Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-06-09 | 419 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Тема: Патогенные стафилококки
Цель занятия: Усвоить, какой патологический материал при разных гнойно-воспалительных процессах надлежит направлять в лабораторию. Ознакомиться с питательными средами, методами выделения и культивирования стафилококков, а также с методами дифференциации патогенных и непатогенных стафилококков.
Задание:
1. Сделать посев исследуемого материала на питательные среды;
2. Приготовить мазок и окрасить по Грамму;
3. Провести микроскопию мазков;
4. Результаты зарисовать в тетради.
Материалы и оборудование: Воспалительный экссудат (гной) от больного животного (из клиники или учебно-опытного хозяйства); пробы молока от коров больных маститом; питательные среды: МПБ, МПА, селективная среда — солевой, кровяной МПА (для выделения стафилококков), глюкозно-сывороточный МПБ; пастеровские пипетки. Для демонстрации: таблица-схема «Порядок бактериологического исследования при стафилококкозах».
Классификация (по Д.Берджи):
Отдел – Firmicutes
Секция –12,грамположительные кокки.
Класс - Schizomycetes
Порядок – Eubacteriales
Семейство – Micrococcaceae
Род – Staphylococcus.
Виды – St.aureus, St.epidermidis haemoliticus,
St.saprophyticus.
Рис.1 Электронная микроскопия стафилококка
Стафилококки – широко распространенные в природе микроорганизмы шаровидной формы, большинство из них сапрофиты. По современной классификации известно уже 27 видов, при этом 14 видов обнаружены на коже и слизистых оболочках человека и животных. Большинство стафилококков абсолютно безвредны. Практический интерес представляют патогенные (гемолитические) кокки, и их дифференциация от
непатогенных видов стафилококков.
Стафилококкозы у животных (и человека) характеризуются многообразием клинических проявлений - абсцессы, флегмоны, фурункулы, маститы коров, эндометриты, пневмонии, менингиты, в ряде случаев пиемия и сепсис со смертельным исходом. Патогенные штаммы стафилококков могут быть причиной пищевых токсикоинфекций у людей. Они обитают на коже и слизистых оболочках дыхательных, пищеварительных и мочевыводящих путей. Сапрофитные стафилококки, обладающие гнилостными свойствами, вызывают порчу сырья и пищевых продуктов.
|
Инфекционные процессы, обусловленные стафилококками и стрептококками, как правило, сопровождаются образованием гноя, поэтому патогенные кокки иногда называют гноеродными.
К стафилококкам чувствительны лошади, крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, утки, гуси, индейки, куры.
Материал для бак. исследования: Для правильного отбора патологического материала, направляемого в лабораторию с диагностической целью, всегда учитывают характер течения инфекционного процесса. Патологическим материалом при стафилококкозах является раневой экссудат, гной, содержимое язв, карбункулов, при мастите - пробы молока от коров. При открытых раневых поверхностях или обширных флегмонах раневой экссудат (отделение) берут стерильным ватным тампоном, свернутым на одном конце тонкой выструганной палочки. Другой конец палочки вмонтирован в ватную пробку и вставлен в пробирку. Пробирки с такими тампонами завертывают в бумагу по 10-15 штук и стерилизуют. При взятии пробы материала пробирку открывают, тампон вынимают (за палочку); пропитывают гноем и вновь вставляют в пробирку и упаковывают для отправки в лабораторию. Жидкий экссудат можно отсосать стерильной пипеткой или иглой со шприцом и слить в стерильную пробирку. Если абсцесс не вскрыт, скопившийся в нем экссудат (гной) берут асептически: поверхность абсцесса дезинфицируют, затем делают прокол с стерильной иглой на стерилизованном шприце и содержимое выливают в стерильную пробирку, закрывают пробкой, помещают в железный или деревянный футляр (пенал) для отправки в лабораторию. Материал, поступивший в лабораторию подвергают нескольким исследованиям.
|
СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ включает: микроскопию препаратов-мазков, посев на питательные среды и выделение чистой культуры стафилококка, определение ее патогенности, антибиотикорезистентности и биопроба.
Микроскопия. Предварительно делают посевы патологического материала на питательные среды, затем готовят мазки: на предметное стекло наносят каплю физиологического раствора и в нее вносят (растирают) бактериологической петлей каплю гноя. Мазки после высушивания на воздухе фиксируют, окрашивают по Граму, микроскопируют. Характерным для стафилококков является шаровидная форма клеток (диаметр 0,7—1,0 мкм), располагающихся обычно различными скоплениями. Но иногда в гное наряду со скоплениями кокков (в виде гроздьев) обнаруживают отдельные или парные клетки или короткие цепочки кокков по 2—4 клетки. Размеры кокков колеблются (сапрофиты значительно крупнее—2— 4 мкм). Стафилококки окрашиваются грамположительно, споры и капсулы не образуют, неподвижные. При микроскопии можно обнаружить как большие шаровидные L-формы, так и очень мелкие G-формы. Наблюдают их в мазках из культур стафилококков, подвергавшихся воздействию различных факторов (физических, химических, биологических). Если материал поступил от животных, больных ботриомикозом (обычно лошадей, редко крупного рогатого скота, свиней), то в слизисто-гнойном содержимом очагов обнаруживают зооглеи — зооглейные скопления кокков, окруженных общей гомогенной капсулой.
Культивирование и культуральные свойства. Для выделения стафилококков из исследуемого материала пастеровской пипеткой насасывают небольшое количество гноя и по 1—2 капли наносят на питательные среды. Если гной густой, его разводят стерильным физ.раствором, затем засевают. Стафилококки к питательным средам неприхотливы, хорошо растут на общеупотребительных средах — МПБ, МПА, МПЖ, рН 7,2—7,4. Оптимальная температура роста 35-37°С, но могут расти в пределах 10-45°С. Аэробы, факультативные анаэробы. При исследовании патологического материала для посева необходимо пользоваться селективной средой — солевой кровяной МПА (МПА с 8—10 % NaCl и 5 % дефибринированной крови). Применение этой среды основано на способности стафилококка выдерживать высокие концентрации NaCl (до 16 %). Другие виды микроорганизмов в этих условиях не растут. Помимо селективной среды, используют МПА с кровью (в чашках Петри), молочно-солевой агар, МПА с добавлением 40% желчи. Чистую культуру стафилококка можно получить после посева исследуемого материала на 5%-ный кровяной агар.
|
Культуральные свойства характеризуются обильным помутнением МПБ и осадком. Возможно появление серовато-белого пристеночного кольца или пленки. На плотных средах (МПА) через 12—24 ч инкубирования в термостате вырастают круглые сочные непрозрачные колонии в диаметре 2—4 мм. Цвет их зависит от вида стафилококка и вырабатываемого им пигмента (буровато-белый, золотистый или кремовый, лимонно-желтый). На кровяном агаре большинство патогенных видов стафилококков образуют зону гемолиза вокруг колонии. Изолированную колонию с солевого или кровяного МПА пересевают в пробирки со скошенным МПА или в МПБ; выросшую чистую культуру идентифицируют. В МПЖ через 24-26 ч отмечается обильный рост по уколу и разжижение среды, которое затем увеличивается.
Ферментативные (биохимические) свойства стафилококков — их определение имеет особое диагностическое значение. Чистую культуру засевают в молоко, среды с углеводами, МПЖ (или свернутую лошадиную сыворотку). Стафилококки обладают протеолитическими свойствами: МПЖ (в пробирке столбиком) разжижается к пятому дню, также медленно разжижается свернутая кровяная сыворотка; молоко свертывается, затем образовавшийся сгусток казеина пептонизируется. Индол не образует. Восстанавливают нитраты в нитриты, продуцируют каталазу, уреазу. Из углеводов ферментируют (расщепляют) лактозу, глюкозу, глицерин, сахарозу, мальтозу, маннит. Ферментация маннита рассматривается как свойство патогенных видов стафилококков.
При определении патогенных стафилококков учитывают следующие биохимических свойств:
- определяют ДНК-азную активность (выявление фермента ДНК-азы);
- реакция плазмокоагуляции (обнаружение фермента коагулазы);
|
- продуцирование сероводорода - H2S;
- продуцирование аммиака;
- ферментация маннита;
- обладать потенциальной гемолитической активностью.
Определение продуцирования стафилококками фермента ДНК-азы. С этой целью применяют следующие компоненты: щелочной МПА (рН 8,4—8,6), раствор натриевой соли ДНК (в стерильной дистиллированной воде — 20 мг/1 мл воды) с добавлением нескольких капель 2 %-ного NaOH, хлористый кальций, 1 н. раствор соляной кислоты. Методика определения ДНК-азной активности следующая: к расплавленному охлажденному агару добавляют раствор натриевой соли ДНК (1—1,5 мг/мл), стерилизуют в водяной бане кипячением 30—40 минут. После охлаждения среды до 60°С к ней асептично добавляют хлористый кальций (0,8 мг/мл), разливают в чашки Петри по 10—15 мл. Когда агар застынет (уплотнится), его подсушивают в термостате, затем засевают на поверхность МПА легким прикосновением петли испытуемую культуру стафилококка, помещают в термостат на 18—20 часа (+37 °С). Получив рост колоний, в чашку вносят 4—5 мл соляной кислоты, которую сливают через 2—3 минут. Чашки просматривают, учитывают результат: просветленная зона вокруг колонии на мутном фоне среды свидетельствует о продуцировании ДНК-азы. Суть реакции в том, что ДНК под действием НСl выпадает в осадок. Продуцируемый патогенными стафилококками фермент ДНК-аза деполимеризует ДНК, и образование осадка не происходит.
Для обнаружения коагулазы (плазмокоагулазы) берут 8 мл крови из сердца кролика иглой, надетой на шприц, промытый 5 %-ным раствором лимоннокислого натрия. Содержимое шприца сливают в пробирку с 2 мл 5 %-ного раствора лимоннокислого натрия, осторожно перемешивают. Кролику подкожно вводят 8 мл стерильного физраствора. Пробирки с кровью выдерживают при 4°С для отстоя эритроцитов или цитратную кровь центрифугируют при 1500— 2000 об/мин. Надосадочная жидкость — плазма (срок годности при хранении в холодильнике 4—5 дней). Плазму разводят физраствором 1:5, разливают в пробирки по 0,5 мл, добавляют по 0,5 мл бульонной культуры стафилококка, встряхивают. Если культура выращена на плотных средах, плазму следует развести 1:10, разлить по пробиркам по 1 мл и в нее внести 1 каплю агаровой культуры. Пробирки встряхивают, ставят в термостат при +37 °С. Учитывают через 1, 2, 3 и 24 часа. Положительным результатом будет считаться образование желеобразного или плотного сгустка, что свидетельствует о продуцировании патогенным стафилококком фермента плазмокоагулазы, фактор патогенности у стафилококков.
Для дифференциации патогенных и непатогенных стафилококков используют специальную селективную среду. Тест основан на бактериостатическом действии кристаллвиолета: к 1 л 3,5 %-ного МПА добавляют 3,3 мл 0,1 %-ного кристаллвиолета и сразу разливают асептично в чашки Петри или в пробирки (скошенный агар). Растет патогенный стафилококк, колонии его фиолетового или оранжевого цвета. Непатогенные стафилококки не растут.
|
Скрытую (потенциальную) гемолитическую способность стафилококков выявляют на 5%-ном кровяном МПА. Для этого бактериологической петлей по диаметру чашки делают прямой полоской посев бета-гемолитического штамма стафилококка. Затем перпендикулярно этой полоске с двух сторон засевают по 4-5 испытуемых штаммов стафилококков. После суточного инкубирования некоторые негемолитические штаммы в непосредственной близости к высеянному бета-гемолитическому штамму стафилококка образуют зону четко выраженного гемолиза.
Для полной характеристики патогенных штаммов также определяют у них способность выделять экзотоксины.
Биопроба: Для выявления патогенности стафилококков применяют и биологическую пробу на лабораторных животных (кролики, котята, белые мыши). Патогенность стафилококков обусловлена продуцируемыми экзотоксинами различной токсической функции: гемотоксины (стафилолизины) - лизируют эритроциты (гемолиз); лейкоцидин — разрушает лейкоциты; и энтеротоксины – вызывают пищевые токсикозы человека. В лабораторной практике чаще определяют летальный токсин и некротоксин. Летальный токсин выявляют внутривенным введением кролику 0,75 мл на 1 кг массы фильтрата бульонной культуры. Некротоксин, содержащийся в фильтрате бульонной культуры, определяют также биопробой: кролику выбривают участок кожи и дезинфицируют, внутрикожно вводят 0,2 мл культуры (2 млрд микробных тел в 1 мл). Через 24 часа проявляется некротическая реакция (зона некроза развивается в течение 1—2 дней) и образуется инфильтрат. В отдельных случаях (при отравлениях) проверяют наличие стафилококкового энтеротоксина. С этой целью биологическую пробу осуществляют на котятах пероральным введением (с молоком) исследуемой культуры стафилококка.
Таким образом заключительный бактериологический диагноз основывается на учете описанных характерных морфологических, тинкториальных, культуральнно-биохимических и патогенных свойств выделенной из исследуемого патологического материала культуры стафилококка.
Для патогенных стафилококков характерны:
1) гемолиз, 2) ферментация маннита, 3) ДНК-азная активность,
4) рост в среде с добавлением кристаллвиолета, 5) реакция плазмокоагуляции,
6) некротизирующая способность, 7) наличие летального токсина.
Контрольные вопросы:
1. Общая характеристика стафилококковых инфекций.
2. Патологический материал, направляемый в лабораторию и схема бактериологического
исследования.
3. Морфология стафилококков.
4. Культуральные и ферментативные свойства патогенных стафилококков.
5. Методы определения патогенности стафилококков.
6. Методы определения отдельных факторов патогенности стафилококков.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!