Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-06-19 | 106 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Большой – маленький
а) город б) успех
2. Широкий (-(р)от/а) – уз/кий (-ость)
а) река б) кругозор
3. Толстый (-(щин/а, -(ст)е/ть – тонкий (-остъ)
а) палец б) тонкое чувство
4. Длинный (-длина) – короткий/краткий (-ость)
а) провод, путь б) разговор
5. Высокий (высь. -от/а) – низкий (низ-ость)
а) стул б) поступок
6. Легкий (-ость) – тяжелый (-жесть, -еть)
а) тарелка, походка б) характер
II. Качества явлений (запись общей сочетаемости
можно вести и в виде такой таблицы):
Прилагательные | Ключевые слова ТГ: | |
Общая сочетаемость с существительными разных ТГ | а) неживые предметы | б) внутренний мир человека |
7. Твердый (-ость,-е/ть) - мягкий (–ость) | хлеб | взгляд |
8. Холодный (< холод, –еть) - горячий (-еть) | суп | темперамент |
9. Яркий (-ость) - тусклый (–ость, тускнеть) | свет | жизнь |
10. Светлый - темный (темь) -от/а, –е/ть | вода | событие |
11. Глубокий (< глубь, -ин/а) – мелкий (-ость, мелеть) | река | чувство |
12. Сильный (< сила) - слабый (–ость) | зверь, стук | воля, характер, поступок |
13. Больной (< боль, -е/ть, -знь) – здоровый (-е/ть) | организм | больн. вопрос |
14. Тематическая группа «Цвет» – можно постепенно записывать в словарьцветовые синонимические ряды (приводятся ниже по «Словарю синонимов» под редакцией А.П. Евгеньевой – М., 1975): 1) разноцветный: многоцветный, много-красочный, цветной, пестрый, радужный (напоминающий радугу по изобилию цветов и окраске); 2) желтый (-е/ть, -изн/а): золотой, лимонный, канареечный, шафранный и шафрановый, янтарный, соломенный, яичный; 3) оранжевый: апельсиновый, апельсинный; 4) красный (-е/ть, -от/а): алый, рдяный (яркого, насыщенного красного цвета), пунцовый, кровавый (красный, мрачного тона), кумачовый (ярко–красный), карминный и карминовый, киноварный, рубиновый и рубинный, гранатовый (густо–красный), шарлаховый (спец. ярко-красный), червонный – устар., червленый нар.-поэт.; 5) зеленый (> зелень, -е/ть): травяной, изумрудный, малахитовый; 6) коричневый (-е/ть): кофейный, шоколадный, каштановый (о цвете волос), карий (о цвете глаз, а также о масти животных); 7) багровый (-е/ть, -ость,–(р)янец): (густо-красный, иногда с темным или фиолетовым оттенком), багряный (употр. преимущ. при описании природы), пурпУрный и пурпуровый (употр. по отношению к явлениям природы и реже при обозначении цвета ткани, одежды и т.п.); 8) розовый (-е/ть) имеет синонимы только при описании кожи человека в составе СР румяный; розовый (с нежным румянцем), розоволицый, розовощекий, краснощекий; 9) фиолетовый (цвета фиалки): лиловый, сиреневый; 10) синий (> синь, -е/ть, -ев/а): кУбовый (густо-синий), васильковый (такой, как у василька), индиговый (интенсивно-синий), ультрамариновый (ярко-синий), сапфировый и сапфирный (цвета сапфира); 11) голубой (-е/ть, изн-а): лазурный, лазоревый и редко лазуревый (преимущ. с сущ. небо, море и т.д.), бирюзовый, небесный (преимущ. с сущ. цвет, окраска, оттенок и т.д.); 12) серый (-е/ть, -ость): (цвета, получаемого при смешении черного с белым), стальной (светло-серый с серебристым оттенком), свинцовый (темно-серый, цвета свинца), мышиный (темно-серый), мышастый (темно-серый, употр. преимущ. для обозначения масти животных), пепельный (цвета пепла, преимущ. по отношению к волосам), дымчатый (цвета дыма), ш’Аровый (спец. – серо-дымчатый, употр. преимущ. по отношению к краске такого цвета), дикий – устар.; 13) белый (-е/ть, -изн/а): белоснежный – усилит., молочный, снежный, меловой, лилейный – трад.-поэт., к’Ипенный – усилит. (напр., о зубах), белокипенный – усилит.; 14) черный (-е/ть, -от/а): 1. о человеке с черными волосами: черноволосый, черноголовый; 2. агатовый (черный и блестящий) а. глаза, смоляной (обычно о волосах), угольный, вороной (о масти лошади).
|
Стилистических синонимов среди этих слов почти нет, различия касаются оттенков по степени интенсивности признака и сочетаемости прилагательных цвета. Более подробно о работе с тематической группой «Цвет» в школе см. в [Богуславский 1968; Сычугова 2001: 30–31]. Состав группы можно расширить, включив прилагательные со значением оттенка или сочетания цветов (например, синий-пресиний, синеватый, сине-зеленый, светло-синий, иссиня-черный) или авторские эпитеты, обчно метафорические (камышовые, болотные, изумрудные, египетские глаза).
|
III. Оценка степени и качества явления (почти все прилагательные этой семантики сочетаются в прямых значениях с существительными тематических групп, обозначающих конкретные предметы и явления внутреннего мира человека, за исключением рядов №№ 18, 20, 21, которые в составе ТГ второго типа употребляются в переносном значении. Прилагательные оценки приводятся в составе антонимических пар (если есть антоним), без синонимов – указаны только опорные слова СР: 15) хороший (-е/ть) – плохой, 16) приятный (-ость) – неприятный (-ость), 17) простой (-от/а) – сложный (-ость), 18) новый (-изн/а) – старый (-ость, -е/ть), 19) красивый (-(с)от/а) – некрасивый (-ость), 20) чистый (-от/а) – грязный (< грязь, -(н)е/ть), 21) настоящий – искусственный, 22) интересный, 23) замечательный, 24) очаровательный, 25) (не)обыкновенный (-ость), 26) удивительный (-ость), 27) отличный, 28) особенный, 29) сносный, 30) своеобразный, 31) дивный, 32) волшебный (-(б) ств/о), 33) таинственный (-ость, таинство), 34) гадкий (-ость), 35) безжизненный (-ость), 36) очень (это наречие меры и степени, а также и его синонимы включены в группу общей сочетаемости как наиболее частотные, наряду с качественными прилагательными): весьма (с прил. и нареч.), крайне – усилит., чрезвычайно – усилит., до чрезвычайности – усилит., страшно разг., усилит., ужасно разг., жутко – прост., усилит., сильно – с глаг., разг., смертельно – разг., усилит., до смерти разг., усилит., чертовски – разг., усилит., дьявольски – разг., усилит., отчаянно – разг., усилит., здорово прост., больно – прост., шибко – прост.
Принцип экономии в подаче материала, особенно сочетаемости ключевых слов, можно реализовать следующим образом: в графах сочетаемости ключевых слов той или иной тематической группы достаточно будет указывать только номера данных синонимо-антонимических «пучков» прилагательных из группы «общая сочетаемость» (№№ 1–36), чтобы избежать повторов слов в разделах словарных статей «сочетаемость» и сэкономить место в тематическом словаре-справочнике школьника, а также время на уроке при его заполнении.
|
Двести указанных выше качественных прилагательных, объединенные в антонимические пары (если есть антоним), вместе с их синонимами и однокоренными существительными и наречиями (см. в скобках) составят примерно 800—1000 наиболее частотных признаковых слов, активно образующих в прямых или переносных значениях словосочетания с ключевыми словами разных тематических групп. Состав этих прилагательных должен накапливаться постепенно, с 5 по 9 классы, по мере освоения лексического минимума каждого класса. Для такого списка можно выделить несколько листов в начале тематического словаря.
В следующем параграфе приведем еще ряд материалов для школьного тематического словаря, а именно: 1) рубрикацию основных тем и подтем ШТС; 2) состав ключевых слов тематической группы «Внешний вид, наружность человека» с указанием общей для них сочетаемости с прилагательными; 3) вариант словарной статьи одного из ключевых слов данной ТГ – глаз/а, отражающей смысловые связи данного слова в языковой системе и в речи (сочетаемость, словообразовательные и лексико-семантические связи – синонимические, антонимические, родо-видовые).
В о п р о с ы и з а д а н и я:
1. Дайте общую характеристику опыта изучения лексики в школе на системно-тематической основе и кратко раскройте содержание одной–двух указанных в параграфе методических статей об изучении тематических групп лексики на уроках русского языка, развития речи.
2. Расскажите о принципах, структуре и содержании учебного тематического словаря для российских школьников.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!