Качества креативной личности. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Качества креативной личности.

2017-06-25 966
Качества креативной личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Постоянно взаимодействуя в про­цессе своей профессиональной деятельности с другими людьми, менеджер не может быть достаточно эффективным, не прояв­ляя в полной мере различные качества креативного человека. Анализ научной литературы показал, что качества креативной личности можно разделить на три группы: качества интеллекта, личностные качества и интуиция. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Качества интеллекта.

Дж. Гилфорд выделял, в частности, такие компоненты креативности:

- способность к обнаружению и постановке проблем;

- беглость — способность к генерированию большого числа идей;

- гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи, относящиеся к различным смысловым категориям;

- оригинальность — способность выдвигать нестандартные, редкие идеи;

- способность усовершенствовать объекты или идеи, добавляя детали;

- способность к решению проблем на основе анализа и синтеза информации. Креативность, по мнению Е. Торренса, связана с обостренным восприятием недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. п. К этой концепции близка и точка зрения Э. Де Боно, говорившего при рассмотрении проблем творчества о латеральном («боковом») мышлении, направленном на поиск путей решения проблемы на «периферии познания», путем максимального расширения виденья проблемного поля и отыскания неочевидных вариантов действий.

 

Личностные качества.

На основе обобщения большого количества признаков, характеризующих творческую личность, было выделено 12 их групп.

1. Осознанность — восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.

2. Оригинальность — гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предположения, действовать исходя из принципа «А что если?».

3. Независимость — уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

4. Склонность к риску — готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

5. Энергичность — поглощенность действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

6. Артистичность — выразительность, эстетические интересы.

7. Заинтересованность — широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

9. Тяга к сложности — интерес к непонятному и таинственному, тер-; пимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовмес-! тимого.

10. Непредубежденность — восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

11. Потребность в одиночестве — самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самоосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.

Интуитивность — проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

А. Маслоу в книге «Новые рубежи человеческой природы» на основе многолетнего изучения жизни и деятельности выдающихся людей описал качества творческой (самоактуализирующейся) личности. Среди них – принятие себя, других и природы, независимость, потребность в уединении, вершинные или мистические переживания, глубокие межличностные переживания, разграничение средств и целей, философское чувство юмора и другие.

Следует отметить, что не всякая креативность, даже в сочетании с личностными качествами, способствующими ее проявлению, при­водит к тому, что человек создает творческие продукты деятельности, обладающие потребительскими качествами. Возможен вариант, когда креативность остается некой «вещью в себе», проявляющейся только в области мечтаний, никак не связанных с реальностью. В связи с этим психологи говорят о «наивной» и «культурной» креативности. В первом случае — это некая «сырая» способность создавать что-нибудь новое, имеющаяся у большинства детей, но чаще всего ослабевающая по мере взросления. Во втором случае — это способность к продуктивному творчеству, основанная как на опыте, так и на интеллектуальных способностях.

Большинство людей более комфортно чувствуют себя в знакомых и поддающихся контролю ситуациях, когда точно понятно, как следует действовать, чтобы получить тот или иной результат. Когда такие люди оказываются в новой, необычной ситуации, они испытывают дискомфорт и тревогу. У них возникает потребность покинуть эту ситуацию или структурировать ее, превратить в понятную и предсказуемую. Фактически такое структурирование в большинстве случаев сводится не к тому, что видоизменяется ситуация (что во многих случаях в принципе невозможно), а к тому, что меняется ее восприятие. На нее «накладывается», зачастую без достаточных на то логических оснований, какой-то прошлый жизненный опыт, имеющийся у человека стереотип и т. п. В результате ситуация начинает восприниматься как более структурированная и предсказуемая, чем она есть на самом деле. С одной стороны, человек на основе стереотипа или аналогии с какой-то иной ситуацией предполагает, к каким последствиям она приведет (и такие предположения далеко не всегда оказываются обоснованными). С другой стороны, такое восприятие создает у него своеобразную «зашоренность», препятствует воз­можности увидеть собственные возможности повлиять на эту ситуацию, варианты ее исходов и т. п.

Это соответствует шаблонному, нетворческому мировосприятию. Ситуации новизны и неопределенности для его носителя дискомфортны, а поведение в них в большинстве случаев строится не вполне адекватно.

Таким образом, различают традиционное мышление и творческое мышление. Их отличительные особенности можно увидеть в таблице 15.

Наиболее существенное преимущество традиционного интеллектуального поиска по сравнению с творческим состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях:

- проблема или задача в принципе имеет единственно правильное решение или четко ограниченный круг верных решений;

- известен алгоритм решения данной задачи;

- имеются полные и верные исходные данные для ее решения.

 

Таблица 15.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.