Методы отбора инновационных проектов для реализации. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методы отбора инновационных проектов для реализации.

2017-06-25 566
Методы отбора инновационных проектов для реализации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из важных задач инвестора является проведение экс пертизы инновационных программ. При этом он должен решить непростую задачу: как из большого числа предлагаемых программ выбрать наиболее эффективные. Для этого необходимо организовать процесс экспертизы и отбора инновационных программ с помощью разработанной системы критериев.

Система критериев выполняет две функции:

- позволяет инвестору произвести обоснованный выбор наиболее выгодной для инвестиций инновационной программы;

- заставляет разработчика инновационной программы в биз­нес-плане предоставить, исчерпывающую информацию по всем интересующим экспертов вопросам.

Для проведения экспертизы можно использовать различные системы критериев, однако, на наш взгляд, одной из наиболее удачной является следующая методика.

В соответствии с этой методикой экспертиза, ведется по де­вяти группам критериев, охватывающих все ключевые аспекты эффективности предлагаемой инновационной программы.

Каждый из критериев количественно может быть определен
посредством одной из пяти оценок (В):

—2 — очень низкая оценка;

—1 — низкая оценка;.

—О — отсутствие оценки;

+1 — высокая оценка;

+2 — очень высокая оценка.

Кроме того, для каждого из критериев определяется относи­тельная его значимость посредством назначения весовых коэф­фициентов (W).

Рассмотрим рекомендуемый данной методикой перечень критериев по группам:

 

Группа 1. Аспекты, характеризующие организацию в целом

Эксперты должны оценить фирму с точки зрения ее способ­ности наилучшим образом реализовать программу.

Используются 15 критериев, имеющих следующие весовые. ко­эффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

- квалификация менеджеров,

- квалификация специалистов по маркетингу,

- организационно-управленческая структура организации,

- система сбыта товаров (услуг),

- финансовое и экономическое положение организации;

2) весовой коэффициент 2,0:

- репутация (имидж) организации и ее товаров (услуг),

- квалификация научного и инженерного персонала,

- квалификация производственного персонала,

- технологический уровень производства,

- доступность источников сырья, материалов, комплек­тующих,

- доступность источников энергии и топлива,

- уровень развития транспортной сети,

- доступность рынка,

- культура производства,

- безопасность производства,

- экология производства,

Группа 2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой;

Необходимо оценить перспективы развития отрасли рынка, в которой будет реализовываться программа.

Используются 8 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

- перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;

- уровень конкуренции,

- стабильность спроса,

- тенденции изменения спроса,

- затраты на продвижение товаров (услуг) на рынок;

2) весовой коэффициент 2,0:

- емкость рынка,

- способность рынках принятию товаров и услуг;

3) весовой коэффициент 1,0:

- влияние программы на развитие смежных отраслей.

Группа 3. Аспекты, характеризующие товары или услуги

При проведении экспертизы необходимо оценить качество продукции (услуг), полученной в результате реализации граммы по сравнению с аналогами. В качестве базы для сравнения должен быть выбран наилучший из аналогов, существующих сегодня, включая зарубежные.

Используются 11 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

- функциональные и потребительские свойства товаров (услуг),

- надежность и долговечность,

- экологичность,

- безопасность для потребителя,

- цена,

- себестоимость товаров (услуг);

2) весовой коэффициент 2,0:

- дизайн,.

- возможность развития товаров (услуг), о соответствие стандартам,

- технологичность;

3) весовой коэффициент 1,0:

- подготовка клиента к использованию товаров (услуг)

Группа 4. Аспекты, характеризующие маркетинг

Необходимо оценить реалистичность предлагаемой про­граммы маркетинга и ее эффективность при реализации це­лей программы.

Используются 5 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

- исследование рынка,

- реклама,

- каналы сбыта товаров (услуг),

- методы стимулирования сбыта;

2) весовой коэффициент 2,0:

- предпродажное и послепродажное обслуживание.

Группа 5. Производственные аспекты

Необходимо оценить производственный план организации с
точки зрения рациональности использования ее технологиче­ского потенциала.

Используются 6 критериев, имеющий следующие весовые ко­эффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

- система обеспечения и контроля качества товаров (услуг),
- накладные расходы;

2)весовой коэффициент 2,0:

- использование технологического потенциала,

- затраты на сырье, материалы и комплектующие,

- затраты на топливо и энергоносители,

- производственная кооперация.

Группа 6. Финансовые аспекты

Эксперты оценивают стратегию обеспечения финансирова­ния программы.

Используются 9 критериев, имеющих следующие весовые ко­эффициенты:

1)весовой коэффициент 4,0:

- возможность привлечения средств из госбюджета,

- возможность привлечения средств населения,

- обеспечение финансовых гарантий;

2) весовой коэффициент 3,0:

- участие организации, представляющей программу, в ее финансировании,

- возможность привлечения российских инвесторов,

- возможность привлечения зарубежных инвесторов,

- возможность получения кредитов в российских банках, о возможность получения кредитов в зарубежных банках;

3) весовой коэффициент 2,0:

- общий объем финансирования программы.

Группа 7. Социально-экономические аспекты

Необходимо оценить программу с социальной точки зрения.

Используются 14 критериев, имеющих следующие весовые эффициенты:

1)весовой коэффициент 3,0:,

- обеспечение занятости населения,

- экспортный потенциал,

- экология региона,

- рост деловой активности;

2) весовой коэффициент 2,0:

- использование научно-технического потенциала,

- рост личных доходов населения региона,

- развитие отрасли,

- развитие производств, косвенно связанных с программой,

- развитие объектов социальной сферы в регионе,

- решение демографических проблем,

- разработка новых рынков,

- рациональное использование природных ресурсов,

- безопасность населения,

- развитие региональной инфраструктуры.

Группа 8. Коммерческая (финансовая) эффективность программы

Необходимо проанализировать уровень финансовых показателей эффективности программы.

При этом используются 3 критерия, имеющие следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 4,0:

- прибыльность программы;

2) весовой коэффициент 3,0:

- время окупаемости инвестиций,

- ликвидность и платежеспособность.

Группа 9. Риск программы

Экспертам необходимо оценить риск потери вложенных программу средств в результате влияния различных факторов.

Используются 9 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:

- экономический риск,

- риск сбыта,

- социально-политический риск;

2) весовой коэффициент 2,0:

- риск качества,

- риск обеспечения производства,

- бюджетный риск,

- природный риск,

- экологический риск,

- криминальный риск.

Для проведения качественной экспертизы инвестору необхо­димо, во-первых, сформировать группу квалифицированных экспертов (не менее 7 человек), а во-вторых, выбрать методику обработки данных экспертизы.

В процессе экспертизы эксперт выбирает один из предло­женных в опросном листе ответов (оценку). Результатирующий рейтинг программы рассчитывается алгебраическим суммирова­нием произведений весовых коэффициентов критериев на зна­чение их оценок:

Rпр =Sит(п) {Wi*Вi}, (5.1)

где i — порядковый номер критерия;

п — число критериев.

При этом рекомендуется:

- ранжировать программы в зависимости от полученных ве­личин рейтинга (Rпр);

- при значении R пр < 200 следует считать данную программу неконкурентоспособной;

- при отклонениях значений R пр для различных программ в пределах 10% они могут считаться равноценными.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. В чем сущность инновационного проекта?

2. Перечислите наиболее существенные признаки проекта.

3. Что подразумевается под признаком «изменений». Приведите актуальный пример.

4. Какие виды инновационных проектов вы знаете?

5. Какой из видов инновационных проектов осуществляется по собственной инициативе научного коллектива или отдельного ученого?

6. Опишите план оформления инновационного проекта.

7. Какие требования к накладным расходам и заработной плате необходимо учитывать при составлении сметы затрат на инновационный проект?

8. Кто является автором концепции жизненного цикла?

9. Перечислите этапы жизненного цикла инновации.

10. Какими недостатками обладает концепция жизненного цикла?

11. Чем поможет менеджеру знание этой концепции?

12. Какие фазы жизненного цикла проходит инновационный проект?

13. Какие действия включает в себя прединвестиционная фаза жизненного цикла проекта?

14. Перечислите критерии оценки инновационного проекта.

15. Опишите методику оценки инновационных проектов.

 

Выводы по Разделу 1:

 

1. Под инновацией подразумевается конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

2. Отличительными свойствами инновации являются:

- научно-техническая новизна;

- производственная применимость;

- коммерческая реализуемость.

3. Кадровая инноватика включает в себя такие понятия, как «кадровое новшество», «кадровое нововведение», «кадровая инновация». При этом новшество рассматривается как начальное, а нововведение – как завершающее событие, как практическое использование новшества. Инновация представляет собой совокупность новшества и нововведения, приведших к определенному эффекту.

4. Для поиска идей инновации используются методы исследования эталонных преимуществ, чтение литературы широкой тематики, метод синектики, рекомбинация идей, метод фокальных объектов и другие.

5. Под инновационной технологией управления персоналом будем понимать: 1) совокупность новых или усовершенствованных методов, способов и средств проведения, организации управленческих процессов, направленных на поддержание и развитие человеческих ресурсов предприятия, а также совокупность знаний об этих методах, способах и средствах; 2) новый или усовершенствованный управленческий процесс, воплощенный в совокупности знаний, способов и средствах проведения кадровой политики, направленной на обеспечений организации качественным персоналом и оптимальное его использование.

6. Инновационный процесс отличается от стабилизационного рядом признаков. Среди них:

- удовлетворение новой общественной потребности;

- многочисленность и неопределенность путей достижения цели;

- высокий уровень риска;

- переход на новый уровень развития системы;

- наличие противоречий во взаимодействии сложившейся системы интересов участников процесса;

- перераспределение сфер ответственности и другие.

7. Инновационный процесс осуществляется в следующей последовательности:

1) определение потребности в нововведении;

2) исследование причин возникновения проблемы (потребности);

3) разработка инновации;

4) внедрение;

5) использование инновации в производстве.

8. Каждая организация развивается в соответствии с определенными закономерностями. Так, согласно модели Грейнера, жизненный цикл организации состоит из пяти стадий:

1) креативность;

2) директивное руководство;

3) делегирование;

4) координация;

5) сотрудничество.

9. Причинами устойчивого целенедостижения являются:

- патологии в строение организации, такие как, господство структуры над функцией, бюрократия и другие;

- патологии в организационных отношениях (конфликт, неуправляемость, преобладание личных отношений над служебными и другие);

- патологии в управленческих решениях (стагнация, подавление развития функционированием, демотивирующий стиль управления и другие).

10. В процессе своего становления организации сталкиваются с «болезнями роста», среди них можно выделить следующие:

- Сотрудники чувствуют, что в сутках мало времени.

- Сотрудники проводят слишком много времени за «ту­шением пожаров» (решением текущих проблем).

- Сотрудники не осведомлены о том, что делают другие.

- Сотрудники не понимают, куда движется компания.

- Ощущается нехватка хороших менеджеров.

- Сотрудники считают, что «я должен сделать это сам, если я хочу, чтобы это было сделано правильно».

- Большинство сотрудников считает, что совещания — это пустая трата времени.

- Выполнение планов не отслеживается строго, поэтому планы выполняются плохо (или не выполняются вовсе).

- Сотрудники ощущают ненадежность своего места в компании.

- Продолжают расти объемы продаж компании, но при­быль остается неизменной.

11. Инновационную идею описывают в форме инновационного проекта. Инновационный проект – это система взаимоувязанных це­лей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производ­ственных, организационных, финансовых, коммерческих и дру­гих мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффек­тивное решение конкретной научно-технической задачи (пробле­мы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

12. Существую различные виды инновационных проектов, которые имеют свои особенности в оформлении.

13. Инновационный проект проходит две фазы жизненного цикла: прединвестиционную и инвестиционную. Прединвестиционная фаза включает в себя исследования и планирование проекта, а также разработку документации и подготовку к реализации инновационной идеи.

На инвестиционной фазе проводятся торги, заключаются контракты и договоры, осуществляется реализация проекта и его завершение.

14. Для снижения риска инновационной деятельности необходимо проводить тщательную оценку инновационного проекта. Среди показателей эффективности инновационной деятельности выделяют экономический, научно-технический, социальный и экологический эффекты. Экспертиза инновационной программы (проекта) осуществляется при помощи разработанных методик.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.