Основные принципы здоровьесберегающей деятельности — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные принципы здоровьесберегающей деятельности

2017-06-26 2385
Основные принципы здоровьесберегающей деятельности 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:

•комплексность;

•системность;

•целостность;

•динамичность(повторяемость);

•репрезентативность;

•методическое единство.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика.

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования.

Целостност ь – необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов учащихся.

Методическое единство – непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.

Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

• медико- гигиенические технологии (МГТ);

• физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);

• экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

• технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

• здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

Существуют и другие основания для классификации здоровьесберегающих технологий. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

•защитно-профилактические;

•компенсаторно-нейтрализующие;

•стимулирующие;

•информационно-обучающие.

Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических.

В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия,как научно – методическую обеспеченность работы. подбор и подготовку педагогических кадров(включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:

1 -организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

2-психолого – педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

3.-учебно- воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно- воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемых вне школы, но в последнее время нес чаще включаемых во внеурочную работу школы:

· социально адаптирующие и личностно развивающие технологии(САЛРТ), которые обеспечивают фор­мирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышают ресурсы психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

· лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний, лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

 

Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:

· объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;

· необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

· ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

· целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;

· содействие формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу учителя можно выделить 3 степени приверженности педагога к идеям здоровьесбережения.

1. Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов - недостаточной освещенности, не подходящей школьникам мебели по росту, необеспеченности горячим питанием и т. п.- (данная работа обычно проводится учителем совместно с администрацией школы и классными руководителями) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, разгружающих моментов на уроке). Они оказывают определенный (чаще незначительный) эффект, но, с другой стороны, приводят к самоуспокоению: «Работа проводится, можно не волноваться!».

2. Внедрение отдельных технологий,нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушение зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся сохранению здоровья и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые учителем.

3. Комплексное использование технологийв содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. Данный уровень, основанный на синтезе двух рассмотренных ранее, является наиболее высоким, эффективным и продуктивным в работе учителя по здоровьесбережению школьников.

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличие - реализация приоритета заботы о здоровье уча­щихся. Идеальным вариантом реализации здоровьесберегающей педагогики является комплексная забота о здоровье всех участников образовательного процесса, проводимая на общешкольном уровне, когда здоровьесбережение направлено не только на учащихся, но их родителей и всех сотрудников школы. По многим другим признакам и принципам здоровьесберегающая педагогика занимает общее поле с гуманистической педагогикой.

Любой учитель, использующий здоровьесберегающие технологии в своей работе должен помнить принципы здоровьесберегающей педагогики:

1. Принцип ненанесения вреда. Учитель должен осознавать, что ребенок на его уроке – наивысшая ценность и нет оправдания нанесению какого-либо, даже самого, казалось бы, незначительного вреда здоровью ребенка.

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся. Здоровьесберегающая работа должна быть четко продумана, спланирована, направлена не только на мгновенный, но и на отвлеченный во времени, практически значимый результат.

3. Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное).

4. Принцип непрерывности и преемственности программ обучения и используемых педагогических методов и технологий. Именно такая стабильность (нельзя путать ее с недопустимым для уроков однообразием), обеспечит спокойствие и отсутствие стрессовых ситуаций для учащихся.

5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Данный принцип подразумевает, что вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения. Учитель обеспечивает здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам школьник помогает ему в решении этой общей задачи. У учащихся воспитывается ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход.

6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Только оптимально подобранный материал не вызовет у учащихся перегрузку и стресс, одновременно позволяя сохранить сосредоточенность детей на уроке. Учебный материал необходимо адаптировать в соответствии с особенностями класса.

7. Комплексный междисциплинарный подход к изучаемому материалу. Выстраивание межпредметных связей, аналогий и параллелей облегчит принятие, понимание даже самого сложного материла, ребенок будет чувствовать себя на уроках более уверенно и комфортно.

8. Принцип медико-психологической компетентности учителя. Учителю необходимо знать физиологические и психологические возрастные особенности школьников, при наличии у учащихся каких-либо нарушений в состоянии здоровья он должен построить образовательный процесс так, чтобы как минимум не усугубить имеющуюся проблему.

9. Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий. Именно подобный комплекс воздействий научит ребенка заботиться о своем здоровье, принимать правильные решения.

10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными. Создание ситуации успеха имеет огромное значение для сохранения здоровья школьника. Это приводит к уменьшению количества стрессовых ситуаций, эмоциональной стабильности школьника, дает возможность поверить в собственные силы, учит высказывать собственное мнение. В результате действия выше перечисленных факторов не только сохраняется здоровье школьников, но и повышается интерес к предмету, заинтересованность школьника.

11. Приоритет активных методов обучения. При использовании активных методов обучения учащийся вовлекается в образовательный процесс, становится субъектом обучения, участвует в интенсивной работе со сменой различных видов деятельности. Это снижает возможность возникновения стресса, утомляемость, повышает двигательную активность учащихся, что способствует сохранению здоровья школьников.

12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стра­тегий. Учитель должен не только формировать знания о том, для чего и как сохранять здоровье, но и вырабатывать у учащихся практические навыки в данной сфере деятельности, необходимость применять свои знания на практике.

13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Каждый учащийся на выходе из школы должен осознавать уровень ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

14. Принцип отсроченного результата. Учитель, использующий здоровьесберегающие технологии должен быть готов к тому, что истинный результат его работы будет виден спустя достаточно длительный промежуток времени. Например, весьма значимым результатом будет, если здоровье выпускника школы находится, хотя бы на том же уровне, что и на момент его поступления в школу. В идеале выпускник будет вести здоровый образ жизни, следить за собственным здоровьем и поддерживать его на определенном уровне.

15. Принцип контроля за результатами. Для оценки эффективности используемых методов и технологий необходимо отслеживать результативность. Следует обращать внимание, как на сиюминутный, так и на отвлеченный во времени результат и в соответствии с этим корректировать свою дальнейшую работу, постоянно повышая ее эффективность. Необходимо донести важность здоровьесбережения до школьника и обучить его самоконтролю действий по сохранению здоровья.

Объектом деятельности школ становится создание комплексной модели здоровой и дружественной школы. Перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья - не оздоровление, а в первую очередь не допущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.Одни из аспектов деятельности по созданию данной модели является построение современного урока соответствующего основным требования здоровьесбережения школьников.

Основные требования к организации здоровьесберегающего урока.

1. Обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния учащихся и учителя:

1.Помощь учащимся в адаптации к новым условиям.

2.Создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферы на уроках.

3.Создание ситуации успеха, которая позволяет человеку находиться в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы, обусловленные при выполнении заданий, незнанием учебного материала.

4.Использование личностно-ориентированного подхода, организация различных форм деятельности (групповая, коллективная и т.д.).

5.Совершенствование контрольно-оценочной деятельности: учащиеся обобщают изученный материал, оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, успехи, неудачи, вносят коррективы.

6.Развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, особенно логического, рационального, формирование практических навыков. Учащиеся с развитым логическим мышлением, памятью, вниманием успешно и с интересом учатся, а это напрямую связано с психическим здоровьем, познанием окружающего мира, формированием нравственных качеств, способностью адаптироваться в современном мире.

7.Оптимальная дозировка заданий (в том числе использование разноуровневых дифференцированных заданий).

8.Использование нетрадиционных игровых форм проведения урока, создание условий для проявления творческой активности (конкурсы кроссвордов, стенных газет, рефератов, стихотворений по изучаемой теме), проведение внеклассных мероприятий.

9.Совместная работа с психологом по выявлению психологических особенностей учеников для выработки личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.

Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, так называемые физкультминутки, когда дети выполняют несложные упражнения. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу. Поочередно поручать проведение физкультминуток самим детям. Научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации на уроке в школе и дома. Время начала физкультминутки выбирает сам учитель (примерно через 20 минут от начала урока) или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства).

Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения.

2. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете) должны быть комфортными и соответствовать гигиеническим нормам: необходимо соблюдать режимы температуры, проветривания; рационально подобрать освещение (касса и доски), монотонные, неприятные звуковые раздражители устранить.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

1. в учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 21 °С;

2. в учебных мастерских - 15 - 17 °С;

3. в актовом зале, классе пения и музыки - 18 - 20 °С;

4. в кабинетах информатики - оптимальная 19 - 20 °С, допус­тимая - 18 - 22 °С; в спортзале - 15 - 17 °С;

5. в раздевалке спортивного зала - 19 - 23 °С;

6. в кабинетах врачей - 21 - 23 °С;

7. в рекреациях - 16 - 18 °С;

8. в библиотеке - 17 - 21 °С;

9. в вестибюле и гардеробе - 16 - 19 °С.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура, °С Длительность проветривания помещений, мин
В малые перемены В большие перемены и между сменами
От + 10 до + 6 4 — 10 25-35
От + 5 до 0 3-7 20-30
От О до -5 2-5 15-25
От -5 до -10 1-3 10-15
Ниже -10 1-1,5 5-10

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60 %.

3. Виды учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.) должны чередоваться. Норма – 1-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение, изложение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот, частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

4. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. Смена видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность.

5. Число видов преподавания за урок должно быть не менее трех (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д.) Использование одного-двух видов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, рассосредоточению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым урок малоэффективным.

6. Чередование видов преподавания должно изменяться не позже чем через 10-15 минут. Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.

7. Выбор поэтапного применения на уроке методов должен способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

Рекомендуемые методы:

• метод свободного выбора (свободная беседа, выбор дейст­вия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.);

• активные методы (ученики в роли учителя, обучение дей­ствием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семи­нар, ученик как исследователь);

• методы, направленные на самопознание и развитие (ин­теллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимо­оценки).

8. Место и длительность применения технических средств обучения (ТСО) должны соответствовать гигиеническим нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО во временном пространстве урока ограничено. Не допускается единовременное использование ТСО на протяжении более 10 минут, а общее время использования не должно превышать более 15-20 минут (в зависимости от особенностей класса и возраста учащихся). Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.

9. Позы учащихся и их чередование должны находиться под контролем учителя. Необходимо помнить, что каждому виду деятельности соответствует своя поза, поэтому следует следить за тем, чтобы при переключении на другой вид работы учащиеся правильно меняли позу. Длительное нахождение в определенной позе вызывает утомление организма, неоправданную нагрузку на отдельные части скелета. Неправильные позы вызывают нарушения в строении опорно-двигательного аппарата и работе внутренних органов организма ребенка.

Существуют определенные требования к позам учащихся во время урока:

ü за столом (партой)

Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка.

ü при письме

Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30 - 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30. Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.

ü при чтении

Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 150.

ü стоя

Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.

10. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке обязательно должны присутствовать. Норма - на 15-20 минут урока по одной минуте приходится по одной минуте для оздоровительного момента. Оздоровительный момент состоит из трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения.

11. Содержательной часть урока должна включать позиции, направленные на формирование и привитие навыков здорового образа жизни:

ü вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;

ü демонстрация, прослеживание этих связей;

ü формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

ü выработка понимания сущности здорового образа жизни;

ü формирование потребности в здоровом образе жизни;

ü выработка индивидуального способа безопасного поведения;

ü сообщение учащимся знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения и т. д.

Цель по формированию личности, ведущей здоровый образ жизни и сохраняющей свое здоровье, будет достигнута на 100 % не тогда, когда дети будут знать о том, как сохранить свое здоровье, осознавать необходимость поддержания здоровья, а в тот момент, когда они начнут самостоятельно применять полученные знания о здоровьесбережении в жизни.

12. Необходимо формировать у учащихся мотивацию к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.).

13. Психологический климат на уроке должен быть благоприятный как для учителя, так и для ученика. Во время урока необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и напряженных ситуаций. Залог эффективности урока с позиций здоровьесбережения – создание ситуации успеха для каждого учащегося.

14. На уроке обязательно должна присутствовать эмоциональная разрядка в форме:

ü шуток;

ü улыбок;

ü использования юмористических картинок;

ü поговорок;

ü афоризмов с комментариями;

ü небольших стихотворений;

ü музыкальных минуток и т. п.

15. При планировании урока необходимо обратить внимание на плотность урока. Количество времени, затрачен­ного школьниками на учебную работу должно быть не менее 60 % и не более 75-80 %.

16. Урок необходимо построить таким образом, чтобы момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности наступал:

ü не ранее чем через 25-30 минут в 1 классе;

ü 35-40 минут в начальной школе;

ü 40 минут в средней и старшей школе;

ü 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

Момент наступления утомления определяется в ходе наблюдения за учащимися по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Зная особенности класса, с которым работает учитель необходимо спланировать работу так, чтобы момент утомления не наступал раньше времени, определенного нормативами.

17. Темп окончания урока должен быть оптимальным. Нельзя допускать «скомканности» окончания урока. Рекомендуется спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, подвести итоги урока, сообщить результативность работы учащихся, попрощаться с учащимися. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Проблемы современной системы образования требуют нового трактования понятия “образование”. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное - здоровой личности. Смысл образования, в первую очередь, заключается в том, чтоб ввести ребенка в мир знаний и развития, не исключая совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом.

Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в ее деятельности, в нашем случае, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции, хорошая успеваемость - это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал - главное условие в обеспечении благоприятных условий.

"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы ОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырасти здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Комментируя это определение, необходимо напомнить, что задача школы не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:

1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;

3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);

4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Здоровьесберегающий режим в образовательном процессе

В соответствии с Федеральным Законом “Об образовании в Российской Федерации” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Одной из главных задач школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы.

По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов, уровень освещенности в школах значительно занижен, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Причинами также являются завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление, а также неблагополучие в семье.

Год от года усовершенствуются и модернизируются различные методики, приемы и стратегии образовательной системы. Вместе с этим увеличивается и умственная нагрузка, так как объем учебного материала и литературы возрастает.

Это является следствием огромного количество разных вариаций учебных планов, вводимых в действие без проверки на их соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся. Неудержимо растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения, в итоге возрастает число одночасовых предметов. В связи с этим увеличивается время на приготовление домашних заданий, снижается время двигательной активности, сна - что является результатом ухудшения здоровья.

Ни для кого не секрет, что различные экспериментальные программы интенсификация педагогических процессов, чрезмерный напор на профориентационную деятельность негативно отражается не только на физическом, но и на умственном состоянии и развитии детей.

В связи с этим возрастает значимость здоровьесберегающих технологий в современной школе. Практики предлагают 2 возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка:

1. Изменение технологии, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом.

2. Необходимость обеспечить новое качество образования, высокую мотивацию и направленность к здоровьесберегающим методикам.

Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически.

Возникшая за последние годы нестабильность в социально-экономической обстановке отрицательно повлияла на показатель здоровья детей, снизились возможности семьи по жизнеобеспечению ребенка.

Принцип здоровьеоберегающего подхода при формировании процесса обучения и воспитания должен быть положен в основу концепции каждой школы. Его целью является создание единого пространства для формирования личности гармонично развитой физически и психически.

Задачи:

Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, учащихся и их родителей.

Обучение основам здорового образа жизни.

Мониторинг здоровья.

Организация и проведение пропаганды ЗОЖ.

Профориентация подростков.

Создание школьной среды, стимулирующей стремления детей к ЗОЖ.

Само понятие “здоровье” понимается в трех аспектах: социальное, физическое и психологическое. Стратегиями для достижения существенных результатов являются здоровьеоберегающая учебная деятельность и функционирование различных спортивных секций.

Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Формирование культуры здорового образа жизни у школьников является одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Понятие утомления

Утомление - это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость - субъективное переживание, чувство, которое обычно является отражением утомления. В некоторых случаях чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.

Утомление может возникнуть при любом виде деятельности - и при умственной,


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.