Экологической и трудовой направленности в начальной школе — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Экологической и трудовой направленности в начальной школе

2017-06-26 406
Экологической и трудовой направленности в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как и учебный процесс, процесс воспитания облекается в опре­деленные формы. В начальной школе он органически связан с учеб­ным процессом на уроках. Но существуют и особые формы вне­урочной и внеклассной воспитательной работы – воспитательные дела. Воспитательное дело (ВД) – это форма организации и осу­ществления конкретной деятельности воспитанников. ВД – это ор­ганизация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. В вос­питательных делах сливаются формы, средства и способы взаимо­действия воспитателей со школьниками. Главные отличительные особенности ВД – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся вос­питательных дел.

В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и ком­плексный. Первый требует организации различных видов деятель­ности школьников: познавательной, трудовой, общественной, худо­жественной, спортивной, ценностно-ориентированной и свободного общения, а второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности. ВД одновременно подвергается влияни­ям – нравственным, эстетическим, трудовым, интеллектуальным.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравст­венного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из об­щих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.). Осмысление задач ВД – необходимое условие его эффек­тивности. Они должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не навязывайте им свою точку зрения, убедите детей принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое. Пассивность – первый враг воспитательных дел. Присматри­вайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить. Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и ши­рота маневра – их отличительные признаки. Стремитесь максималь­но использовать непохожесть классов, отдельных ребят. Проекти­руя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в другом. Шаблонный подход, трафа­ретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.

Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие де­ла воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение неже­лательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный ребенок более восприимчив. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно по­могло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружаю­щей действительности, – в этом один из важнейших путей повы­шения культуры воспитательной работы (Ю.А. Конаржевский).

Планируя ВД, педагог будет опираться на уровень подготовлен­ности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают ВД в формальное мероприятие.

По главным целям и назначению выделяются воспитательные де­ла: этические, социально ориентированные, эстетические, познава­тельные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела – комплексная.

Этические воспитательные дела. Основу этических ВД составляют вопросы формирования таких нравственных качеств личности, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели достаточно организо­вать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании все намного сложнее. Вдумчивые пе­дагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, а от индивидуальности каждого воспитанника, особен­ностей конкретной ситуации. Конечная и главная цель этических воспитательных дел – формирование нравственного поведения. Вос­питательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежеднев­ных жизненных ситуациях. Важны и побудительные мотивы, кото­рые движут человеком и объясняют его поступки.

Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравствен­ных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального созна­ния. С помощью нравственных потребностей создается основа са­мой природы морали – возможность свободного выбора. Именно способность к свободному нравственному выбору составляет функ­цию этических воспитательных дел.

Система поступков ведет к формированию нравственной при­вычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступ­ки. Привычки, как мы уже знаем, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готовность к деятельно­сти, имеющей как общественное, так и личное значение.

Передовая практика последних лет накопила цен­ный опыт, который должен быть учтен при организации и осущест­влении этических воспитательных дел:

1. Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.

2. Нравственные качества личности не формируются без на­сущной жизненной необходимости. Поэтому важно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе послед­ствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина – по­ступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, — приобретет понятный и кон­кретный смысл.

3. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными же­ланиями, стремлениями к моральному идеалу, – вот одно из золо­тых правил воспитания нравственных качеств.

4. Проектируя этические воспитательные дела, создающие нрав­ственные привычки, не забудем совет К.Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек.

5. Высокие нравственные качества основываются на простых, эле­ментарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя вос­питать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливо­сти, предупредительности, умения обращаться, деликатности.

6. Для воспитания коллективизма, гражданственности, созна­тельной дисциплины и многих других нравственных качеств долж­ны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о дру­гих, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т.п.

7. Через призму моральных качеств рассматриваются и отрица­тельные привычки: слишком громко говорить, не слушать или пе­ребивать других, грызть ногти, размахивать руками и т.п. На конкретных примерах учитель должен показать детям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на пер­вый взгляд привычек.

Эстетические и физкультурные воспитательные дела. Эстетичес­кие (художественные) дела – общее название дел, доминирующая цель которых – формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению.

Важнейший компонент эстетического воспитания – эмоциональ­ность. Характер ВД зависит от того, что выступает средством эсте­тического воспитания – природа, труд, человеческие отношения, искусство и т.д. Чрезвычайно большие возможности открывает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем мо­лодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, изучение про­изведений искусства, посвященных природе, – традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы не­достаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время про­гулок, походов, работы на пришкольном участке воспитателю реко­мендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Учебный труд – основной вид труда школьников. Важно разви­вать в них способность видеть прекрасное в этом труде, вызывать радость участия в нем, создавать эстетическую обстановку ежеднев­ной трудовой деятельности.

Постоянный источник эстетических воспитательных дел – мир искусства. Художественный образ, принятый в искус­стве, в конкретной форме отражает типические явления окружаю­щей действительности. Он эмоционален и активен, в нем выражено отношение художника к изображаемому им явлению. Искусство сво­ей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю лю­дей и играет огромную роль в жизни общества. Воспитание средст­вами искусства всегда привлекательно и действенно. Известно эстетическое воздействие художественной литературы. Задача педа­гога помочь воспитаннику понять, в чем сила художественного воз­действия литературы. Тактичный совет, умелая рекомендация воспитателя помогают осмыслить книгу, изменяют отношение к вы­бору литературы. Напротив, прямое принуждение или запрещение приводят к нежелательным результатам.

Музыка сопровождает человека с ранних лет. На произведениях композиторов-классиков воспитаны многие поколения эстетичес­ки развитых людей, и нельзя допустить, чтобы вечная музыка – сочинения композиторов-классиков, например, – оказалась непо­сильной для наших детей. Необходимо срочно возрождать забытые музыкальные традиции, возвращаться к народной музыке, хорово­му пению.

Поддержание чистоты и порядка, высокой гигиенической куль­туры и в учебных помещениях, и на прилегающей территории тоже имеют эстетическую направленность. Нарядный внешний и внут­ренний вид школы сам по себе заставляет школьников вести себя культурно, не допускать неряшливости.

Доминирующая цель ВД физкультурной направленности – укре­пление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников, формирование гигиенических уме­ний и навыков.

Очень важна гимнастика перед занятиями (утренняя физзаряд­ка), которой начинается трудовой день в школе. Утренние физичес­кие упражнения на открытом воздухе повышают работоспособность, содействуют общему закаливанию организма. Полноценность ут­ренних физкультурных упражнений зависит от их систематичнос­ти и организации. Основное содержание утренней гимнастики составляют общеразвивающие упраж­нения. Они дополняются ходьбой, легким бегом, прыжками на мес­те, танцевальными упражнениями, специально подобранными иг­рами для всего класса.

К постоянным воспитательным делам относятся и физкультми­нутки (физкультпаузы), во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособ­ность. При хорошо организованном и методически правильном про­ведении физкультпаузы положительно сказываются на учебно-вос­питательном процессе.

Ежедневное пребывание школьников на свежем воздухе в пере­рывах между занятиями обеспечивают «подвижные перемены». Для учеников 1-4-х классов рекомендуется проводить подвижные иг­ры с бегом и прыжками. Упражнения и игры прекращаются за 5 мин. до звонка на урок, чтобы ребята своевременно вернулись в класс.

Экологические и трудовые воспитательные дела. Опасность над­вигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвра­тить только немедленной и кардинально улучшенной природоохран­ной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природо­охранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просве­щению – формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убежде­ние в необходимости безотлагательной помощи природе, стремле­ние хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее бра­ли. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Основной смысл такой работы – конкретная практическая при­родоохранная деятельность. Объектами ее становятся все источни­ки жизнедеятельности человека – земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют на­правленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селек­ционеров редких растений.

 

Тема 4.4 Общие методы воспитания

Содержание темы:

Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания (по Г.И. Щукиной). Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и поведения. Общие условия и правила выбора методов воспитания.

 

Краткие теоретические сведения по теме:

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.