Советские фортепианные школы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Советские фортепианные школы

2017-07-24 1135
Советские фортепианные школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Советские фортепианные школы начали развиваться лишь в 30-е годы 20-ого столетия, спустя примерно полтора десятка лет после Великой Октябрьской социалистической революции.

Лучшие советские педагоги двадцатых годов и ряда последующих лет обходились безо всяких школ и обращались в своей работе с детьми к сборникам Гнесиной, Гедике, Майкапара, произведениям молодых советских композиторов, а так же к зарубежным и русским классическим пьесам и этюдам. То обстоятельство, что в двадцатые годы не было создано новых фортепианных школ, было бы неразумно приписывать случайности. Основное внимание деятелей детской музыкальной педагогики в большей степени было направлено на общее музыкальное воспитание, чем на инструментальное обучение.

 

Школа Н.Шермана

Первая советская школа была создана Н.Шерманом. Его пособие было предназначено для занятий на фортепиано без помощи преподавателя - специалиста, то есть по существу являлось самоучителем. Помещенный в школе репертуар в значительной степени опирался на массовые и старые революционные песни. Наряду с этим в ней были помещены некоторые обработки старых народных песен и несколько классических пьес

(но ни одной романтического стиля). Имея, вероятно, в виду массовое фортепианное обучение, Н.Шерман отказался от специальных технических упражнений и этюдов. Он построил техническую работу исключительно на самих пьесах, вычленяя из них для тренировки отдельные технические формулы. Эта методическая установка весьма характерна для советской музыкальной педагогики двадцатых, начала тридцатых годов.

Интересен общий принцип, положенный в основу обучения нотной грамоте. Автор пособия пишет следующее:

«Лучшим способом обучения музыке является способ, при котором все знания ученик получает во время игры на инструменте. Играя песню и следя за её записью, вы должны запомнить, как записывается каждый звук песни. Таким образом, вы быстро выучите нотную грамоту. Ни в коем случае не учите нотной азбуки без игры песен. Это не только скучно, но и вредно, так как этот способ не помогает развитию беглого чтения нот».

 

Школа И.Рабиновича

Некоторое время спустя после выхода в свет учебного пособия Н.Шермана, была опубликована другая фортепианная школа, предназначенная специально для детей. В ней, до известной степени, нашли отражение многие принципы тогдашней детской педагогики, но в широкую практику школа не вошла. Одной из причин непопулярности школы явилось обилие сложного, тяжелого для восприятия словесного текста. Другой недостаток - отсутствие системы и последовательности в изложении нотного материала. Автор распределил пьесы и этюды по многочисленным разделам, но сам материал оказался недостаточно систематизирован, и школа оказалась неудобной для повседневного практического пользования.

Какие же положительные моменты могут быть отмечены в школе И.Рабиновича?

1. Включение в репертуар, предназначенный для начального обучения неплохих народных песен, плясок народов разных национальностей.

2. Обращение на первом этапе обучения к ансамблевой игре со скрипкой.

3. Внимание к развитию детского творчества и подбору по слуху.

4. Наличие упражнений на развитие слуха, ощущение ладотональности, осознание устоя и неустоя в мажоре и миноре.

5. Использование метрики слов для объяснения таких категорий как ритм, метр, такт.

6. Удачная система упражнений к пьесам и этюдам.

 

Пособие С.Ляховицкой и Л.Боренбойма

В конце 40-х годов было выпущено пособие для начинающих под редакцией С.Ляховицкой и Л.Боренбойма. Этот сборник в течение многих лет использовался на практике как школа. Основные методические принципы этого издания были сформулированы в пяти тезисах:

1. Репертуар для начинающих должен быть высокого художественного достоинства.

2. Первыми музыкальными интонациями должны быть интонации родной речи, поэтому большая часть пьес сборника построена на русском песенном материале, а так же на украинском и белорусском фольклоре.

3. Внимание к развитию слуха с первых шагов обучения. Такой деятельностью является подбор и транспонирование, которое только и способно наладить связь между слухом и ориентировкой на клавиатуре.

4. Указание на значение технической работы не только на материале художественных пьес, но и на специальных этюдах и упражнениях.

5. Внимание к ансамблевой игре на начальном этапе обучения.

 

Школа А.А.Николаева

В 1951 году впервые была опубликована школа А.А. Николаева, которая и сегодня пользуется заслуженным уважением. Она много раз переиздавалась и прошла длинный путь улучшений. Опирается школа на общепринятые принципы фортепианной педагогической практики. Путь обучения - систематичен и последователен. Со ступеньки на ступеньку ученика ведут, соблюдая осторожность. Судить об этих ступеньках можно по разделам школы.

Репертуар, предложенный для изучения, состоит из народных песен и плясок (русских и других народов) в простейших обработках, переложений детских песен, в репертуар школы вошли также несколько пьес и этюдов современных композиторов. Однако, весь этот материал хотя и высокого художественного достоинства, но однообразен в ладовогармоническом отношении и не открывает пути к современному музыкальному языку.

Неудачно выстроены пояснения, обращенные к ученику. Они изложены сухо, порой формально и, главное, без ориентации на образование важной психологической связи между слухом, переживанием, осознанием, нотным оформлением и пианистическим действием. Школа не ставит перед собой широких общих музыкально – воспитательных задач, но вместе с тем это полезное пособие, опирающееся на сложившиеся педагогические традиции.

 

Пособие под редакцией Н.Кувшинникова и М.Соколова

Верное, грамотное пособие для начинающих. Подбор репертуара представляется удачным, путь работы с учеником опирается на основные положения музыкальной педагогики. Верна мысль о том, что обучение должно строиться на формировании предварительного слухового восприятия. Интересны новые методические приёмы, примененные в пособии:

1. Ансамблевая игра с педагогом с первых же уроков.

2. Одновременное объяснение записи нот в скрипичном и басовом ключах (одиннадцатилинейная система).

3. Авторы пособия обращают внимание на роль позиционной игры, на роль пятипальцевой позиции, её значение для освоения первичных аппликатурных закономерностей, технических навыков и чтения нот с листа.

4. Стимулирование интереса к творческому музицированию.

5. Наличие в репертуаре пособия пьес современных композиторов, способных помочь ребенку в освоении современного музыкального языка.

 

Пособие «Современный пианист»

Учебное пособие под редакцией М.Соколова, В.Натансона и Н.Копчевского. Пособие «Современный пианист» родственно школе Кувшинникова и Соколова. Издание рассчитано на первые два года обучения и состоит из нескольких разделов: игра в ансамбле с педагогом, позиционная игра, внепозиционная игра, аккомпанирование инструменталисту или певцу.

Само название сборника соответствует поставленной задаче – в нем много легких детских пьес хорошего качества, принадлежащих перу советских и зарубежных авторов. Современная музыка воспринимается детьми не хуже, чем классика, несмотря на необычный, а подчас и довольно сложный музыкальный язык.

***

Рекомендуемая литература:

1 Л. Боренбойм. «Путь к музицированию» - Л., М.,1973

2 Н. Кувшинников. «Нашим маленьким пианистам»

«Школа игры на фортепиано для первого года обучения»- М.,1964

3 С. Ляховицкая.и Л. Боренбойм. «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих»- Л., 1979

4 А. Николаев. «Школа игры на фортепиано»- М., Кифара, 1994

 

 

Немецкие фортепианные школы

В начале 20-того столетия в Германии издается сборник «Новое руководство фортепианной игры» под редакцией Буркарда. В чем заключается новаторство этой школы? Именно Буркардом впервые была использована 11-линейная нотная запись. В целом же школа оказалась на практике скучна, поскольку автор злоупотребил количеством представленных в ней канонов и фуг.

 

Подлинно новаторской стала школа Августа Хальма, которая вышла в 1918 году. Её достоинство заключается в том, что музыкальный материал перемежается умной беседой, которую ведет с учеником Хальм. Тон беседы серьёзен и уважителен. Вот один из примеров такой беседы. Речь идет о чтении нотного текста. Мелодию, состоящую из расчлененных коротких отрезков, ученик играет одним пальцем, а Хальм уже говорит ему:

«Приучи себя теперь же схватывать взглядом целые отрезки мелодии. Никогда не начинай играть, не имея общего представления о том, что нужно сыграть. Не пробирайся ощупью от ноты до ноты! Помни! Это одно из важнейших правил работы»

Одним из важных и исходных тезисов Хальма было воспитание самостоятельности ученика. Он говорил:

«Руководство учителя должно заключаться не только в том, чтобы указывать ученику определенную дорогу, но и пробуждать и воспитывать самостоятельное продвижение вперед».

Методикой своей работы Хальм уже на начальном этапе обучения приводит ученика к тому, что называется сегодня элементарным творческим музицированием. На ряде страниц он дает образцы простейших преобразований мелодии: примеры сочинения дополнительного голоса, модели различного вида аккомпанемента и задания на присочинение к мелодии бесхитростного, но разнохарактерного сопровождения. На протяжении всей школы Хальм возвращается на разных этапах обучения к одному и тому же музыкальному материалу, который всякий раз приводится в ином варианте. Такой путь работы побуждает ученика мыслить и самостоятельно приходить к выводам.

 

Школа Отто Ирмера была издана в середине 50-х годов 20-ого столетия. Её достоинство заключается в её художественном оформлении. На обложке школы изображен фрагмент старинной деревянной скульптуры «Музицирующие ангелы», а для художественного оформления школы выбран путь, с которым не приходилось сталкиваться в других изданиях. Автор школы отобрал для оформления ряд произведений изобразительного искусства, которые могли бы помочь ребенку почувствовать дух той эпохи, когда создавались те или иные пьесы, помещенные в сборнике. Вот репродукция великолепных решетчатых внутренних ворот Вюрцбургского Собора, которые, по мысли Ирмера, должны ввести ребенка в духовную атмосферу баховского времени (эпоха барокко). Вот снимок с тонкой гравюры Нильсона «Менуэт», а под снимком – давняя характеристика этого танца:

«Менуэт – это изысканный, художественно оформленный комплимент. Благодаря своей грации и совершенству - это «король танцев». Вот репродукция с картины Ренуара «За фортепиано». А начинается школа со страниц, где помещен текст, в котором говориться об истории фортепианного искусства.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.