Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-06-11 | 608 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Государственное предпринимательство в современных условиях вовсе не утратило своего значения, мало того, в условиях глобализационных процессов роль государственных или компаний со значительным государственным участием значительно возрастает. Это убедительно подтверждает опыт мирового финансового кризиса, обострившегося с августа 2008 года.
Государственные корпорации не были предусмотрены ни Гражданским кодексом РФ, ни законом о некоммерческих организациях, вплоть до внесения в него в 1999 г. дополнений (статья 7.1). Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для исполнения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Несмотря на указание о некоммерческом характере деятельности государственных корпораций, они, безусловно, играют в национальной экономике роль крупных государственных предпринимательских структур, решая многочисленные производственные, инвестиционные, конструкторско-технологические и иные типично хозяйственные задачи, вытекающие из целей создания каждой конкретной государственной корпорации. Наличие предпринимательских задач в государственных корпорациях определяется даже их названиями – «Олимпстрой», «Объединенная судостроительная корпорация», «Роснанотех» и т.д. Поэтому отмечается сходство государственных корпораций с публичными акционерными обществами с государственным участием, доходящим порой до 100% акционерного капитала, такими как «Российские железные дороги», «Транснефть» и т.д. В этой связи представляется важным рассмотреть сходства и различия этих двух форм государственного предпринимательства.
|
Участие государства в управлении акционерным обществом является фактором, оказывающим непосредственное влияние на корпоративное управление, поскольку в этом случае приоритеты в управлении выбираются с учетом реализации интересов государства, а сама система корпоративного управления строится так, чтобы эти интересы соответствующим образом реализовывать. В этой связи возникает одна из проблем госуправления пакетами акций компаний, связанная с определением того круга организаций, в которых участие государства как акционера является экономически оправданным с точки зрения управленческих затрат и эффективности принятия решений, отражающих интересы государства и общества в целом. В отличие от этого, госкорпорации изначально создаются для реализации конкретных целей государства в той или иной области, поэтому указанная проблема для них не возникает.
Приватизация из инструмента пополнения доходной части бюджета постепенно становится элементом государственной структурной политики. Основное направление приватизации сегодня – сокращение доли акционерных обществ, в которых РФ владеет контрольными пакетами акций за счет продажи миноритарных пакетов, а также повышение эффективности управления государственным имуществом. Таким образом, в собственности государства постепенно остаются лишь акции компаний, имеющих стратегическое значение.
Помимо отмеченного процесса выхода государства из акционерного капитала уже существующих акционерных обществ, наблюдается и обратная тенденция роста числа акционерных обществ с государственным участием.
Это происходит за счет создания новых акционерных обществ в процессе преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
В случае масштабности деятельности общества, признанного стратегическим, а также наличия у нее экологических, оборонных, социальных и других важных аспектов, может оказаться целесообразным преобразовать их в государственные корпорации. То есть, акционерные общества с участием государства, в том числе и те, в которых государству принадлежит 100% акций, уже сегодня с полным правом можно называть «государственными корпорациями», имея в виду не правовое, а экономическое содержание этого термина.
|
Анализ положений Федерального закона «О Российской корпорации нанотехнологий» позволяет выделить следующие принципиально важные особенности правового статуса госкорпорации.
1. «Корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии». Указанная цель крайне неопределенна и расплывчата, что не позволит объективно оценить работу госкорпорации.
2. Имущество и денежные средства, переданные госкорпорации ее учредителем (государством), перестают быть объектом государственной собственности.
3. Госкорпорация действует на основании специального федерального закона о ней. И поскольку отсутствуют общие механизмы организации, правового регулирования госкорпораций и влияния учредителя на их деятельность, нормативное регулирование деятельности госкорпорации неизбежно подменяется индивидуально-правовым, и сама госкорпорация фактически выводится за пределы единого правового поля.
4. Минимальные требования в отношении контроля учредителя над выполнением госкорпорацией возложенных на нее функций установлены на предельно низком уровне. Госкорпорация лишь направляет годовой отчет в Правительство РФ, а также обобщенные данные годового отчета − Президенту РФ и публикует на сайте.
5. Ликвидация госкорпорации возможна только на основании специального федерального закона, в котором должна быть решена судьба оставшегося имущества.
К недостаткам Федерального закона «О Российской корпорации нанотехнологий» следует отнести следующее:
1. Полностью отсутствуют критерии оценки степени достижения их законодательно установленных целей.
2. Не предусмотрены процедуры средне- и долгосрочного планирования.
3. Не закреплены возможные санкции за невыполнение программ и несоответствие фактических значений показателей целевым, а также процедуры пересмотра программ в подобных случаях по инициативе учредителя.
|
4. Правительство РФ отстранено от какого-либо законодательно установленного участия в деятельности госкорпорации, поскольку генеральный директор госкорпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Это ставит экономическое поведение данных структур в зависимость от политического цикла выборов президента страны и от политической конъюнктуры, более того, создает стимулы к попыткам манипулирования политическим процессом со стороны госкорпораций.
5. Закон фактически закрепил безответственность руководителя госкорпорации, поскольку не предусмотрел никаких фиксированных процедур и критериев оценки деятельности руководителей госкорпораций и наблюдательного совета.
6. Не определен порядок взаимодействия с существующими общепризнанными научными организациями.
Очевидно, что организационно-правовая форма госкорпорации также в известной мере позволяет избежать негибкости организаций бюджетного сектора. Однако это достигается за счет перевода госсобственности в негосударственный сектор.
Появление государственных корпораций в ряду некоммерческих организаций − опасный симптом размывания всей системы некоммерческих юридических лиц. Законодатель начинает утрачивать всякие ориентиры, последовательно отказываясь от каких-либо классификационных критериев системы юридических лиц. Все это несет высокие коррупциогенные риски.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!