Становление, развитие и эволюция позитивизма. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Становление, развитие и эволюция позитивизма.

2017-07-01 402
Становление, развитие и эволюция позитивизма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Позитивизм – это течение западной философии II пол. 19-20 веков, утверждающее, что источником подлинного (положительного) познания могут быть только отдельные, определенные эмпирические науки, только знания доступные проверке и эффективные на практике. А философия, как особенная наука не может претендовать на самостоятельное исследование действительности.

Позитивизм пережил несколько периодов:

I позитивизм – Конт, Милль, Спенсер – основное внимание уделялось систематизации научного познания и классификации наук. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог. Конт утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках. Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

В труде «Курс позитивной философии» Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. Вэтой связи философом были выделены:• 3 стадии интеллектуального развития общества;• три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся:• теологическая (мировоззрение основано на религии);• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);• положительная (базирована на науке).

К стадии технического развития относятся:

обычное общество;

• доиндустриальное общество;

• индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг дружке:

• теологическая — традиционному обществу;

• метафизическая - доиндустриальному обществу;

• положительная (научная) — индустриальному обществу.

Джон Милль и Герберт Спенсер – начали разрабатывать позитивную философию в Англии. У Герберта Спенсера (1820-1903) философия не отвечает на вопрос «почему так?», а отвечает на вопрос «как это устроено?».

II позитивизм – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус).

Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.

Цель эмпириокритицизма – очистить опыт от метафизики: от таковых понятий как материя, субстанция и остальных понятий. Мы живем среди этих понятий, но не знаем. Что это, и не надо задавать эти вопросы, т к они за пределами науки.В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия обязана заниматься созданием единой картины мира, эмпириокритики лицезрели задачку философии в установлении принципов упорядочивания явлений. Проблема позитивизма в том, что мы неизбежно возвращаемся к метафизическим понятиям, их полно в физике, например.

III позитивизм – неопозитивизм либо логический позитивизм (с середины 20х годов 20 века). Формировался в Венском кружке (Венский ун-т) физиками и маьематиками. Шлик, Карнап, Витгенштейн – попробовали обосновать тезис о том, что философия не имеет собственного самостоятельного предмета исследований.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мориса Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970). Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн начали работать над языком науки. Задача-разработка способов логического либо лингвистического анализа познания через способности выражения его в языке (научном, философском, обыденном). Представители неопозитивизма считают, что неправильное внедрение языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские. Неопозитивизм заявляет "метафизические" (т.е. обычно философские) выражения лишенными смысла, т.к. истинное (научное) обязано отвечать принципу верификации – доступности эмпирической проверке; потому задачка философии сводится к логическому анализу языка науки. Так развивалась семиотика, структурализм. Лингвистический поворот. Все привело к созданию аналитической философии: только там, где есть логика, можно рассуждать о философии.

IV позитивизм - пост-позитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии видел в проблеме демаркации - разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.