Список принятых в пособии сокращений — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Список принятых в пособии сокращений

2017-06-19 137
Список принятых в пособии сокращений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Словари:

БАС – Словарь современного русского литературного языка: в 17 тт. – М.; Л., 1950–1965.

МАС – Словарь русского языка: в 4 тт. / под ред. А.П. Евгеньевой. – 2–е изд., испр. и доп. – М., 1980–1984.

СО – Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1985.

СОШ – Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2001.

ССА – Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1986.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990.

РЯЭ – Русский язык: Энциклопедия / под ред. Ю.Н. Ка-

раулова. – М., 1998.

ШТС – Школьный тематический словарь.

 

2. Названия семантических явлений:

ЛЗ – лексическое значение

ТЛЗ – типы лексических значений

СНЗ – свободное номинативное значение

ФСЗ ­– фразеологически связанное значение

СОЗ – синтаксически обусловленное значение

КОЗ – конструктивно ограниченное значение

КГС – категориально-грамматическая сема

ЛГС – лексико-грамматическая сема

КЛС – категориально-лексическая сема

ОС – общая сема (родовая с., архисема)

ДС ­ – дифференциальная сема

ДСП – дифференциальный семантический признак

КС – коннотативная сема: СС – стилевая с., ЭО – эмоционально-оценочная с., КИ – культурно-историческая с.

АП – антонимическая пара

ЛСГ – лексико-семантическая группа

РВГ – родо-видовая группа

СР – синонимический ряд

ТГ – тематическая группа

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Урок на тему «Понятие о лексической системе» (Чайкина Ю.И. Изучение лексики на уроках русского языка в школе (системный подход)– Вологда, 1995. ­– С. 11–14.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня приступаем к изучению нового раздела науки о языке – лексики. Лексика – это раздел науки о языке, в котором изучаются слова (записываем в тетради).

Слов в русском языке великое множество (несколько миллионов). Все слова вместе называются словарным составом, или лексикой. Значит, лексика – это и словарный состав, и наука, которая изучает словарный состав. Повторим, что такое лексика.

Запишем в тетрадях – словарный состав русского языка. Ученые изучали слова и пришли к выводу, что словарный состав – это не простая сумма слов, слова образуют лексическую систему. Что такое система? Система – это упорядоченное множество чего-то. Представим себе книжные полки двух учеников. У одного книги лежат как попало, у второго – они расположены в определенном порядке (системе): сначала школьные учебники, затем научно–популярные книги, затем детская художественная литература, причем книги писателей стоят по алфавиту. При таком упорядоченном (системном) расположении книг легко и быстро можно найти нужную книгу. Скажите, у какого ученика (первого или второго) порядок, упорядоченность, система в расположении книг.

УЧЕНИК: У второго ученика.

УЧИТЕЛЬ: В библиотеках тысячи книг. Как вы думаете, почему работник библиотеки быстро находит заказанную книгу?

УЧЕНИК: Книги в библиотеке располагаются на полках в определенном порядке, они систематизированы.

УЧИТЕЛЬ: Упорядоченным может быть множество домов, книг, учеников. Упорядоченным может быть и множество слов, т.е. словарный состав языка. Упорядоченный словарный состав языка и есть лексическая система.

Познакомимся с признаками лексической системы. Осно-вных – три признака. Первый – членимость, деление словарного состава на группы, их называют лексические. В составе лексических групп объединяются слова с общим значением. Например, какие слова входят в состав ЛГ с общим значением “дерево”?

УЧЕНИК: Дуб, осина, береза, сосна...

УЧИТЕЛЬ: Группы не одинаковы по количеству слов, входящих в их состав, поэтому выделяются группы и подгруппы. Например, группа слов, обозначающих «предмет», включает в себя сотни тысяч слов (школа, город, собака, рабочий, клен...). Добавьте вы?

Меньше по количеству слов группы со значением «мебель» (стол, диван, кровать), «строение» (дом, изба, дворец).

Каждое слово в языке закреплено за определенной ЛГ. ЛГ – это системное объединение слов.

Выполним упражнение: К лексической группе с каким общим значением относятся слова нос, рука, палец, спина...? («части тела человека»). А ученик, студент, нахимовец? («учащийся»).

УЧИТЕЛЬ: Одно и то же слово может входить в состав нескольких групп. Например, слово больница входит в группу со значением «предмет» и в группу со значением «строение». Тем самым, можно говорить о том, что сами группы связаны друг с другом. Это второй признак системы.

Итак, повторим, о каких признаках системы мы узнали?

УЧЕНИК: Лексическая система делится на группы слов, а группы членятся на подгруппы. Второй признак системы – системные объединения взаимосвязаны друг с другом.

УЧИТЕЛЬ: Теперь о третьем признаке системы. Лексические группы состоят из слов, слова в составе группы самостоятельны и в то же время связаны чем-то общим и одновременно различаются. Например, слова ученик, студент, суворовец, нахимовец, заочник, вечерник и др. входят в состав одной группы. Они объединяются тем, что обозначают «учащегося», а различаются тем, что ученик это учащийся школы, студент – «учащийся вуза или техникума», суворовец – «военного училища», вечерник – «учащийся в вечернее время после работы» и т.д.

Итак, повторите признаки системности лексики.

УЧИТЕЛЬ: Запишем признаки лексической системы: 1. Членимость системы на лексические группы. 2. Взаимосвязь групп. 3. Связи слов в составе лексической группы.

УЧИТЕЛЬ: В составе лексической системы тесно связаны друг с другом группы слов и слова в составе групп. Тем самым, система – это единство и целостность всех слов в языке. Запишем эти слова.

УЧИТЕЛЬ: Мы говорили о лексической системе русского языка. Из чего состоит лексическая система?

УЧЕНИК: Из слов.

УЧИТЕЛЬ: Слова – это единицы лексической системы. В русском языке выделяют еще фонетическую систему. Как называются ее единицы?

УЧЕНИК: Звуки.

УЧИТЕЛЬ: А единицы морфологической и синтаксической систем назовите.

УЧЕНИК: Единицы морфологической системы – морфемы и слова (части речи), синтаксической – предложения.

УЧИТЕЛЬ: Русский язык – система систем. Изобразим это графически.

Синтаксис Морфология
Лексика Фонетика

О Г Л А В Л Е Н И Е

Предисловие..............................................................3

ГЛАВА I. СЛОВО И ЕГО СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.................................................................7

1.1. Слово как основная единица лексической системы: Функции и признаки слова как основной единицы языка. Определение слова в лексикологии. Виды слов.....................

1.2. Лексическое значение слова: Понятие о природе и структуре ЛЗ. Значение и понятие. Денотат (референт) и сигнификат (десигнат). Коннотация. Эмоционально-оценочный, культурно-исторический, стилевой и наглядно-чувственный компоненты ЛЗ. Сема и семема. Иерархия сем. Компонентный анализ структуры лексического значения в вузе и в школе.......................................................................................................

1.3. Типы лексических значений слов: Принципы классификации и основные типы ЛЗ. Свободные и связанные значения. Современное состояние вопроса о типологии ЛЗ...........................................................................................

1.4. Однозначные и многозначные слова: Семантическая структура многозначного слова, ее изменения. Радиальная и цепочечная полисемия. Причины развития многозначности в языке...................................................................

1.5. Переносные значения слов: Виды многозначности (метафора, метонимия, синекдоха). Основные семантические модели. Контекстуальные условия реализации переносных значений. Функционально-стилистическая роль полисемии.............................................................................................................

1.6. Изучение многозначности и переносных значений слов в школе: Обзор научно-методических работ.......

Список основной литературы.....................................

Список дополнительной литературы.........................


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.