Обновление содержания действующих программ начальной школы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Обновление содержания действующих программ начальной школы

2017-06-26 409
Обновление содержания действующих программ начальной школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Требования к содержанию обучения в начальной школе опреде­ляются государственной стратегией. В ней прослеживаются два ас­пекта – национальный и общечеловеческий. В государственных документах определены общие основы содержания школьного об­разования: гуманизация, интеграция, дифференциация, направлен­ность на всестороннее развитие личности и формирование гражда­нина, научная и практическая значимость, соответствие сложно­сти образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.

Особое внимание уделяется гуманизации содержания. Школь­ную науку ученики теперь усваивают вместе со знаниями о челове­ке, его жизни. Это ведет к формированию гуманистического типа мышления, оптимистических взглядов на проблемы жизни и вы­живания, пониманию смысла жизни. Приоритетная роль в гумани­зации школы принадлежит языковому и литературному (словесно­му) образованию, эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и окружающий мир.

Согласно государственному стандарту содержание обучения в це­лом и содержание каждого предмета состоит из двух частей – инва­риантного (неизменяемого) ядра и вариативной части – оболочки, которая систематически обновляется и пересматривается.

При формировании содержания для начальной школы руково­дствуются не критериями максимума того, что может усвоить ребе­нок, а тем, насколько это содержание отвечает социальному заказу и что даст ребенку в дальнейшем. В начальном звене образование направлено на всестороннее развитие детей и полноценное овладе­ние всеми компонентами учебной деятельности. Поэтому при его формировании учитываются: последовательность и перспектив­ность; потенциальные возможности для решения проблем обучения, воспитания, развития; достаточность по длительности и частоте влияний на конечные результаты; возможности организации дея­тельности учеников на различных уровнях сложности.

Принципиально важно достичь фундаментальности начально­го образования. По критериям ЮНЕСКО, результаты начального образования на 80% относятся к обязательным, т.е. из всего того, что может, должен знать и уметь каждый человек, 80% усваивается в начальной школе. Поэтому базовый компонент начального обра­зования (его инвариантная часть) не зависит ни от региональных особенностей, ни от природного окружения.

Особенность современной школы – интеграция знаний о разви­тии окружающего мира и общества. У детей рано складывается своя «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность. С приходом ребенка в школу эта целост­ность разрушается из-за границ между предметами. В результате зна­ния, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Некоторые учителя используют на своих уроках межпредметные связи, но это име­ет эпизодический характер и не может решить проблему в целом. Зна­ние целостно, таким оно и должно предстать перед учеником.

Чтобы устранить барьеры между предметами, их объединяют во­круг главных понятий или тем. Это позволяет рассматривать предмет с разных сторон, раскрывать все его взаимосвязи. Можно гораздо лучше использовать анализ, синтез, сравнение, объединение. Это очень важно для формирования мировоззрения, человековедческих, эколо­гических, коммуникативных знаний и умений. Появляются и интег­рированные курсы, построенные на основе слияния двух-трех предме­тов или объединения отдельных тем в интегрированные блоки. Кроме уже названных преимуществ, возникает возможность более широкого охвата содержания, экономии времени. Интеграция позволяет умень­шить число обязательных предметов. В начальной школе интеграция осуществляется вокруг системообразующих понятий, таких, как сло­во, величина, форма, размер, пространство, время и др.

Уже введены интегрированные курсы «Мир вокруг нас», «Худо­жественный труд», «Ознакомление с окружающим», «Родной край», «Музыка и движение». Началась апробация обобщенных курсов «Мастерская слова», «Глаголь и добро», «Грамота» (математика, язык, ознакомление с окружающим миром). Рассматриваются во­просы интегративного построения предметов «Художественная культура», «Мир и человек», «Я и мир вокруг», «Мир, природа и я», «Я и мой мир», «Валеология», «Развитие познавательных способ­ностей» и т.д. Нужно отметить, что в зарубежных школах (Англия, США, Япония) интегрированные курсы используются очень ши­роко и объединяют знания о живой и неживой природе, технике, человеке и т.д.

Дифференцированныйподход к построению содержания образо­вания служит обязательным принципом. Он проявляется в том, что одни и те же цели начальной школы достигаются на различном ма­териале. Например, обучая детей грамоте, учитель выбирает для своих учеников один из возможных вариантов, зафиксированный в определенном букваре. При этом предмет, не меняя ни своего на­звания, ни назначения, изучается по иной программе или учебнику. Уже проходят опытную проверку такие новые (альтернативные) учебные курсы и учебники, как «Наша Родина и современный мир», «Родная земля», «Твоя Вселенная», «Сказание о великих битвах и подвигах», «Шахматы – школе», «Путешествие в страну "Симво­лики"», «Информационная культура», «Глаголь и добро», «Моя лю­бимая азбука», «Детская риторика» и др.

Содержание образования может изменяться в зависимости от ти­па школы, региональных и других особенностей. Существуют раз­личные учебники для массовых школ, прогимназий, авторских школ. Учитывается и уровень готовности детей к школе. В частности, для одаренных детей и тех, кому обучение дается с трудом, нужны раз­личные учебные программы и учебники, но с обязательным сохра­нением инвариантной части. Дифференциация проявляется и в су­жении или расширении информационной части, изменении темпа усвоения, способов подачи материала.

Кроме дифференциации внешней (на уровне содержания предметов и различных способов организации их усвоения) ис­пользуется дифференциация внутренняя. Она предполагает диф­ференцирование содержания учебного материала для учеников с различной подготовкой в пределах темы или раздела и позво­ляет более сильным школьникам изучать учебный материал бы­стрее, чем стимулирует их развитие, а более слабым облегчает усвоение программного минимума. Содержание должно быть по­добрано таким образом, чтобы учителя могли индивидуализи­ровать свою учебно-воспитательную работу с учетом интересов и способностей учеников. Оно должно заключать в себе широ­кие воспитательные возможности.

 

Школьный учебник, его функции. Требования к учебной литературе

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования и науки РФ для всех школ страны.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения.

К внетекстовым компонентам относятся:

§ аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения);

§ собственно иллюстративный материал (рисунки, схемы, фотографии, карты, сюжетные и предметные картинки, репродукции и т.д.);

§ аппарат ориентировки (предисловие, примечание, приложения, оглавление, условные обозначения, указатели и т.п.).

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность по усвоению учебного материала (учат учиться). В этой связи к учебнику предъявляются требования, касающиеся не только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он должен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Учебник отражает в единстве логику науки, логику учебной программы и логику развития личности. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, лапидарен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству.

Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет не только доступность, но и проблемность изложения, возможность учебника пробуждать познавательный интерес учащихся и заставлять их думать.

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, схем, диаграмм, фотографий.

Наряду с учебниками содержание образования на уровне учебного материала раскрывается и в различного рода учебных пособиях: прописях и учебных тетрадях на печатной основе; хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др.

Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и т.д.).

 

Тема 3.5 Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся

Содержание темы:

Понятие «метод обучения». Метод обучения как многомерное явление. Вариативность научных подходов к определению и классификации методов обучения. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся в учебном процессе. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Педагогические требования к контролю, его функции, виды и формы. Балльная и безотметочная системы контроля и оценки знаний младших школьников. Условия выбора методов, приемов и средств обучения.

 

Краткие теоретические сведения по теме:

 

Понятие о методах обучения

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей.

Метод обучения (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) – это способ упорядоченной деятельности педагога и учащихся, направленной на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором – о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. Если бы нам удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску. Именно такую конфигурацию предлагают и высвечивают на экранах современные ЭВМ при попытке наглядного моделирования метода.

В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производными от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Очень сложным и не вполне еще разрешенным является вопрос о соотношении объективного и субъективного в методе. Диапазон мнений по данному вопросу очень широк: от признания метода чисто объективным образованием до полного отрицания объективных начал и признания метода личным, а поэтому неповторимым произведением педагога. Истина, как всегда, находится между крайностями. Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагогов, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.