Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Философские направления первой половины ХХ века: прагматизм, феноменология, герменевтика.

2017-07-01 743
Философские направления первой половины ХХ века: прагматизм, феноменология, герменевтика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Утилитарный подход к окружающему миру, людям, вещам и т. п. предлагает прагматизм. Это направление в философии возникает еще в 70-х гг. XIХ в. в США. В XX в. оно получает распространение не только в Северной Америке, но и в некоторых странах Западной Европы. Обвинив всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, прагматизм выдвинул программу преобразования философии: философия должна быть не размышлением о первых основах бытия, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, возникающих в быстро меняющемся мире. Прагматизм конституирует, по мень­шей мере, три основные идеи: познание – прагматическую веру; истинность – неспекулятивный опыт, дающий желательный результат; философскую рациональность – практическую целесообразность. Задача человека – наилучшим образом использовать эти идеи. Философия помогает человеку в преобразовании мира.

Основные идеи прагматизма высказал Ч. Пирс (1839–1914), сформулировавший прагматический принцип (максиму), согласно которой все содержание наших понятий исчерпывается понятием о его возможных практических последствиях. Ч. Пирс отрицает познавательное значение мышления, считая его единственной функцией преодоления сомнения, затрудняющее действия человека, и переход к убеждениям, которые являются практическими правилами действия. Успешные действия, польза – единственный критерий истины.

Затем доктрину прагматизма разрабатывал У. Джемс (1842–1910). Опыт несводим к чувственным восприятиям, а понимаем шире как любое содержание сознания. Реальность – это хаос случайных событий. Опыт – это и состояние сознания познающего субъекта, и познаваемый объект. В этом проявляется субъективно-идеалистическая позиция прагматизма, которая роднит его с махизмом. Согласно прагматизму, опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в процессе решения возникающих жизненных задач. Знания (теории, идеи, понятия), с точки зрения У. Джемса, не имеют объективного содержания и должны оцениваться прагматически, с практической пользы. Следовательно, истина – это то, что полезно.

Дж. Дьюи (1859–1952). В учении о «проблематической ситуации» Дж. Дьюи развивает идеи Ч. Пирса и У. Джемса.

Философы прагматического направления уделяют много внимания изучению по­ведения человека. С точки зрения прагматизма, оно детерминировано верой (т. е. готов­ностью действовать определенным образом), привычкой (т. е. устойчивой верой) и убеждением (т. е. способами действия). Универсальным средством изменения социума и человека является изменение привычек.

Феноменология – одно из основных философских направлений XX в. Феноме­нология буквально означает учение о феноменах. Основателем феноменологизма является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859–1938). Под феноменом в философии обычно понимают явление, постигаемое в чувственном опыте. Но сам феномен, это не чувственно воспринимаема вещь. Э. Гуссерль же считает, что вне сознания мир нам не дан, и надо постигать феномены сознания.

Ядром этого направления является понятие интенциональности — свойство человеческого сознания направленности на определённый предмет, то есть заинтересованность человека в рассмотрении философского аспекта конкретного объекта. Феноменология стремится описать интенциональность жизни сознания, бытие личности.

Посредством феноменологической редукции, т. е. сведением поля анализа к потоку феноменов, где только и можно обнаружить подлинные смыслы, Э. Гуссерль последовательно «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить логическими принципами, идеями чистой логики. Так можно добыть чистый опыт. Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании.

Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов, одно из основных направлений западной философии XX в. Выявление смысла литературных, религиозных, философ­ских и исторических произведений.

Формирование герменевтики как философско-методологической теории понима­ния и истолкования (интерпретации) начато немецким теологом и филологом Фридрихом Шлейермахером (1768–1834), поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменев­тики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, используемых в специфических областях. Герменевтика Ф. Шлейермахера принимает вид универсального метода истолкования, цель которого – понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение.

Герменевтический круг у Ф. Шлейермахера – это принцип понимания текста или совокупности текстов: понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого. С этой точки зрения понимание текста есть движение как бы по кругу от целого к части и от части к целому.

Вильгельм Дильтей (1833–1911), обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса – «науки о природе» и «науки о духе», В. Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, которые в отличие от природных явлений обладают неповторимой индивидуальностью и не существуют независимо от человека. Поэтому их изучение не может быть сведением частного к общему, что допустимо в отношении природных явлений, а требует особых способов познания, а именно: понимания и истолкования, т. е. герменевтического метода.

Большое влияние на становление философской герменевтики оказали идеи М. Хайдеггера (1889–1976), понимающего герменевтику как истолкование языка. Язык, сущность которого наиболее полно проявляется в языке поэтов, рассматривается М. Хайдеггером как выражение бытия.

Признанным лидером философской герменевтики является немецкий философ Х. Гадамер (р. 1900). Центральное место в его философии занимает проблема языка. Язык, с точки зрения Х. Гадамера, – это центр человеческого бытия, человеческая коммуникация, игра. Являясь методологией гуманитарных наук, герменевтика Х. Гадамера предлагает новый метод исследования, основанный на принципах понимания. Согласно Х. Гадамеру, понимание, носителем которого выступает язык, возникает лишь в процессе диалога. Понимание и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого опыта – традиций философии, искусства и самой истории.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.