Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-06-11 | 696 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Имя существительное как часть речи (характеристика по 4 признакам)
2. Морфологические категории имени существительного, классификационные (род, одушевленность/неодушевленность) и словоизменительные (число, падеж).
2.1. Специфика субстантивных морфологических категорий у признаковых существительных (семантически обусловленная), у несклоняемых существительных (формально обусловленная). Взаимосвязь между морфологическими категориями существительных. Морфологическое своеобразие обнаружения принадлежности слов к разряду одушевленных или неодушевленных в системе имен, которые в своих лексических значениях совмещают понятия о живом и неживом (по Грамматике-80). Особенности конструкций типа идти в солдаты. Слова singularia tantum и pluralia tantum.
2.2. Вопрос о возможности применения теории оппозиций (эквиполентные, привативные; маркированный/немаркированный член; нейтрализация) в морфологии – на примере категории рода.
3. Категория падежа.
3.1. Вопрос о количестве падежей. Методика разграничения падежей.
3.2. Проблема частных падежных значений и падежного инварианта.
3.3. Способы описания частных падежных значений.
3.4. Понятие (предложно-)падежной синтаксемы.
3.4.1. Различительные признаки синтаксемы:
· категориально-семантическое значение основы;
· морфологическая форма;
· набор синтаксических функций.
3.4.2. Функциональная классификация предложно-падежных синтаксем:
· свободные: У бабушки;
· конструктивно обусловленные У меня насморк;
· связанные: купил у него.
3.4.2. Классификация предложно-падежных синтаксем “от значения”.
· лично-субъектные синтаксемы: Имен.пад. - Он приехал, У + Род.пад. - У него с ын и др.;
· локативные, директивные и транзитивные синтаксемы: В, На + Предл. пад. - Он в институте, на вокзале, От + Род. пад., До + Род. пад., Через + Вин. пад. - От дома до леса мы шли через поле и др.;
|
· темпоративные синтаксемы: Род.пад. - Он приехал второго мая, К + Дат. пад. - Все будет готово к двум часам и др.;
· делибератив: О + Предл.пад. - Он спрашивал о вас; Против + Род. пад. - Все выступили против этого предложения и др.;
· инструментив: Имен.пад. - Алмаз режет стекло, Твор. пад. - Щеткой чищу я щенка и др.;
· каузатив: Из, Из-за, От, С + Род. пад. - Я спросил из чистого любопытства, пришел из-за вас, умираю от скуки, с тоски и др.;
· комитатив: Под + Вин. пад. Мы шли под грохот канонады, При + Предл. - Он любил бумагу марать при свете свечки и др..
3.4.3. Синтаксемы предметные и признаковые. Предметность и признаковость в словаре и в грамматике.
3.4.4. Синонимия и омонимия предложно-падежных синтаксем.
3.5. Система склонения существительного.
3.6. Современные тенденции в морфологии существительного, в частности в употреблении (предложно)-падежных конструкций. Морфология существительного в аспекте культуры речи (род несклоняемых существительных, вариативные формы рода и падежа и т.п.). Проблемные случаи образования падежных форм.
Домашнее задание
Задание 1
Найдите локативные, транзитивные и директивные синтаксемы. Определите
а) их форму;
б) от имен какой категориальной семантики они образованы;
в) значение синтаксемы (исходный или конечный пункт движения, среда или траектория движения и т.д.);
г) тип синтаксемы (свободная, конструктивно обусловленная или связанная).
ОБРАЗЕЦ
Выхожу один я на дорогу - свободная директивная синтаксема НА + Вин.пад. со значением конечного пункта движения от предметно-локативного существительного дорога.
1. Над вами светила Молчат в вышине, Под вами могилы - Молчат и оне (Тютч.). 2. Я хотел бы жить, Фортунатус, в городе, где река высовывалась бы из-под моста, как из рукава рука, и чтоб она впадала в залив, растопырив пальцы, как Шопен, никому не показывавший кулака (Бр.). 3. На старой башне, у реки Дух рыцаря стоит (Тютч.). 4. Каждый вечер из-за шифоньерки березовой Мой единственный маленький друг Деликатно просунет свою мордочку розовую И, тактично вздохнув, отойдет за сундук (Верт.). 5. Я ехал к вам: живые сны За мной вились толпой игривой (П.). 6. И скоро улетит - во мраке незаметный - Последний, скудный дым с потухшего костра (Тютч.). 7. Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня. (Тютч.) 8. В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное... Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей Веет запахом медовым (Тютч.). 9. Лишь украдкой, лишь местами, Словно красный зверь какой, Пробираясь меж кустами, Пробежит огонь живой! (Тютч.) 10. Вот от моря и до моря нить железная скользит, Много славы, много горя эта нить порой гласит. И, за ней следя глазами, Путник видит, как порой Птицы вещие садятся Вдоль по нити вестовой. Вот с поляны ворон черный Прилетел и сел на ней, Сел и каркнул, и крылами Замахал он веселей (Тютч.). 11. Через ливонские я проезжал поля, Вокруг меня все было так уныло (Тютч.). 12. Не по залам и по салонам черным платьям и пиджакам - Я читаю стихи драконам, водопадам и облакам (Гум.).
|
Задание 2
Найдите омонимичные предложно-падежные синтаксемы: В + Предл.пад., На + Предл. пад., По + Дат. пад. Определите семантику основы и функционально-семантический тип синтаксемы (см. план в Задании 1). Подберите, где это возможно, синонимичные синтаксемы..
1. Запад, Норд и Юг в крушенье, Троны, царства в разрушенье (Тютч.). 2. В груди тоска, в уме сомненья (Тютч.). 3. Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, Жизнь во всем (Тютч.). 4. В нем не было ни лжи, ни раздвоенья - Он все в себе мирил и совмещал (Тютч.). 5. Чуть-чуть белеет темя гор, Еще в тумане лес и долы... (Тютч.) 6. Один из Сашиных клиентов... на второй день после покупки спортбайка на скорости 240 километров в час на Рублевке зацепился за грузовик и улетел (“Ст.”). 7. Мой орган тренья о вещи в комнате, по кличке зренье, сосредоточивается на обоях (Бр.).
8.
Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И строиный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах. Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, - Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. | Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник? И от земли до крайних звезд Все безответен и поныне Глас вопиющего в пустыне Души отчаянной протест? (Тютч.) |
|
9.
Смотри, как на речном просторе, По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет. | На солнце ль радужно блистая, Иль ночью в поздней темноте, Но все, неизбежимо тая, Они плывут к одной мете. (Тютч.) |
10. Песок сыпучий по колени...
Мы едем - поздно - меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень (Тютч.).
Задание 3
Ниже приведены однотипные упражнения из учебника русского языка как иностранного “Грамматика” (авторы Леонова Э.Н.,.Мотина Е.И; М., 1993). Какие предложно-падежные синтаксемы отрабатываются в этих упражнениях? К каким функциональным типам они относятся? Придумайте разнотипные упражнения: по одному для каждого функционального типа синтаксем.
1. Отвечайте по образцу:
- У вас есть журнал?
- У меня нет журнала.
- У вас есть карандаш?
-...
- У вас есть справочник?
-...
2. Отвечайте по образцу:
Почта. - Где вы живете?
- Около почты.
Институт. - Где мы встречаемся?
-...
Магазин. - Где стоит машина?
-...
3. Ответьте на вопросы по образцу:
Газета. - Где журнал?
- Под газетой.
Словарь. - Где тетрадь?
-...
Стол? - Где собака?
-...
4. Отвечайте по образцу:
- Бабушка, расскажи, пожалуйста о своей жизни.
- Кого просит Катя?
- Катя просит бабушку.
- Мама, налей, пожалуйста, кофе.
- Кого просит дочка?
-...
- Дэвид, расскажите о Вене.
- Кого просит Нина?
-...
Задание 4
А. Прочитайте комментарий к вариативным формам Род.пад. единств. ч. существительных муж.р. из “Словаря грамматических трудностей русского языка” (авторы Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г.; М., 19..). Приведите для указанных ниже слов фразеологизованные сочетания и фразеологические обороты, в которых единственным возможным является окончание -у (-ю).
В современном русском литературном языке в количественном значении родительного падежа у существительных мужского рода на твердую согласную преобладают формы с окончанием -а (-я), формы же с окончанием -у (-ю) вытесняются из всех конструкций, но с разной степенью интенсивности.
|
По частоте употребления форм на -у (-ю) на первом месте глагольные конструкции со значением неполного объекта (налить чаю, добавить сахару); затем - сочетания с наречиями, обозначающими меру (например, много, мало: побольше, поменьше: много сахару, мало чаю: побольше жиру, поменьше луку); затем - именные сочетания (стакан чая и стакан чаю: пачка сахара и пачка сахару). Наиболее удобны для формы на -а (-я) свободные синтаксические построения, в которых количественное значение ослабляется вставкой зависимых слов (стакан крепкого чая, кусок пиленого сахара, производство виноградного сока).
Процесс вытеснения формы на -у (-ю), близкий к завершению в деловой письменной речи, постепенно углубляется, охватывая и самые употребительные бытовые слова. Формы на -у (-ю) стойко держатся лишь во фразеологических сочетаниях (ни слуху, ни духу; не будет толку; конца краю нет; без году неделя; нашего полку прибыло), а также в словах с уменьшительным значением и ударным окончанием (например: кофейку, лучку, сахарку, чайку).
бой - брать с бою
вид - не подать виду, упустить из виду
глаз -
слух -
голод -
нос -
род -
раз -
ход -
шаг -
шум -
Б. Сформулируйте правило распределения вариативных окончаний Предл. пад. единств. ч. -а(-я) и -у(-ю) для ряда существительных муж. р. типа лес, снег. Перепишите следующие словосочетания, в каждом из которых возможен единственный вариант окончания Предл..пад. ед.ч. (только -а(-я) или только -у(-ю)), дописывая окончание, в два столбика, помещая вариантные формы одного и того же слова напротив друг друга. Отметьте, какие из этих употреблений не объясняются сформулированным вами правилом.
Образец:
победить в беге на 100 метров | задыхаться на бегу |
участвовать в бою | в бое часов |
......
в быт... деревни, первый в мир..., в исправленном вид..., на переднем кра..., в двадцатом век..., на вес..., на своем век..., в дух... времени, в корн... не согласен, на кра... села, в семейном быт..., прибавить в вес..., на вид... у всех, в замкнутом круг..., в солнечном свет..., как на дух..., в этом старинном дворянском род..., гнить на корн..., в цвет... лет, у нас в род..., в первом час... ночи, работать на дом..., в круг... друзей, стоять в стро..., на мир... и смерть красна, операция на мозг..., мысль промелькнула в мозг..., сидели в вишневом сад..., рассказал о плен..., вспоминала о бал..., отличился в последнем бо..., работать в пот... лица, на свет..., быть в пот..., в грамматическом стро... языка, яблони в цвет..., в час... ходьбы, крыша на дом..., была на бал..., очутился в плен..., спросил о последнем бо..., спорили о “Вишневом сад...”
|
Задание 5
А. Образуйте, где это возможно, форму множественного числа со значением видов, типов, сортов называемых веществ. Подберите прилагательное, выявляющее это значение существительного.
Образец:
вино - вина (столовые)
вода - воды (минеральные)
колбаса, золото, кислород, масло, мука, соль, суп, хлопок, чай, металл
Б. Разделите слова на имеющие и не имеющие форму единственного числа:
валенки, гренки, аплодисменты, будни, дрова, макароны, плавки, близнецы, брови, инициалы, мемуары, недра, родители, овощи, побои, хлопья, щипцы, лыжи, сосиски, тапочки, письмена, туфли, фрукты, припасы
В. Разделите слова на группы в соответствии с окончанием Родит.пад. множ.ч.:
а) нулевое: роща, солдат, покрывало...;
б) -ов: стол, очки...;
в) -ев: дерево, сарай...;
г) -ей: зверь, сани, море, мышь...
голова, гвоздь, камень, ущелье, слог, площадь, простыня, строчка, глаз, дело, зеркало, комедия, платье, сапог, брат, лагерь, стадо, надгробие, котенок, чудо, волк, уголь, вещь, капля, плечо, деревня, блюдце, гражданин, окно, статья, апельсин, партизан, чайка, тюрьма, килограмм, облако, копье, сестра, уголь, сотня, ученик, соловей, хозяин, ландыш, ружье, поле, помидор
Задание 6
1. Просклоняйте существительные в единственном числе и укажите на особенности склонения.
Господь, полдень, забытьё, житие, Христос, домишко, волчище, домище, винище, братишка, цвет, хмель, холодина, мазила, светило, полкомнаты, тысяча, стремя, Любовь, полночь, кровь, сеть, Пушкин, третье. Шмидт.
2. Просклоняйте существительные во множественном числе и укажите на особенности склонения
Свеча, плечо, зверь, церковь, лист, басня, кухня, простыня, домище, бункер, тон, образ, пропуск, профессор, китель, копьё, пустомеля, кегля, ставня, кадет, сапог, помидор, жираф, рельс, знамя, колено, хозяин, лисёнок, повод, шурин, уголь, барин, армянин, курица, человек.
Задание 7
А. Найдите устаревшие формы существительных и разделите их на три группы по характеру произошедших изменений
а) изменение классификационной категории существительного;
б) изменение флексии или морфонологического процесса;
в) изменение сочетаемости существительного с управляющим глаголом.
Б. Дайте морфологическую характеристику этих форм и приведите соответствующую современную форму.
1. Мне не удавалось видеть ни одного дуэля (Г.). 2. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин, длинный, пожелтевший гравюр какого-то сражения (Г.). 3. Мы видели мавзолею du Marechal de Saxe - верх искусства человеческого (Ф.). 4. На те десять рублей я износил сапогов в два года (Ф.). 5. Ты не можешь сомневаться государь о их к тебе усердии (Ф.). 6. Что лавров ищешь ты, скучаешь тишиной? (Оз.). 7. Я буду всякий день внимать его стенанья (Оз.) 8. Несчастный, можешь ли мне ныне упрекать С такой жестокостью злодействие невольно? (Оз.). 9. И сон, покойный сон бежит моих очей (Оз.). 10. Достигнул страшный слух ко мне, Что стал ты лжив и лицемерен (Держ.). 11. От брызгов синий холм стоит (Держ.). 12. Что се! Стихиев ли борьба? (Держ.) 13. И все на свете забываю Средь вин, сластей и аромат (Держ.). 14. Зевес быкам дал роги (Держ.). 15. Коснешься ли горам - дымятся (Держ.). И кудри черных волосов Упали тучей по плечам (Жук.). 16. От зуб его уж не было спасенья (Жук.). 17. Их домы вихорь разметал (Жук.). 18. Войски были сведены на места (Жук.). 19. Стенаньям смеется губитель (Жук.). 20. И до меча сама не прикасайся (Жук.). 21. Я дерзнул надеяться победы (Жук.). 22. И вы меня согласны уж отречься (Жук.). 23. Теперь оставлена, печальна и одна, Сидя смиренно у окна, Без песней, без похвал встречаешь день рождения (Бат.). 24. Я зову в спасенье Тебя, последний сердца друг, Средь бурей жизни и недуг (Бат.). 25. Поверь, что у него ни время, ни охоты на это нет (Кр.). 26. То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет (Кр.). 27. Я вам, сударь, должна признаться, что счет вашим покупкам не сделан мадамою (Кр.). 28. Да не в мадаме сила! (Грибоедов). 29. Дитя! Кокетки записной Постигнув опытную ролю, Признайтесь: вы играли вволю Моей безумною душой! (Бар.). Забытый от людей, дубрав безвестный житель, Не позавидую надменным богачам (Бар.). 30. Дайте мне ответ, услышьте голос мой, Зовущий к вам среди молчанья ночи (Бар.). 31. Обманывай слепцов и смейся их судьбе (Бар.).
Литература
Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. М., 1967
Золотова Г.А.Синтаксический словарь. М., 1988
Клобуков Е.В. Семантика падежных форм как проблема русской морфологии // Вестник МГУ. Серия 9. 1986, № 3
Курилович Е. Проблема классификации падежей // Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., 1962
Реформатский А.А.Число и грамматика. // Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. М.,1987. С. 76-87
Якобсон Р.О. Морфологические наблюдения над славянским склонением // Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985
Лекция 5
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!