Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Реализация Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

2017-06-26 379
Реализация Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

По состоянию на 10 марта 2017 года к работе по внедрению Стандарта приступили все субъекты Российской Федерации. Оценку качества внедрения Стандарта осуществляет Аналитический центр Правительстве Российской Федерации не ранее июня месяца, следующего за отчетным годом. Это не совпадает с периодом подготовки Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Поэтому ФАС России представляет отдельные аспекты состояния и развития конкурентной среды в субъектах РФ, примеры деятельности органов власти, оценки их эффективности, проблемы внедрения и предложения на основе докладов субъектов и практики внедрения Стандарта, обобщаемой в ходе оперативного методического взаимодействия, семинаров, круглых столов, конференций.

В соответствии со Стандартом при формировании Перечня приоритетных и социально значимых рынков (далее также – Перечень) рекомендуется в первую очередь включать в него рынки, характеризующиеся наличием значимых проблем, препятствующих конкуренции.

В Приложении № 1 к настоящему Разделу обобщена информация по рынкам, включенным в региональные перечни дополнительно к рынкам, предусмотренным в приложении к Стандарту.

В 2016 году в регионах по итогам проведенных мониторингов продолжалась работа по корректировке перечней и мероприятий региональных «дорожных карт». В том числе в перечни включались недостающие социально значимые рынки из приложения к Стандарту.

Например, в Санкт-Петербурге по результатам проведенного мониторинга утвержден Перечень в новой редакции, в который включен рынок жилищного строительства, оставлен в качестве приоритетного рынок услуг в сфере туризма и гостиничного сервиса, исключены рынки наружной рекламы и информации, бытовых услуг населению, общественного питания.

В Смоленской области перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции дополнен 2-мя приоритетными рынками – рынком композитных материалов и рынком молочной продукции.

Как правило, регионы включают в перечни от 1 до 5 дополнительных рынков. В Республике Татарстан в 2016 году внесены изменения в Перечень, который в настоящее время содержит 11 обязательных рынков, предусмотренных приложением к Стандарту, и 13 следующих дополнительных рынков:

1. Рынок сельскохозяйственной продукции

2. Рынок пищевой продукции

3. Рынок услуг образования

4. Рынки овощеводства и производства растительных и животных масел и жиров

5. Рынок производства резиновых шин, покрышек, камер и синтетического каучука. Рынок производства пластмассовых изделий

7. Рынок производства кирпича и прочих строительных изделий из обожженной глины

8. Рынки производства мяса, мясопродуктов и сельскохозяйственной птицы

9 Рынок услуг гостиниц и ресторанов

10. Рынок производства комплектующих к грузовым автомобилям

11. Рынок производства химико-фармацевтической продукции

12. Рынок информационных технологий

13. Рынок выставочных услуг

Опыт субъектов Российской Федерации, заинтересованных развивать конкуренцию по широкому спектру направлений экономической деятельности, может представлять интерес и для других регионов.

Ниже приведены сравнительные данные по 2015 и 2016 году по количеству регионов, выбравших в качестве дополнительных те или иные рынки (сферы деятельности).

№ п/п Наименование рынка (сферы деятельности) Количество регионов 2015 год Количество регионов 2016 Увеличение составило
1. Агропродовольственные рынки     48 %
2. Рынки туристской индустрии     47 %
3. Промышленные рынки     36 %
4. Рынки в сфере строительства     23 %

Таким образом в 2016 году многие субъекты Российской Федерации провели работу по расширению региональных перечней социально значимых и приоритетных рынков. Причем количество регионов, включивших в перечень промышленные рынки, возросло более чем на 30 процентов, в то время как количество регионов, включивших рынки туристской индустрии и агропродовольственные рынки увеличилось почти в 2 раза и составило соответственно 36 и 52 субъекта Российской Федерации.

Анализ перечней рынков субъектов Российской Федерации показал, что в качестве приоритетных (дополнительных) рынков в отдельных случаях перечни включаются рынки из приложения к Стандарту.

Так, к примеру, в региональном перечне Пензенской области содержатся рынки услуг социального обслуживания населения и услуг перевозок пассажиров наземным транспортом; вРеспублике Саха (Якутия), Удмуртской Республике, Приморском крае и Калужской области - рынок розничной торговли фармацевтической продукцией.

Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации при взаимодействии с экспертами Всемирного банка подготовлены и представлены на семинаре 23 сентября 2015 года анкеты для опроса субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг, а также Рекомендации по составлению выборки респондентов для проведения опросов в субъектах Российской Федерации.

Многие уполномоченные органы субъектов Российской Федерации при проведении мониторинга в 2016 году воспользовались указанными рекомендациями и анкетами.

Вместе с тем представление полного анализа результатов проведенного в субъекте Российской Федерации мониторинга в задачу регионального доклада не входит. Субъектами Российской Федерации выделяются наиболее значимые, с их точки зрения, аспекты данного исследования.

Результаты мониторинга, отраженные в докладах субъектов Российской Федерации, далеко не всегда представлены в разрезе конкретных сфер деятельности и рынков. Кроме того, сфера деятельности может содержать широкий спектр рынков. Так, сфера деятельности ЖКХ содержит такие рынки как рынок водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, рынок услуг управления многоквартирным домами, рынок ТБО и т.д.

Развитие конкуренции в рамках создания условий для эффективного функционирования товарных рынков осуществляется в интересах потребителя. В этой связи представляется целесообразным работу по вопросам измеримости результатов политики по развитию конкуренции осуществлять в отношении отдельных рынков, так как общая картина конкурентной среды региона без привязки к конкретному рынку не может дать представления об условиях ведения бизнеса в той или иной сфере деятельности. Кроме того, должна быть обеспечена сопоставимость результатов мониторинга на отдельных рынках по регионам, что требует единой методики оценки данных результатов.

 

Примеры действий по улучшению конкурентной среды в субъектах Российской Федерации.

Рынок услуг дошкольного образования

В приложении к Стандарту установлен целевой показатель для рынка услуг дошкольного образования «удельный вес численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций (процентов)»; числовое значения указанного целевого показателя не предусмотрено.

В соответствии с материалами доклада Республики Башкортостан частные образовательные организации дошкольного и общего образования (далее также – ДОО) в силу норм законодательства об образовании не имеют возможности конкурировать с государственными и муниципальными образовательными организациями в части стоимости оказываемых услуг. За счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в частных ДОО осуществляется выплата заработной платы педагогическим кадрам и оплату учебных расходов. Однако компенсации расходов на содержание имущества, аренду помещений, коммунальные платежи и иные расходы для таких организаций законодательством не предусматриваются.

Санкт-Петербург и ряд других субъектов Российской Федерации также испытывает аналогичные трудности в вопросах развития конкуренции на рынках дошкольного образования.

Вместе с тем имеется опыт регионов с успехом преодолевающих указанные трудности.

В Ханты-Мансийском автономном округе проблема обеспечения доступности дошкольного образования решалась путем создания условий, способствующих повышению конкуренции.

По состоянию на 1 января 2017 года выдано 2 878 «сертификатов дошкольника» на право финансового обеспечения места в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования (г. Ханты-Мансийск, г. Югорск, г. Сургут, Октябрьский район, Сургутский район, г. Нижневартовск, г. Мегион, г. Нефтеюганск).

Из бюджета автономного округа были предоставлены субсидии:

бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по выкупу объектов общего и дошкольного образования;

инвесторам на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам;

инвесторам на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры.

В целях минимизирования дифференциации родительской платы в государственных и частных организациях приняты системные меры:

- созданы благоприятные налоговые условия в виде уменьшения на 50 % исчисленной суммы налога на имущество организаций для организаций, осуществляющих деятельность по дошкольному образованию, для региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, включенных в государственный реестр региональных социально ориентированных некоммерческих организаций;

- на период 2016 - 2018 годов снижена ставка налога по упрощенной системе налогообложения (доходы минус расходы) с 15 до 5 % для малых и микро предприятий и индивидуальных предпринимателей;

- предусмотрены льготы по аренде помещений, безвозмездное пользование помещениями.

Осуществляется информационная, консультационная поддержка по вопросам развития негосударственного сектора дошкольного образования.

В городе Москве установлены льготы по аренде для образовательных организаций:

- в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.03.2013 № 145-ПП передача частным образовательным организациям зданий в долгосрочную аренду с условием капитальных вложений осуществляется по ставке 1 рубль за 1 квадратный метр площади объекта в год;

- в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04.09.2012 № 449-ПП предоставляется льготная ставка арендной платы в размере 1800 рублей за 1 квадратный метр в год за используемые нежилые помещения по действующим и вновь заключаемым договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, для частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Также в Москве осуществляется предоставление грантов в форме субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям, создавшим условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

В Государственной программе Республики Алтай «Развитие экономического потенциала и предпринимательства» реализуется мероприятие «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие дошкольных образовательных организаций».

Особого внимания заслуживает опыт Республики Татарстан и Пензенской области в части инновационных подходов в вопросах развития конкуренции.

По инициативе Республики Татарстан совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации была разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2016 г. № 1257-р Концепция создания в Республике Татарстан инновационно-производственного центра «ИнноКам».

Основными направлениями Концепции являются производство, инновации, качество жизни, инфраструктура и агломерация, институциональная среда.

В Концепции отражено 79 приоритетных инфраструктурных проектов, в том числе направленных на развитие транспортной, энергетической, жилищной, логистической инфраструктуры; модернизацию системообразующих отраслей и внедрение инноваций; развитие науки и высшего образования; совершенствование условий для предпринимательства, повышение эффективности муниципального управления. Это позволит снять инфраструктурные ограничения для стимулирования наращивания производственных мощностей промышленных предприятий и создать благоприятную среду проживания населения Камской агломерации.

Результатом реализации стратегических инициатив станет создание в кластере высокотехнологичных производств, конкурентоспособных на мировом уровне. При этом производительность труда и объем экспорта увеличится к 2020 году в 1,5 раза, а объем привлеченных инвестиций составит более 700 млрд рублей.

С целью создания институциональной среды, способствующей внедрению инноваций и увеличению возможности хозяйствующих субъектов по внедрению новых технологических решений в Пензенской области создана развитая инновационная инфраструктура. Действует сеть из 14 областных бизнес-инкубаторов общей площадью 41,6 тыс. кв.м., где осуществляют деятельность 215 организаций, создано 1533 рабочих места.

В регионе созданы два технопарка. Технопарк «Яблочков» создан при поддержке Минэкономразвития России площадью 4990,8 кв. м, специализируется на информационных технологиях, точном приборостроении и материаловедении. В настоящее время в технопарке реализуют инновационные проекты 13 компаний - резидентов, создано 140 рабочих мест.

Технопарк высоких технологий «Рамеев» создан при поддержке Минкомсвязи России.

На площадях технопарка (45 тыс.кв.м.) осуществляют деятельность 36 резидентов, создано более 1,0 тысячи рабочих мест.

Во взаимодействии с Минэкономразвития России в регионе создан ряд институтов развития: Центр кластерного развития, Центр прототипирования, Центр коммерциализации технологий.

Потребителями услуг данных институтов развития являются субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе встраивающиеся в цепочки добавленной стоимости крупных и средних предприятий региона.

В рамках системных мероприятий Дорожной карты, направленных на снятие избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности в г. Санкт-Петербург, удалось решить ряд следующих задач:

- сокращен срок регистрации юридических лиц с 16 до 12 дней;

- сокращен срок получения разрешения на строительство с 540 до 212 дней;

- сокращено количество процедур, необходимых для технологического присоединения к электрическим сетям, с 9 (в 2012 году) до 3;

- сокращено среднее время присоединения к электрическим сетям объектов малого и среднего бизнеса с 238 до 81 дня;

- сокращена стоимость присоединения к электрическим сетям с 2012 года на 937.7% (в % дохода на душу населения);

- индексу надежности электроснабжения и «прозрачности» тарифов экспертами Всемирного банка присвоен высший балл (8);

- сокращение срока получения положительных экспертных заключений до 45 дней.

Оценка мероприятий по развитию конкурентной среды в субъектах Российской Федерации территориальными органами ФАС России (по материалам региональных Докладов)

В текущем году, также как и в 2016 году, территориальные органы ФАС России провели анализ мероприятий по развитию конкурентной среды в субъектах Российской Федерации, отраженных в региональных докладах и «дорожных картах» регионов. В Приложении № 2 к настоящему Разделу представлены субъекты Российской Федерации, в которых, по мнению территориальных органов ФАС России, наиболее успешно осуществляются системные мероприятия и мероприятия по развитию конкуренции на отдельных рынках, содержащихся в приложении к Стандарту. Информация, приведенная в Приложении № 2 к настоящему Разделу, может быть использована как навигатор по лучшим, с точки зрения территориальных органов ФАС России, региональным практикам.

Обучающие мероприятия

Состояние конкурентной среды в регионе не в малой степени обусловлено наличием подготовленных кадров в этой сфере. Согласно Стандарту уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по содействию развитию конкуренции (далее – Уполномоченный орган) в рамках своих полномочий организует проведение и проводит не реже 2 раз в год обучающие мероприятия и тренинги для органов местного самоуправления по вопросам содействия развитию конкуренции. Также, системные мероприятия, предусматриваемые региональными "дорожными картами" с учетом положений Стандарта, направлены, в том числе, на стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных мероприятий, обеспечивающих возможности для поиска, отбора и обучения потенциальных предпринимателей.

На федеральном уровне в течении всего 2016 года в разных регионах Российской Федерации проводились семинары и другие обучающие мероприятия для сотрудников Уполномоченных органов и органов местного самоуправления по вопросам внедрения Стандарта.

Одним из самых значимых мероприятий, посвященных практикам внедрения Стандарта в 2016 году, можно считать семинар, проведенный для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с привлечением территориальных органов ФАС России, проведенный в УМЦ ФАС России в г. Казани 26 апреля 2016 года. Всего в семинаре приняли участие представители 55 регионов.

Также семинары по вопросам развития конкуренции в 2016 году проведены в Республике Башкортостан (г. Уфа, 15 апреля), Дальневосточном федеральном округе (31 мая); г. Волгограде в рамках Всероссийского форума предпринимателей «Малый бизнес – движение только вперед» (13 – 14 июля; организатор «ОПОРА РОССИИ»), Северо-Кавказском и Южном федеральных округах (г. Махачкала, 14-15 июля), г. Красноярске (20 октября), г. Пензе (26 октября).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.