Основные положения философии жизни: философия А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные положения философии жизни: философия А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

2017-07-01 1055
Основные положения философии жизни: философия А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Философией жизни" называют иррационалистическое направление западной философской мысли конца XIX—начала XX в., предтечей которого считают А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и к которому относят В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера, Э. Шпрангера и др.

Артур Шопенгауэр 1788-1860. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал основные работы Иммануила Канта, ценил философские идеи буддизма. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

Основными произведениями Шопенгауэра являются: "Мир как воля и представление"О свободе воли (1839); "Об основании морали (1841); "Афоризмы житейской мудрости (1851).

Основным своим положением, что воля есть абсолютное, Шопенгауэр обязан Канту и Фихте, теорией идей или ступенями волевого феномена – Платону, своим пессимистическим направлением и учением об отрицании воли (nirvana) – буддизму.

Шопенгауэр, как и Кант, объявляет данные нам в пространстве и времени вещи простыми явлениями, а сами пространство и время – субъективными, априорными формами сознания. Нашему интеллекту суть объективных вещей остаётся неизвестной, ибо мир, созерцаемый посредством субъективных форм восприятия (времени и пространства), нельзя отождествлять с реальным. Мир, данный нам в разумном сознании, – лишь «мир как представление», фикция интеллекта или (по выражению самого Шопенгауэра) пустой «мозговой призрак». Но всё это касается только деятельности разума. Однако, за другой психической функцией ­– волей ­­­– он, напротив, категорически признает полную объективность и достоверность. Словом «воля» философия Шопенгауэра обозначает не только сознательное желание, но также бессознательный инстинкт и действующую в неорганическом мире силу. Если «мир как представление» в качестве «мозгового феномена» существует только в интеллекте, «сознании», то «мир как воля» действует без интеллекта и сознания – как «бессмысленная», «слепая», не знающая усталости «воля к жизни».

Для Шопенгауэра главный вопрос философствования — это вопрос о том, как избежать страдания. Согласно философии Шопенгауэра, эта воля бессмысленна. Человеческая жизнь не имеет ценности: сумма вызываемых ею страданий гораздо значительнее, чем доставляемые ею наслаждения. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна. Но с пробуждением сознания появляется и средство «преодолеть бессмыслие» воли. Избавление от страданий может быть достигнуто (по буддийскому образцу) путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни. Однако Шопенгауэр подчёркивает, что это отрицание, сравнимый с переходом в буддийскую нирвану, в свободную от страданий тишину небытия – не самоубийство.

Между волей и отдельными вещами стоят еще, по Шопенгауэру идеи – ступени объективации воли, которые отражаются не во времени и пространстве, а в бесчисленных отдельных вещах. Мы можем возвышаться до познания этих идей, когда перестаём рассматривать отдельные вещи во времени, пространстве и причинной связи, а постигаем их не путем абстракции, а путем созерцания. В моменты, когда мы это делаем, мы освобождаемся от муки жизни и становимся субъектами познания, для которых уже нет ни времени, ни страдания. Идеи составляют содержание искусства, которое обращено к неизменным в вечной смене явлений сущностям. Аскетизм и страдания также способ чувствовать боль другого, способ преодолеть замкнутость. Чтобы преодолеть волю, нужно преодолеть себя. Очистительный плач умертвляет волю, мы ничего не желаем. Чувствуем преодолении своей конечности и сливаемся с основой мира.

Представители "философии жизни выступили против попыток продолжателей материализма в философии объяснять явления общественной жизни с точки зрения законов природы, механики.

Крупнейший представитель этой школы Фридрих Ницше (1844 — 1900). Свои сочинения он писал в форме эссе, цепи фрагментов. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни.

Наиболее значимой формой его философии являются афоризмы, выражающие запечатлённое движение состояния и мысли автора, находящихся в вечном становлении.

Ницше ставит задачу отрицания старых ценностей и поиска новых. Он предлагает отказаться от старых моральных псевдоценностей, от христианства, которое он рассматривает в качестве "троянского коня, предназначенного для погубления Европы, от социализма и коммунизма, которые, по его мнению, служат той же цели. Отказ от Бога влечет отказ от морали и вседозволенность. Но Ницше видит критерий морали в силе. А сила не в трансцендентальном начале, а в человеческом – в воле.

У Н мир поверхностный, воль много, они центры сил, мир-взаимодействие центров сил, кот сталкиваются друг с другом и борются. Н-утверждение воли, как воли к жизни и власти. В полном объеме живет тот,кто властвует. Все хорошо, что идет от силы. Слабость аморальна. Слабые, собираясь в группы, способны победить сильных. 3)концепция развития. Н отрицает прогресс. Есть только становление, и нет бытия. В мире нет вещей, они возникают, когда мы пользуемся понятиями. Если их убрать, то останутся только силы. Познание - выработка фикций, они позволяют жить и осущ свою волю к власти. Человек-вредоносное существо, высокомерное насекомое(«У мира/земли есть кожа. У кожи болезнь,одна из кот.-чел»). 4) воля к власти- критерий значимости любого из явлений. Воля к власти – это самоосуществляющаяся сила, движение к цели. Хорошо все, что повышает волю к власти. Дурно все, что происходит из слабости. 5)концепция сверхчела как субъекта новой морали. Человек – промежуточное состояние м-ду животным и сверхчеловеком. Ницше боится появления массового человека, который придет и ему не нужен будет Ницше, он станет слабым человеком, против кот пойдет масса. Величие человека в том, что он есть переход и уничтожение. Уничтожение — это уничтожение «человеческого, слишком человеческого», ибо человек есть «нечто, что должно преодолеть». Человек должен сам для себя решать, что хорошо, а что плохо. Это опасно, человек между 2мя крайностями.

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» 1883—1885 — философский роман Фридриха Ницше, начавший издаваться в 1883 году. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение года. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну — четвёртую.

В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра. Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек — промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».

Ницше считает, что мы бесконечное число раз прожили нашу жизнь в её малейших подробностях и будем опять вновь переживать ее. Познать этот высший закон жизни, принять его в руководство не только без возмущения, без ужаса, но с добрым сердцем, и мало этого, с энтузиазмом и радостью – вот цель, которую ницшеанский Заратустра указывает человечеству. Когда оно достигнет её, человек сделается «сверхчеловеком». В философии Ницше сверхчеловек – человек, дошедший до высшего состояния здоровья, физического и умственного, свободный от устарелых воззрений, с сознанием закона вечного возвращения. Придет момент и человек пустит в ход всю свою энергию, чтобы через его собственное самоуничтожение явился сверхчеловек.

Сам Ницше оценивал свое развитие, три этапа- верблюд(вьючное животное, можно много всего нагрузить-образ философа, который освоил общую традицию, он всему обучается, дает возможность всем ценностям сконструироваться внутри себя, философия в трагическую эпоху древности, заканчивается несвоевременными размышлениями, ему казалось, что классическая философия как муравей ползет,ничего,не видит,не развивается), второй этап- верблюд понимает что все надо сбросит и превращается в льва, который пересматривает все оценки, переоценка ценностей, человеческое слишком человеческое, утренняя заря, веселая наука), третий этап- образ ребенка(отсылка к Гераклиту)- наивный очищенный от чужих взглядов, истинна глаголит устами младенца, он молчит или плачет, когда молчит, открыта мудрость, сам он говорит след:" надо мной нет больше ни Бога, ни человека, инстинкт говорящего.Теперь начинается новый отрезок моей жизни.Одна дверь закрывается, другая открывается", к сожалению дверь открылась в безумие).


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.