Грамматические сказки и рассказы — КиберПедия


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Грамматические сказки и рассказы



«Злая колдунья»

В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, потому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражали веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

– Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители – имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!

Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:

– Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!

И в царстве наступил беспорядок…. Люди стали мрачными, раздра-жительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.

Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длин-ной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.

– Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, – пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить «я»; если вас будет много, скажите «мы». Обращаясь к кому-либо, говорите «ты», а к нескольким людям – «вы». Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите «он», «она», «оно»; если их много – «они».

А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец долго искал пещеру ведьмы и, наконец, добрался до ее жи-лища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал.



Давайте и мы, ребята попробуем отгадать их вместе с мудрецом!

1.Каким гребнем головы не расчешешь? (Петушиным).

2. Какое небесное тело имеет два названия, одно – мужского, другое – женского рода? (Месяц – Луна).

3. Что означают детские слова: журчей, колоток, копатка, рыжка, мазелин? (Ручей, молоток, лопатка, вазелин).

4. Как правильно сказать:

У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или – у рыб нет зуб?

 

Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые пода-рил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени»; но затем буква «в» затерялась, и слова стали на-зываться местоимениями.

 

«Достойная замена»

– Будьте любезны, – обратилось как-то Существительное к Местои-мению, – займите на время мое место, я уже всем глаза намозолило…

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное, Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей – местоимения. Заместители имен такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае местоимения он, она, оно, они могут заменить любое существительное.

«Первый заместитель Существительного»

Ветер листал страницы раскрытой книги. Он давно собирался попол-нить свое образование, но все не хватало терпения заняться этим всерьез. Вот и сейчас, перелистывая книгу от начала до конца, Ветер испугался: в ней столько слов, что их, пожалуй, и за год не прочитаешь. Поэтому Ветер решил облегчить себе работу.

– Вы не подскажете, – обратился он к Первому Попавшемуся Сло-ву, – как мне повидать Самое Главное Слово в этой книге?

– Оно здесь, почти рядом, – сказало Первое Попавшееся Слово. – Но я не советую отвлекать его по мелочам. Прежде чем обращаться к самому Существительному, изложите свое дело мне. Я – его замести-тель.



– Вы – его заместитель? – обрадовался Ветер. – Подумайте, как это я сразу вас нашел!

– Да, вам повезло, – согласилось Первое Попавшееся Слово. – Я – первый заместитель Существительного, его личное Местоимение. Но это не должно вас смущать, можете обращаться ко мне без церемоний.

– Видите ли, – начал Ветер не очень уверенно, – я хотел бы позна-комиться с Существительным. Все слова читать – нет времени, работа у меня беспокойная. А тянет, понимаете, тянет к знаниям. Вот я и хотел бы узнать самое главное слово.

– Пожалуй, я смогу удовлетворить вашу любознательность, – ска-зало Местоимение. – Существительное, которое я по долгу службы замещаю, замечательно во всех отношениях. Другого такого не найдете, прочитайте вы хоть сотню книг. Оно достойно подражания, и я счаст-ливо, что сумело кое-что у него перенять.

– Что же вы у него переняли? – спросил Ветер, замирая от нетер-пения.

– Довольно много. Например, число, род, падеж. Ну и содержание, разумеется.

– А какое оно – содержание?

– Не скрою, что мне гораздо легче было бы ответить на другие вопросы, – сказало Местоимение.

– Если бы вы спросили о роде, я бы, не колеблясь, ответило: муж-ской. Число – единственное. Падеж – именительный. А что касается со-держания, то оно у Существительного все же ярче выражено. Тут вам придется обратиться к нему. Лучше всего, если вы прочтете целиком всю нашу строчку. Тогда вы сами поймете…

Читать целую строчку Ветру не хотелось, но неудобно же отка-зывать Местоимению! И он прочитал: «Жил на свете дурак. Он ничего не делал, кроме глупостей».

Ветер задумался. Главное слово он нашел, но никак не мог понять, почему оно – главное во всей книге. Может быть, Ветру и удалось бы сообразить, в чем здесь дело, но ему помешало Местоимение:

– Ну что, уже прочитали? Правда, хорошо? Правда, замечательно? «Он» – это я. Вы, конечно, догадались?

Ф. Кривин.

 

«Умные спорщики»

(Об отрицательных и неопределенных местоимениях)

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:

– В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:

– Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось? Третий посмеялся и сказал:

– Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил, Никто не шел, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего и спраши-вать, сколько у него осталось.

– Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушав-ший рассказ троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!

 

Грамматические задания

1.Укажите словосочетания с местоимениями, которые употребляются вмес-то прилагательных:

1) Мой брат; 2) поблагодарить ее; 3) свой учебник; 4) кататься с ними; 5) спрашивать с них; 6) ваш вопрос; 7) твой велосипед; 8) подойти к нему; 9) наш праздник; 10) прочитать им.

2. Укажите словосочетания с местоимениями, которые употребляются вместо числительных:

1) Несколько дней; 2) семь песен; 3) немного книг; 4) пять человек; 5) много мультфильмов; 6) четыре лампы; 7) два учебника; 8) мало стульев; 9) три товарища; 10) немало лет.

3. Найдите предложения с местоимениями 3-его лица единственного числа.

1). Васин папа был кузнец.

2) Он работал в кузнице.

3) Из-под его молотка выходили подковы, ограды и решетки.

4) Каждое утро отец ездил в кузницу на своей лошади.

5) Лошадь у него была хорошая, черная.

6) Отец сам запрягал ее.

7) А вечером возвращался домой.

8) Вася очень любил лошадь.

9) Он часто катался на ней.

10) Прокатится до леса и обратно.

По произведению М. Зощенко.

4.Укажите предложения с местоимениями 1-го лица единственного числа:

1) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.

2) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи.

3) Познакомился в столовой я сегодня с лампой новой.

4) Мы не пишем грифелем на доске, а коньками пишем мы на катке.

Из произведений С.Я. Маршака.

5. Укажите предложения с местоимениями 2 лица:

1) Что мы сажаем, сажая леса?

2) Стол, за которым ты будешь писать, ручку, линейку, пенал и тетрадь.

3) Школьник, школьник, что так рано ты спешишь сегодня в класс?

4) Я глядела сонным взглядом сквозь туманный абажур.

5) Колеса, колеса, послушный народ, берете вы дружно любой поворот.

Из произведений С. Я. Маршака.

6. Укажите предложения с местоимениями 3-го лица единственного чис-ла женского рода.

1) Ты думаешь, что тишина бывает звуков лишена?

2) Ты думаешь, она мертва и ей неведомы слова?

3) А кто же с нами говорит, когда в ночи огонь горит?

4) Но оглушает тишину гудок, летящий в вышину.

5) И кажется нам, что она и в самом деле не слышна.

По Ю. Коринцу.

7. Пословицы (на правописание местоимений с предлогами).

1) Велик океан, но и капля для него прибыль.

2) Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нем любви к народу.

3) Одна у человека мать, одна у него и Родина.

4) Вызвался служить народу, иди за него в огонь и в воду.

5) Мы бережем свою Родину-мать, за нее готовы и жизнь отдать.

6) Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель.

7) Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

8) Если у тебя есть друг, советуйся с ним.

8. Распознавание роли местоимения в предложении.

Задание: поставить вопросы к выделенным местоимениям. Какими членами предложения они являются?

Я услыхал сегодня первый гром –

Он в полдень пр…гремел из тучки малой;






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.015 с.