Материалы для школьного тематическо- — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Материалы для школьного тематическо-

2017-06-19 121
Материалы для школьного тематическо- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГО СЛОВАРЯ (ШТС): рубрикация по разделам «Человек», «Общество», «Природа»; общая сочетаемость с ключевыми словами тематических групп – список качественных прилагательных в синонимо-антонимических группах; сочетаемость прилагательных только с существительными ТГ «Внешность, внешний вид человека»; список ключевых слов данной ТГ; вариант словарной статьи ключевого слова ГЛАЗА

I. Рубрикация школьного тематического словаря (на основе рубрикации в [Саяхова, Хасанова 1976]):

Раздел I. ЧЕЛОВЕК

Темы:

I. Внешний вид, наружность человека.

II. Организм, рост и развитие человека.

III. Внутренний мир человека: 1) познавательные процессы, спо­собности (ощущение, восприятие, память, внимание, интерес, мыш­ление, речь, воображение); 2) эмоциональные свойства человека (чувства и эмоции, их проявление, эмоциональное отношение, воля); 3) психические свойства, темперамент, характер, способности (см. 1), поведение человека.

IV. Быт (бытовые условия) ч.: 1) жилище; 2) домашнее хозяйство (мебель, посуда, уход за домом и квартирой);

3) головные уборы, одежда, обувь; 4) питание (продукты питания, приготовление и прием пищи).

V. Семья и родственные связи.

Раздел II. ОБЩЕСТВО

Темы:

I. Экономическая жизнь общества: 1) народное хозяйство (про­мышленность, предприятия, их оборудование, работники, процесс производства).

II. Деревня. Сельское хозяйство: 1) виды организации с/х про­изводства (совхоз, колхоз, фермерское хозяйство и др.); 2) виды с/х производства (земледелие, животноводство);

3) труженики с/х; 4) с/х техника и постройки.

III. Транспорт (виды сообщения; городской транспорт, в том числе метро; дорожное движение).

IV. Связь (почта, телеграф, радио, телевидение).

V. Бытовое обслуживание (ателье по ремонту и пошиву одежды, мастерская по ремонту обуви, химчистка, фотография, парикмахер­ская).

VI. Торговля (магазины, их виды, части магазина, профессии, товары, торговля).

VII. Здравоохранение (лечебные заведения, их устройство; лечение больных, способы л.; медработники; аптека).

VIII. Общественное производство (средства производства, общественно-производственные отношения, денежные отношения, эко­номические связи, социальная структура общества).

IX. Общественно-политическая жизнь общества: 1) государ­ство, 2) госорганы, их деятельность (ветви власти, центральная и местная власть, правоохранительные органы), 3) гос. правопорядок (конституция, выборы), 4) общественные организации (партии, об­щественные движения, профсоюзы, добровольные общества, их де­ятельность), 5) праздники.

X. Политическая жизнь общества (внутренняя, классовая и на­циональная; внешняя политика).

XI. Вооруженные силы: 1) виды и формы вооруженных сил (армия, ВМФ, ВВС, ВДВ, войсковые подразделения); 2) оснащение армии, оружие (огнестрельное, химическое, термоядерное, бактери­ологическое, нейтронное, лазерное, ракеты); 3) обмундирование; 4) управление войсками; 5) военнослужащие, воинские звания и награды; 6) действительная служба; 7) боевая деятельность войск (война, бой, военные сооружения, участники войны).

XII. Культурная жизнь общества: 1) школа (здание, работники и учащиеся школы, учебно-воспитательная работа: содержание, формы, в том числе внеклассная работа); 2) искусство: а) изобразительное и.: живопись, графика (жанры и произведения живописи, их создатели, создание произведений ж., художественные средства и материалы ж., описание произведения ж.); б) музыка (муз. инструменты, произведения, исполнители, исполнение муз. произведения: инструментальное, во­кальное); в) театр (жанры театр. искусства и виды театр. представлений, элементы сценического произведения, средства сценического искусства, создание театр. произведения, театр, профессии, посещение театра, отзыв о спектакле); г) цирк (виды циркового искусства, работники цирка, части циркового помещения); д) кино (виды фильмов, киноап­паратура, кинопрофессии, рецензия на фильм); д) скульптура (виды с., создание с., описание памятника); е) архитектура (стили и памятники а., части сооружений, архитектурные детали, описание архитектурных сооружений).

XIII (или подтема № 3 темы XII). Музей. Библиотека: 1) виды музеев, экспозиция; 2) части библиотеки, ее культурно–просветительская работа.

XIV. Физическая культура и спорт: 1) общие и специальные физические упражнения, виды спорта (водный, лыжный, конькобеж­ный с., спорт, игры, спорт, гимнастика, атлетика (легкая, тяжелая), мотто-, вело-, автоспорт, конный, стрелковый с., фехтование, альпи­низм, туризм); 2) спортивные состязания и достижения, названия спортсменов; 3) спортивные сооружения.

ПРИМЕЧАНИЕ: тема «Профессия» распределена в рамках тем 1—Х1У, но может быть выделена и самостоятельно как тема «Профессия и труд».

XV. Глаголы речи, мысли, чувства (последние могут быть вклю­чены в тему «Внутренний мир человека»).

XVI. Глаголы движения.

Раздел III. ПРИРОДА

Темы:

I. Явления (далее – я.) природы: 1) атмосферные я.: движение воздуха (ветер, метель), световые я. (солнце, луна, рассвет – закат, свет – сумрак, мгла; звезда, метеор), атмосферные я. (дождь, снег, туман, облако, туча, гроза, гром); 2) прир. я. на водной поверхности (штиль – шторм, прилив – отлив, половодье (разлив, паводок), ледоход (распутица), наводнение; 3) климат (виды к., климати­ческие зоны, пояса), 4) земля, строение земн. поверхности (виды рельефа, почвы); 5) вода, водная поверхность (виды водоемов, водных потоков); 6) воздух, космос (небо, звезда, созвездие, туманность, межпланетное пространство, солнечная система.

II. Растения (виды, развитие, строение р.) – можно записать не все, конечно, а только орфографически сложные слова: 1) деревья – лиственница, магнолия, эвкалипт, баобаб, дуб...; 2) кустарники – можжевельник, сирень, жасмин, смородина, крыжовник...; 3) цветы – георгин, иван-да-марья, хризантема, гладиолус...

III. Животные (животный мир): 1) виды животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), 2) организм животных, внешнее строение, 3) жизнь животных (повадки, жилище, питание, добывание пищи, способы передвижения, защиты и напа­дения, размножение, голоса животных).

IV. Некоторые явления природы в разные времена года (например, утро ­– зимнее, весеннее, летнее, осеннее; снег ­– зимой, весной; дождь – летний, осенний и т.д.):

 

 

1. Рассвет, утро, день, солнце В разные времена

2. Сумерки, закат, вечер, луна года: зимой, весной,

3. Лес: дерево (ветви, листья) –– летом, осенью...

4. Вода (река, озеро, ручей, море)

5. Дождь (гроза, гром, молния)

6. Снег (метель, иней)

7. Ветер (ураган)

Для записи лексической характеристики природы в разные времена года можно выделить в словаре сразу четыре рубрики (ТГ «Природа зимой (весной...)») объемом примерно по 4–6 листов. Эти рубрики будут постепенно заполняться ключевыми словами (см. 1–7) и примерами их лексических связей в языке (антонимы, синонимы, сочетаемость) и в текстах изучаемых художественных произведений (в сочетании с изобразительно–выразительными средствами – эпитетами, метафорами, сравнениями, перифразами).

II. Состав ключевых слов тематической группы «Внешний вид, наружность человека»:

I. РОСТ: высокий (рослый, высоченный – усил., длинный – разг., долговязый – прост.)– низкий (невысокий, низко­рослый).

II. КЛЮЧЕВЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ТГ: 1) ГОЛОВА, ЕЕ ЧАСТИ: ЛИЦО – лоб, шека/и, глаза, веки, брови, ресницы, нос, рот, губа/ы, зуб/ы, ухо/уши; ШЕЯ, ВОЛОСЫ ­– коса, прядь, локон, усы, борода; 2) РУКА/И – пальцы, запястье, локоть; 3) ТУЛОВИЩЕ/ТЕЛО – плечо, спина, живот (брюхо), конечности: рука, нога – пятка, ступня, голень, колено, икры; кожа, родинка (родимое пятно), бородавка, мозоль (-истые руки). Далеко не ко всем ключевым словам данной ТГ следует приводить отдельные словарные статьи, а только к наиболее часто употребляемым в текстах художественных произведений или в творческих работах учащихся, где есть описание внешности человека (см. слова, выделенные курсивом, а также образец словарной статьи частотного ключевого существительного глаза – ниже).

III. ОЦЕНКА ВНЕШНОСТИ ПО ОБЩЕМУ ВПЕЧА-ТЛЕНИЮ:

1. См. синонимические ряды (СР) в разделе «Общая сочетаемость» (можно указать только номера СР или доминанты этих рядов): красивый – некрасивый (красавец – урод), приятный – отталки­вающий, гадкий, невзрачный; интересный, своеобразный, необык­новенный, особенный, сносный, замечательный, очаровательный, удивительный, дивный, волшебный (-ство), таинственный (-ость).

2. Общая сочетаемость для ТГ «Внешний вид, наружность человека» и «Характер, его проявления (голос, взгляд, улыбка, жест)» (опорные слова СР приводятся с синонимами ­– в скобках): исключительный (необыкновенный, выдающийся, редкий – «каких мало», редчайший – усил., редкостный, недюжинный, незаурядный); редкий («встре­чается нечасто» – уникальный, то есть «единственный в своем роде»); многозначительный («намекающий на что-либо важное» – значи­тельный, многозначащий, многоговорящий, выразительный (преимущ. о взгляде); выразительный (оживленный, живой, бойкий) – невыразительный, (полу­-/сонный, неживой, вялый, апатичный /-тический – «из-за равнодушного отношения к окружающему»); усталый (утом­ленный, истомленный – усил., изнеможденный – усил.); измученный (изнуренный, о чел.: переутомленный, разбитый, запаренный, взмы­ленный, о лице: помятый, мятый – разг., как выжатый лимон, без задних ног – прост.).

3. Общая сочетаемость только для слов ТГ «Внешний вид, наружность человека»: миловидный (милый /-енький – разг., хорошенький – о ребенке, женщине, смазливый – разг., пренебр.), соблазнительный («влекущий к себе» – обольстительный), холеный («за которым много ухаживают» – выхоленный, ухоженный), собранный («отличающийся хорошей выправкой, одеждой» ­– подтянутый), блед-ный, («слабоокрашенный» – неяркий, блеклый; о цвете кожи, лица: «ли­шенный румянца, свежести» – белый – усил., бескровный; серый, землистый – разг., усил.).

IV. ОСАНКА, СЛОЖЕНИЕ: сутулый (-ость, -иться), горбатый (–ость, –иться); неуклюжий (“лишенный пропорциональности” – нескладный, неказистый) – стройный (“красиво сложенный” – статный, складный, ладный).

V. ПОЛНОТА (разная степень): тонкий – толстый (см. общ. сочет.) / толстеть, толст/-уха, -як; толстый (излишне: тучный, грузный; дебелый – полный и крупный; ожирелый, рас(от)кормленный – пренебр., толстомясый – гр.-прост.); полный («в меру толст.»– полнотелый, упитанный, пухлый; о женщине: пышный, сдобный – разг.; гладкий – разг., дородный – крупный и полнотелый); худощавый («умеренно худой» – сухой/-щавый), худой (тощий, исхудалый, истощенный – усил.; худосочный, костлявый; отощалый – разг.), худеть – полнеть, толстеть.

VI. ПОХОДКА: быстрая (летящая, стремительная) – медленная (черепашья, угловатая, нерасторопная).

Работа над тематическим словарем с пятого по одиннадцатый классы на уроках русского языка и литературы должна способст­вовать не только обогащению словарного запаса учеников, но и активизации поиска изобразительно-выразительных средств в текстах художественных произведений, развитию языкового вкуса детей, внимания к слову, его значению, особенностям употребления в текстах художественных произведений, а затем и в своих творческих работах. Работу над словарем можно организовать в процессе выполнения лексических заданий на уроках русского языка, развития речи (например, распределение по темам синонимических рядов и антонимических пар, изучаемых в разных классах, и др.). В этом словаре следует отражать и результаты анализа изобразительно-выразительных средств в текстах художественных произведений на уроках литературы (наиболее яркие метафоры, эпитеты, сравнения, перифразы, употребление слова в составе наиболее частотных идиом и афоризмов). Можно продумать систему дополнительных заданий по лексике и словообразованию при составлении словарной статьи ключевого слова ТГ, например: опре­делить значение слова, подобрать к нему слова с родовым и видовыми значениями, синонимы, антонимы, родственные слова, показать его соче­таемость, выделив в ней общую и узкую, фразеологически связанную.

III. Вариант словарной статьи ключевого слова «глаза».

Первая страница словарной статьи отражает системные связи слова: родо-видовые, синонимические, антонимические, целое, общее – его часть, словообразовательные, сочетаемость – а) общеязыковую (общую для ряда ТГ конкретных существительных – см. список качественных прилагательных и их производных выше – и более узкую, фразеологически связанную), б) индивидуально-авторскую, окказиональную (по выбору учителя):

Глаз/а (- еть, -е-ющий, ­е-вший). Синон.: глазищи (прост.), –глазоньки (прост., нар.-поэт.), глазенары (прост., шутл.); очи (высок.), вежды, зеницы (поэт., устар.), буркалы – «выпукл.» (разг.), гляделки (презр.), бельма, зенки, шары (груб.). Грубые синонимы с отрицательной коннотацией, выделенные курсивом (Е.К.), можно не включать в справочник для школьников.

Сочетаемость (какие? что делают? -ющие? -вшие?):

I. Общая сочетаемость (см. список выше – I, № 1,2; II – № 7–13, обычно с прил. в перен. знач. и слово глаза тоже в знач. «взгляд»: холодные глаза...; 14 – серые, голубые, карие...; III, № 16, 19, 22­–26, 28, 30–35).

II. Узкая сочетаемость: 1) по цвету: голубые, покрасневшие, залитые кровью...;

2) форма, разрез: раскосые, косые, глубоко посаженные;

3) чьи? – материнские, стариковские...;

4) как у кого? (метафоры по цвету, форме, выражению (*) и открытые сравнения) ­ – лисьи* (как у лисы), рыбьи*, кошачьи*, совиные*, коровьи*...;

5) впечатление о физическом состоянии по глазам: ясные, чистые – больные, усталые, сонные, заплаканные, опухшие, воспаленные, влажные (от слез), больные; блест/ят, -ящ/ие, потух/л/и, -ш/ие...

III. Индивидуально-авторское употребление (в сочетании с эпитетами, сравнениями): васильковые, египетские*, щучьи*, бараньи* (Купр.).

ПРИМЕЧАНИЕ: Можно записывать пункты I, II, III в виде таблицы из трех столбцов, например:

    «взгляд/ взор»     С О Ч Е Т А Е М О С Т Ь (какие?): 6) движение глаз: открыть – закрыть, ши-роко открытые, распахнутые... 7) выраже ние глаз (взгляд, отражающий психическое состояние, характер челове­ка, его отношение к другим людям): весе­лые – грустные, добрые – злые, строгие – нежные, чуткие – бездушные, бегаю­щие, смеющиеся, застенчивые – наглые, простодушные – хитрые, приветливые, внимательные, любящие (влюбленные), зовущие, любимые, спокойные – хит­рые, лукавые, презрительные, подозри­тельные, завистливые, гордые, испепе­ляющие (лексика 7-й группы чаще соче­тается со словами "взгляд, взор”)    

 

 

Вторая сторона разворота должна отражать динамическую часть словарной статьи, то есть употребление слова в устойчивых соче­таниях, выражениях, в текстах художественных произведений. Осо­бенный интерес при отборе иллюстраций представляют индивиду­ально–авторские употребления слова, содержащие образные эпитеты, сравнения,

синонимические замены слова перифразами. Ср., например:

 

Фразеологизмы Сравнения и перифразы Употребления в текстах
наметанный г. по глазам увидеть, косить (ослеп­нуть) на оба глаза; взгляд – бросить, кинуть, скользнуть взглядом: хоть глаз выткни... зеркало души*, бездонные озера*, «светились в темноте, как у дикого зверя»*, «мутные, закисшие»*... перламутровые*, «влажные, точно обмасленные» (Купр.)... «Очи черные, очи страстные! Очи жгучие и прекрасные!» (Е. Гре­бенка) Кто старое помянет, тому глаз вон. (Поел.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабайцева В.В. Об углубленном изучении русского языка в школах Российской Федерации // Русская словесность. – 1995. – № 5. – С. 49–52.

Богуславский В.М. Несколько упражнений по синонимии прилагательных, обозначающих цвет // Русский язык в школе. – 1968. – № 1. – С. 68–69.

Дубичинский В.В. Теоретическая и практическая лексикография. – Вена – Харьков, 1998.

Колокольцев Е.Н. Стихотворения о родной природе.

5 класс. // Русская словесность. – 1998. – № 2. – С. 46–51.

Кошкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1991. – № 2. – С. 41–44.

Мистратова О.Н. Тематическая направленность словарной работы и словарный диктант // Русский язык в школе. – 1970. – № 1. – С. 29–34.

Моисеева Л.Ф. Анализ переносных значений слов на материале тематических групп лексики // Русский язык в школе. – 1975. – № 4. – С. 56–58.

Николина Н.А. Языковые способы выражения нравственных качеств // Русский язык в школе. – 1998. – № 4. – С. 75–83.

Новоселова Т.Н. Об изучении тематических групп лексики // Русский язык в школе. – 1972. – № 1. – С. 61–65.

Панычева О.Н. Закономерности лексической организации текстов о природе для детей: автореф. дис.... канд. филол. наук. – СПб., 1999.

Пахнова Т.М. Работа над текстом при изучении и повторении лексики // Русский язык в школе. – 1995. – № 6. – С. 32–39.

Пахнова Т.М. От текста к слову (Комплексная работа с текстом при подготовке к экзаменам и зачетам) // Русская словесность. – 1996. – № 4. – С. 72–77.

Пахнова Т.М. Материалы для подготовки к сочинению о Москве // Русский язык в школе. – 1997. – № 4. – С. 31–34.

Перепелкина Н.А. Работа с эпитетом как путь постижения образности // Русский язык в школе. – 2001. – № 3. – С. 10–15.

Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка: Из опыта работы. – М., 1990.

Соколовская Ж.П. Лексика, знания о мире и тематический словарь // Русский язык в школе.–1988.– № 1.– С.8–12.

Стативка В.И. Система подготовки к сочинению – описанию природы // Русский язык в школе. – 1997. – № 2. – С. 21–26.

Степанова В.В. Лексическая структура текста (паради-гматика и синтагматика) // Проблемы лингвистической семантики. – Череповец, 1996. – С. 51–63.

Сычугова Л.П. «Как сердцу высказать себя?» (Развитие

речи при обучении сочинению–описанию картины) // Русский язык в школе. – 2001. ­– № 3. – С. 23–31.

Щепина Т.С. Прилагательные, обозначающие характер человека // Русский язык в школе.– 1981. – № 3. – С. 91–94.

СПИСОК СЛОВАРЕЙ

Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка. – М., 1995.

Караулов Ю.Н. и др. Русский ассоциативный словарь: в 6-ти тт. – М., 1996, 1998.

Русский семантический словарь: опыт автоматического тезауруса: от понятия к слову / под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1982.

Садыкова К.Н. Тематический русско-таджикский словарь. – Душанбе, 1968.

Саяхова Л.Г., Хасанова Д.М. Тематический словарь русского языка для башкирской средней школы / под ред. Н.С. Дмитриевой. – Уфа, 1976.

Саяхова Л.Г., Хасанова Д.М., Морковкин В.В. Тематический словарь русского языка / под ред. В.В. Морковкина. – М., 2000.

Словарь ассоциативных норм русского языка / под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1977.

Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1983 (и последующие издания).

Тематический словарь-минимум современного русского языка // Лексические минимумы русского языка / под ред. В.В. Морковкина. – М., 1985.

Тихонов А.Н. и др. Русско-узбекский тематический словарь / под ред. Н.М. Шанского. – Ташкент, 1975.

Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / под ред. Л.Г. Бабенко. –

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.