Юзабилити-тестирование при проектировании интерфейсов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Юзабилити-тестирование при проектировании интерфейсов

2017-06-25 575
Юзабилити-тестирование при проектировании интерфейсов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В исследованиях области юзабилити-тестирования приводятся определенные доводы в пользу целесообразности юзабилити-тестирования на ранних стадиях разработки пользовательского интерфейса существующего продукта. "В ряде проектов такая процедура действительно допускает выявление аспекты продукта, нуждающиеся в улучшении. Однако крупные дефекты продукта можно обнаружить посредством качественных исследований, и если бюджет проекта не позволяет выполнить более одного юзабилити-тестирования, то гораздо полезнее использовать его как средство проверки конкретных элементов нового дизайна" [42].

Так как результаты пользовательского юзабилити-тестирования обычно измеримы и поддаются количественному выражению, юзабилити-исследования продукта особенно ценны при сравнении конкретных вариантов дизайна для отбора наиболее эффективного решения.

Полученные в процессе юзабилити-тестирования комментрии пользователей наиболее полезны в случае, когда планируется проверить (либо усовершенствовать) механизмы взаимодействия или форму и реализацию определенных элементов продукта.

Проектирование пользовательского интерфейса информационных систем протекает в рамках процесса разработки программного обеспечения. Этот процесс подразумевает следующие этапы: выявление требований к будущей системе, спецификация системы, реализация, верификация, а также внедрение и поддержка системы.

С точки зрения процесса разработки создание интерфейса пользователя ничем не отличается от создания любого другого программного модуля. "Опасной (и достаточно типичной) ошибкой при разработке информационных систем является отношение к интерфейсу пользователя как к "надстройке" над готовой системой, представление о том, что его можно реализовать в последнюю очередь. Тем не менее, проектные решения, разработанные на ранних этапах создания информационной системы, будут влиять на эффективность работы пользователя. Корректировка дефектов организации взаимодействия с пользователем на поздних этапах разработки практически невозможно, так как означает перепроектирование системы и ее создание заново. Учет возможностей и ограничений пользователей необходим с самого начала разработки программного обеспечения" [44].

Требования при проектировании рабочих систем, к окружающей среде, системе, задаче и людям со временем изменяются из-за развития навыков, способностей и ожиданий. Другими словами при проектировании систем следует учитывать возможность изменений, система должна быть способна адаптироваться к новым требованиям.

Эргономические задачи в процессе проектирования выполняют в соответствии с таблицей 1. На каждой стадии этого процесса выполняют комбинации этих задач. При этом глубина анализа ПО должна соответствовать этапу конструирования [2, 46].

Таблица 1

Выполнение эргономических задач в процессе проектирования

Эргономическая задача Описание задачи
1.Установление и уточнение технических данных Установление вклада эргономики при создании эффективной, надежной и безопасной системы
2.Определение группы операторов Определение специфических особенностей операторов, которые используют рабочее оборудование
3.Проведение анализа задачи Разделение функций между оператором и рабочим оборудованием. Установление задания для оператора (например, воздействие на органы управления, загрузка машины). Разделение задания на отдельные составные части, чтобы для каждого оператора определить последовательность воздействий на органы управления в пределах определенного отрезка времени (например, наблюдение отклонения стрелки, установка органов управления в заданное положение)
4.Установление требуемых эргономических данных Установление эргономических данных для оценки определенного проекта посредством анализа задания, указывает на необходимость установления дальнейших требований при конструировании индикаторов (например, читаемость, точность и расположение), при расположении индикаторов и органов управления (которые позволяют оператору сохранять эффективную и естественную позу) и при конструировании органов управления (ограничение усилий, применяемых оператором, исключение случайного нажатия)
5.Определение требуемой документации Определение информации, которая должна быть приведена в документации для оператора, например в руководстве по управлению и обслуживанию
6.Определение требований к обучению Учет результатов анализа задания с целью определить особые требования по обучению оператора на рабочем оборудовании, а также влияние на безопасность, расходы и т.д. (например, использование стимулов для обучения, чтобы избежать ошибок оператора)
7.Выбор метода оценки Определение метода оценки результата в сравнении с требованиями имеющегося проекта, например применение стандартов, компьютерные способы конструирования, моделирование рабочего задания и рабочих условий
8.Оценка выбранного проекта Применение выбранных методов с целью определения соответствие эргономических требований проекта заданным условиям
9.Оценка результатов анализа Решение, может ли быть достигнут компромисс между конструкторско-техническими и эргономическими требованиями, если нет, то определить, не следует ли повторить требования частично или полностью в новом переработанном проекте
10.Оценка при участии оператора Применение масштабных или натурных моделей рабочего оборудования или его частей или применение макетов, чтобы оценить проект совместно с оператором и по возможности определить объем работы. Это должно, включать оценку любой документации
11.Оценка результатов практического опыта оператора и изменения проекта Новая оценка проекта с учетом изменений, которые получены на основе практического опыта оператора, и при необходимости, повторение требований

 

Изучение распределения функций между пользователем и машиной происходит на этапе анализа функций системы, который является первым этапом проектирования информационной системы. Результатом анализа является постановка задач и определение функциональных обязанностей пользователя. Специалисты по юзабиити участвуют на всех этапах разработки информационной системы и имеют возможность анализировать требования, которые должны быть учтены на каждом уровне проектирования информационной системы.

Также анализируют особенности планируемого применения разрабатываемой системы для задания системных требований. Спецификация системных требований должна быть документирована и описывать следующее:

- функции и возможности информационной системы, требования деловой сферы, организационные и пользовательские требования;

- требования по безопасности, защищенности, эргономике, интерфейсам, рабочим операциям и сопровождению;

- проектные ограничения и квалификационные требования.

При проектировании новой системы, разработчик должен принять во внимание навыки, способности, ожидания и опыт потенциальных пользователей. При проектировании рабочей системы обучение должно рассматриваться только как вспомогательная возможность, но не как способ исправления ошибок, допущенных в проекте.

Внимание к характеристикам пользователя необходимо с самого начала процесса проектирования при определении функций системы. При определении функций и подфункций системы, а также при распределении функций между пользователем и ПК, и между разными пользователями должны быть учтены особенности вовлеченных разработчиков.

При проектировании систем необходимо учитывать, что работа состоит из комбинации задач, выполняемых конкретным технологическим оборудованием в конкретной окружающей среде и в конкретной организационной структуре. Поэтому каждый из перечисленных компонентов может повлиять на проектирование рабочей системы, связанной с умственной нагрузкой.

Для контроля качества пользовательского интерфейса, как правило, используют тест-планы, которые являются сценарием, описывающим действия пользователя при работе с системой. Сценарии могут быть записаны либо на естественном языке, либо на формальном языке какой-либо системы автоматизации пользовательского интерфейса. Выполнение тестов при этом производится либо пользователем в ручном режиме, либо системой, которая эмулирует поведение пользователя.

Для каждого квалификационного требования системы должны быть разработаны и оформлены: набор тестов, тестовые примеры (входы, выходы, критерии тестирования) и процедуры тестирования. Специалист должен гарантировать готовность информационной системы к квалификационному тестированию.

Информационная система должна быть оценена с учетом следующих критериев:

- тестовое покрытие системных требований;

- применимость методов тестирования и используемых стандартов;

- соответствие ожидаемым результатам;

- осуществимость квалификационного тестирования системы;

- осуществимость функционирования и сопровождения.

Исследование и оценка интерфейса может проводиться разными методами, составленными специалистами по юзабилити. Общим для всех методов является постановка реальных задач перед пользователями, а также фиксирование результатов тестирования для последующего анализа. Для участия в юзабилити-тестировании отбираются пользователи, "соответствующие целевой аудитории, они также не должны быть знакомы со структурой интерфейса, так как быстрее других смогут разобраться с его устройством, а это может создать иллюзию, что интерфейс понятен и удобен для целевых посетителей. Для того чтобы выявить и оценить наибольшее количество присутствующих проблем, необходимо привлекать реальных пользователей" [20].

Проблемы юзабилити программного интерфейса Я.Нильсен предлагает оценивать по следующим четырем факторам [36]:

- частота возникновения той или иной проблемы у разных пользователей;

- влияние проблемы на пользователей: сложна она или проста в решении;

- частота возникновения данной проблемы у одного пользователя;

- получается ли у пользователя решить проблему с первого раза или он сталкивается с ней каждый раз, когда она возникает.

В таблице 2 структурированы этапы разработки и описаны виды юзабилити-тетирования при каждом этапе. На этапе анализа информационной системы можно выполнить количественное тестирование аналогов или предыдущих версий продукта для определения объективных критериев качества пользовательского интерфейса. Для точного задания таких критериев необходимо вначале определить типовые сценарии работы пользователей и решаемые информационной системой пользовательские задачи.

Таблица 2

Юзабилити-тестирование как один из методов в процессе разработкипользовательского интерфейса

Стадия Задача Результат
Анализ Определение целей проектирования и критериев успешности продукта Описание целей проектирования и определение достижимых критериев
Анализ и юзабилити-экспертиза конкурирующих продуктов, аналогов, предыдущих версий Результаты сравнительного анализа по ключевым критериям, перечень недостатков, перечень эргономических требований
Определение контекста рабочей среды и окружения Операционная модель, Карта операционных профилей
Определение ролей пользователей, описание целей и задач пользователей Ролевая модель, карта ролей пользователей
Описание основных сценариев работы пользователей Модель задач, основные элементы Use Case, карта Use Case
Количественное юзабилити-тестирование аналогов и предыдущих версий Определение количественных критериев качества
Проектирование (Синтез) Концептуальное проектирование пользовательского интерфейса Контентная модель, Карта навигации
Детальное проектирование пользовательского интерфейса Модель реализации, Функциональная модель, Визуальный проект, Бумажный/пассивный прототип, Тестовый/активный прототип, Спецификации на пользовательский интерфейс (описание характера взаимодействия, поведения системы и контролов, стилевые требования)
Экспресс-ю-тестирование для проверки рабочих гипотез интерфейсных решений Интерфейсные решения, подтверждённые положительными результатами ю-тестирования
Тестирование Авторский контроль за реализацией, экспертная оценка Перечень замечаний и необходимых доработок в UI
Оценка потребительских качеств продукта Определение степени достижения заданных критериев качества, Определение степени пользовательской удовлетворённости продуктом, Редизайн интерфейса (при необходимости и возможности)
Полномасштабное качественное и количественное тестирование Определение проблемных областей в UI (или подтверждение факта, что таких проблем нет) Определение качественных и количественных юзабилити-характеристик продукта
Внедрение и сопровождение Сбор и анализ пользовательских замечаний и требований Выработка стратегии развития пользовательского интерфейса в будущих версиях продукта, Устранение дефектов UI. Фиксирование потребностей в функционале
Оптимизация процесса проектирования Унификация, стандартизация, повторное использование интерфейсных решений. Достижение консистентных свойств UI Аккумуляция удачных и проверенных решений в руководствах по стилю оформления и по проектированию UI. Разработка

 

На этапе проектирования интерфейса применяется "технология быстрого прототипирования, одним из элементов которой является экспресс-тестирование быстрых прототипов для получения объективного подтверждения правильности выбора того или иного интерфейсного решения – сравнительная оценка альтернативных интерфейсных решений либо подтверждение факта того, что выбранное интерфейсное решение не вызывает серьёзных проблем в применении" [46].

На этапе тестирования можно провести полномасштабное юзабилити-тестирование для выявления проблемных областей в пользовательском интерфейсе, а также для определения того, достигаются ли заданные критерии качества в новом интерфейсе.

Есть некоторые методы, которые могут применяться на нескольких этапах:

1. Этап планирования и оценки.

На данном этапе используются следующие методы:

- собрание участников проекта;

- анализ контекста использования;

- создать план обеспечения юзабилити на основе стандарта ISO 13407;

- анализ конкурентов.

Цель данного этапа — обуславливать эффективное использование методов процесса дизайна и разработки, обеспечить постоянное влияние этих методов на проектировщиков с самой ранней стадии проекта.

2. Этап составления требований к проекту использует другие методы:

- опрос пользователей;

- беседы с пользователями;

- беседа в контексте;

- наблюдение за пользователями исследования на месте;

- контекст использования;

- фокус группы;

- мозговой штурм;

- оценка существующей системы;

- карточная сортировка;

- диаграммы сходства;

- сценарии (примеры);

- анализ задач;

- собрание по составлению требований.

На данном этапе происходит исследование пользователей и аспектов юзабилити, на основе чего в дальнейшем разрабатывается спецификация требований будущей системы. Методы, которые используют на данном этапе, требуются для получения данных о пользовательском интерфейсе, пользователях, их задачах и обстановке, в которой они выполняются.

Полученные данные согласовываются и используются для составления технических требований программного продукта.

Данные для юзабилити-тестирования " собирают с помощью опросов пользователей, бесед с ними, а также бесед в заданном контексте, наблюдений за пользователями и исследований на месте, а также с помощью анализа контекста использования, фокусных групп, либо с помощью мозгового штурма и оценки существующей системы. Информацию затем структурируют с помощью методов карточной сортировки, диаграмм сходства и разработки сценариев (примеров)" [16].

Для изучения задач, которые выполняют пользователи в системе, прибегают к методу анализа задач.

Технические требования, относящиеся к юзабилити пользовательского интерфейса:

-описывают весь диапазон первичных и вторичных пользователей системы;

-определяют приоритеты по каждому требованию в списке на основе согласованных критериев;

-определяют целевые показатели, по которым будет оцениваться юзабилити созданной системы;

-освещают юридические аспекты предъявляемых требований, ссылаются на признанные стандарты или рекомендации.

Отсюда следует, более значимые решения, во взаимодействии человека с будущей системой, принимаются на начальных этапах проектирования. Таким образом, и использование эргономических принципов должно быть весьма значительным на этой стадии и также существенным и на протяжении всего процесса проектирования. Однако уровень их использования может варьироваться. При анализе требований к системе ("формулирование целей") эргономические принципы играют важную роль и затрагивают все аспекты проекта. Если разработка всей системы выполнена ("реализация, валидация и внедрение"), то требования являются инструментом тонкой корректировки системы.

Определенное внимание уделяют применению эргономических принципов вплоть до самых последних этапов разработки программного продукта для предотвращения недоработок, таких как: возможные простои, высокая стоимость переделок, низкое качество разработки и недостаточное удобство работы с системой.

Юзабилити специалисты должны быть вовлечены в проект и эффективно, и результативно принимать участие в его разработке. При проектировании производственных информационных систем совместная разработка необходима, чтобы исключить неоптимальные решения, поскольку практический опыт обеспечивает для этого эффективную базу знаний.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.