Расчет во всяком деле нужен. — КиберПедия


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Расчет во всяком деле нужен.



Ты и с числительным будь дружен.

 

Беседа об имени числительном.

Имена числительные называют количество людей, животных, расте-ний, предметов и явлений действительности, а также их порядок при счете.

Числительное чаще всего употребляются при счете. Как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам).

Чисел в русском языке бесконечное множество. А вот «счетных слов» не так уж и много. Как же, в таком случае, нам удается обозначить каждое число словами? Оказывается, это возможно потому, что от од-ного числительного образуется множество.

Вот, например, числительное шестнадцать. Оно образовано от прос-того числительного шесть. От этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот. А из простых и сложных числи-тельных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать. Так что считай себе да считай, числительных для любых чисел хватит. Но ни в коем случае нельзя забывать, что частое обращение к числам в жизни требует их упорядоченного использования, правильного, грамотного употребле-ния падежей в том или ином варианте, например:

Библиотека пополнилась одной тысячей (существительное в твори-тельном падеже) новых книг (в книжной речи).

Забросали нас тысячью (числительное) пустяковых вопросов (в раз-говорной речи).

Грамотно прозвучит: два ученика, двое учеников, две ученицы, двое суток, четверо молодых людей. Нас (вас, их) трое; но совершенно без-грамотно говорить:

двое учениц трое учительниц

 

Есть еще одна важная вещь, связанная с правописанием мягкого знака в числительных. В чем его секрет?

Шестнадцать, шестьдесят, шестьсот….

Есть он и в других числительных, образованных таким же спо-собом. Везде! «Да, но в одних случаях – в середине, а в других – в конце. Так ведь и перепутать недолго!» – подумаете вы.

Секрет, между тем, очень прост: в каждом из числительных всего один(!) мягкий знак.

Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть мягкий знак, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет!

А теперь послушайте, откуда произошли названия некоторых чис-лительных.

Начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числи-тельные включают необычное образование – дцать.

Обратимся к истории. Все мы знаем числительные первого десятка. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся. Наши предки считали: «один на десятке», «два на десятке», то есть один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трех слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Числительные один, два, три и другие хорошо сохранились в них, а десять (находившееся в зау-дарном положении) подверглось фонетическому изменению. Так и воз-никло необычное сочетание – дцать, входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффиксы:



Один + на + дцать = одиннадцать.

Три + на + дцать = тринадцать.

Теперь о происхождении числительного миллион. Это слово приду-мал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XIII веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить свое восхищение бо-гатствами этой страны.

Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы оне (соответствующей увеличительному суффиксу -ищ) новое слово. Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тыся-чища».

Грамматическая сказка

«Кто подсчитает?»

Числительные любят счет! Не сразу человек научился считать и со-здал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное дру-гими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

– Кто за это предложение, прошу поднять руку, – сказал Предсе-датель – Существительное, – подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много!» – и Существительное подхватило:

– Много!

– Вы же не считали! Или не хотите считать?

– Товарищ Председатель, – вступил Глагол. – Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

– Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Предсе-датель.

– Числительное!!! – хором выдохнул зал. Вот, оказывается, какая важная часть речи Числительное.

Грамматические задания



1. Распределите данные слова на четыре группы: 1) имя существитель-ное, 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) глагол.

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмерка, десятка, трехчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, пятилетка, пятиэтажный, тройной, один-надцать, четверг, сороковой, сто, десятичная (дробь).

2. Назовите загадки, в которых есть числительные.

Ответ: 1. Семьдесят одежек, и все без застежек. 2. Сто один брат, все в один ряд стоят. 3. Три братца пошли купаться; два купаются, а третий на берегу валяется. 4. Четыре братца под одной шляпой стоят. 5. Пять мальчиков – пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик. 6. Два брата бегут, а два догоняют. 7. Стоит хлевец, в нем пятьсот овец. 8. Рассыпался горох на семьдесят дорог. 9. Выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьде-сят пять лебедей.

Задание: выпишите сначала количественные числительные, а затем – порядковые.

 

3. Назовите пословицы, в которых употребляются числительные:

1) Ум хорошо, а два лучше.

2) Один в поле не воин.

3) Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

4) У него семь пятниц на неделе.

5) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

6) У умной головы сто рук.

4. Использование числительных в разговорном стиле речи.

Задание: объясните, как вы понимаете: в один голос; один на один; одного поля ягода; на одно лицо; семеро одного не ждут; в двух словах; в два счета; лить слезы в три ручья; заблудиться в трех соснах; на все четыре стороны; знать, как свои пять пальцев.

 

5. Употребите собирательные числительные.

1) Мы были в пути 5 (сутки).

2) 3 (женщина) и 3 (мужчина) возвращались из отпуска.

3) 4 (мальчик) и 2 (девочка) взяли шефство над детским садом.

6.Согласуйте собирательные числительные с существительными.

Копать (оба, обе) руками; (оба, обе) девочек не было в музее; вязать (оба, обе) спицами; (оба, обе) пятиклассника и (обе, оба) шестиклассни-цы были участниками олимпиады.

 

7. Употребите порядковые числительные с названиями месяцев.

Между 10 и 20 (сентябрь); к 1 (сентябрь); с 14 (октябрь) по 1 (апрель); перед 8 (март); к празднику 9 (май); готовимся к 12 (апрель).

 

8. Узнайте разряд количественных числительных (целые числа, дробные, собирательные). Запишите их в три «столбика»:

Пять уроков, две трети участка, двое суток, тридцать яблонь, сем-надцать градусов, трое юношей, сорок книг, семеро солдат, одна шестая посева, шесть сотых сада, двое друзей, одна шестая пути.

 

9. Разграничение количественных и порядковых числительных. Укажите слова с числовым значением. Какие это части речи?

Вышел Старик-Годовик в поле и стал выпускать из рук…ва птиц. М…хнул он рук…вом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по три. Полетели первые птицы – повеял мороз. Полетела вторая тройка – снег тает, луж…к зацв…тает. Как третья тройка всп…рхнула, стало жарко, а вылетела четвертая тройка, подул х…лодный ветер и пошли дожди. А птицы-то не простые, у каждой по четыре крыла, в каждом крыле семь пер…ев.

10. Дополните список произведений, в заглавиях которых есть числительные:

1) «Двенадцать месяцев» С. Маршака.

2) «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова.

3) «Семь цветов радуги» В. Немцова.

4) «Три мушкетера» А. Дюма

5) «150000000» В. Маяковского.

11. Назовите строчки из стихов А.С. Пушкина, где есть числительные:

1) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

2) Вот проходит восемь дней, а от войска нет вестей.

3) Он (старик) рыбачил тридцать лет и три года.

4) Перед ним (царем Дадоном) его два сына, без шеломов и без лат, оба мертвые лежат.

5) Раз, лишь только рассвело, всех их семеро вошло.

6) Вот восьмой уж день проходит … и т. д.

Сценка

«Танин урок»

Действующие лица: Саша, Таня.

Саша:Таня, скажи, пожалуйста, сколько времени?

Таня: Ты хочешь узнать, который час?

Саша: Да, конечно. Не все ли равно, как спросить: сколько вре-мени или который час?

Таня: Нет, не все равно.

Саша: Ты же меня прекрасно поняла.

Таня:Да, поняла. Но когда спрашивают, имея в виду время, лучше использовать форму «который час?».

Саша: А когда же употреблять форму «сколько времени?»?

Таня: Форму «сколько времени?» обычно употребляют, когда речь идет о сроке выполнения работы, поручения, то есть когда имеют в виду время «от» и «до».

Саша: Понятно. Скажи, пожалуйста, который час?

Таня: Пять минут третьего. А куда ты торопишься?

Саша: На стадион. Мне нужно там быть в три часа.

Таня: А сколько времени ты там будешь?

Саша: Часа полтора. Пока!

Таня:До свидания.

«Веселые стихи»

Три

Есть у нас 3 сес3цы, Вы не знаете их? Как бы мне ухи3ться Рассказать о троих? У одной, что в С3жове, Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица – Приходи к ней, малыш! У другой, что в Ус3цах Никаких ус3ц нет, Но зато осе3ну Подают на обед. А у третьей, в Быс3це, Быс3на на реке, И резвятся 3тоны По ночам на песке.

Два

Ночью шум стоял в по2ле, Там 2 гнома побывали. Залезали на весы, Часто морщили носы, Но без гирь они е2 ли На весах свой вес узнали!

Сто

Упро100го 100рожа – Непр100рный дом: Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100, Сразу 100лько обуви Не носил никто! У про100й 100ножки 100ит по 100ять И у той 100ножки Опыт перенять!

Перевод с польского Л. Кондратенко.

Шуточные вопросы:

1. В каком слове 100 «л», «г», «н», «п»? (В словах стол, стог, стон, стоп).

2.Из двух спичек составь цифру «пять». (Римскую цифру V).

3. В каких словах подразумевается цифра четыре? (Квартет, квартал, квадрат, кварта – от греч. «четвертая часть»).

4.Что означает слово тьма? (В древнем языке это было 10 тысяч).

5. В каких числительных два ь? Три ь? (Пятьюдесятью, семьюдесятью).

6. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (Сорока).

7. Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (Трио).

8. Какое значение имеют слова не один, ни один? (Много, никто).

9. Назови сложные слова со словом «три»; со словом «два». (Треуголь-ник, трехактный, трехдневный, трехлетний; двоевластие, двузначный).

10.Найдите «третье-лишнее».

1) Один, одиночка, одиночество.

2) Пять, пятерка, пятерня.

3) Четырехугольник, четыре, четверка.

4) Троеборье, три, тройка.

Лишние» слова: один, пять, четыре, три. Это числительные).

11. Какой частью речи – числительным или существительным – явля-ются слова тысяча, миллион, миллиард? (Слова тысяча, миллион, миллиард – числительные, потому что называют число или количество предметов, отвечают на вопрос сколько? и могут быть записаны цифрами).

12. В каком слове 305 букв? (Зоо–логия).

13. Назовите пословицы с цифрой 7 (семь).

Ответ: 1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Семеро одного не ждут.

3. Семь бед, один ответ.

4. У семи нянек дитя без глаза.

5. Один с сошкой, семеро с ложкой.

 

Наречие

Беседа о наречии.

Наречие отвечают на вопрос: когда? Где? Как? В предложении они обычно зависят от глаголов.

Когда?

Сегодня наша команда участвует в соревновании.

Мы давно начали готовиться к ним.

Вчера мы встречались с нашими соперниками.

Где?

Справа поднимается отвесная скола.

Внизу шумит река. Здесь и начинается горная дорога.

Как?

Наши спортсмены хорошо подготовлены, поэтому они уверенно двинулись вперед.

Весь путь они передвигались бегом.

Участвуют когда? сегодня.

Поднимается где? справа.

Подготовлены как? хорошо.

Передвигались как? бегом.

В отличие от имен и глаголов, наречие не изменяется. У него нет таких грамматических значений, с помощью которых оно присоединяется к другим словам. Возьмем два слова: сильный и сильно. Они обозначают, вернее, называют один и тот же признак, но если прилагательное силь-ный обозначает признак предмета и ему нужны значения числа, рода и падежа, с помощью которых оно «прикрепляется» к названию предмета (например: сильный человек, сильные мужчины и т.д.), то наречие сильно обозначает признак действия.

Само слово «наречие» – очень старое, оно встречается в древнерус-ском языке, в котором имело больше значений, чем в современном русском языке. Оно означало: язык, слово, решение, вопрос, дело, спор, способ, вещи, предмет, глагол и, наконец, наречие… Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием» (буквальный перевод).

Русские грамматики назвали ее точно так же, изменив лишь при-ставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе (приглаголие) или «накладываться» на глагол (наречие). У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них вы сможете разгадать и сейчас. Они помогут вам избежать ошибок на письме.

 

Из истории слов.

Авось – наречие – может быть (от него – существительное авоська). Исконно русское авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которые берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отме-чается с 50-х годов ХХ века.

Наречие навзничь обозначает лицом вверх. Это наречие противоположно по смыслу наречию ничком, то есть лицом к земле, лицом вниз. Тот же корень ник, нич и в глаголе никнуть – склоняться вниз. Приставка вз- в слове навзничь близка по значению наречию вверх. Поэтому если нич-ком обозначает лицом вниз, навзничь – лицом вверх.

Грамматические сказки

«Кто важнее?»

В царстве Частей Речи было много зам-ков. Один из них принадлежал наречиям. Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.

– Я, – говорит одно наречие, – могу прыгать по-заячьи.

– А стоит представить меня, – хвастается другое,– так сразу все исполнится. А вот ты когда собираешься помогать людям? – обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.

–Когда-нибудь, – лениво отвечает то.

– А я очень люблю вредить всем, – растягивая слова, вставляет наречие еле-еле.

– Стоит меня подставить, как все де-лается медленно.

– И я тоже! – крикнуло наречие кое-как. Стоит мне встать рядом с глаголом, так все дело портится.

И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:

– Где же наречие ярко? Почему оно нам не поможет? – подхватили другие.

– А зачем я вам? – Спросило наречие ярко. – Ведь вы все-все мо-жете. Вы же важнее всех.

Наречия покраснели. Стыдно им стало за свое хвастовство. А наре-чие ярко подошло к глаголу светит, и все стало по-прежнему. Только больше уже никто не хвастался.

 

«Проделки наречий»

Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно. На-речия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже «растащили» почти все слова по своим вла-дениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о – и получилось за-мечательное наречие хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы ока-залось побольше: предлог превратился в приставку, окончание – в суф-фикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, на-верху, наверх, кверху, сверху, сверх и даже верхом – очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом на лошади, а не в телеге.

Очень понравился тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса . Получается?

Вот прилагательное новый. С суффиксом наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глагола. Из числительного двое получилось вдвоем и надвое, из скакатьвскачь и на скаку, из догонять – вдогонку, из обнимать – в обнимку.

Рады наречия. А ученики – не очень. Уж чересчур похожи эти наре-чия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать – слитно или раздельно. А то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому – через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

Лингвистические задания

1. Вспомните наречия, которые образовались от прилагательного новый с помощью приставок и суффиксов: заново, снова, наново. Во всех трех словах гласный в конце в слабой позиции. А вот обозначается он раз-ными буквами: то «а», то «о». Нельзя ли проверить эту орфограмму? Оказывается, можно. Обратите внимание, что в данном случае прилага-тельное ведет себя точно так же, как существительное среднего рода с предлогами. Вот и попробуйте подставлять для проверки вместо наречия существительное среднего рода (например, «окно») с тем же предлогом, что и приставка в наречии:

Сделать занов… – сделать за окно – сделать заново; прочитать снов… – прочитать с окна – прочитать снова; переписать нанов… – переписать на окно – переписать наново.

Конечно, при такой подстановке словосочетания с существительным часто оказываются бессмысленными. Но ведь нас это не очень-то интересует: важно проверить, что пишется в конце наречий, образован-ных от прилагательных с помощью суффиксов или и приставок в-, на-, за-, с-, из-, до-.

Проверьте таким способом пропущенные орфограммы в таких сло-восочетаниях:

Повернуть вправ…, показаться справ…, посмотреть направ…, выте-реть досух…, накормить досыт…, встречать изредк…, посмотреть искос…, переписать набел…, привязать крепк… – накрепк…, посмотреть влев…, вернуться засветл…, упасть замертв….

Обратите внимание!

В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приста-вок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из-, до- пишется -а.

 

2. Проверьте пропущенные орфограммы и запишите текст.

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плеч…, а высокая крапива то и дело слегка жж…т голые ноги. Сейчас нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Вода хрустальным ключ…м бьет из-под куста. Теперь можн… отдохнуть, попить холодной водички. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не тро-гают, боятся. Но ногой лучш… на нее не наступать. Горазд… интерес-нее издалек… наблюдать, как из высокой травы зловещ… глянет на тебя серо-зеленая гадюка. Угрожающ… прошипит что-то на своем га-дючьем языке и быстр… скроется в зарослях.

 

3. Вот еще одна загадка наречий: в наречии вскачь на конце пишется мягкий знак, а в наречии невтерпеж не пишется. А как быть в других случаях? Оказывается, секрет прост: в конце наречий после шипящих, кроме ж, всегда пишется мягкий знак. А вот после ж он пишется всего в одном наречии – настежь.

Зная этот секрет, вы легко сумеете проверить орфограммы в конце слов после шипящих:

Нестись вскач…, зорко стереч…, хлеб горяч…, с низких туч…, тем-ная полноч…, убежать проч…, покрасить сплош…, съеш… бутерброд, майс-кий ландыш…, янтарная брош…, компот из груш…, ударить наотмаш…, новый чертеж…, отреж…те хлеба, воздух свеж…, много луж…, гус-тая рож….

Задание: выберите словосочетания с наречиями.

Говорите правильно!

Как надо говорить: заимообразно или взаимообразно? Правильная форма – заимообразно, образована от существительного заем. Иска-жение слова в устной речи происходит под влиянием наречия взаймы (откуда и лишняя приставка в-взаимообразно).

«Как редактор исправил статью сатирика»

(наречия, знаки препинания)

Сатирик решил раскритиковать председателя правления товарища Петрова и написал заметку: «Чтобы у нас и впредь было все в порядке, выход есть один: больше критиковать товарища Петрова. Нельзя замал-чивать подобные явления. Надо критиковать друг друга. Опасно прикры-вать недостатки. Петрова мы будем критиковать, обязательно будем. Рядовых работников тогда Петров будет ценить и уважать». Редактор решил кое-что изменить в знаках препинания. Получилось так: «Чтобы у нас и впредь было все в порядке, выход есть один: больше крити-ковать товарища Петрова нельзя. Замалчивать подобные явления надо. Критиковать друг друга опасно. Прикрывать недостатки Петрова мы будем. Критиковать обязательно будем рядовых работников. Тогда Пет-ров будет всех ценить и уважать».

Шуточные вопросы:

1. Перечислите 5 дней недели, не упоминая ни числа, ни названия дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

2. Какое числительное имеет 5 «ю»? (Пятью).

3. Какое наречие пишется с двумя черточками? (Точь-в-точь).

4. В каком наречии 5 «о»; 4 «к»? (Опять; крепко-накрепко).

5. Какое наречие читается одинаково справа налево и наоборот? (Еле-еле; еще).

6. О каком дне можно будет сказать: было, будет? (О вчерашнем дне, о завтрашнем дне).

7. Какие наречия, образованные от числительных, оканчивающиеся на – ы? (Однажды, дважды).

8. Вставьте пропущенные буквы и получите наречие.

(Безоговорочно, несомненно).

9. Какие наречия образовались от древних сложных: сего дня; в этот час; по следу, то перво, коего года, за утра? (Сегодня, сейчас, после, те-перь, когда, завтра (например: «Были все готовы заутра бой затеять новый…». М. Ю. Лермонтов, «Бородино»)).

10. К данным наречиям подберите синонимы (без «не»): невежливо, не-обыкновенно, невнимательно, неожиданно, необдуманно. (Грубо, дерзко; оригинально; поверхностно; случайно; легкомысленно).

11. Подберите антонимы:

а) Не легко, а … (тяжело); не глубоко, а … (мелко); не высоко, а … (низко); не много, а … (мало); не далеко, а … (близко); не спокойно, а … (тревожно).

б) Медленно (быстро), весело (грустно), редко (часто), смутно (ясно), глубоко (мелко), по-старому (по-новому), нечаянно (специально).

12. Подберите наречия, поясняющие глаголы:

Говорить …, … (медленно, тихо, громко); делать …, … (хорошо, небрежно); отвечать …, … (правильно, уверенно); идти …, … (быстро, легко).

13. Образуйте наречия от прилагательных:

Недоверчивый – … (недоверчиво); неизменный – … (неизменно); неописуемая – … (неописуемо); недостаточный – … (недостаточно); нена-дежный – … (ненадежно); незаконное –… (незаконно).

14. Подберите синонимы:

Радушно – …; угрюмо – …; давно – …; прочно – …; сперва – …; потом –…; внезапно – …; коротко – ….

(Приветливо; мрачно, неприветливо; в течение долгого времени; крепко; сначала; затем; неожиданно; быстро).

15. Замените словосочетания наречиями:

1) Кто в лес, кто по дрова. 2) Ни свет ни заря. 3) Так себе. 4) Спустя рукава. 5) Чуть свет. 6) Во всю ивановскую. 7) Как рыба в воде. 8) Как рыба об лед.

(1. Нескладно, недружно. 2. Рано; 3. Неважно, некачественно. 4. Плохо, небрежно. 5. Очень рано. 6. Громко. 7. Свободно, хорошо. 8. Бесполезно, напрасно).

16. Объясните значение слов:

Исподтишка (скрытно), исподлобья (недоверчиво), ничком (вниз лицом), тщетно (напрасно), тщательно (аккуратно, точно), впросак (в невыгодном положении), пристально (внимательно).

Загадки-шутки

1. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные уже будут не натощак).

2. Какое слово всегда звучит неверно? (Само слово «неверно»).

3. Всякие ли предлог и наречие являются частями речи? («Предлог» – внешний повод к чему-нибудь, «наречие» – «совокупность диалектов какого-либо языка).

 

Местоимение

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

Беседа о местоимении.

Сказали мне, что с нею вы При них на берегу Его ловили. Но, увы: Я плавать не могу! Мы вам – ее, она нам их, Вы – им, обратно, нас. Он с ней, у нас опять для них, А мы с ним – к ней от вас… Хоть мне известно, что оно Их любит больше тех, – Все это тайной быть должно Для нас и вас от всех

 

Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? С одной сторо-ны, как будто все в полном порядке: около десятка вполне правильных предложений с подлежащими. Но сколько бы вы ни ломали головы, вам не удастся сообразить, про что и о ком в этих стихах рассказывается. Почему?

Да потому, что существительные пригласили вместо себя своих штатных заместителей.

Сказали мне… Кому? Кролику? Алисе? А вы – с нею? Кто эта, или этот вы? А она-то кто сама?

Итак, с одной стороны, местоимения похожи на имена. Они заме-няют существительные.

А с другой стороны, они (не все, конечно) способны изменяться по родам (как это прекрасно делают прилагательные и не умеют существи-тельные): весь – этот, вся – эта, все – это. Изменяются по лицам.

Владеющий русским языком безошибочно пользуется местоиме-ниями. А представляете, как сложно иностранцам: «Я не может вас понимать. Она должен его встретить». Удивляться не надо: не усвоив формы немецких местоимений и глаголов, мы бы с вами делали в немецком не менее смешные ошибки.

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет язы-ков. Чаще других мы употребляем местоимения 3-го лица.

Для чего существуют местоимения в речи? Они создают нам рече-вое удобство, так как экономят время и разнообразят речь.

Они – как запасные игроки на футболе, как дублеры в театре.

Самые трудные для написания – отрицательные местоимения.

 

Предлагаем вам стихи для заучивания:

1. В отрицательном местоимении Знай: под ударением не, А ни – без ударенья! Вот это выучи старательно: В местоименьях отрицательных, Когда предлог стоит внутри, Слов пишем не одно, а три. Два слова – помни! – никогда, Никем – ни с кем. – Запомнил? – Да!
2. Жило-было ничто, Не умело ничего. Взад-вперед оно ходило И ни с кем не говорило. Никого не замечало, Лучше всех себя считало. А про это ничего И сказать-то не–че–го! И. Михайлова.

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.036 с.