Глава 1. Теоретические аспекты usability тесрования — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 1. Теоретические аспекты usability тесрования

2017-06-25 600
Глава 1. Теоретические аспекты usability тесрования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА

на тему: «Повышение эффективности usability тестирование пользовательских интерфейсов с использованием метода Eye-tracking»

Студента Яковлевой Марии Владимировны группы ИСТм-141

(ФИО)

Пояснительная записка

Шифр работы МР – 02068999 – 34 –

Направление подготовки 09.04.02 – «Информационные системы и технологии»

Руководитель:

к.т.н.,доцент каф. «ДТМ»

Батенькина О.В. ____________

(ФИО) (подпись, дата)

Разработал:

Яковлева М.В. _________________

(ФИО) (подпись, дата)

 

 

Омск – 2016
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ДТМ

___________ Л.М. Дмитриева

«____» _____________ 2016 г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение магистерской работы

 

Студенту(ке) Яковлевой Марии Владимировне

Группа ИСТм-141 факультет/институт элитного образования и магистратуры

Направление (специальность) 09.04.02 – «Информационные системы и технологии» _______________________________________________________

Код квалификации ______ Квалификация: магистр _____________________

Тема диссертации «Повышение эффективности usabiliti тестрования пользовательских интерфейсов с использованием метода Eye-tracking» __________________

Руководитель Батенькина Оксана Васильевна

Ученое звание, ученая степень руководителя к.т.н.,доцент

Место работы, должность руководителя ОмГТУ, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии»

Срок сдачи полностью оформленного задания на кафедру

Задание на дипломную работу (перечень подлежащих разработке разделов):

- глава 1. Теоретические аспекты usability тестирования;

- глава 2. Разработка тестового задания:

 

 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет гуманитарного образования

Кафедра «Дизайн и технологии медиаиндустрии»

 

Направление подготовки 09.04.02 – «Информационные системы и технологии»

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Зав. кафедрой ДТМ

Елизарова Ю.М. Дмитриева Л.М.

«__» _________2016 г. «___» ___________2016 г.

ГРАФИК

написания и оформления выпускной квалификационной работы

 

Ф.И.О. студент(ки) Яковлева Мария Владимировна

Тема выпускной квалификационной работы: «Повышение эффективности usabiliti тестрования пользовательских интерфейсов с использованием метода Eye-tracking»

№ п/п Мероприятия Сроки выполнения
1. Составление плана ВКР и согласование его с руководителем 13.02.2016
2. Подбор литературы, ее изучение и обработка. Составление библиографии по основным источникам 29.02.2016
3. Разработка и представление на проверку первого раздела 15.03.2016
4. Накопление, систематизация, анализ практических материалов 21.03.2016
5. Разработка и представление на проверку второго разделов 18.04.2016
6. Согласование с руководителем выводов и рекомендаций 14.05.2016
7. Переработка (доработка) ВКР в соответствии с замечаниями и представление ее на кафедру 28.05.2016
8. Разработка материалов для защиты ВКР (тезисы доклада, графический материал, презентация, раздаточный материал для членов ГАК) 06.06.2016
9. Ознакомление с отзывом и рецензией 14.06.2016
10. Завершение подготовки к защите с учетом отзыва и рецензии 17.06.2016
11. Защита выпускной квалификационной работы 20.06.2016

План составлен «12» февраля 2016 г.

Студент__________________________________
РЕФЕРАТ

Ф.И.О.: Яковлева Мария Владимировна;

Наименование квалификационной работы: «Повышение эффективности usability тестирование пользовательских интерфейсов с использованием методик Eye-tracking»;

Место выполнения магистерской диссертации: г. Омск, Омский государственный технический университет;

Ф.И.О. руководителя: Елизарова Ю.М.;

год защиты магистерской работы: 2016 г.;

специальность: 09.04.02 – «Информационные системы и технологии»;

код квалификации:

Пояснительная записка к магистерской диссертации содержит: 101 страницу, 25 иллюстраций, 10 таблиц, 97 источник литературы.

Перечень ключевых слов: юзабилити, методы оценки, критерии качества, пользовательский интерфейс, юзабилити-тестирование, отслеживание взгляда, проектирования интерфейсов, Eye-tracking, Mouse-tracker.

Цель исследования - повышение эффективности юзабилити тестирования с помощью использования методики eye-tracking.

Задачи исследования:

- рассмотреть эргономические показатели пользовательского интерфейса;

- описать критерии оценки юзабилити;

- установить основные характеристики используемых методов юзабилити-тестирования;

- определить методы оценки юзабилити-тестирования;

- выявить цели и задачи тестируемого объекта;

- разработать тестовые задания для юзобилити-тестирования сайта Налоговой Службы РФ;

- выполнить анализ основных технологий оценки качества юзабилити программного продукта;

- обосновать эффективность выбранного метода eye-tracking.

Область исследований юзабилити включает в себя основные методы инженерной психологии направленные на оценку качеств пользовательских интерфейсов. Рассмотренные теоретические и практические исследования в области юзабилити-тестирования. Описаны конкретные методы и программные средства позволяющие качественно и количественно оценить пользовательский интерфейс программного продукта.

Гипотезы, выдвинутые в данной работе, позволяют обобщить и интерпретировать полученные исследователями ранее эмпирические данные о методах исследования пользовательского интерфейса. По-новому обоснованы результаты исследований эргономических принципов в юзабилити-тестировании. Раскрыта авторская интерпретация исследований в области методики eye-tracking.

Особое значение имеют исследования направления взора пользователя при юзабилити-тестировании пользовательских интерфейсов. Использование методик захвата движения глаз пользователя позволяют получить наибольшее количество разнородных и разнокачественных данных, которые необходимо структурировать и проанализировать для решении задач связанных с юзабилити тестируемого программного продукта.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 7

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ USABILITY ТЕСРОВАНИЯ.. 9

1.1. Usability тестирование интерфейсов информационных систем. 9

1.2. Стандарты в области юзабилити-тестирования. 18

1.3. Юзабилити-тестирование при проектировании интерфейсов. 24

1.4. Количественные и качественные методы оценки юзабилити-тестирования 34

1.5. Технология Eye-tracking. 45

1.6. Выводы по главе 1. 60

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЮЗАБИЛИТИ-ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА.. 62

2.1. Постановка целей и задач для тестирования сайта Налоговой Службы РФ 62

2.2. Определение категорий пользователей сайта Налоговой Службы РФ.. 67

2.3. Тестовое задание для юзабилити-тестировния сайта Налоговой Службы РФ 71

2.4. Результаты юзабилити - тестирования Mouse-tracking и Eye-tracking. 75

2.5. Выводы по главе 2. 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 90

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 93

 

ВВЕДЕНИЕ

Объект исследования данной магистерской работы пользовательский интерфейс, способный оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением, обеспечивая связь пользователя и компьютера. Связь понимают как обмен информацией между человеком и компьютером, осуществляемый в реальном масштабе времени и направленный на совместное решение конкретных задач.

Предмет исследования магистерской диссертации – юзабилити-тестирование пользовательского интерфейса.

Цель исследования - повышение эффективности юзабилити тестирования с помощью методики eye-tracking.

Задачи исследования:

- изучить эргономические показатели пользовательского интерфейса;

- описать качественные и количественные критерии оценки юзабилити;

- установить основные характеристики используемых методов юзабилити-тестирования;

- разработать тестовые задания для юзобилити-тестирования сайта Налоговой Службы РФ;

- выполнить анализ технологий eye-tracking по оценки качества юзабилити программного продукта;

- провести юзабилити тестирование с помощью методов eye-tracking и mouse-tracking, провести сравнительный анализ результатов.

Выбор технологии eye-tracking, как метода проведения юзабилити-тестирования, обусловлен тем, что с ее помощью можно узнать, куда конкретно направлен взгляд пользователя на экране, определить траекторию взгляда, и продолжительность поиска требуемой информацию на сайте. Технология eye-tracking собирает и систематизирует количественные и качественные данные о взаимодействия пользователя с системой и позволяют оптимизировать процесс юзабилити-тестирования сократив время его проведения.

Гипотезы, выдвинутые в данной работе, позволяют обобщить и интерпретировать полученные исследователями ранее эмпирические данные о методах исследования пользовательского интерфейса. По-новому обоснованы результаты исследований в области юзабилити-тестировании. Раскрыта интерпритация исследований в области методики eye-tracking.

Практическая значимость данной работы связана, прежде всего с интенсивным развитием технологической среды, освоению интернета и необходимостью создания компьютерных интерфейсов для массового пользователя. Число задач, ориентированных на широкий круг пользователей, стремительно растет из-за всеобщей компьютеризацией и тенденцией замены личного общения в некоторых профессиональных областях на диалог с информационной системой.

 

Технология Eye-tracking

 

Юзабилити-тестирование направлено на выявление проблем, связанных с удобством использования программного продукта, при котором происходит собор количественных данных о действиях пользователя в процессе использования тестируемого продукта, и выяснить качественную оценку пользователя.

Разнообразие дисциплин, использующих в своих исследованиях технологию eye-tracking, охватывает ряд областей: когнитивные науки, психологию, взаимодействие "человек-система", маркетинговые исследования, медицинские исследования (неврологическая диагностика) [96]. Юзабилити исследования также включает в себя взаимодействие с перечисленными дисциплинами, что объясняет эффективность использования технологии eye-tracking при оценки качества информационных систем.

В ходе проведения юзабилити-тестирования с использованием технологии eye-tracker, решаются следующие важные исследовательские задачи:

- eye-tracking фиксирует, что видит испытуемый, а что не замечает, позволяя определить, насколько легко разбираются в навигации и поиске необходимой информации;

- технология выявляет эмоционального отношения пользователя к информационной системе, это дает возможность оценить общее эмоциональное отношение к программному обеспечению;

- позволяет определить то, что является значимым для целевого пользователя, и что они игнорируют;

- отображает процесс принятия решения испытуемым при выполнении тестовых заданий, позволяя определять нужные функциональные этапы для быстрого достижения цели пользователем.

Важной частью проведения юзабилити-тестирования является анализ и правильная интерпретация полученных данных. Количественные данные подходят для определения наиболее серьезных дефектов информационной системы и для сравнения различных интерфейсов. Результаты измерений могут быть обусловлены человеческим фактором, что приводит к необходимости рассматривать более подробно полученную информацию.

Исследования движения глаз в XIX в. проводилось при помощи простых наблюдений, которые занимали много времени на сбор и обработку полученной информации. Прежде основной сферой применения eye-tracking глаз было исследование психологических принципов зрительного восприятия человека. В последнее десятилетие благодаря созданию эффективных «eye-tracker», мощных программных средств обработки информации о реакции глаза на различные виды воздействий началось стремительное расширение сфер применения данного метода.

Рассматривая методы регистрации движений глаз можно отметить две основные группы: контактные, т. е. связанные с установкой регистрирующих датчиков непосредственно на роговицу глаза или вокруг него (электроокулография, фотооптический и электромагнитный методы), и бесконтактные (фотоэлектрический, кино и видео-регистрация).

В основе метода электроокулографии лежит "использование собственных электрических свойств глазного яблока (Рис. 4). По физической природе оно является диполем, в котором роговица относительно сетчатки электроположительна. Электрическая ось глазного яблока примерно совпадает с оптической осью и, следовательно, может служить индикатором направления взора. Изменение разности потенциалов между роговицей и сетчаткой обнаруживается через изменение потенциала в тканях, прилегающих к глазнице. Движения глаз регистрируются с помощью электродов, которые устанавливаются крестообразно вокруг глазной впадины" [38].

Рис. 4. Установка электродов при регистрации электроокулограммы

 

Недостатки метода — низкая разрешающая способность (точность разганиченности мелких деталей 3º–5º), достоинством метода отмечают низкую стоимость оборудования. Регистрация движений глаз не нарушает естественных условий зрительной активности испытуемого и может проводится как на свету, так и в темноте, даже с закрытыми глазами.

Фотооптический метод разработан "А. Л. Ярбусом в 50-е годы XX века. Узкий пучок света, направленный на глазное яблоко, отражается от установленного на нем миниатюрного зеркальца и поступает на вход фоторегистрирующего устройства" [39]. Достоинством данного метода является высокая разрешающая способность, недостатком проявляется потребность в строгой фиксации головы испытуемого, контактный вид методики, регистрацию проводят исключительно в затемненном помещении. В настоящее время этот метод не используют.

Контактный электромагнитный метод включает в себя столь же высокую разрешающую способность, но более удобен в процессе регистрации взгляда пользователя. Основой метода служит принцип изменения напряженности электромагнитного поля при изменении расстояния между излучателем и приемником. Излучатель закрепляют на глазное яблоко (при помощью контактной линзы, центральной присоски или кольца), приемные катушки располагают неподвижно вокруг головы испытуемого. Достоинство метода отмечают высокую разрешающую способность, но значительным недостатком данного метода является контактный характер методики.

Фотоэлектрический метод основан на преобразовании отраженного от роговицы пучка инфракрасного света в электрический сигнал. В настоящее время он не используется.

Кинорегистрация глаз применима с середины 60-х годов ХХ столетия, но из-за высокой трудоемкости метод не получил широкого продвижения. В последнее десятилетие, в связи с массовым распространением персональных компьютеров и цифровых видеокамер, стала широко использоваться видеорегистрация движений. Глаз испытуемого подсвечивается точечным источником инфракрасного излучения, когда инфракрасная видеокамера производит скоростную съемку глаза.

"На изображении программно определяется положение зрачка (в ИК лучах он представляет собой темный овал) и его размеры, а также позиция роговичного блика, представляющего собой отражение на роговице источника инфракрасного света. Направление взгляда система рассчитывает, основываясь на векторе, соединяющем позиции роговичного блика и центра зрачка" [92]. Достоинством методики определяют бесконтактный характер и возможность регистрации величины раскрытия.

В последние годы процесс регистрации точек фиксации взгляда и движения глаз полностью автоматизировался. Применяемые устройства eye-tracker эффективны в поддержке исследователей при изучении процессов юзабилити тестирования, позволяя получить до 80% необходимой информации. Особенностью исследований по технологии «Eye-tracking» является достаточно сложная процедура обработки данных.

В наши дни самыми широко применяемыми являются eyetracking на основе видеозаписи направления взгляда (Рис. 5).Основными компонентами подобных систем являются одна или несколько видеокамер, соответствующее ПО и источник инфракрасного (ИК) света.

Рис. 5. Eye-tracking на основе видеозаписи глаз

 

Работу прибора eye-tracker можно описать следующим образом, во время процесса юзабилити тестирования камеры непрерывно снимают лицо, выделяя, на кадрах глаза и методом триангуляции определяют положение каждого глаза в пространстве относительно eye-tracker. Особое значение в системах захвата зрачка занимают камеры и их линзы. Точность при определении направления взгляда определяют камеры высокого разрешения. Частота кадров и задержка движений камеры выявляют, сколько изображений в секунду делает камера и через какой промежуток времени эти изображения будут доступны для последующей обработки.

Вследствие того, что каждый человек имеет свои физиологические особенности глаза, перед началом тестирования проводится калибровка. Корректная и надежная калибровка требуется для получения правильных и воспроизводимых экспериментальных данных исследования. В ходе калибровки прибора eye-tracker, испытуемому предлагается последовательно направлять свой взгляд на серию калибровочных маркеров. Параллельно с этим eye-tracker записывает координаты зрачка, которые соответствуют каждой из позиций калибровочных маркеров.

Проекторы направляют на глаза испытуемого инфракрасный источник света (Рис. 6. слева), который позволяет определитьнаправление взгляда в различных условиях(днем, ночью и при движении головой). При этом испытуемый не испытывает дискомфорт, из-за того, что человеческий глаз не восприимчив к инфракрасному свету.

Рис. 6. Слева - установка системы, использующая камеру. Справа - блик на роговице глаза

 

 

Проектор создает отражение или блик на роговице глаза (Рис. 6, справа). Существует два метода инфракрасной подсветки зрачка: метод светлого и метод темного зрачка. Разница этих методовсостоит в расположении источника подсветки относительно камеры. Если ИК свет расположен параллельно оптической оси камеры, глаз работает как вторичный отражатель света, который поступает от проектора и отражается от сетчатки, создавая эффект светлого зрачка, аналогичный эффекту красных глаз в фотографии. В случае если источник подсветки сдвинут относительно оптической оси камеры, зрачок становится чёрным, поскольку вторичное отражение от сетчатки не поступает в камеру.

Траектория взгляда рассчитывается путем нахождения вектора между центром зрачка и отражением от источника ИК света от поверхности роговицы. Зная положение глаза относительно экрана и направление взгляда, рассчитывается точка взгляда испытуемого на экране монитора.

Несколько десятков раз в секунду eye-tracker считывает координаты траектории взгляда, если они остаются неизменными, суммируется время. При превышении некоторого порогового значения – приблизительно 100 миллисекунд – прибор отмечает фиксацию. Учитывая, что глаза здорового человека постоянно находятся в состоянии движения, даже когда он смотрит в одну точку, координатам взгляда добавляется пороговый радиус (30 или 50 пикселей). В случае если значения координат остаются внутри заданного круга, тогда фиксация продолжается, если выходят – начинается отсчет новой фиксации.

Когда испытуемый переводит взгляд от одного источника к другому, расстояние между бликом от источника света и центром зрачка увеличивается. Траекторию движений взгляда пользователя система вычисляет, основываясь на векторе, соединяющем точки центра зрачка и роговичного блика. Достоинством методики можно назвать бесконтактный характер и возможность регистрации величины раскрытия зрачка.

Впоследствии вектор переводится в экранные координаты. Также eye-tracker записывает время, координаты и длительность фиксации траектории взгляда человека.

Обработка данных eye-tracker связана с выделением на каждом кадре видеоряда темного эллипса, представляющего собой изображение зрачка, и светлой точки – роговичного блика. Выводом диагностики изображения являются шесть чисел:

- X и Y значения координат центра зрачка (измеряется в пикселях на исходном кадре видеоряда);

- X и Y значения координаты роговичного блика (также в пикселях на исходном кадре видеоряда);

- высота и ширина эллипса, соответствующего зрачку.

Одновременно с записью данных, происходит вычисление траектории движения глаз. Взгляд человека движется рывками, перемещаясь от одной точки к другой. Быстрые движения взгляда называется "саккадами (succade), точки, на которых взгляд останавливается – точками фиксации или просто фиксациями (fixation). В русскоязычной интерпретации чаще всего под «взглядом» (в контексте eye-tracking'а) понимаются именно фиксации" [39]. Во время фиксаций анализатор человеческого мозга получает значительное количество информации. Продолжительность фиксаций, в среднем, находится в интервале от 200 мс во время чтения текста до 350 мс во время изучения статического изображения. Время процесса движения взгляда от одной точки фиксации к другой (саккада) занимает до 200 мс. Описанные показатели являются количественными, более подробно они представлены в таблице 4" [63].

Таблица 4

Количественные показатели eye-tracker

 

Метрики движения глаз Значение метрики
Общее число фиксаций Большее общее число фиксаций означает наименее рациональный поиск требуемой информации (возможно из-за сложного дизайна продукта/интерфейса).
Число фиксаций на регион интереса Большее число фиксаций показывает большую привлекательность или значимость соответствующего региона интереса.
Число фиксаций на зону интереса, скорректированное относительно текста Если регион интереса содержит только текст, то среднее число фиксаций на этом регионе должно быть поделено на среднее число слов в тексте. Это обуславливается тем, что: 1) Большое число слов в тексте требует большего числа фиксаций, 2) Большое количество символов требует больше усилий для чтения и усвоения информации.
Интервал фиксации Интервал фиксации отражает трудности в извлечении информации того или иного объекта.
Сумма продолжительностей фиксаций в определенной зоне Применяется для измерения распределения внимания среди различных зон.
Пространственная плотность фиксаций Число фиксаций, сконцентрированных в одной небольшой зоне, отображает эффективность и рациональность поиска информации. Широко распределенные фиксации отражают неэффективность поиска.
Время до первой фиксации на объекте Чем короче время до первой фиксации на объекте, тем объект обладает более привлекательными качествами.
Пост фиксация Число фиксаций вне объекта после фиксации на требуемом объекте показывает низкую видимость объекта.
Процент фиксаций испытуемых на регионе интереса Если процент фиксаций всех испытуемых на регионе интереса был низок, то этот регион должен быть каким-то образом выделен или перемещен.
Соотношение фиксаций на объекте к числувсех фиксаций Чем ниже данный показатель, тем неэффективен поиск данного объекта.
Число саккад Большее число саккад указывают на более долгий поиск.
Смещение саккады Угол между двумя саккадами больше 90 градусов отображает резкую смену направления взгляда. Из этого можно судить о нерациональном дизайне интерфейса/продукта.
Регрессия саккад Регрессия саккад указывает на присутствие менее значимых объектов.
Длина пути взгляда Чем длиннее путь взгляда, тем неэффективен поиск требуемой информации.
Закономерность пути взгляда Если обнаружен так называемый «путь взгляда по кругу», то это показывает возникшие у испытуемого проблемы с поиском(возможно из-за сложного дизайна или слабых навыков испытуемого).

 

Некоторые исследователи к движению глаз также относят расширение зрачков. Пупиллометрия— методика измерения размера и реакций зрачка. Некоторые eye-tracker используют данный метод в качестве точки отсчета положения глаза. Расширение зрачка может сопоставляется с увеличением трудности задачи. Расширение зрачка является неконтролируемой активностью человека, что позволяет выявить реакцию испытуемых на предоставленный материал: интерес, волнение, раздражение.

На рассматриваемой области изображения можно выделить ряд областей интереса в соответствии с имеющейся задачей исследования. В таком случае возможен анализ ряда показателей:

- суммарное время рассматривания каждой из областей;

- число фиксаций в каждой из областей;

- средняя продолжительность фиксаций в каждой из областей;

- порядок рассматривания.

При использовании специального программного обеспечения полученные качественные данные можно привести в более наглядную форму. R&B Group выделяют пять видов визуализации результатов полученной информации.

График взгляда (Рис.7) отображает последовательность перемещения, очередность и длительность взгляда, а также движения взгляда каждого респондента в отдельности.

Рис. 7. График взгляда захвата движения глаз записанная с помощью eye-tracker

 

 

Тепловая карта (Рис. 8) отмечает наиболее привлекательные для пользователей элементы программного интерфейса в виде «горячих» точек, также данные всего исследования в целом.

Рис. 8. Тепловая карта захвата движения глаз записанная с помощью eye-tracker

 

Пчелиный рой (Рис. 9) отмечает фиксации взгляда пользователя в виде точек, привлекающих наибольшее внимание, при этом предоставляет результаты одновременно всех респондентов в динамике.

Рис. 9. карты взгляда "пчелиный рой" записанный с помощью eye-tracker

 

 

Кластерный анализ (Рис.9) самостоятельно формирует близлежащие фиксации в кластеры, отображая процент респондентов, заинтересованных данными кластерами;

Рис. 10. Кластерный анализ захвата движения глаз записанная с помощью eye-tracker

Зоны интереса (Рис.11) отображает отношение респондентов к определенно заданным областям изображения. Предоставляет статистические данные.

Рис. 11. Зоны интереса захвата движения глаз записанная с помощью eye-tracker

 

Самым используемым типом визуализации данных eye-tracker является тепловая карта. Тепловая карта это отчет, предоставляемый eye-tracker системами, содержащая информацию о частоте движения взгляда испытуемого в той или иной части ПО и представленный в виде страницы, зонированной цветами на несколько областей в зависимости от статистики активностей движения курсора в них.

Вышеперечисленный метод дает возможность с высокой точностью вычислять положение взгляда и анализировать траекторию движения глаз и определять направления взора. Данная технология отслеживания глаз, важна для научных исследований, изучающих процессы зрительного восприятия или применяющих зрительную стимуляцию, также при проведении исследований для оценки эргономичности и последующего совершенствования интерфейса систем «человек-машина».

Eye-tracker рассчитывает фиксации взгляда пользователя с помощью датчика изображения, который располагается напротив глаз пользователя и вычисляет точку взгляда по специальному математическому алгоритму. Иными словами, eye-tracker имитирует наблюдение за взглядом человека для оценки его намерений и поведения.

Таким образом, отличием метода eye-tracking от остальных методов эргономического исследования является получение верифицируемых данных, воспроизводимых результатов. Также отличительной особенностью метода является автоматизированное наблюдение за пользователем и дистанционное использование, что позволяет изучить действия испытуемого более подробно. Достоинства и недостатки eye-tracking как метода юзабилити-тестирования пользовательского интерфейса представлены в таблице 5.

Таблица 5

Достоинства и недостатки метода eye-tracking

Достоинства Недостатки
- позволяет выделить зоны повышенного внимания пользователя, на которых взгляд пользователя непро-извольно задерживался или возвращался несколько раз; - воссоздает траекторию движения взгляда, очередность фиксаций взгляда и время задержки; - eye-tracking исследования позволяют подобрать наиболее удачное с точки зрения удобства пользователя расположение элементов интерфейса (кнопок, изображений и т. п.) с учетом потребностей пользователя; - устанавливает алгоритм, по которому пользователи ориентируются по сайту, что позволяет формировать более эффективный дизайн сайта; - обрабатывает полученные данные и выводит количественные результаты.   - зоны повышенного внимания могут быть образованны по нескольким причинам. eye-tracking формирует зоны не определяя по какому принципу они сформированы (нужная информация, оформление или расположение); - неправильная интерпретация полу-ченной информации может изменить ход дальнейшей разработки в ошибочном направлении. Если взгляд пользователя неоднократно возвращается к тому или иному участку экрана или происходит продолжительная фиксация, то это может так же означать что данный фрагмент оказался для пользователя непонятными; - eye-tracking не может фиксировать мысли испытуемого, чувства и эмоции, возникающие при работе с интерфейсом; - графическое отображение движения взгляда пользователя не дает точности, что определенный объект остался незамеченным, так как eye-tracker не регистрируют периферическое зрение  

 

Учитывая недостатки данного метода, исследователи в области применения eye-tracking предлагают комбинировать методы юзабилити-тестирования вместе с другими методами, для повышения эффективности оценки качества программного обеспечения. Установленные методы оценки действий пользователей и зон повышенного внимания, такие как анкетирование, анализ кликов или простой опрос респондентов являются ограниченными. В таком случае обнаруживается проблема обоснованности результатов так, как этот процесс не целиком зависит от сознательных действий. Опрос определяет субъективное мнение испытуемого о тестируемом программном продукте. Другими факторами влияющими на результат исследования может быть незнакомая обстановка или же осведомленность респондента о целях эксперимента. Процедура анализа действий респондента требует привлечения более специальных методик из области психологии. Однако в последнее время технология eye-tracking зарекомендовала себя как надежный инструмент для решения этой проблемы [39].

 

Выводы по главе 1

В первой главе данной диссертационной работы были рассмотрены определения и понятия юзабилити пользовательского инетрфейса в соответствии с государственными стандартами по эргономике и взаимодействую «человек-система». Выявлены три критерия оценки юзабилити: эффективность, продуктивность, удовлетворенность. Применение стандартов в данной области является условием получения достаточного уровня удобства пользования.

Также были проанализированы основные стандарты юзабилити пользовательского интерфейса, которые содержат руководство по использованию и описанию требований к разработке и тестированию пользовательского интерфейса информационной системы.

Рассмотрены характеристики оценки качества программного обеспечения: функциональные возможности, надежность, практичность, эффективность, сопровождаемость, мобильность.

Рассмотренные стандарты и критерии применимы при разработке пользовательского интерфейса. Исследованы основные этапы процесса проектирования и значимость юзабилити-тестирования в каждом из этапов. Процесс разделяется на следующие этапы: выявление требований к будущей системе, спецификация системы, реализация, верификация, а также внедрение и поддержка системы. Одним из важных качеств рассматриваемой технологии является то, что юзабилити-тестирование позволяют выявить эргономические недостатки непосредственно на этапе разработки пользовательского интерфейса, что позволит сократить ресурсные затраты при проектировании системы.

Также в данной главе исследованы критерии оценки юзабилити качественного и количественного метода. Рассмотрен количественный метод отслеживания действий пользователя mouse-tracking. Выявлены преимущества и недостатки метода.

К методам оценки юзабилити относят – хронометраж времени выполнения задания, успешность выполнения задания, выявление ошибок и выяснение субъективной удовлетворенности испытуемых. Качественные методы фиксируют сбор информации в свободной форме. Они опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных.

Также проведен обзор технологии метода захвата зрачка eye-tracking. Самым используемым методом в наше время считается на основе видеозаписи траектории взгляда с помощью подсветки инфракрасного света лица. При этом методе испытуемый максимально приближен к естественному положению при работе с тестируемой системой. В работе описаны характеристики захвата зрачка и его количественные показатели, рассмотрены принцип действия, преимущества технологии. Также рассмотрены виды визуализации полученных результатов технологии eye-tracker: график взгляда, тепловая карта, пчелиный рой, кластерный анализ, зоны интереса. Рассмотренный метод eye-tracking имеет свои недостатки в области юзабилити-тестирования, но среди существующих методов, на данный момент, он является более эффективным.

 

 

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЮЗАБИЛИТИ-ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

Выводы по главе 2

В заключении второй главы данной магистерской работы сформированы следующие выводы:

1. поставлены цели и задачи сайта Налоговой Службы РФ для последующего формирования тестовых заданий, основанные на действующих правах и обязанностях физического лица по НК РФ.

2. выявлены дополнительные критерии оценки юзабилити сайта исходя из формирования некоторых групп пользователей сайта: пол, возраст, состояние здоровья, гражданство.

3. Составлено 6 тестовых заданий для юзабилити-тестирования сайта Налоговой Службы профиля физического лица.

4. Полученные результаты юзабилити-тестирования сайта представлены в виде тепловых карт. Поведен сравнительный анализ результатов данных методик.

Исходя из результатов анализа данных методов, можно сделать вывод о значительном преимуществе метода eye-tracking, основанного на записи движения взгляда, среди других методов качественной и количественной оценки юзабилити пользовательского инетрфейса. Mouse-tracking как метод содержит в себе погрешности, относительно eye-tracking, в котором четко фиксируется точка интереса пользователя, поло


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.