Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-06-26 | 1153 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Понятие «нормативность».
О пределение степени «нормативности» того или иного человека всегда было камнем преткновения как психологии вообще, так и психологической диагностики в частности. Вообще понятие «норма» по отношению к развивающемуся ребенку, к динамичному изменению не только отдельных психических процессов, состояний, но и показателей их взаимодействия подвергается большому сомнению.
Не вполне определено и само понятие «норма», которая, безусловно, должна быть соотнесена не только с уровнем психологического и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, которые предъявляет к ребенку окружающий его социум. Все это не может не оказывать непосредственного влияния на показатели так называемых «норм развития», тем или иным образом включенных в понятие «статистическая норма».
Определение «степени нормальности» человека - сложная и ответственная междисциплинарная проблема. Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образования на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только так называемого среднестатистического ребенка, но ребенка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.
В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.
Статистическая норма - это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности.
|
Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д.
2. Понятие «аномальность».
В специальной психологии очень часто применяется понятие «аномальность». Одним из ее критериев является своеобразие расшифровки сигналов окружающего мира конкретным человеком и воспринимающим его иначе, чем большинство людей. Показатели, характеризующие нормальную психическую деятельность, ограничены достаточно определенными параметрами, выход за границы которых позволяет говорить о ее нарушении. При этом настроение человека, его эмоции, суждения, решения возникают не вследствие соответствующих внешних стимулов, а в результате измененной высшей нервной деятельности. Восприятие организуется и упорядочивается головным мозгом, при этом его важная функция - фильтрация внешних сигналов. У людей с дефектами слуха, зрения, интеллекта, неадекватно воспринимающих и оценивающих внешние стимулы, формируется неадекватное представление об окружающем мире, а часто неправильная адаптация к нему.
Чаще всего «ненормальным» считают человека, поведение которого явно и значительно отклоняется от обычных норм, идет вразрез с привычками, установками, ценностями других людей. И чем он «ненормальней», чем опаснее - реально или потенциально - представляется его поведение окружающим. При этом дефективность характеризуют пять признаков.
|
1. Изменения в структуре личности из-за нарушений высшей нервной деятельности, отражающие влияние первичных органических, функциональных или социальных нарушений.
2. Долговременность состояния.
3. Нарушения связей аномальных лиц по отношению к обществу здоровых.
4. Изменения отношения к аномальным лицам, когда общество чувствует себя обремененным, обязанным заботиться о них и занимает определенную позицию, по которой судят о его гуманности. (Общество исключает аномальных из своего круга, изолирует их или проявляет преувеличенную заботу.)
5. Непостоянство состояния дефективности, поддающееся изменениям как в лучшую, так и худшую сторону.
В таблице дан перечень задач развития, относящихся к традиционным этапам роста и взросления ребенка.
Задачи развития и типичные для них источники расстройств
Периоды | Задачи развития | Типичные социальные источники расстройств |
Раннее детство: 0-3 года | Адаптация к ритму сон -еда. Формирование привязанности. Формирование речи. Прямохождение. Контроль над функциями выделения. Дифференцирование психосексуальной организации | Нарушенная интеракция «мать (или тот, кто ее заменяет) - ребенок». Перерывы в интеракциях (переживания разлуки). Слишком мало интеракций |
Дошкольный и школьный возраст: 3-12 лет | Автономия. Социальная адаптация. Ориентирование на достижения. Приобретение культурных навыков. Формирование половой роли | Родители много диктуют и слишком часто наказывают. Завышенные или заниженные требования педагогов. Неудача в сфере достижений. Неструктурированная или излишне структурированная семья |
Подростковый возраст и юношество: 12-18 лет | Поиск идентичности. Адаптация к половому созреванию. Поиск половой идентичности. Уход из родительского дома | Неструктурированная или излишне структурированная семья. Табуирование сексуальности. Несоответствующие модели (образцы поведения). Семейные условия, препятствующие автономии |
3. понятия «ф ункциональная норма», «идеальная норма».
Функциональная норма - своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью коррекционно-развивающей работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него особенностей. При этом в процессе самостоятельного развития, обучения или в результате специализированной помощи возникает гармоничный баланс между личностью и социумом, при котором удовлетворяются основные потребности личности и личность полностью удовлетворяет тем требованиям, которые социум к ней предъявляет.
|
В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума - с другой.
Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя.
Идеальная норма - это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.
Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу текста, но недопустимо - 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1 ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна «тянуть» вниз социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано на нормативы, а не на статистические нормы.
Список литературы по модулю
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с Башмакова С.Б. Нормативные модели детского развития. Учебное пособие. Киров: Изд–во ВятГГУ, 2007. – 68 с.
|
2. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект, 2008. – 668 с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз, 1997.
4. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. С. 13-15
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения).
7. Малкина – Пых. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.
8. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2003.
10. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.-С. 58-59.) «Психологическая диагностика», 2000, стр. 217–218
11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения)
12. Рудкевич Л.А. Кто он, современный учащийся? (Взгляд психофизиолога на развитие образования) // Вестник практической психологии образования. – 2008. - №2,3 (15, 16).
13. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология: конспект лекций http://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996
Вопросы для самопроверки
1.. В раннем детстве интенсивно развивается:
а) наглядно-образное мышление;
б) логическое мышление;
в) пространственное мышление;
г) наглядно-действенное мышление.
2. Стремление ребенка 3-х лет непрерывно конфликтовать с окружающими - это:
а) негативизм;
б) своеволие;
в) протест-бунт;
г) обесценивание взрослых.
3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста включает особенно подробное описание:
а) компонентов учебной деятельности;
б) особенностей общения с родителями;
в) структуры игровой деятельности;
г) сложно сказать что-то определенное.
|
4. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
а) учебная деятельность;
б) интимно-личностное общение;
в) учебно-профессиональная деятельность;
г) игровая деятельность.
5. В подростковом возрасте формируется:
а) новый образ психологического «Я»;
б) новый образ поведенческого «Я»;
в) новый образ физического «Я»;
г) новый образ профессионального «Я».
6. В ранней юности уникальное место занимает:
а) общение;
б) семья;
в) любовь;
г) дружба.
7. Кризис 17 лет связан:
а) с переходом от школьной к взрослой жизни;
б) с юношеской дружбой;
в) с юношеской любовью;
г)с изменением семейного положения.
Заполните таблицу
Период | Возраст | Новообразование | Социальная ситуация |
0-1 | |||
1-3 | |||
3-6(7) | |||
6(7)-10(11) | |||
10(11) - 14(15) | |||
14(15) -16(17 | |||
18-25 |
Установите соответствие:
Новообразование | Возраст |
А) Возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания. | 1) младший школьный; |
Б) Развитие произвольности психических процессов и поведения, компетентность | 2) ранний возраст; |
В) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи | 3) дошкольный. |
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!