Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Опыт бытия человека в мире как универсум философствования.

2017-06-19 929
Опыт бытия человека в мире как универсум философствования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Классическая философия рассматривает мир как единую целостную систему, развертывание и существование которой определяется универсальными законами. Среди разнообразных понятий, определяющих мир, наибольшее распространение получило понятие «универсум». Оно обладает интегральным статусом, который соединяет философские и естественнонаучные аспекты в понимании действительности. Универсум как философская категория по объему совпадает с астрономическими понятиями «космос» и «Вселенная», но отличается от них по содержанию. Понятия «космос» и «Вселенная» описывают физические характеристики мира, а «универсум» — описывает мир в целом.

Также понятие универсум является близким таким категориям как: «бытие», «мир», «сущее», «реальность», «единое» и «абсолют». Между ними существует тонкое, но принципиальное различие и по содержанию, и по роли в философском исследовании. Например, универсум единствен, в то время как говорят о множестве миров, о возможных мирах, о лучшем из возможных миров и т.д. Ярче всего отличие универсума от перечисленных категорий выступает, когда они рассматриваются в единстве с их противоположными понятиями; например, «бытие» с «небытием», «единое» — с «многим», «реальность» с «иллюзией» и т.д. Универсум не имеет такого противостоящего понятия. Также понятие мира уже, чем понятие универсума; оно уже предполагает некоторую специфику: физический, биологический, моральный или человеческий мир (говорят о «мире» птиц, «мире» рыб и т.д.); универсум же предполагает общую совокупность всех.миров.

В философии обосновывается категориальная модель мира (мир описывается в категорях) и даются ответы на следующие вопросы: каковы основания универсума, является ли он конечным или бесконечным, единым или состоит из несвязанных множеств, каковы формы его бытия.

Первыми концепциями, раскрывающими строение универсума были субстратные модели. Субстрат – основа конкретных проявлений бытия или модусов. Субстратный подход (впервые возник в античности). В основе мира лежит единая универсальная основа вещей и явлений. Множественные модели мира «ранних физиков»: все явления мира берут свое начало из определенного субстрата: воды, воздуха, огня, апейрона (бескачественного, невидимого и невоспринимаемого органами чувств начала мира) и др.

Также в античности была сформирована субстанциальная модель универсума. В отличие от субстрата, субстанция – основа бытия в целом,а не только некоторых его частей. С древнейших времен субстанция понималась как нечто единое, неделимое, неизменное такое, что существует от века и может служить основой и началом всего сущего (учениях элеатов: Парменид, Зенон, Ксенофан). Такое основание может быть одно (в монизме — Парменид — все из огня), два (в дуализме — Платон — все из материи и идей), множество (в плюрализме — Демокрит — все из атамов). Оно может быть материальным (в материализме - Демакрит) или идеальным (в идеализме - Платон). Субстанция также понимается у элеатов как трансцендентная природному миру сущность (т.е. вынесенная за его пределы). Проблема «единого и многого» в понимании субстанции, в которой отразилась качественная сторона субстанциального подхода. Число, согласно Пифагору лежащее в основе сущего, - это множество единиц, монад, единых. Единое у элеатов приобрело статус бытия. Единое в их картине мира означает то, что цельно, неделимо, не дробится на множество, тождественно само себе. Только оно познаваемо. Для Демокрита единым является атом, для Платона – идея. Общим для различных авторов в понимании этого понятия является нераспространение его на чувственный природный мир. И еще средневековые философы утверждают, что единое есть Бог, а все множественное есть Мир.

В период средневековья распространение получило категориальное изучение универсума. Поскольку мир божественного мыслился как трансцендентный (недосягаемый), а вся истина о мире содержалась в Библии (как Слове Божием), то и изучение универсума стало пониматься как выстраивание категориальных умозрительных схем (особенно в эпоху схоластики). Основанием и началом универсума мыслился бог (теоцентризм), который сотворил мир из ничего (креоционизм), и поддерживает его порядок и целостность мира благодаря своей свободной воле.

В Эпоху возрождения развивался взгляд на универсум как единство микро- и макрокосма. Внимание было перенесено с изучения сверхъестественных причин появления мироздания на естественные причины. Развивались идеи пантеизма: Бог мыслился как перводвигатель, но который не может существовать и мыслиться в отрыве от природы и, тем более, без человка (антропоцентризм). Концепции: Кузанского, Да Винчи, Пико делла Мирандола.

Новое время сосредоточилось на выявлении природных закономерностей физического универсума, где особенно важными категориями были: материя, и формы ее существования, пространство и время. Были осуществлены попытки построения целостной и замкнутой концепции универсума. Представители: Декарт, Бэкон, Гегель.

В целом при построении моделей универсума в классической философии были характерны следующие черты:

- объективизм, предполагающий независимое от человека существование мира;

- субстанциализм (желание обнаружить единую субстанцию как основание всего существующего),

- созерцательность, умозрительность;

- видимость беспредпосылочности философского знания.

Для современных концепций, раскрывающих сущность универсума характерны следующие черты:

- отказ от желания создать единую, универсальную и всеобъемлющую объяснительную модель мироздания,

- отказ от идеи беспредпосылочности философского знания — знание всегда зависит от социально-культурных условий и исторического контекста, в котором происходило его формирование, от ценностей самого исследователя;

- помимо созерцательности как способа понятийно-категориальной интерпретации универсума также начали использоваться другие стратегии, такие как вслушивание, познавание, вопрошание и др.

Сам универсум начинает мыслиться не как монолитный и единый, но как принципиально плюралистический и включающий в себя разные формы и типы бытия реальности. Однако несмотря на это, универсум не есть хаос. Это сложно упорядоченная структура, где все элементы гармонично связаны друг с другом. Универсум есть упорядоченное множество, где каждый элемент занимает отведенное ему место.

В философской мысли 20 в. понятие универсума употребляют в основном в описании системы объектов, к которым относятся высказывания какой-либо теории. Современная онтология рассматривает универсум как состоящий из нескольких сфер или включенных в него под-универсумов: материального (физического мира), универсума сознания. Большое значение при современном анализе универсума начинает играть категория телесности, поскольку она фиксирует в себе все то, что не поддается жесткому контролю разума и воли, но одновременно выступает как нечто более первичное и сущностное по отношению к любой организации и структуре.

В современной философии имеется ряд концепций универсума:

- ноосферная концепция универсума («нус» - ум, «сфайра» - сфера) — включает в себя не только мир физических эелемнтов, но и мир разума — то есть культуры и всего того, что создал человек и с помощью чего он меняет окружающий его мир.

- многомерная концепция универсума (разрабатывается сегодня как междисциплинарная модель мира, на основе данных математики, физики, психологии, психофизиологии и других наук).

- синергетическая модель вселенной — универсум представляется как сложная открытая самоорганизующаяся система.

Важно помнить, что данные концепции не противоречат и не отменяют одна другую. Они соотносятся друг с другом по принципу дополнительности.

Определения понятия философии как установки философского самосознания и конструктивные принципы философского творчества.

Философия - традиционная сфера человеческой культуры, важнейшее направление духовной и когнитивной жизни человека, общества, человечества. Философские знания составляют основу научно-познавательной деятельности, формируют универсальные смыслы человеческой жизни. Понятие философии. Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) как свободное, критическое осмысление мира, человека, опыта бытия человека в мире, как вид общественного сознания и познания мира, вырабатывающий систему идей и знаний об основаниях бытия человека в мире. Философия как форма духовной деятельности, осуществляющая осмысление оснований мировоззрения, как теоретическое ядро мировоззрения. Мышление посредством понятий как инструмент философствования. Философское мышление о мире как универсуме действия объективных сил. Теоретическое обоснование и логическая аргументация, анализ и синтез как проявления рациональности философского исследования. Философия как мудрость. Функционируя как мыследеятельность, философия находится в теоретическом и практическом отношении к миру, к опыту бытия человека в мире. Для теоретической философии характерна интенция познавать, промысливать то, что есть. Предмет ее исследования – сущее. Развитое состояние теоретической философии есть результат опредмечивания теоретического отношения человека к миру.. Философское учение концептуально. Концептуальность философского учения означает, что все его смыслы организованы определенной идеей, понятием, принципом, то есть определенным когнитивным началом. Исторические примеры концептов философских учений многочисленны. К ним относятся, например, атомы Демокрита, идеи Платона, субстанции Аристотеля, cogito Декарта, a priori Канта, дух Гегеля, практика Маркса, Da-Sein Хайдеггера, ризома постструктурализма. Жиль Делез о философии как концептогенезе. Феномен концептуальности философского учения можно осмыслить как методический прием при изучении философии. Осваивая содержание философских учений, полезно поставить вопрос о смысле его концепта, то есть исходного принципа учения, который определяет его целостность и оригинальность. Размышление философии о философии, философии о самой себе является условием возможности существования философии как особой культуры мысли. Темы начала и понятия философии, предметности, проблемности и методологичности философствования естественным образом возникают на пути самосознания философии. Их постановки, обсуждения и возможные решения опираются на опыт исторического бытия философии.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.