Факторы развития и социализации личности — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Факторы развития и социализации личности

2017-06-26 314
Факторы развития и социализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факторэто веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных).

Современной наукой установлено, что результаты человеческого развития определяются совместным воздействием трех генеральных факторов - наследственности, среды и воспитания. Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначаемые обобщающим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть оптимальным, либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого негармоничным. Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием.

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей с помощью генов. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. От родителей к детям передаются: внешние признаки (цвет глаз, кожи, волос, черты лица, особенности телосложения); группа крови, резус-фактор; тип нервной деятельности, темперамент; задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей человека.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя среда (семья, родственники, друзья) и дальняя среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни и т.д.).

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества тоже закладываются в семье.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием –целенаправленным и организованным процессом формирования личности. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве со стороны педагогов-профессионалов. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Воспитанием можно добиться много, но полностью изменить человека нельзя.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условнорефлекторных связей, которые никаким другими путями созданы быть не могут. Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших его задач – выявление склонностей и дарований и развитие их в соответствии с индивидуальными особенностями человека.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. Деятельностьвсе многообразие занятий человека. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. При этом важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся. Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.