Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения

2017-07-24 507
Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существенная и весьма важная задача педагога - суметь направить развитие двигательных навыков ученика, которому необходимо иметь налаженный пианистический аппарат. Необходимо научить его играть удобно для себя (с опорой в конце пальца и без лишних ненужных движений). В связи с этим педагог строит свою репертуарную политику таким образом, чтобы работа над техникой, её совершенствованием шла непрерывно.

Первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. В практической педагогике широко распространен способ формирования пианистического аппарата, при котором игровые движения подсказываются ученику по ходу изучения пьесы. Однако в этом случае все технические указания оказываются тесно связанными с контекстом данного сочинения, не осознаются учеником как самостоятельные игровые приемы с широкими возможностями их применения в различных произведениях.

Обучение техническим приемам начинающих пианистов должно соответствовать уровню их мышления и физического развития. Технические возможности маленького пианиста несколько ограниченны из-за несоответствия размера его рук и инструмента. Ему недоступно овладение октавно-аккордовой техникой, но вполне доступно освоение

мелкой - пассажной и позиционной техникой.

Часто педагоги начинают работу над развитием технического аппарата ученика с требования свободы рук, в то время как у учащегося понятие свободы ассоциируется с понятием расслабленности игрового аппарата. Кроме того, частые упоминания о свободе той или иной части пианистического аппарата вызывает их зажатость.

Преподавателю необходимо обратить внимание начинающего пианиста, что каждое пианистическое движение создаёт определенный звуковой эффект, и правильно выполненное движение создает нужный звуковой результат. Например, неправильная работа 1 пальца в гаммах и пассажах резко выделяет извлекаемый звук и при динамической ровности создает тяжелый акцент.

Работа над этюдами

Этюды на разные виды техники и виртуозные пьесы занимают важное место в репертуаре каждого учащегося.

Самое большое место занимает область мелкой, пальцевой техники. Владеть начальными элементами беглости нужно уже в 3- 4 классе музыкальной школы, хотя бы для того, чтобы суметь исполнять классические сонатины в подвижном темпе. Педагог должен убедить ученика, что никакая сила руки и плеча не может компенсировать точности прикосновения пальцев, их чуткости. Кроме того, педагогу необходимо помнить о том, что навык пальцевой игры даётся после усвоения всех предыдущих пианистических приемов, так как компонентами этого навыка являются: владение весом руки и цепкость ногтевых фаланг пальцев. Проверять качество работы пальцев можно на столе: беззвучность пальцевых прикосновений говорит о некачественной работе пальцевого аппарата.

Понимание замысла автора и своих исполнительских задач, вслушивание в игру, умение видеть трудности и работать над ними – вот основополагающие принципы в работе над этюдами.

 

Об аппликатуре: как правило, в работе над этюдами педагогу часто приходиться обращать внимание ученика на аппликатуру. Необходимо требовать от ученика выполнения поставленных в нотах указаний. Учащиеся довольно долго не понимают, почему нужно найти наилучшую аппликатуру и свыкнуться с ней.

О темпе: несколько слов о взаимосвязи темпа и звучания. На их соответствие не всегда обращают внимание, оно же чрезвычайно важно. Иногда недостаточно подготовленный ученик добросовестно учит этюд, тщательно все выигрывает, и в медленном темпе как будто все получается. Но когда «утяжеленное звучание» медленного темпа ученик переносит на более живой темп – качество исчезает. Отсюда следует вывод – в подвижном темпе необходим более легкий звук.

О педализации: Особое внимание в работе над этюдами необходимо уделить проблеме педализации. Многие сравнительно трудные конструктивные этюды допускают применение правой педали, но очень экономно. Вся фактура должна звучать с предельной ясностью, прежде всего для самого исполнителя. С учащимися 1 – 6 классов этюды лучше играть совсем без педали или применять её в самых крайних случаях.

 

О подборе этюдов для учащихся

Художественный репертуар учащегося и подбор для него этюдов находятся во взаимосвязи, которую педагог не может не учитывать. Некоторые этюды готовят базу для исполнения в будущем технически сложного произведения, другие идут параллельно с репертуаром ученика, решая определенную техническую проблему. Но педагог должен помнить о том, что исполняя этюд, ученик решает не только технические, но и художественные задачи, поэтому при выборе этюдов педагогу необходимо обращать внимание на художественную сторону технического репертуара.

Как и художественное произведение, этюд должен представлять определенные трудности для ученика, но трудности преодолимые. Выбор излишне трудных этюдов ведет к появлению напряжения при игре или к неряшливости в исполнении.

Включая в репертуар ученика несколько этюдов, педагог должен помнить о том, что они должны преследовать разные цели, а не сходные.

Учащийся должен исполнять этюды не только в классе, но и на зачетах и экзаменах. Для экзаменов нельзя выбирать предельно трудные этюды. Это всегда рискованно и риск этот не оправдан.

Проблема исправления характерных технических недостатков у учащихся

Каждому педагогу приходится сталкиваться с недостатками в подготовке учащихся, которые тормозят развитие их техники. Чаще всего наблюдается скованность, заторможенность различных частей руки, включая плечо и спину. Необходимость расслабления мышц плеча и спины заставляет, в первую очередь, прибегать к игре глубоких по звуку аккордовых последовательностей. При этом необходимо следить, чтобы ученик хорошо опирался на свод кисти и на пальцы, и чувствовал всю свою руку от плеча до спины, как бы стоящую на пальцах. Аккорды не должны быть для ученика широки по расположению, иначе это принесет только вред – в кисти появится излишнее напряжение. Выбирая произведения, использующие аккордовую фактуру, нужно следить за тем, чтобы они были нетрудными и не стаккатного типа.

Напряжение предплечья и кисти легче всего снять с помощью легато. При этом исключаются сначала даже относительно подвижные темпы; мелодическая линия исполняется обязательно очень связно, полным густым звуком. Следует выбирать этюды, построенные на арпеджированных ходах, затем – использующие различные фигур.

Другой часто встречающийся недостаток - несобранность и вялость руки и пальцев, неопертый звук. Основным материалом для укрепления пальцев, уточнения звучания послужат этюды на мелкую технику. Кроме того, могут быть полезны этюды на двойные ноты, способствующие развитию точности звучания.

 

4.Позиционный анализ фактуры, основные технические формулы, работа над гаммами

Многие типы пианистических движений, с которыми сталкивается учащийся при изучении этюдов, поддаются изучению при помощи общего принципа разделения их на позиции.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.