский подразумевал под техникой способность и возможность воплощать свой художественный замысел. Техника появляется изнутри, из потребности выразиться так, а не иначе. Зависит техника во многом от слуха. В понятие техники Яворский включал и аппарат, и дыхание, и туше, т.е. понимал технику достаточно широко. Поскольку ощущения на рояле можно выразить только моторно, под техникой Яворский понимал так же движение. Движение подчиняется импульсам мозга, т.е. психическая установка должна сначала родиться в голове, а затем быть спроецирована на клавиши. Исполнитель должен настолько ясно представлять себе целесообразное движение, что мог бы это движение воспроизвести и в воздухе, и на крышке рояля, и, наконец, перенести его на клавиатуру.

Техника пианиста, как говорил Яворский, должна быть пластична. Кроме того техника подчиняется художественной задаче. Эта мысль была особенно близка Б.Л.Яворскому, который много внимания уделял культуре движения пианиста, призывая его знать свой аппарат, его возможности, призывал пользоваться им сознательно.

Аппарат пианиста Яворский определял как многосоставное целое, состоящее из взаимодействующих частей: лопатки, плечевого пояса, плеча, локтя, предплечья, запястья, пясти и пальцев, и каждое слагаемое создаёт свое туше, свой вид звучания.

Яворский различал два вида техники:

1. механическую (пальцевую технику)

2. органичную технику

 

Пальцевой технике, как считал Б.Л.Яворский, соответствует классическая или моторная эпоха, когда посадка была низкой, рука играла раздельными пальцами - молоточками, туше было ударным, клавишу нажимали размахом вниз. Возможна была так называемая плоская игра – перебор пальцев. Произведения Клементи, Крамера, Гуммеля, Черни нужно было играть бегло, ровно, при расчленённой функции рук. Кроме этого, в эпоху от Баха до Бетховена получила свое развитие манера игры tenuto (связно), которая так же связана с понятием «пальцевая техника».

Органичная техника появляется у Шопена и Листа. Именно они заменили движение по прямой линии вращением, ввели образ вращения, спирали, движения по окружности, как более естественное, связанное с дыхательным циклом исполнителя. Появляется новый вид туше – касательный, основанный на осязании, на тонком ощущении кончиком пальца краски и силы звука.

Одной из разновидностей органичной техники Яворский считал полетную технику, основанную на неустойчивости, балансировании упорами: «это техника парения, скольжения пальцами».

Яворский считал, что развивать технику лучше всего на художественных задачах.

Техника в «узком» смысле слова

Технику в «узком» смысле Яворский понимал как:

1 Контакт с клавиатурой

2 Развитие дифференциации пальцев

Контакт с клавиатурой вырабатывается на первых упражнениях: non legato одним пальцем, legato по два, три, четыре звука на одном движении, «весовые толчки» во время взятия интервалов.

Развитие дифференциации пальцев во многом зависит от верной организации независимого пальцевого удара. Ставя задачу развить у учащегося независимый пальцевый удар, педагог может помочь ему следующими рекомендациями:

1 Пальцы, чередуясь, «ходят» по клавишам

2 Движения только необходимые

3 Пальцы не нащупывают очередную клавишу, а активно берут её

4 Кончик пальца соприкасается с клавишей только в момент извлечения звука. Одновременно с этим следующий палец занимает позицию над следующей клавишей. Такой позиции соответствует довольно высокий уровень «крыши» купола кисти, поддерживаемый соответствующим положением 1 пальца.

5 Пальцы всегда «смотрят» вниз

6 Рука движется вслед за пальцами плавно и непрерывно, создавая каждому пальцу наиболее удобное положение

7 Кисть как бы очерчивает контуры пассажа, в то время как активные ведущие пальцы строго ограничивают движения кисти, не позволяя ей разбалтываться.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.