Б. Способы выражения неопределенно-личности и создания обезличивающего эффекта — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Б. Способы выражения неопределенно-личности и создания обезличивающего эффекта

2017-06-11 401
Б. Способы выражения неопределенно-личности и создания обезличивающего эффекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русское предложение может сообщать о действии, состоянии, качестве или другом признаке личного, предметного или локативного субъекта (Петя читает - У табуретки три ножки - На улице грязно). Личный субъект может быть определенным, и в этом случае формы 1-го, 2-го, 3-го лица глагола-предиката соответственно относятся к 1-му (Я - говорящий), 2-му (ты - слушатель) или 3-му (он - неучастник коммуникации) лицам. Личный субъект может быть также неопределенным или обобщенным. Определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения выделяются и среди двусоставных (у которых оба главных члена выражены), и среди односоставных (у которых один из членов не выражен). И определенный, и неопределенный, и обобщенный субъект может быть назван или не назван в предложении. Ср. Я пишу письмо домой - Живу, пишу не для похвал (П.); В зале кто-то разговаривает - В зале разговаривают; Все говорят об этом - Об этом говорят). Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются говорящим в определенных коммуникативных целях и формируются им с помощью набора средств, которые ему предоставляет русский язык. Иногда, сообщая о действиях и других признаках людей, используют средства создания “обезличивающего” эффекта, инволюнтивизации, уменьшения активности, маскировки личного субъекта. Эти средства (связанные со способами выражения и субъекта и предиката), причины их использования и функции таких предложений в тексте должны быть проанализированы в курсовой работе.

Прежде чем приступить к выполнению курсовой работы, сделайте упражнения.

 

Упражнение 1

Найдите и охарактеризуйте разные способы выражения неопределенности личного субъекта.

 

1. И вдруг за столиком вспыхнуло слово: “Берлиоз!!” Вдруг джаз развалился и затих, как будто кто-то хлопнул по нему кулаком. “Что, что, что, что?!!” - “Берлиоз!!!”. И пошли вскакивать, пошли вскрикивать. Да, взметнулась волна горя при страшном известии о Михаиле Александровиче. Кто-то суетился, кричал, что необходимо сейчас же, тут же, не сходя с места, составить какую-то коллективную телеграмму и немедленно послать ее. <...> Да, взметнулась волна горя, но подержалась, подержалась и стала спадать, и кой-кто уже вернулся к своему столику и - сперва украдкой, а потом и в открытую - выпил 2. Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились (Л.). 3. Нынче по утру у колодца только и было толков, что о ночном нападении черкесов (Л.). 4. Вокруг Грушницкого раздался ропот недоверчивости (Л.). 5. Обедал я у госпожи Чепраковой. Мясо подавали очень редко, блюда все были молочные, а в среды и пятницы - постные, и в эти дни подавались к столу розовые тарелки, которые назывались постными (Ч.). 6. Тетя жаловалась, что все обленились, никто ничего не делает и что имение не приносит никакого дохода. в самом деле, никакого сельского хозяйства не было; пахали и сеяли немного, только по привычке, и, в сущности, ничего не делали, жили праздно. Между тем весь день ходили, считали, хлопотали; беготня в доме начиналась с пяти часов утра и постоянно слышалось "подай", "принеси", "сбегай", и прислуга обыкновенно к вечеру уже выбивалась из сил (Ч.). 7. Тумана белокурого Волна - воланом газовым. Надышано, накурено, а главное - насказано! <...> Серебряной зазубриной в окне - звезда мальтийская! Наласкано, налюблено, А главное - натискано, Нащипано! (Цв.)

8. Я вздрагивал. Я загорался и гас.

Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, -

Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ.

Как жаль ее слез! Я святого блаженней (Паст.).

9. Одних это все ослепляло. Другим

Той тьмою казалось, что глаз хоть выколи (Паст.).

10. Плыла черепица, и полдень смотрел,

Не смаргивая, на кровли. А в Марбурге

Кто, громко свища, мастерил самострел,

Кто молча готовился к Троицкой ярмарке (Паст.).

11. В маленькой спальне Турбина на двух окнах, выходящих на застекленную веранду, упали темненькие шторы. Комнату наполнил сумрак, и Еленина голова засветилась в нем. В ответ ей светилось беловатое пятно на подушке - лицо и шея Турбина. Провод от штепселя змеей сполз к стулу, и розовенькая лампочка в колпачке загорелась и день превратила в ночь (Булг.). 12. Стоит кругом народ, смотрит... Говорит какой-то, что двух офицеров убили... (Булг.) 13. Затем при горячем участии Лариосика были произведены и более важные работы. Из письменного стола Трубина ловко и бесшумно был вытащен Алешин браунинг, две обоймы и коробка патронов к нему. Николка проверил его и убедился, что из семи патронов старший шесть где-то расстрелял (Булг.).

Упражнение 2

Во всех следующих текстах повествуется о действиях личных субъектов, но действующие субъекты замаскированы, “замещены” тем или иным образом. Во фрагментах 5 и 6 обратите внимание на игру неопределенно-личными, “безличными” и омонимичными им формами. Какими средствами создается обезличивающий, расчеловечивающий эффект? Каким эстетическим задачам он служит? Найдите аналогичные примеры в русской художественной литературе.

.

1. Я не понимал, для чего и чем живут все эти шестьдесят пять тысяч людей. Я знал, что Кимры добывают себе пропитание сапогами, что Тула делает самовары и ружья, что Одесса портовый город, но что такое наш город и что он делает, я не знал. Большая Дворянская и еще две улицы почище жили на готовые капиталы и на жалованье, получаемое чиновниками из казны; но чем жили остальные восемь улиц, которые тянулись параллельно версты на три и исчезали за холмом - все это для меня было всегда непостижимою загадкой (Ч.).

2. Скоро старый мундир с изношенными обшлагами протянул на воздух рукава и обнимал парчовую кофту, за ним высунулся дворянский с гербовыми пуговицами, с отъеденным воротником, белые казимированные панталоны с пятнами, которые когда-то натягивались на ноги Ивана Никифоровича и которые можно теперь натянуть разве на его пальцы. За ними скоро повисли другие в виде буквы Л. <...>

Наконец, одно к одному, выставилась шпага, походившая на шпиц, торчавший в воздухе. Потом завертелись фалды чего-то похожего на кафтан травяно-зеленого цвета, с медными пуговицами, величиною с пятак. Из-за фалд выглянул жилет, обложенный золотым позументом, с большим вырезом напереди. Жилет скоро закрыла старая юбка покойной бабушки, с карманами, в которые можно было положить по арбузу (Г.).

3. И такие же точно там возвышались дома, и такие же серые проходили там токи людские, и такой же стоял там зелено-желтый туман. Сосредоточенно побежали там лица; тротуары шептались и шаркали; растирались калошами; плыл торжественно обывательский нос. Носы протекали во множестве: орлиные, утиные, петушиные, зеленоватые, белые; протекало здесь и отсутствие всякого носа. Здесь текли одиночки, и пары, и тройки - четверки; и за котелком котелок: котелки, перья, фуражки; фуражки, фуражки, перья; треуголка: цилиндр, фуражка; платочек, зонтик, перо (А.Белый).

4. Страшный бас протодиакона Серебрякова рычал где-то в гуще. Риза, безголовая, безрукая, горбом витала над толпой, затем утонула в толпе, потом вынесло наверх один рукав ватной рясы, другой. Взмахивали клетчатые платки, свивались в жгуты. <...> Из боковых заколонных пространств, с хор, со ступени на ступень, плечо к плечу, ни повернуться, ни шелохнуться, тащило к дверям, вертело. Коричневые с толстыми икрами скоморохи неизвестного века неслись, приплясывая и наигрывая на дудках, на старых фресках на стенах. Через все проходы, в шорохе, гуле, несло полузадушенную, опьяненную углекислотой, дымом и ладаном толпу. <...> Через главный выход напором перло и выпихивало толпу, вертело, бросало, роняли шапки, гудели, крестились. Через второй боковой, где мгновенно выдавили два стекла, вылетел, серебряный с золотом, крестный, задавленный и ошалевший, ход с хором (Булг.).

5. Но вечером, на площадке третьего этажа Александра Ивановича схватили какие-то руки и толкали к перилам, явно пытаясь столкнуть - туда, вниз. Александр Иванович отбился, чиркнул спичкою, и...на лестнице не было никого: ни сбегающих, ни восходящих шагов. Было пусто.

Наконец в последнее время по ночам Александр Иванович слышал нечеловеческий крик... с лестницы: как вскрикнет!.. Вскрикнет, и более не кричит.

Но жильцы, как вскрикнет, - не слышали. Только раз слышал он на улице этот крик - там, у Медного Всадника: точь-в-точь так кричало. Но то был автомобиль, освещенный рефлекторами. Только раз иногда коротавший с ним ночи безработный Степан слышал как...крикнуло. На все приставания к нему Александра Ивановича лишь угрюмо сказал:

"Это вас о н и ищут..." Кто о н и, на это Степка - молчок (А.Белый).

6. Николай Аполлонович пошел навстречу прохожему, выжидательно вглядываясь; и увидел котелок, трость, пальто, бороденку и нос; все то проходило, не обратило никакого внимания (только слышался шаг да билось разрывчато сердце); на в с е т о Николай Аполлонович обернулся и глядел за собой в грязноватый туман - туда, куда стремительно проходили: котелок, трость и уши... (А.Белый)

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.