Сущность и движущие силы процесса обучения, его структура, цели — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сущность и движущие силы процесса обучения, его структура, цели

2017-06-26 555
Сущность и движущие силы процесса обучения, его структура, цели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И основные функции

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения(учебный процесс). Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает в себя множество факторов различного порядка и различной природы, поэтому в дидактике существует множество определений этого процесса.

В сочинения древних и средневековых мыслителей под понятиями "обучение", "процесс обучения" понимается главным образом преподавание. В начале 20 в. в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: двусторонний характер; совместная деятельность учителя и учащихся; руководство со стороны учителя; специальная планомерная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; управление развитием и воспитанием учащихся.

Учебный процесс – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-показательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями.

Процесс обучения как спе­цифический процесс познания надо рассматривать в его противо­речивости – как процесс постоянного движения и развития. В связи с этим учитель должен исходить из того, что процесс познания ученика нельзя сводить к заучиванию готовых знаний, что в нем нет раз и навсегда данной прямолинейности, постоянного меха­нического движения на пути к истине, что в нем есть большие и маленькие скачки, спады, неожиданные повороты мысли, воз­можные озарения. Познание, образно выражаясь, соткано из про­тиворечий. В нем сосуществуют строгое логическое рассуждение, индукция и дедукция, содержательное и формализованное.

Отечественными дидактами М.А. Даниловым, В.И. Загвязинским и другими установлено, что определяющее влияние на ис­торическое развитие обучения оказывают объективные требова­ния общества, прогресс производства, техники, науки, культу­ры, социальных отношений. Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися тре­бованиями обучения и возможностями учащихся (уровнем их зна­ний, развития; мотивами, способами деятельности, которыми они владеют). Это противоречие находит свое выражение и конкрети­зируется в противоречиях содержательной (знания, умения, на­выки), мотивационной (побуждения) и операциональной (спо­собы познания) сторонами обучения (В.И. Загвязинский). К ним относятся противоречия между личным житейским опытом уче­ника и научными знаниями; между прежним уровнем знаний и новыми знаниями; между знаниями и умением их использовать; между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению и обучению в целом; между более сложной познаватель­ной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов.

Основное противоречие является движущей силой процесса обучения, потому что оно неисчерпаемо, как неисчерпаем про­цесс познания. М.А. Данилов формулирует его как противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практи­ческими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков уча­щихся, их умственного развития и отношений. Он считает, что опре­деление степени и характера трудностей в учебном процессе со­ставляет главный способ в руках учителя вызывать движущую силу учения и развивать умственные и нравственно-волевые силы школьников. Однако важна не всякая отдельно взятая трудность, а та система трудностей, которые сочетаются с условиями, благо­приятствующими преодолению их школьниками, и ведут к овла­дению научными знаниями и развитию познавательных сил уча­щихся. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно содержательно, т.е. имеет смысл в глазах учащихся, а разре­шение противоречия явно осознается ими как необходимость. Усло­вием становления противоречия в качестве движущей силы обу­чения является соразмерность его с познавательным потенциа­лом учащихся. Не менее важна и подготовленность противоречия самим ходом учебного процесса, его логикой, чтобы учащиеся не только «схватили», «заострили» его, но и самостоятельно нашли способ решения. Выдвинутая однажды и принятая учащимися по­знавательная задача превращается в цепь внутренне связанных задач, которые вызывают собственное стремление школьников к познанию нового, неизвестного и к применению этого познан­ного в жизни. В способности видеть познавательную задачу и стрем­лении найти ее решение кроется тайна успешного обучения и умственного развития учащихся.

Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности, выделяют следующие компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Это позволяет представить внутреннюю структуру и организацию процесса обучения в виде схемы (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – Структура процесса обучения

 

Компоненты процесса обучения Обучающая деятельность педагога Учебно-познавательная деятельность учащихся
Целевой Определение цели и задач учебной деятельности учащихся Осознание цели и задач учебно-познавательной деятельности
Потребностно-мотивационный Формирование у учащихся потребности в знаниях и мотивов учебной деятельности Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Содержательный Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
Операционно-деятельностный Организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение
Эмоционально-волевой Придание учебной деятельности учащихся эмоционально положительного характера Проявление эмоционально положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
Контрольно-регулировочный Регулирование и контроль учебной деятельности учащихся Самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность
Оценочно-результативный Оценивание результатов учебной деятельности учащихся Самооценка результатов учебно-познавательной деятельности

 

Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей. Цель обучения – это то, к чему должны стремиться педагог и учащиеся. Как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого учебного занятия в отдельности существуют три основные группы взаимосвязанных целей (триединая дидактическая цель):

1. Образовательные –овладение знаниями, умениями, навыками.

2. Развивающие совершенствование мышления, памяти, воображения, умений, навыков и т.д.

3. Воспитательные – формирование научного мировоззрения, нравственной и эстетической культуры.

Поэтому процесс обучения выполняет три важнейших функции: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема знаний и умений, ее результатом является сознательное оперирование знаниями, способность использовать прежние знания для получения новых, сформированность специальных (по предмету) и общеучебных умений и навыков; развивающая функция связана со структурным усложнением, с совершенствованием сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и потребностно-мотивационной сфер личности; воспитательная функция связана с формированием взглядов, убеждений, отношений, качеств личности, усвоением системы нравственных, эстетических и других понятий, норм и требований.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.