Приоритеты, цели и задачи развития края — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Приоритеты, цели и задачи развития края

2017-06-26 621
Приоритеты, цели и задачи развития края 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года исходит из принципа обеспечения приоритета прав и свобод человека и гражданина, основывается на создании для населения Хабаровского края достойных условий жизни, заботе о старших поколениях и молодежи, способствует развитию как русской культуры, так и культуры всех населяющих Хабаровский край народов и народностей, направлена на поддержку и стимулирование развития предпринимательства через установление соответствующих приоритетов в экономической и финансовой политике с учетом построения эффективной системы краевых органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, высшей ценностью для Стратегии развития края является Человек, а создание благоприятных условий для его развития – ее ключевым приоритом. При этом человеческий капитал стал основой современной экономики, а мерой успешности развития региона является качество жизни его населения и эффективность функционирования человеческого капитала.

Этим обусловлена общая нацеленность Стратегии развития края на достижение наибольшего успеха по следующим трем направлениям:

1) формирование и накопление человеческого капитала, создание комфортного пространства для жизни и развития человеческого капитала;

2) пространственное развитие;

3) обеспечение опережающего экономического развития, модернизация экономических отношений и общественных институтов.

Миссия Хабаровского края заключается в повышении привлекательности Дальнего Востока России для человека и бизнеса, его индустриализации и вывода на ключевое место в мировых трансграничных потоках.

Существует апробированная мировым и отечественным опытом модель успеха региона – набор характеристик, наличие которых само по себе не гарантирует успех, но их отсутствие резко снижает вероятность его достижения. Этими характеристиками являются:

1. Высокое качество человеческого капитала:

- комфортная среда проживания, комфортная коммунальная инфраструктура;

- высокое качество здравоохранения;

- мировой уровень образования и культурной жизни;

- наличие высокообразованного, креативного, предприимчивого населения.

2. Эффективные институты:

- эффективная система регулирования миграционных потоков;

- низкие барьеры для предпринимательского старта, инвестирования, карьерного роста;

- наличие стимулов и эффективной поддержки талантливых специалистов, лидеров в области гражданского общества, науки, культуры.

3. Высокий уровень разнообразия:

- диверсифицированная экономика;

- высокая доля малого предпринимательства;

- сочетание различных по размерам мест поселения, высокий уровень урбанизации.

4. Высокая степень открытости региона:

- поддержание активных и разнообразных внешних взаимосвязей;

- доступность международных связей (наличие международного транспортного сообщения);

- наличие и известность регионального бренда.

5. Высокая степень связности пространства региона.

Сочетание данного набора характеристик, приоритетов и целей развития Российской Федерации, миссии Хабаровского края и системной оценки проблем и рисков развития края определяют генеральную цель социально-экономического развития края на период 2030 года – превращение Хабаровского края в центральный полюс роста Дальнего Востока, лидирующий в области взаимообусловленного роста человеческого капитала, инновационной экономики, пространственной организации и международной кооперации.

Генеральная цель декомпозируется на четыре стратегические цели:

1. Накопление человеческого капитала на основе формирования нового качества жизни (комфортная социальная среда).

2. Создание комфортного пространства для жизни и экономической деятельности.

3. Рост конкурентоспособности на основе новой индустриализации, модернизации и инноваций.

4. Создание и модернизация институтов, стимулирующих развитие инновационноемкой, инвестиционно активной экономики и предпринимательской среды.

Реализация стратегических целей конкретизируется в выполнении следующих ключевых задач:

1. Формирование нового качества жизни, что фактически означает переход к новому качеству социальной политики, основными элементами которой являются (помимо традиционной борьбы с бедностью и поддержки наиболее незащищенных групп населения) более полный учет интересов креативных слоев населения, способных реализовать потенциал инновационного развития, быть основой предпринимательского типа поведения. Следовательно, должны преследоваться более высокие стандарты социальной организации, коммунальной и социальной инфраструктуры, образования, культуры, здравоохранения и спорта. Без этого невозможно будет мобилизовать в интересах развития края главнейшее, наряду с природными ресурсами, преимущество Хабаровского края – человеческий капитал.

2. Создание благоприятной, поощряющую инициативу, среды для жизни и развития человека, особенно для наиболее активной, творческой, предприимчивой части населения, что подразумевает ускоренное формирование среднего класса, переключение акцента в инвестициях в пользу человеческого капитала, рост реальных доходов населения и, на этой основе, увеличение степеней свободы экономического поведения резидентов края. Это предполагает, в первую очередь, нивелирование сложившегося уровня отставания социальных стандартов в крае от среднего уровня для западных регионов страны.

3. Осуществление модернизации экономической структуры и экономического поведения экономических агентов, реализация идеи новой индустриализации, под которой понимается стимулирование создания в крае промышленной структуры, опирающейся на ключевые комплексы-драйверы роста, к которым относятся как традиционные, но технологически обновленные и конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках сектора, так и новые наукоемкие виды деятельности, основанные на эффективной конкуренции, гибкой предпринимательской среде:

- комплекс ресурсных отраслей;

- авиакосмический комплекс;

- модернизированная обрабатывающая промышленность;

- инфраструктурный комплекс;

- аграрно-промышленный комплекс;

- сервисный сектор (инжиниринг, торговля, телекоммуникации, туризм, недвижимость, управление, финансовые услуги).

4. Реализация эффективной модели пространственной организации экономики на основе формирования пространственных полюсов (центров) развития края, характеризующихся специфической специализацией. На территории края целесообразно концентрировать ресурсы и фокусировать экономическую политику на завершении формирования, стимулировании агломерационных и мультипликативных эффектов в пяти полюсах (центрах) развития края:

- Южный приграничный полюс, включающий в себя Хабаровскую агломерацию, специализирующийся на формировании кластера высокотехнологичных производств и сервисов, основанных на малых гибких технологически продвинутых производствах, а также на создании аграрно-индустриальной зоны, опирающейся на промышленный потенциал и концентрированный рынок сбыта южных районов Хабаровского края и Еврейской автономной области. Формирование и развитие такой индустриально-аграрной агломерации может опираться на интеграционное взаимодействие с приграничными китайскими регионами и восточной частью Еврейской автономной области;

- Среднеамурский полюс (агломерация Комсомольск-на-Амуре – Амурск – Солнечный), имеющий необходимые условия и потенциал для формирования кластера высокотехнологичных производств в области обрабатывающей промышленности (авиастроение, судостроение, металлургия, общее машиностроение) и инжиниринга;

- Южно-Охотский полюс (Ванино – Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел), специализирующийся на оказании транспортно-логистических услуг и промышленной переработке ресурсов и транзитных грузов;

- Николаевский центр развития (экономическое ядро – г. Николаевск-на-Амуре), которые предполагает создание и развитие транспортно-логистического центра, ориентированного на обслуживание населенных пунктов Охотоморского побережья, развитие комплексной переработки древесины и рыбопереработки.

- Верхнебуреинский центр развития (экономическое ядро – монопрофильное поселение "Рабочий поселок Чегдомын"), которые предполагает со-здание и развитие промышленной зоны для размещения производственных объектов и обеспечение транспортной доступности.

5. Развитие инфраструктурного каркаса, обеспечивающего, в том числе, взаимодействие пяти полюсов (центров) развития края и реализующего их мультипликативный потенциал. Энергетическая инфраструктура в целом по краю достаточно сбалансирована и нуждается в перспективе, во-первых, в поддержании общего баланса спроса и предложения энергетических ресурсов и продукции, а во-вторых, в преодолении дисбалансов в отдельных районах, особенно в случае их возникновения в вышеприведенных полюсах роста. Наиболее важное значение имеет развитие транспортной инфраструктуры и транспортной доступности, то есть существенное наращивание уровня связности экономического пространства. Концептуально важным является создание скоростного транспортного каркаса в пределах Южного приграничного полюса и по оси Южный приграничный полюс – Среднеамурский полюс, а также формирование транспортной сети, включающей элементы наземного, воздушного и речного транспорта, обеспечивающей надежную и комфортную транспортную доступность для грузов и пассажиров на всей территории края.

6. Использование преимуществ выгодного экономико-географического положения и устойчивых трансграничных взаимодействий в целях интеграции как в систему мирохозяйственных связей и международного разделения труда, так и во внутристрановые производственно-сбытовые цепочки.

7. Выращивание и имплантирование в крае современных и адекватных задачам реализации целей социально-экономического развития экономических и общественных институтов, способствующих формированию комфортного предпринимательского климата, в частности, созданию условий для реализации эффективного партнерства частного и государственного секторов экономики, общества и государства, общества и бизнеса, гарантирующих выдерживание социальных и экономических приоритетов при распределении ресурсов и их использовании для решения конкретных инвестиционных и функциональных задач.

Согласование с приоритетами и целями социально-экономического
развития Российской Федерации

Приоритеты и цели социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года согласуются с приоритетами и целями развития Российской Федерации, сформулированными в таких документах, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, Основы государственной политики регионального развития на период до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", Указы Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г., Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в других федеральных документах стратегического планирования

Стратегические приоритеты развития Российской Федерации определены и уточнены в части задач и подходов к их решению в трех основополагающих документах: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Законодательному Собранию Российской Федерации от 2012 года и от 2015 года.

Ряд других документов затрагивает и включает отдельные аспекты стратегического планирования развития Российской Федерации. Однако в качестве основополагающих выступают именно указанные выше три документа, поскольку они в наиболее полной мере отражают стратегическую систему приоритетов и основные подходы к их реализации. Остальная система стратегических документов рассматривается как расширяющая и уточняющая положения трех основных.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 2012 года и от 2015 года устанавливают в качестве приоритетных следующие пять направлений:

1. Повышение качества жизни российских граждан.

2. Обеспечение устойчивого экономического роста.

3. Развитие науки, технологий, образования, здравоохранения и культуры.

4. Охрана живых систем и рациональное природопользование.

5. Обеспечение суверенитета Российской Федерации.

В посланиях 2012 и 2015 годов сделан особый акцент на развитии Дальнего Востока как о национальном приоритете на весь XXI век, а в послании 2015 года дополнительно определена в качестве национального приоритета задача превращения г. Комсомольска-на-Амуре в "динамичный центр Дальнего Востока".

В октябре 2013 года Правительством Российской Федерации одобрена новая модель развития Дальнего Востока, основанная на экспорте в страны Азиатско-Тихоокеанского региона готовых товаров (работ, услуг), производимых на территории Дальневосточного федерального округа, создании конкурентоспособного инвестиционного климата, привлечении прямых инвестиций, в том числе иностранных, росте деловой активности, развитии малого и среднего предпринимательства, создании конкурентоспособных территорий опережающего развития.

За эти годы образованы Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. Созданы акционерное общество "Фонд развития Дальнего Востока", акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока", автономная некоммерческая организация "Развитие человеческого капитала", автономная некоммерческая организация "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта".

Основные приоритеты новой модели экономического развития Дальнего Востока направлены на:

- формирование территорий опережающего социально-экономического развития;

- инфраструктурную поддержку инвестиционных проектов;

- налоговые льготы региональным инвестиционным проектам;

- приоритизацию государственных программ Российской Федерации на интересы комплексного и ускоренного развития Дальнего Востока;

- комплексное развитие города Комсомольска-на-Амуре;

- предоставление "дальневосточного гектара";

- распространение режима Свободного порта Владивосток (далее также – СПВ);

- реструктуризацию приоритетных отраслей экономики и выравнивание условий хозяйствования (например, создание механизма снижения до среднероссийского уровня тарифов на электрическую энергию в отдельных регионах Дальнего Востока без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование рыбоперерабатывающих кластеров на территории Дальневосточного федерального округа).

Направленность на приоритетное развитие Дальнего Востока определена также в таких документах, как:

1) Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (вместе с постановлениями Правительства Российской Федерации
от 25.06.2015 № 630, от 25.06.2015 № 628 и от 12.05.2017 № 464 по созданию ТОСЭР "Хабаровск", ТОСЭР "Комсомольск" и ТОСЭР "Николаевск");

2) Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток";

3) Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (закон "о дальневосточном гектаре");

4) Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13;

5) Долгосрочного план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 704-р.

Одновременно с обозначением стратегических национальных приоритетов развития Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа формулируются и цели, вытекающие из этих приоритетов, а также задачи, которые должны быть решены для достижения целей в Хабаровском крае (таблица 2).

Национальные приоритеты Российской Федерации,

задачи и подходы к их решению

Таблица 2

Приоритеты Задачи Подходы

 

     
Повышение качества жизни граждан - развитие социальной сферы; - гарантирование личной безопасности граждан; - обеспечение высоких стандартов жизнеобеспечения; -повышение демографического потенциала     - повышение уровня оплаты труда специалистам высокой квалификации, работающим в бюджетной сфере; - повышение пенсий; - создание системы мониторинга качества медицины, образования, науки, востребованности культурных учреждений; - развитие системы частных дошкольных учреждений; - принятие региональных программ демографического развития; - принятие программ пропаганды и поощрения здорового образа жизни, развитие массового детско-юношеского спорта
Обеспечение устойчивого экономического роста - создание инновационной экономики; - экономическая интеграция Евразийского пространства; - развитие инфраструктуры - создание качественно новых рабочих мест; -развитие системы профессионального образования; -улучшение предпринимательского климата; -унификация экономического законодательства в рамках Таможенного союза
Развитие науки, технологий, образования, здравоохранения и культуры Укрепление роли государства и совершенствование государственно-частного партнерства Реформирование государственных систем и учреждений науки, здравоохранения, образования и культуры.
Охрана экологии живых систем и рациональное природопользование Повышение эффективности системы управления в области охраны окружающей среды - сбалансированное потребление; - развитие прогрессивных экологичных технологий; - развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Обеспечение суверенитета Российской Федерации - обеспечение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства во внешней сфере; - сохранение национальной и духовной идентичности - организация коллективных действий во внешней политике; - развитие институтов прямой демократии

Три категории, представленные в таблице 2, можно рассматривать как элементы стратегического (приоритеты), оперативного (задачи) и тактического (подходы) уровней планирования. При этом, хотя абсолютного соответствия между задачами и подходами не существует, но уровень "тактической детализации" целей можно признать вполне достаточным для согласования стратегических приоритетов Хабаровского края с национальными приоритетами.

Формулирование цели развития Хабаровского края основано на признании ключевым национальным приоритетом повышение качества жизни на территории края.

Наиболее значимый вклад в реализацию национальных приоритетов Хабаровский край будет делать по таким направлениям, как:

1) развитие социальной сферы;

2) создание и развитие инновационной экономики;

3) обеспечение высоких стандартов жизнеобеспечения;

4) увеличение демографического потенциала;

5) развитие инфраструктурной сети, в том числе транспортной.

Стратегия развития края использует в той или иной мере большинство из национальных приоритетов, модифицируя их в отдельных случаях для применения на региональном уровне и дополняя их решениями, учитывающими специфику Хабаровского края.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.