Раздел 2. Изучение синтаксем имени существительного — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Раздел 2. Изучение синтаксем имени существительного

2017-06-11 346
Раздел 2. Изучение синтаксем имени существительного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Порядок выполнения работы

1. Сбор материала.

· Наберите из произведений русской литературы, современной и классической, и публицистики примеры предложений, содержащих исследуемые синтаксемы.

2. Изучение литературы.

· Найдите в работах, включенных в список литературы, описание изучаемых синтаксем и законспектируйте.

3. Написание вводной, теоретической части работы.

· Изложите то, что вы узнали из прочитанной литературы (см. список).

· Поставьте задачу и охарактеризуйте методы исследования (наблюдение, сопоставление, эксперимент - трансформация, метод диагностических контекстов), использованные вами.

4. Написание основной, практической части работы.

· Дайте общую характеристику описываемой группы синтаксем: от имен каких семантико-грамматических разрядов (личных, предметных, признаковых) они образуются; функциональные типы синтаксем - свободные, конструктивно обусловленные, связанные.

· Опишите внутреннюю структуру группы синтаксем: какие синтаксемы представляют центр рассматриваемой группы, а какие - периферию; какие синонимические и антонимические отношения существуют между синтаксемами этой группы; от каких омонимичных синтаксем следует их отличать.

Все рассуждения должны быть подкреплены примерами и экспериментами над языковым материалом!

5. Заключение: выводы.

6. Правильное оформление работы:

· титульный лист;

· внутреннее деление на части и параграфы;

· оглавление;

· сноски;

· список синтаксем;

· список использованных научных работ и список литературных источников примеров.

 

А. Синтаксемы имени существительного с пространственным значением (локативные, транзитивные и директивные)

Русский язык обладает богатым репертуаром средств выражения места и направления. Разные (предложно-)падежные формы существительных самостоятельно или во взаимодействии с глагольными приставками позволяют передать тонкие оттенки этих значений при описании динамических ситуаций движения и статических - локализации (местонахождения). Составьте список локативных, транзитивных и директивных именных синтаксем русского языка, дайте их семантико-грамматическую характеристику (см. пункт “Порядок выполнения”); продемонстрируйте на примерах, в каких синтаксических позициях - самостоятельное употребление, пространственный субъект или предикат предложения (какого?), распространитель предложения или слова (какого?)) они функционируют.

Прежде чем приступить к выполнению курсовой работы, сделайте упражнение.

Упражнение

Подчеркните локативные, транзитивные и директивные синтаксемы, определите их морфологическую форму, семантику основы и значение синтаксемы. Укажите, с какими глаголами они сочетаются в динамических и статических моделях предложений. Отдельно отметьте случаи сочетания локативного значения с акциональным, каузативным, темпоральным, ситуативным.

 

1. Около стен стояли шкафы с книгами (П.). 2. Посредине, за высокой конторкой стоял, согнувшись над бумагами, сморщенный пожилой человек в плоской черной шапочке (Стр.). 3. Некоторое время он стоял под деревом, жадно глотая холодный воздух (Стр.). 4. В дверном проеме стоял, упершись ногой в косяк, огромный штурмовик в серой рубахе (Стр.). 5. На массивной табуретке лежала палитра (Кас.). 6. Румата стянул перчатку и с размаху треснул ей жеребца между ушами (Стр.). 7. На высоте, над самой головой полковника, трещала, как беспокойная птица, пишущая машинка (Булг.). 8. В двух шагах от него в маленькой черной печечке трещал огонь (Булг.). 9. С лицейского порога Ты на корабль перешагнул шутя (П.). 10. Ты простирал из-за моря нам руку (П.) 11. Но невзначай проселочной дорогой мы встретились и братски обнялись (П.). 12. Иль снова ты проходишь тропик знойный И вечный лед полуночных морей? (П.) 13. Иной, под кивер спрятав ум, Уже в воинственном наряде Гусарской саблею махнул - В крещенской утренней прохладе Красиво мерзнет на параде И греться ходит в караул (П.) 14. Спесиво развалясь, Ветулий молодой В толпу народную летит по мостовой (П.). 15. От островов тащатся непокойные тени (Бел.). 16. Да, я тебе на бале подал яд (Л.). 17. Будто шальные, с пиру пришли удальцы (Жук.). 18. В первые минуты мне было хорошо около жены. На меня веяло чем-то мягким, домовитым, женственным, в высшей степени изящным (Ч.). 19. Знаешь... А с тобою страшно бывает (Арб.). 20. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам (П.). 21. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствиях, в волнах? (П.).

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.