Трудные случаи правописания существительных. — КиберПедия


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Трудные случаи правописания существительных.



Правописание существительных на - мя

В стародавнее время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Первобытных людей – дикарей.

Они не знали, для чего корове вымя,

Как написать свою фамилию и имя,

Зачем на лошадь надевать седло и стремя

Необразованное это племя.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя,

Что кислород всегда поддерживает пламя,

Над тем, как в булку превратить простое семя,

С утра до вечера они чесали темя.

Мы сегодня пропели вам песню

Из истории древних веков,

Чтоб она получилась полезной,

Мы включили в нее десять слов.

Есть в песне имя, племя, семя, пламя,

В нее вошли и вымя, темя, стремя, знамя.

А для того, чтоб облегчить учебы бремя,

Вы повторяйте эту песенку все время.

Из передачи «Радио-няня».

Правописание слов с буквой З

Ученик, тебе задание: Как напишешь слово здание? Все учти, продумай, взвесь, Не свихнись на слове здесь, Помни все условия. А как писать здоровье? Чтобы смысл не повредить, «З» нельзя в них отделить. …десь, …доровье, …дание Лишены здесь содержания. Верните «з», и снова Заговорят три слова. Здесь, здоровье, здание – Запомни написание!

Правописание пол- с именами существительными

Я пришел из школы: Мамы дома нет. На столе оставлен Для меня обед: Полбатона хлеба, Полсудка борща, И на сковороде Ровно пол-леща. Если мамы дома нету, Полминуты не теряй И варенье из буфета Поскорее доставай! У меня сегодня Был такой обед: Полкило варенья, Полмешка конфет. Пол – арбуза с тортом, Апельсин с халвой (Я еще не мертвый, Но полуживой). Я не ем уж полнедели, Я не сплю уж пять ночей, У моей стоит постели Ровно пол-Москвы врачей, Вот теперь нам стало ясно, Не забудем никогда: Слово пол – с любой согласной Слитно пишется всегда. Перед Л и перед гласной, Перед буквой прописной Слово пол –, любому ясно, Отделяется чертой.

Рассказ «Пол-пол»

Был у нас в классе один чудачок-ученик Вася, но мы все его звали «Пол-пол». Бывало, принесет в класс полкуска хлеба и ест на уроке, а то и бросит. Часто в парте у него портились то пол-яблока, то полгруши, то пол-огурца или пол-апельсина. А уж писать станет?! Совсем плохо дело выходило: испишет пол-листа и бросит, исписывал полтетради всегда по всем предметам, а уж читал…! На полуслове замрет, молчит полминуты и не дочитает до конца. Так и остался он «пол-полом». По пол-урока на него тратили. Зато на перемене хвастался, что про полмира прочитал в книгах, да где там? Он и полкниги-то прочитать не сможет. Говорит, что один полгорода обошел, да где ему, он и полдеревни-то своей не знает.



Лингвистические задания

1. Определите, в каких падежах употреблено слово весна.

Склонение

В рощах птичье пение, А в классе – тишина. Проходим мы склонение, Склоняется весна. Склоняем вслух: весна, весны. А за окном ручьи слышны. За партой не сидится мне, А тут весна, весны, весне… Весна, весны, весне, весну Весною, о весне… Гуляет зайчик по окну, Как солнце на стене.

2.Слова какого склонения использовал поэт, создавая свой зимний пейзаж? Какой падеж отсутствует?

Зимняя бахрома

На сосне и на березе – Бахрома: Белой пряжей Их запутала зима. И оставила Распутывать весне Эту пряжу на березе И сосне.

3.Объясните, почему слово ветка имеет здесь разные написания?

Я прилагаю все старанье. Хочу понять правописанье. Но вызывает, тем не менее, Правописанье удивление. Летят на ветки воробьи, Чтоб обсудить дела свои. Сидят на ветке воробьи… Сидят – на -е, летят – на -и.

4. Объясните падежи слова дело в разных пословицах.

«Дельные» пословицы»

Единственное число. (И.) Дело шуток не любит. (Р.) От слова до дела целая верста. (Д.) Не по сути дело, а по делу суть. (В.) Ты за дело, а дело за тебя. (Т.) Велик телом, да мал делом. (П.) И умен, и крепок, и в деле гож. Множественное число. (И.) Дела как сажа бела. (Р.) Всех дел не переделаешь. (Д.) По твоим делам о тебе судят. (В.) Жизнь дана на добрые дела. (Т.) Языком не спеши, а делами не смеши. (П.) Умен на словах, да глуп на делах.

5. Какая ошибка и почему возможна в тексте?

Раз учительница в школе

Посоветовала Коле:

– Списывая, не спеши,

Букву к буковке спиши.



6. На какое правило сделана ошибка? Как ее избежать?

Ошибка

– Да, нелегкая диктовка,– Почесал затылок Вовка. И в тетрадке Королева Появилась вдруг «карова». И его соседка Мила Это сразу уловила. И от Милы, дружбы ради, Буква «а» попала к Наде. Заглянул в тетрадку Миша: – Все понятно, так напишем. И тогда проворный Павел Букву «о» на «а» исправил. Приподнялся с парты Лева, Быстро Пете передал. И пошла гулять «карова» По колонкам, по рядам. Я. Пирумов.

7. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

8. Что это за часть речи?

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

9. Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по на-писанию.

В поле Поля –Полюшка Полет поле–полюшко. Сорняков не будет в поле, Если полет поле Поля. Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки во дворе.

 

Грамматические задания

1. Найдите имена существительные.

 

Хорошо, что есть на свете Камень, глина и песок. Хорошо, что есть на свете Клещи, гвозди, молоток. Нитки есть, и есть лопата. Можно шить, и можно рыть! Уважайте труд, ребята! Приучайтесь труд любить. С. Маршак.

2. Напишите по памяти, подчеркните имена существительные.

И в любом кусочке хлеба Ты почувствуешь всегда Теплоту родного неба, Привкус доброго труда. В. Кожевников.

3.Напишите имена существительные в два столбца (одушевленные и не-одушевленные).

Книга – учитель, книга – наставница, Книга – близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, вытекает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук… Книга – советник, книга – разведчик, Книга – активный борец и боец, Книга – нетленная память и вечность, Спутник планеты Земля, наконец. В.Быков.

4. Найдите и подчеркните существительные в пословицах.

1)Книга в счастье украшает, а в беде утешает.

2) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

3) Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.

5. К существительным подберите антонимы.

Белизна, богатство, богач, великан, герой, доброта, встреча, друг, восход, труженик, мудрец, мир, сказка, веселье.

Слова для справок: заход, бедность, чернота, бедняк, глупец, лентяй, разлука, трус, карлик, жадность, враг, война, быль, сказка.

6. В данных пословицах подчеркните имена существительные, противо-положные по значению. Определите их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста весен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

7. Данные имена существительные напишите во множественном числе. Какое правило нужно вспомнить, чтобы без ошибок написать существи-тельные во множественном числе?

Семья –… Певунья – … Судья – … Скамья – … Копье – … Платье – … Устье – … Стул – … Крыло – … Перо – … Сук – … Звено –… Муравей – … Соловей – … Ручей – … Дерево – … Кол – …  

8. Определите падеж слова «счастье».

1) Счастье в воздухе вьется, а в руки не дается.

2) Человек создан для счастья, как птица для полета.

3) Мы подарим счастье детям всей Земли.

4) Герои сказок отправились за счастьем в трудный путь.

5) Человек живет с мечтой о счастье.

9. Определите падеж выделенных существительных. Объясните, как вы это сделали.

Апельсин(считалка)

Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура.

(Предлог для употребляется только с существительными в родитель-ном падеже).

 

10. Угадай, какого рода? (Ученики записывают в 3 «столбика»).

Мужской род Картофель, кофе, рояль, табель, пульс, рельс, тюль, толь. Женский род Ставня, сандалия, галоша, манжета, туфля, мозоль, коленка, фамилия. Средний род Ведерко, полотенце, какао, яблоко, повидло, чучело, пианино, домино.

11. Образуйте родительный падеж множественного числа (прибавляя слово «нет»).

И.п. Простыни, полотенца, мечты,

Р.п. (простынь), (полотенец), (мечтаний).

 

12. Определите род названий следующих профессий.

Почему существительные, обозначающие профессию, употребляются только в мужском роде, хотя относятся к существительным женского пола?

Инженер, доктор, генерал, директор, провизор, кассир, бухгалтер, врач, портной, повар, мастер спорта, парикмахер, космонавт, шофер, секретарь.

 

13. Назовите профессии, принадлежащие только женщинам, но которые стали и мужской профессией.

Доярка, телятница, книгоноша, машинистка («он» – переписчик на машинке), кормилица, домохозяйка.

 

14. Найдите существительные с одинаковым корнем.

 

Голубенький, чистый Подснежник – цветок! А подле сквозистый, Последний снежок. А.Майков. Целый день скребок скребет, Целый день метла метет, Сто потов с меня сошло, А кругом опять бело! Снег! Снег! Снег! С. Михалков. Проплясали по снегам Снежные метели, Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лег снегурки. С. Погорельский. Вокруг белеющих прудов Кусты в пушистых полушубках, И проволока проводов Таится в белоснежных трубах. Снежинки падали с небес В таком случайном беспорядке, А улеглись постелью гладкой И строго окаймили лес. С. Маршак. Снег ложится, Снег кружится, Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица. И, конечно, человек! Только дворник, только дворник Говорит: «Я этот вторник Не забуду никогда! Снегопад для нас – беда!» С. Михалков.

 

6. Словообразование существительных.

а) С помощью суффиксов:

Суффикс Примеры
-от Красота, доброта, высота, темнота, слепота;
-знь жизнь, боязнь, болезнь;
-изн белизна, отчизна, новизна, крутизна, желтизна;
-ени уважение, движение, сочинение;
-ость храбрость, ревность, видимость, растворимость;
-ин тишина, вершина, толщина, глубина;
-отн беготня, стукотня, воркотня;
узел, шило, мыло, жила;
-р («мертвый», пер. в корень) пир, жир, дар;
-еньк доченька, дяденька, реченька;
-в, -т, -ив («мертвые») пиво, сито, жито, огниво, топливо;
-об злоба, худоба, жалоба (непродуктивный суффикс);
борьба, судьба, просьба, служба, дружба, стрельба;
-яг бедняга, бродяга, работяга, трудяга, бедолага;
-тель испытатель, хранитель, указатель, писатель;
-ак, -як зевака, ломака, кривляка, забияка;
-арь пекарь, библиотекарь, аптекарь;
кроха, блоха, сноха, пройдоха;
-ец (муж. р.) кормилец, чтец;
-иц (жен. р.) темница, гостиница, теплица;
-ш(жен. р.) кондукторша, докторша, аптекарша;
-атор авиатор, оратор, фиксатор;
-ент абонент, ассистент;
-ант курсант, музыкант, эмигрант;
-ация агитация, рекомендация, провокация;
-изм социализм, коммунизм, фашизм;
-ер минер, лифтер, боксер;
-фикация электрификация, кинофикация;
-чик переплетчик;
-ик ключик, шалашик;
-ек замочек, платочек, сыночек;
-ник ученик, монтажник, выпускник, дворник, сапожник.

б) С помощью приставок:

1. Приставки, слитные с корнем:

Воз – воздух, возглас; утр – утроба; об – обед; сн – снедь (еда); по – посол, победа, посланник; экс – экспонат.

2. Древние приставки:

Па – пасека, память, патока (слияние с корнем) пасынок, падче-рица, патрубок;

пра– пращур, правнук, прародина, праязык, прабабушка;

су– сумерки, сумрак, суперечь (песок), суглинок (глина), сутки, сук-ровица, сумятица, сурепица (репа).

 

в) С помощью приставки и суффикса:

Под – пис – к – а (клад, маз, нос, сказ, жар);

по – ход – к – а (говор, вяз, прав, руб);

при – строй – к– а (мерка, прав);

 
 


раз – нос – чик (вед, мет, дат).

г) Сложные слова.

1. Волоколамск (1159г.) – волочили суда по реке Ламе; Новгород (1071 г.); Звенигород (1087 г.); Белгород (1155 г.); Ярославль (1071 г.); Холмогоры (1313 г.).

2. Паровозостроение, машиностроение, сельскохозяйственный, мясо-комбинат.

3. Двадцатипятилетний, всемирно-исторический, грязеводолечебница.

 

Грамматические задания

1.От данных существительных с помощью суффиксов -ниц, -к, -их образуйте однокоренные существительные женского рода.

Писатель, тракторист, победитель, повар, скрипач, трус, артист, учитель, сторож, портной, читатель, журналист.

2. От данных существительных с помощью суффикса -инк образуйте существительные женского рода, которые бы обозначали единичный предмет.

Образец: песок – песчинка.

Снег, пух, сор, роса, крупа, изюм, горох, дождь, солома, трава.

 

«Веселые стихи»

1.Через рельсы – переход, А на рельсах – пароход. Через речку – перевоз, А на речке – паровоз. Поменяли все местами. Что теперь мы видим с вами? Вот на речке – пароход, Через речку – переход. Вот на рельсах – паровоз, Через рельсы – перевоз. Г. Сапгир.
2. Взял Тимошка утюжок: – Ну–ка, грейся, мой дружок, Выглажу братишке Куртку и штанишки.

 

Как их зовут?






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.017 с.