Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Рождение детектива. Пути его развития

2017-06-19 851
Рождение детектива. Пути его развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В XIX ВЕКЕ И НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Рождение детективного жанра в США

Эдгар Аллан По

Благодаря «логическим рассказам» или рациоцинациям (ratiocinations), по определению самого Эдгар Аллан По (1809 – 1849), известна точная дата рождения детективного жанра – это публикация в апреле 1841 г. новеллы «Убийство на улице Морг». Новеллы Э. По тесно связаны с романтической эстетикой; большое значение в них имеют категория «ужасного», «страшного», соединение «таинственного» и интеллектуального анализа, «необычного» и четкой логики. Малый объем становится структурообразующим элементом, а криминальное расследование – предметом беллетристического повествования. Для «логических рассказов» Э. По характерны аналитичность и рационализм, наличие пространного описания и рассуждений; тщательность разрабатываемой системы деталей, впечатление достоверности вымысла, натуралистичность и правдоподобие. Происходит утверждение жесткой структуры детективных рассказов:

1) информация о преступлении,

2) описание безуспешных попыток поиска полиции,

3) обращение к герою-сыщику за помощью,

4) неожиданное раскрытие тайны,

5) разъяснение хода мысли главного героя.

Первое появление классической пары главных героев: личность поразительных аналитических способностей, интеллектуал, эрудированный, склонный к наблюдению и анализу, и обычный человек, очень искренний, наивный рассказчик истории, хроникер, коммуникативная функция помощника. Исключительность и эксцентричность сыщика-любителя (склонность к уединению, к замкнутой жизни, ночному времени, закрытые шторы, зеленые очки), Огюста Дюпена, для которого разгадывание тайны преступления является увлекательной игрой ума. Значение человеческого интеллекта. Сосредоточенность новелл Э. По не столько на расследовании преступления, сколько на человеке, его раскрывающем. Писатель открывает читателю все сведения о преступлении, давая возможность разгадки самим читателем.

Ослабленность внешнего сюжета, который компенсируется напряженным внутренним действием, работой мысли. Акцент в рассказах писателя стоит на процессе разгадывания тайны преступления, а не на самой разгадке и мотивов преступления. В новеллах Э. По происходит художественное исследование деятельности интеллекта. Ю.В. Ковалев замечает: «Эдгар По не просто говорит об интеллектуальной деятельности героя, но показывает ее в подробностях и деталях, раскрывая процесс мышления, его принципы и логику. Именно здесь и сосредоточено главное действие рациоцинаций, их глубинная динамика. Говоря о пафосе детективных рассказов По, следует признать, что он не только в раскрытии тайны. Блистательное решение загадки демонстрирует красоту и огромные возможности разума, торжествующего над анархическим миром “необъяснимого”. Детективные рассказы По – это гимн интеллекту». Индукция + дедукция + интуиция – это главные составляющие успеха героя Э. По.

В рассказах Э. По выстраивается хронотоп детективной новеллы: прямолинейное движение времени с экскурсом в прошлое. Писатель первым представляет разработку замкнутого пространства в детективном жанре – модель «запертой изнутри комнаты» в рассказе «Убийство на улице Морг» (1841). Реальная история американки Мэри Сэсили Роджерс и рассказ «Тайна Мари Роже» (1842). Иллюзия документальности, введение газетных статей, раскрытие преступления через их анализ, перевес анализа над действием, событийностью в ущерб цельности и занимательности сюжета.

«Похищенное письмо» (1844), по мнению А. Адамова, можно рассматривать как психологический этюд на тему о хитрости и мудрости, перед нами пример удивительной наблюдательности, логического анализа и тонкого знания человеческих характеров и страстей.

Новую структуру встречаем в рассказе «Ты еси муж, сотворивший сие» (1844). Рассказчик выступает в роли сыщика, иронический стиль повествования.

К логическим рассказам также относят «Золотого жука» (1843) – о тайнописи и кладоискательстве с главным героем Вильямом Леграном. В центре рассказа также работа интеллекта, раскрытие процесса мышления.

Кроме этого к детективным рассказам иногда относят новеллы самообличения: «Черный кот», «Бес противоречия», «Сердце-обличитель», «Бочонок Амонтильядо», в которых присутствует преступление как таковое, могут быть полицейские, но само расследование отсутствует. В центре внимания сам преступник, а расплата за преступление происходит фатальным или мистическим образом.

С 1945 г. вручается одна из самых престижных премий в области детективного жанра премия Эдгара Аллана По.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.