Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Внимание к полифонии как к основе фортепианной техники

2017-07-24 634
Внимание к полифонии как к основе фортепианной техники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Полифонические произведения Баха всегда включались в учебный план учеников. Е.Ф.Гнесина справедливо считала, что полифония развивает необходимую пианистам способность слышать многоэлементную ткань. В первые десятилетия нашего века мало кто из педагогов понимал важность этого вопроса, особенно, когда речь шла о начинающих.

 

Отношение к тексту музыкального произведения

По мнению Е.Ф.Гнесиной, текст музыкального произведения должен был быть абсолютным законом для исполнителя. Всё, что написано в нотах – динамические указания, педализация, аппликатура – все должно исполняться с максимальной точностью. Лишь в редких случаях она позволяла себе вносить какие-то изменения, и то это касалось редакционных указаний. Все это приучало учащихся к точному выполнению авторских указаний, к внимательному прочтению текста.

 

Отношение к техническому развитию учащегося

По мнению Е.Ф.Гнесиной, техника не должна быть самоцелью, она не может формироваться в отрыве от конкретной художественной цели, и вытекает непосредственно из поставленных перед учеником музыкальных задач.

 

5. Репертуарная политика

Важную роль, по мнению Е.Ф.Гнесиной, играл продуманный репертуар – подбор произведений, развивающих музыкальные представления ученика и его технические навыки. В этом прослеживалась определенная система. Она говорила, что для того, чтобы хорошо играть Шумана, Брамса, Метнера, необходимо много работать над произведениями Мендельсона и Шуберта, что стиль и технические приёмы Скарлатти служат прекрасной подготовкой к исполнению Моцарта и даже Листа. Перед тем как играть Шопена, необходимо играть произведения Лядова, Глазунова, Аренского.

 

Методы работы

С точки зрения вопросов методики, нам интересен подход к обучению тех педагогов, которые оказали непосредственное влияние на всю систему воспитания начинающего пианиста. Как и многие крупные музыканты прошлого и нашего времени, Е.Ф.Гнесина неоднократно подчеркивала важность начального этапа обучения. От первых месяцев занятий в огромной степени зависит весь дальнейший путь развития музыканта. Раньше, в старых «Школах игры на фортепиано», начальное обучение сводилось к «постановке рук»: ученику предлагалось расположить пальцы на пяти белых клавишах, нажать их и, удерживая в таком положении, поднимать каждый палец поочередно. Это было очень нелегко и приводило к зажатости движений.

Е.Ф.Гнесина стала подлинным новатором в этом вопросе. Она ввела свою методику преподавания, а именно: с первых уроков она стремилась приобщить маленького ученика к музыке. Пела с ним песни, просила подбирать по слуху знакомые мелодии, играла различные музыкальные примеры, определяя вместе с учеником их характер и выразительный смысл, попутно обучая его музыкальной грамоте, посадке и движениям.

Технические упражнения рассматривались в связи с конкретным заданием. При этом всегда объяснялось, какую цель имеет каждое упражнение. Так, с самого начала занятий она приучала ученика к различным формам движений и способам звукоизвлечения.

Наилучшей иллюстрацией её метода являются её сборники: «Этюды для начинающих» и «Фортепианная азбука».

Е.Ф.Гнесина коренным образом изменила систему развития первоначальных двигательных навыков. Она считала, что самые первые упражнения должны включать движения всей руки, а первым игровым приёмом должен стать прием извлечения звуков всей рукой на non legato. Ученик должен добиваться мягкого певучего звучания и вслушиваться в извлекаемые звуки, нажимая клавишу подушечкой пальца. Такие упражнения приучают ребенка к свободным движениям каждой руки. Е.Ф.Гнесина так же предупреждала, что не следует долго задерживаться на предварительных упражнениях. Следует достаточно быстро переходить на «legato», соблюдая определенную последовательность слиговывания двух соседних звуков, постепенно увеличивая их количество.

Кроме свободы рук, большое внимание уделялось активности пальцев. Для развития беглости пальцев она рекомендовала играть упражнения, многие из которых сочиняла сама. Пояснения к упражнениям, как и сами упражнения, можно найти в сборнике «Фортепианная азбука»


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.