А в целом я – особенность Днепра. — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

А в целом я – особенность Днепра.



(По–рог).

 

 

Игра-загадка «Доскажите словечко»

Есть одна игра для вас, Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, Хором дружно добавляйте. Нет конца у строчки, Где стоят три точки… Кто придумает конец, Тот и будет молодец.
1. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все… (Алфавит). 2. Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, Побежит… (Автомобиль). 3. Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит. Это доктор… (Айболит). 4. То я в клетку, то в линейку, Написать по ним сумей–ка, Можешь и нарисовать. Называюсь я… (Тетрадь). 5. Я с собой ее ношу, Не макаю, но пишу, Замечательная штучка Самопишущая… (Ручка). 6. Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. Что–нибудь без меня Начертить сумей–ка! Угадайте–ка, друзья, Кто же я? (Линейка). 7. Он по виду брат баяну. Где веселье, там и он. Я подсказывать не стану, Всем знаком… (Аккордеон). 8. Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое? (Самолет).
9. Без разгона ввысь взлетаю, Стрекозу напоминаю. Отправляется в полет Наш российский… (Вертолет). 10. Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился… (Парашют). 11. Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную… (Ракету). 12. Ясным утром вдоль дороги На траве блестит роса. По дороге едут ноги И бегут два колеса. У загадки есть ответ: Это мой… (Велосипед). 13. Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед И мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки). 14. Ног от радости не чуя, С горки снежной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе. Кто помог мне в этом? (Лыжи). 15. Взял дубовых два бруска, Два железных полозка. На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы… (Санки). 16. Грянул гром, веселый гром, Засверкало все кругом! Движут в небо неустанно Разноцветные фонтаны, Брызги света всюду льют! Это праздничный… (Салют). 17. На шесте – дворец, Во дворе – певец, А зовут его… (Скворец). 18. И в море не купаются, И нет на них щетинки, А все же называются Они – морские… (Свинки).

19. Жил–был маленький щенок–

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая…

(Собака).

Существительные с удвоенными согласными



1. Во мне два К, не забывайте. Таким, как я, всегда бывайте! Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом… (Аккуратный). 3. В конце двойное Л пиши, А как зовут меня – реши: Без мастера граненый стал Блестящий, правильный… (Кристалл). 2. Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда. Двойное Р содержит он И называется… (Перрон). 4.На большие расстояния Мчится он без опоздания, Пишется в конце два С, Называется… (Экспресс).

Загадка эта нелегка.

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я…

(Хоккей).

 

Лексика

Лексика, или словарный состав – это все слова, входящие в язык. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология. А что такое язык? Чтобы ответить на него, нам придется многое узнать, понять и представить!

Представьте себе: наш язык похож на зеркало. В нем отражается все, что мы видим, слышим, делаем, о чем мы думаем и говорим. Язык, как бинокль, может приблизить и удалить, увеличить и уменьшить.

Он защищает правду, но его могут заставить скрывать обман. Он может быть веселым и добрым, грустным и злым. Всегда на страже языка стоят его слуги – правила.

Так следует! Так принято…

Так надлежит! Так договорились…

Только так! Так говорят…

 

 

Не следует думать, что язык существует только в жизни людей. На своих языках «говорят» и животные, и растения (см. приложение).

Английские ученые доказывают, что английская ворона не понимает французскую ворону. И мы в своей жизни используем различные языки – французский, английский и т.д.

Танец – это тоже язык музыки, жестов, мимики и движения. Дорожные знаки – это условный язык водителей и пешеходов. В Древней Руси слово «язык» употреблялось в значении «народ».

Кто-то о чем рассказывает – мы слушаем. Мы о чем-то расска-зываем – слушают нас. Кто–то написал для нас – мы читаем. Мы напишем для кого-то – будут читать наше письмо. В разных ситуациях в жизни мы обращаемся к языку и используем язык. Такие ситуации называются речевыми ситуациями. В речевой ситуации мы в устной или письменной форме обращаемся друг к другу. В той или иной речевой ситуации мы используем не все богатство языка, а только малую его часть. При создании речи мы обязательно отбираем языковой материал.



Русский язык является одним из самых красивых и благозвучных языков мира. Иностранцы, слушая русскую речь, говорят, что она льется, как песня. О красоте русского языка говорили многие писатели. Вот несколько высказываний великих русских людей.

«И российское слово от природы богатое, сильное, здоровое, прекрас-ное». (М.В. Ломоносов).

«Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

« В дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и сво-бодный русский язык,… Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». (И.С. Тургенев).

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». (Н.В. Гоголь).

В своих путевых заметках о путешествии за границей Константин Паустовский писал об одном арлезианце: «Долго, почтительно стоял невдалеке от нашего столика, слушал разговор, потом подошел и спро-сил, на каком языке мы разговариваем.

– А почему вы это спрашиваете? – спросили мы в свою очередь.

– Какой-то, – ответил он, – необыкновенно красивый язык…».

На земном шаре насчитывают 2500 различных языков. Но большинство населения нашей планеты говорят на 13 языках. Самый распространен-ный – китайский, на нем говорят более 450 млн. человек. На английском более 235 млн. человек, на русском – более 200 млн. человек.

Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, велик. Изучайте русский язык! В нем былинное волшебство И надежд людских торжество, Он и в книге – живой родник.

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик

Я люблю свой родной язык!

Александр Яшин.

«Для всего, что существует в природе,– отмечал К.Г. Паустовский, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Зву-чание музыки, спектральный блеск красот, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морс-кого гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного вы-ражения».

Вот какой он, наш родной русский язык!

 

1. Слова, слова, слова…

Когда мы изучаем язык, мы запоминаем, прежде всего, слова этого языка. Мы учим, как слова произносятся и пишутся, что они обозначают. У каждого слова есть:

 

Форма Значение
звуковая буквенная что слово обо-значает в языке
как слово пишется как слово произносится

 

У каждого слова не только своя одежда, но и свой особый характер.

 

Многозначные слова.

Некоторые слова имеют не одно, а несколько значений. Такие сло-ва называются многозначными. Например, слово идет.

 
 

 


Идет

 

человек (передвигается на ногах); лед (плывет по реке); письмо (кто-то его несет или везет кому-то); весна (один весенний день сменяется другим).

 

Синонимы.

Грамматическая сказка

«Слова-братья»

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознание встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом. Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимы появился волшебник, который всех одинаковых и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Вол-шебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один сино-нимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а толь-ко лучше стал, как всякий счастливый.

 

Беседа о синонимах.

Наблюдая за нашей речью, можно заметить, что человека в раз-говоре могут назвать богатым, зажиточным, состоятельным, имущим, денежным. Зал называют богатым, роскошным, пышным, шикарным. Урожай бывает богатым, обильным, щедрым, большим.

Во всех этих примерах мы имеем дело со словами, близкими по значению, или синонимами. Но следует помнить, что у каждого синонима есть свой оттенок значений. Для примера можно рассмотреть словар-ную статью «Словарика синонимов и антонимов» М. Р. Львова.

Работа, труд, дело, занятие, служба.

Задание: составьте предложения со словами этого ряда.

Примеры:

Все работы хороши – выбирай на вкус! (В. Маяковский).

Труд кормит, а лень портит.

Чем крепче дружба, тем легче служба.

Дерево смотри в плодах, а человека – в делах.

Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить!

С. Михалков.

Определите, в каких речевых ситуациях уместно употребление слов – синонимов словарной статьи.

Итак, синонимы – это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же, например: дом, здание, изба, постройка, жилище, терем; человек догадливый, сообразительный, находчивый, сметливый; победить, одолеть, разбить, разгромить, сокрушить, повергнуть. Синонимы различаются по оттенкам в значении, а также по принадлеж-ности к тому или иному стилю речи. Например, слова беспокойство, волнение и тревога являются синонимами. Но каждому из них присущ определенный оттенок значения.

Беспокойство – отсутствие покоя, заботы, хлопоты;

Волнение – отсутствие покоя, особое возбуждение;

Тревога – значительная степень беспокойства, связанного с особы-ми переживаниями.

Игры-задания

1. Подберите синонимы с удвоенными согласными.

Больничный лист – … (бюллетень);

специальность –… (профессия);

обучение животных –… (дрессировка);

скорый поезд –… (экспресс);

асфальтированная дорога – … (шоссе);

небольшая комнатка в квартире – … (ванная);

популярная игра на льду – … (хоккей);

помещение в школе – … (холл);

вид плаванья – … (брасс);

один из главных предметов в школе – … (русский язык).

2. Подберите синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

Мощный –…и… (сильный);

занимательный – …н… (интересный);

скорый –…ы… (быстрый).

3. К данным словам подберите слова-синонимы с сочетаниями -чу, -ча, -ща.

Волшебник – … (чародей); глушь – … (чаща); храбрец – … (смельчак); нередко –… (часто); грязный –… (чумазый); жалеть – … (щадить).

4. Подбери слова-синонимы с сочетаниями -жи, -ши.

Ароматный чай – … (душистый);

просторные улицы – … (широкие);

мохнатые ели –… (пушистые).

5.Подберите слова, сходные по смыслу (синонимы) так, чтобы в них было столько же букв.

Правда – … (истина); грусть – … (печаль); зрелый – … (спелый); лодырь – … (лентяй); польза – … (выгода); работа – … (служба).

6. Подбери слова-синонимы с парной согласной на конце слова.

Стужа –… (мороз, холод); люди –… (народ, публика); печать –… (грусть, тоска); команда –… (приказ, распоряжение); клич –… (зов, призыв).  

7. Почему так объединены слова?

Родина, Отечество, Отчизна.

Дорога, путь, тропа, шоссе.

Товарищ, друг, приятель.

Ребенок, малыш, малютка, дитя.

Найдите отличительный оттенок значения, объясните.

Загадки-складки

1) Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Мы называем все… (Антракт). 2) На время что-то прекратив, Мы объявляем… (Перерыв). 3) В борьбе, в труде устали слишком Дают уставшим… (Передышку). 4) После урока непременно Нужна ребятам… (Перемена).

Антонимы.

В языке существуют и прямо противоположные по значению слова-антонимы.

Мы говорим: богатый человек – нищий человек; богатый зал – убогий зал; богатый урожай – скудный урожай.

Антонимы – это слова, противоположные по своему значению. Например: высокий – низкий, большой – маленький, близкий – далекий.

Большая часть антонимов выражает противоположность качествен-ных понятий.

Употребление антонимов делает речь более выразительной.

Грамматические задания

1. Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят еще два хороших слова.

а) Грязный – … искусственные – … трусливый – … мягкий – … грубый – … замкнутый – … слабый – … светлый – (чистый); (естественный); (смелый); (твердый); (нежный); (открытый); (сильный); (темный). + ь б) Широкий – … твердый – … старый – … скучный – … бесполезный – … неряшливый –…   (узкий); (мягкий); (новый); (интересный); (ценный); (аккуратный).  

2. Подберите синонимы.

Полярный – … (тропический) (пояса), cумерки – … (рассвет), день – … (ночь), щедрость – … (жадность), волнение – … (покой), внимание – … (рассеянность), соленый – … (пресный), сладкий – … (горький).

3. Познакомьтесь со словарной статьей «Словарика синонимов и анто-нимов» М. Р. Львова «Добро – зло».

Задание: добро – это все хорошее, зло – это все плохое.

Назовите все слова, относящиеся к этим понятиям и выпишите: сле-ва – добро, справа – зло.

а) Помочь слабому, больному; а) Отказать в помощи больному;

б)б)

в)в)

Пословицы:

Добро сеять, добро и пожинать. Без труда нет добра. Ленивый сидя спит, лежа работает.

4. Почему эти слова объединены в пары?

Мороз – жара; свет – тьма; друг – враг; горе – счастье; правда – ложь; трус – храбрец; болезнь – здоровье; мель – глубина; радость – печаль.

5. Подберите слова-антонимы, так, чтобы в них было столько же букв.

Отчизна – … (чужбина); спешить – … (медлить); порядок – … (анархия); бранить – … (хвалить); сумерки – … (рассвет); соленый – … (сладкий).

 

Антонимы – синонимы.

Грамматические задания

1. Составьте сначала фразеологические обороты со словами-антонимами, затем – с синонимами.

Тьма – мрак – свет. Родина – отчизна – чужбина. Длинный – долгий – короткий. Сердитый – злой – добрый. Друг – приятель – враг. Правда – истина – ложь. Работа – дело – безделье. Грусть – печаль – радость.

2. Укажи слова-антонимы.

Горе – … (радость); доблесть – … (позор); ум – … (глупость); успех – … (неудача); свой – … (чужой); ловкий – … (неуклюжий).

3. Подберите к прилагательным антонимы, в которых есть шипящие согласные.

Пример: узкая улица – широкая улица.

Холодный чай –… (горячий); редкий дождь – … (частый); легкий портфель – … (тяжелый); маленький город – … (большой); веселый фильм – … (печальный); скупой человек – … (щедрый); пасмурный день – … (солнечный); верхний этаж – … (нижний).

 

4. Найти антонимы в пословицах:

На голове густо, да в голове пусто.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

5. Допишите пословицы:

Мы ценим и любим не праздность, а …

Не было бы счастья, да … Ученый водит, а … Ученье свет, а … Не верь началу, верь… Не отведав горького, не …  

6. Укажите фразеологические обороты со словами-антонимами, затем – с синонимами.

Нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт, ни голоден; переливать из пустого в порожнее; черным по белому; с больной головы да на здоровую; ни конца, ни краю; вокруг да около; цел и невредим, от мала до велика.

Загадки-складки.

1) Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня –… (Прохлада). 2) Не бываю без начала, Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я … (Конец).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь– …

(Тишина).

Омонимы.

Вы откуда, молодцы?

День вступил в свои права, Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо? Предо мною близнецы. Я спросил их: – Вы откуда Появились, молодцы? Отвечали мне слова: – Заверяем, голова, Что и раньше с нами встречи Ты имел наверняка. Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки, Мы по смыслу – далеки.

Я. Козловский

 

Омонимы – это слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разные лексические значения.

1. О каком языковом явлении говорится в стихотворении Д. Лукича?

Много разных есть ключей: Ключ-родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой И обычный ключ дверной.  

2. На основе омонимии создано немало загадок. Большим мастером в этой области считается поэт Яков Козловский. Найдите в его стихах и загадках омонимы.

1) Сев в такси, Спросила такса: – За проезд Какая такса? А водитель: – Денег с такс Не берем совсем, Вот так–с!  
2) Служу я людям очень много лет. С моею помощью они включают свет. С тобою тоже буду я дружна – Я часто за столом тебе нужна. (Вилка). 3) Давно я в музыке известен, И без меня не пишут песен… К моим прохладным, светлым водам Приходят в жаркую погоду. И без меня, хоть сам проверь, Ты не всегда откроешь дверь. Со мной любую сдвинешь гайку. Кто я? Попробуй, угадай-ка! (Ключ). 4) Меня часто представляют, В суп нередко добавляют. Я – забава, я – еда. Догадайтесь–ка, кто я? (Петрушка). 5) Конечно, вы меня видали: Рисунок я на материале; Раскройте школьную тетрадь – И там меня легко сыскать. Даже если я на диво Буду яркой и красивой, Я ничью не скрашу долю, Потому что я – неволя. (Клетка).

В перемене моментальной

Я являюсь пред тобой

То одеждой карнавальной,

То настольною игрой.

(Домино).






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.023 с.