Культурология как наука о культуре. Культурологическое знание как единство антропологического (этнография), гуманитарного (выраженного тексте) и социологического знания о культуре — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Культурология как наука о культуре. Культурологическое знание как единство антропологического (этнография), гуманитарного (выраженного тексте) и социологического знания о культуре

2017-06-19 432
Культурология как наука о культуре. Культурологическое знание как единство антропологического (этнография), гуманитарного (выраженного тексте) и социологического знания о культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культурология - это комплексная наука о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Культурологическое знание носит интеграционный характер. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические формы культурной жизни, взаимодействуя с такими отраслями гуманитарного знания, как философия, социология, история, антропология, этнология, психология и Фундаментальность культурологии выражается в синтезе гуманитарного знания. Само название «культурология» появилось сравнительно недавно (конец XIX-начало XX века). Теоретик английского эволюционизма, этнограф и антрополог Эдуард Тайлор (1832-1917) в книге «Первобытная культура» (1871) назвал одну из глав «Наука о культуре», дает определение культуры. Выдающийся немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В.Оствальд (1853-1932) в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». Но самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Лесли Уайту (1900-1975). В 1939 году в статье «Проблемы терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональным еще и ценностное, символическое значение. Особая способность человека - символизация - позволяет создавать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых культурологией. Обоснованию культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949). «Объяснение культуры может быть только культурологическим», - утверждал он. лингвистика.

нания о культуре долгое время формировались в лоне философии. Культурология «отпочковалась» от философии так же, как это произошло с другими науками - физикой, химией, биологией, социологией. Но науки, обретя самостоятельность, не утрачивают своей связи с философией. Во всякой науке есть философские проблемы. Они касаются ее мировоззренческих оснований и методологических принципов научного познания. Это относится и к соотношению культурологии с философией культуры. Подобно тому, как философия физики или философия биологии есть область философских проблем этих наук, так и философия культуры – сфера философских проблем культурологии. К последним относятся вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, ее роли в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам. В современной культурологии философские соображения играют гораздо более значительную роль, чем в естественных науках.

История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры. История культуры самым тесным образом связана с всеобщей историей и составляет, в сущности, одну из важнейших ветвей исторической науки.

Собственно культурологические методы:

генетический – исследование культуры, которое позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Этот подход позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения и до настоящего времени;

компаративный – требуетпроводить сравнительно-исторический анализ различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.

системный – рассматривает культуру как универсальное свойство общества. Этот метод ориентирован на изучение конечного результата культуры, ее материальных и духовных ценностей. Анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества;

структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними.

аксиологический или ценностный – это отражение качественного состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации)

семиотический метод (семиотика – это наука о знаковых системах) – исходит из понимания культуры как текста, как символической системы. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание – текст, который и должен быть прочитан исследователем;

социологический – изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. Любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и того, как оно выражает ее интересы;

деятельностный – понимает культуру как творческую человеческую деятельность;

герменевтический – характерен для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько о его понимании. Понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов;

биосферный – характеризуется глобальным пониманием проблем культуры;

просветительский – исходит из представления о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества.

субстанциональный - цель раскрыть сущность культуры.

диалогический - любая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже;

психологический – важен при изучении особенностей национальной культуры;

метод моделирования - создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты;

4. Культурология как любая другая наука имеет свою систему понятий. Их многообразие обусловлено многогранностью культуры, богатством ее содержания и полифункциональностыо. В понятийной системе этой науки можно выделить особую группу, которая имеет статус «основных понятий» и «категорий». К ним можно отнести: культура, цивилизация, менталитет, культурная картина мира.

38. Понятие культуры. Культура как единство семиотиче аксиологического деятельностного содержаний. Культура как способ бытия человека в мире, формируемый семиотическим, ценностно-оценочным и смысловым содержанием жизни.

Термин «культура» (лат. cultura — возделывание, обрабатывание, почитание) используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632–1694), который употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека, противопоставляя культуру природному, или естественному, состоянию человека. Этот смысл внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохраняется за понятием культура до настоящего времени.

Существует множество дисциплин, которые формируют представление о культуре как предмете собственного исследования, поэтому «образ культуры» в различных науках выглядит своеобразно. В современной литературе встречается более 250 определений культуры, фиксирующих ее различные аспекты, черты, проявления, модификации. Однако перечень этих признаков не позволяет выработать целостное представление о культуре как системной характеристике общества, задающей ему качественную определенность, данными вопросами занимается философия культуры как относительно самостоятельная область философского знания. (Термин «философия культуры» ввел в научный оборот в начале ХIХ в. немецкий романтик А.Мюллер). Становление философии культуры как особой системы представлений о культуре стимулировалось осознанием факта многообразия путей культурной эволюции человечества, несовпадения исторического и культурного развития, а также кризисных явлений в культуре ХХ в. Присущая философии культуры органичная связь различных углов зрения на свой предмет отличает ее от культурологии – междисциплинарной области гуманитарного знания, изучающей культуру в совокупности ее конкретных исторических форм с помощью различных методов. Несмотря на то, что становление философии культуры как самостоятельной области знания началось в ХIХ в., исследование сущности, природы и функций культуры – традиционная философская проблема (она осознается уже в античности софистами).

В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие ее модели: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.

Натуралистическая модель, сформировавшаяся в философии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека», видела в ней человеческое продолжение природы. Французские просветители вместо понятия культура использовали понятие цивилизации, которую определяли как проект идеального социального устройства, основанного на разуме, справедливости и нравственности. Немецкие просветители связывали понятие культура с личностным развитием человека, а понятие цивилизация применяли для характеристики социально- политической жизни общества.

Классическая модель культуры, сложившаяся в ХIХ в., является отказом от натуралистических тенденций. Человек — субъект культуры — в рамках данной модели провозглашается свободным от религиозной и природной зависимости творцом культуры. Культура отождествляется здесь с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, исходя из признания множества форм и типов культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию эволюции человечества. В основе данной модели лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма.

Трактовка культуры как чисто духовного образования, воплощающегося в прогрессе морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания, получила материалистическую интерпретацию в марксистской философии. Данное определение основано на том, что культура не может быть понята из самой себя, а только в связи с обществом и процессом предметно-практической деятельности человека. В таком понимании культура не только совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности, направленный на создание необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека.

Неклассическая (модернистская) модель возникает в ХХ в. как реакция на трудности рационалистического познания культуры, несостоятельность претензий на строгую научную объективность в ее изучении, сомнения в линейной прогрессивности развития культуры, фиксации факта относительной самостоятельности и самоценности каждой культуры. Данная модель культуры ориентируется на повседневную жизнь человека, рассматривает культурную реальность как объект переживания, а не рационального осмысления. Для модернистской модели культуры характерны пессимизм, идея абсурдности мира, отказ от систематизации и упорядоченного моделирования мира.

Постмодернистская модель культуры отвергает возможность абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности. Она основывается на утверждении о бесперспективности попыток творческого преобразования мира, на установке отказа от попыток его систематизации, сводимости всех проявлений культуры к какой-то первооснове, акцентируя внимание на их самодостаточности. В результате распадается субъект культуры как центр системы представлений о мире, формируется новый тип осмысления культуры – философствование без субъекта. В рамках такой модели культура оказывается ориентированной на некий лежащий в бесконечности образ, который определяется как свойство сознания человека или группы людей.

Существуют различные теоретические подходы к исследованию и определению культуры в философии ХХ в.: аксиологического, деятельностного, семиотического, структуралистского, социологического, гуманитарного и др. Рассмотрим некоторые из данных подходов:

1. Деятельностный подход, при котором культура — специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура как системно организованная деятельность обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального мира конкретного типа общества, а также программирует его развитие и формы организации.

2. Семиотический подход в качестве сущностной характеристики культуры определяет внебиологический механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование. В рамках данного подхода культура — это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических систем. В роли таких семиотических систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков (предметные действия человека, язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские идеи, религиозные представления и т.п.).

3. Аксиологический (ценностный) подход, в котором культура сложная система материальных и духовных ценностей, идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы.

Таким образом, феномен культуры выступает:

- как мера освоения человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле;

- как сложная, многоуровневая система ценностей;

- как совокупность овеществленных средств и способов человеческой жизнедеятельности;

- как совокупность семиотических систем, программирующих, регулирующих и целенаправляющих жизнедеятельность людей;

- источник социальной динамики и важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания;

- сфера проявления родовой сущности человека;

- форма исторического движения человечества к свободе и прогрессу.

В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования. Материальная культура возникает в процессе освоения человеком предметного мира и включает совокупность материальных ценностей. Созданные людьми предметы материальной культуры, с одной стороны, удовлетворяют их практические потребности, а с другой — выступают средствами закрепления, хранения и передачи социально значимой информации. Духовная культура — это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях. Сохраняясь, совершенствуясь и свободно перемещаясь в социальном пространстве и историческом времени, ценности духовной культуры программируют, регулируют и стимулируют систему социальной жизнедеятельности, позволяют человеку строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире. В качестве основных социальных функций культуры выделяют функцию освоения и преобразования мира, коммуникативную, нормативную, функцию накопления, сохранения и трансляции социальной информации.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.