Анализ особенностей взаимодействия между агентами на отраслевых энергетических рынках. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Анализ особенностей взаимодействия между агентами на отраслевых энергетических рынках.



Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреб­лении экономических благ. Это «действующие лица» экономики: они прини­мают решения и совершают действия.

Любая экономическая система включает, как минимум, три группы экономических агентов: государства, представителей бизнеса (фирмы) и домохозяйства.

Естественная монополия – это отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. Естественная монополия представляет собой такую структуру отраслевого рынка, которая либо подверглась национализации, либо подвергается государственному регулированию.

При естественной монополии:

– удовлетворение спроса эффективнее, чем на рынке конкуренции;

– отсутствие конкуренции из-за технологии производства;

– снижение издержек на единицу продукции по мере увеличение объема производства.

Черты естественной монополии:

– технологические исключительные преимущества на данном рынке;

– FС (постоянные издержки) велики, а VС (переменные) незначительны;

– АС (средние издержки) выше МС (предельных издержек).

Наиболее типичные примеры данного типа монополии – это энергетические сети, железные дороги, трубопроводный транспорт, коммунальные службы, где наблюдается устойчивое снижение средних долгосрочных издержек производства при расширении производственных мощностей. Существуют глобальные (железнодорожные перевозки, связь) и локальные естественные монополии. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является жесткая зависимость между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такие монополии находятся под жестким контролем государства, регулирующего их деятельность. Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение их рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.

Экономические механизмы регулирования со стороны государства должны преследовать цель дальнейшего развития энергетики и реализации мероприятий по обеспечению требуемого уровня энергетической безопасности.

Основные инструменты регулирования естественных монополий:

– налоги;

– контроль за ценами;

– устранение барьеров на вход в отрасль;



–установление общественной собственности (или национализация) для контроля над естественной монополией.

Налоги распадаются на две части. Первая – это налоги на прибыль, относящиеся к прямым налогам. Подобные налоги сокращают сверхприбыли (прибыль после уплаты налогов) и не воздействуют (или слабо воздействуют) на цену и объем производства, которые максимизируют прибыль монополиста.

Также для регулирования естественных монополий применяются налоги на продажи. Они в отличие от предыдущих относятся к косвенным и ведут к росту предельных издержек производства. Объем производства при этом сократится, а цена – возрастет.

Неуправляемый рост тарифов на энергетические и материальные ресурсы и услуги отрицательно сказываются на развитии экономики и уровне социальной обеспеченности населения. Опыт прошлых лет показал, что нескоординированный рост тарифов на газ, тепловую энергию, воду и другие услуги приводил к тяжелым последствиям.

Контроль над ценами с целью снижения монопольной прибыли проводится путем установления так называемой максимальной цены. Чтобы эта цена была эффективной, она должна располагаться между ценой, обеспечивающей максимизацию прибыли, и средними издержками, которые соответствуют объему производства, максимизирующему прибыль, а так же из уровня социальной обеспеченности населения в масштабах страны.

Устранение барьеров на вход в отрасль направлено на то, чтобы в отрасль входили новые фирмы, что, в свою очередь, приведет к тому, что монополия сменится конкурирующей структурой. Однако для регулирования естественной монополии такой способ не является эффективным.

Кроме того, применяются и другие методы регулирования естественных монополий. Среди них следует отметить ценообразование Рамсея и контроль качества.

В ценообразовании Рамсея цена определяется величиной средних издержек P = AC. При этой цене фирма не получает прибыли, но при этом и не несет убытков. Однако из-за того, что потери мертвого груза остаются, такой вариант регулирования носит название "второго наилучшего решения".



В условиях регулируемой цены фирма не имеет стимулов к повышению качества товара. При установленной государством цене фирма может повысить прибыль, снижая издержки производства за счет снижения качества товара. Дополнительная прибыль от продажи товара худшего качества по ценам, соответствующим более высокому качеству, присваивается фирмой, а при отсутствии конкуренции на рынке снижение качества продукции не оказывает существенного влияния на ее положение. Теоретически для контроля уровня качества товаров, выпускаемых регулируемой естественной монополией, государство может использовать два рычага: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов и практику компенсации потерь потребителей за счет фирмы-производителя в случае снижения качества товара ниже допустимого уровня.

28. Оценка развития сетевой отрасли: понятие и примеры.

Сетевая отрасль - это огромная часть мировой экономики.

В условиях глобализации особую роль приобретает организованная по сетевому принципу производственная инфраструктура – связь, транспорт, снабжение водой, газом, электроэнергией. Эта сфера, как известно, обеспечивает общие условия для развития материального производства и определяет конкурентоспособность в мире целых стран – в зависимости от степени ее развитости и разветвленности. В предшествующий постиндустриальному развитию период она, хотя и с определенными исключениями, повсеместно пребывала в ведении государства.

При этом имелся ряд трудностей законодательного регулирования деятельности сетевых отраслей:

Во-первых, это капиталоемкие отрасли, которые очень часто требуют долгосрочных обязательств всех сторон при заключении контрактов. Например, строительство нового аэропорта требует крупных дополнительных инвестиций в инфраструктуру и, как следствие, дополнительных гарантий инвесторам. Поэтому возникает необходимость в создании условий, при которых правовая система должна эффективно обеспечивать заключение и реализацию сложных контрактов, путем предоставления беспрепятственного доступа к средствам правовой защиты всем сторонам.

Во-вторых, в связи с тем, что многие сетевые отрасли являются главным элементом национального благосостояния, органы государственной власти часто играют особую роль при проверке соблюдения фирмами установленных законов. Зачастую этой ролью наделяются органы государственной власти, которые одновременно осуществляют и регулирование этих фирм.

В условиях глобализации, когда рыночные принципы стали рассматриваться как более эффективный способ организации работы, эта сфера превратилась в поле для становления государственно-частного партнерства (ГЧП), с привлечением иностранных инвесторов. Здесь требуются значительные капиталовложения, которые при недостатке средств из бюджета находят на рынке частных капиталов, в том числе за рубежом. В энергетическом контексте это было отмечено, в частности, в пункте 46 документа «Глобальная энергетическая безопасность», принятого по итогам саммита Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге (2006). Государство осуществляет в данном случае смычку внутренней и международной экономики, используя методы экономической дипломатии. При этом формируется особая разновидность ГЧП, когда государство всемерно поддерживает национальный капитал любой формы собственности внутри страны и на внешних рынках. В мировой экономике обозначился устойчивый структурный тренд – перенос центра тяжести прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из промышленности в сетевые отрасли, концентрация капитала в которых усиливается.

Можно констатировать, что и в России до недавнего времени наблюдались тенденции, присущие производственной инфраструктуре в мире, а именно – укрупнение игроков и интернационализация капитала. Вот почему необходимо обратиться к изучению зарубежного опыта, прежде всего нашего соседа и стратегического партнера – Европейского союза (ЕС).

Переход к конкуренции в сетевых отраслях экономики определяет возможность использования рыночных форм регулирования. Так приватизация региональных электроэнергетических компаний в Великобритании в 1990-1996 гг. продемонстрировала необходимость выбора сетевыми энергетическими предприятиями поставщиков электроэнергии. Соответственно правительство должно было сделать этот выбор между несколькими фирмами, и предложить контракт, победителю, который сможет обеспечить потребителей электроэнергией и эффективно поддерживать очень дорогие сети.

В качестве решение этой задачи был выбран аукцион как рыночная форма государственного регулирования, которая обеспечит условия поставки продукции сетевых отраслей. В этом случае правительство покупает сервис «управления» сетью.

Так же в последние годы наблюдались тенденции к активизации интеграционных процессов в энергетической сфере по программе TENs. Европейский Союз приступил к формированию единого инфраструктурного пространства в этой сфере. Речь идет о создании связанных сетей электроснабжения (пока региональных, а в последующем, возможно, и в рамках всего Союза), систем газопроводов и развития инфраструктуры сжиженного природного газа. В этой связи Европейская комиссия и Европейский Совет приняли ряд мер.

Во-первых, были разработаны Руководящие принципы для Трансъевропейских энергетических сетей. В них Европейская комиссия выделила 314 проектов инфраструктуры («проекты общего европейского интереса»), реализация которых признается первостепенной задачей Союза и должна быть ускорена. В их составе обозначены 42 первоочередных проекта, которые являются международными или могут иметь существенное воздействие на межгосударственные отношения ввиду того, что их завершение обеспечит ввод мощностей по передаче электроэнергии или энергетических ресурсов (газа) другим странам.

Во-вторых, ЕС ввел правила гарантирования подключения к электрическим сетям и поставок газа между государствами-членами Союза, обеспечивая тем самым более устойчивый инвестиционный климат (директивы по безопасности поставок электроэнергии и инвестиций в инфраструктуру поставок газа).

В-третьих, в июне 2006 г. Европейский Совет призвал оказывать активную поддержку проектам инфраструктуры, прошедшим экологическую экспертизу, которые нацелены на открытие новых маршрутов поставки энергетических ресурсов. На своем заседании 14 ̶ 15 декабря 2006 г. Европейский Совет выдвинул на первый план важность создания интегрированного, прозрачного и справедливого внутреннего энергетического рынка с согласованными правилами.

Природный газ: сетевая отрасль

* Узкий рынок с высокими входными барьерами.

- Критическая масса потенциальных пользователей (высокая стоимость транспортировки и распределения).

- Наличие технических решений для решения проблем, когда зоны добычи и зоны потребления не совпадают: газопровод или сжиженный природный газ.

- Конкурентоспособная цена для конечного потребителя.

- Исходная цена достаточна, чтобы сделать рентабельными расходы на всем протяжении газовой цепочки.

* Ограниченное число производителей и других игроков, но их число может вырасти в результате либерализации.

* Сетевая отрасль: проблематика промышленной экономики.

В частности, высокая стоимость транспортировки обосновывает ее характеристику как сетевой отрасли. Транспортные сети, таким образом, являются естественной монополией в том смысле, что спрос удовлетворяется с самыми низкими затратами, если существует только одна транспортная инфраструктура.

Задачами либерализации сетевых отраслей стали:

* Процесс открытия конкуренции: создать внутреннюю и внешнюю конкуренцию.

* Организационная модель: оставить в качестве монополии только сегменты естественной монополии, то есть транспортировку и распределение: unbundling.

* Предполагает установить эффективное регулирование тех видов деятельности, которые относятся только к естественной монополии.

* Развивать краткосрочные трансакции (хабы – газовые распределительные центры).

* Постепенное внедрение справочной цены (price discovery).

Основные этапы либерализации

* Директива от июня 1998 (директива 98/30): относительно общих правил для внутреннего рынка.

* Директива от июня 2003 (директива 2003/55): ускорить процесс законодательного открытия.

* Пакет «Энергетика – климат» от 2009: упрочить правила, касающиеся внутреннего рынка.

* 2014: единый рынок газа в Европе.

Оценка ЕС результатов своей реформы

* Либерализация европейского газового рынка идет медленно.

* Единый европейский газовый рынок по-прежнему отсутствует.

* Остается целый ряд важных, но не решенных вопросов, касающихся структуры европейского газового рынка:

* Вопрос конкуренции.

* Вопрос unbundling (вопросы собственности, TSO–транспортные операторы…).

* Вопрос отношений с внешними поставщиками: например, долгосрочные контракты.

* Вопрос ценообразования на свободном рынке.

Расчет ренталс и роялти.

В соответствии с Модельным кодексом о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ (принятом постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. N 20-8), плата за концессию на пользование недрами (концессионная плата) устанавливается в зависимости от природной ценности участка недр на рентной основе и может взиматься в виде разовых и регулярных платежей. К ним относятся:

1) регулярные платежи за пользование недрами:

а) платежи за поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых (ренталс);

б) платежи за добычу полезных ископаемых (роялти);

2) разовые платежи за пользование недрами (бонусы):

а) бонус подписания;

б) бонус коммерческого открытия.

2) налоги и сборы, предусмотренные общеприменимым налоговым законодательством в порядке, установленном этим законодательством, если законами государства для концессий не установлены специальные налоговые режимы.

Ренталс— ежегодный платеж, уплачиваемый инвестором за проведение поисковых и разведочных работ, установленный за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска (п. 4 ст. 13 Закона № 225-ФЗ).

Ренталс (арендная плата) не зависит от наличия добычи или прибыльности производства, т.е. дающим государству возможность получать систематический (в отличие от бонусов) доход с момента заключения соглашения. В целях побуждения производителя к скорейшему освоению законтрактованной территории государство может устанавливать прогрессивные ставки арендной платы, увеличивающиеся с течением времени, с размером этой территории, или же смешанного типа, а также на ограниченный период (например, до начала добычи).

Роялти – ежегодные платежи собственнику ресурса (государству) за право разработки (добычи) запасов. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются отдельно по каждому виду работ, а размеры роялти определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Причём роялти устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса.

Роялти, рассчитываемые как процент валового дохода производителя, являются достаточно популярной формой выплат государству из-за ее административной простоты. Роялти выплачивается независимо от прибыльности компаний, выплачивается с самого начала производства, поэтому легко контролируется.

Налогооблагаемой базой роялти является площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка.

Ставка устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год и зависит от вида работ (разведка месторождений; поиск и оценка месторождений; пользование недрами, в т.ч. строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых). Установление ставки осуществляется специальными органами.

Так, например, Государственным балансом запасов установлены ставки за работы по разведке месторождений с площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого, а конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами.

Одной из проблем недостаточно эффективной контрольной работы налоговых органов в области ресурсных платежей является то, что часть неналоговых платежей, а именно регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и их использование администрируются налоговыми органами, другая часть – специальными органами исполнительной власти, относящимися, например, к Минприроды РФ. Рассредоточение контрольных функций при недоработанности ресурсного, природоохранного и налогового законодательства затрудняет работу по контролю, тем самым снижает роль данных платежей для бюджетной системы страны.

Одним из основных элементов экономической безопасности любой страны является сырьевая составляющая. Она предполагает обеспеченность экономики страны сырьём в размерах, необходимых для производства продукции и эффективного функционирования национального хозяйства. Поэтому в основе формирования социально-экономической политики любого государства лежат вопросы использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов страны, так как экономическая безопасность государства тесно переплетается со всеми прочими: продовольственной, технологической, энергетической, экологической и валютно-кредитной.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.017 с.