Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Развитие человека как субъекта труда.

2017-06-05 500
Развитие человека как субъекта труда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Целенаправленное формирование личности профессионала. Основные закономерности развития личности профессионала. Психологические аспекты индивидуальной карьеры. Нормативные и ненормативные профессиональные кризисы. Профессиональное долголетие. Психологическое обеспечение внутренне бесконфликтного выхода на пенсию. Профессиональная деформация личности. Роль профессиональной деятельности в формировании личности. Влияние негативных факторов деятельности на личность профессионала. Механизмы возникновения и способы предупреждения профессиональных деформаций.

Основная сущность проблемы формирования личности профессионала сводится к двум основным положениям:

1) «личность проявляется в профессии» – в процессе выбора и овладения профессией, профессионального совершенствования и реализации личности профессионала, определения его места в обществе, достижения материальных и духовных ценностей, удовлетворения личных познавательных интересов;

2) «развитие личности в деятельности» – формирование профессионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширение сферы познания окружающего мира и его смыслового содержания, развитие форм и содержания предмета общения.

Проблема формирования личности профессионала является комплексной, и содержательно в ней можно выделить и рассматривать психологические, профессиональные, физиологические, медицинские, социальные и другие аспекты.

В психологическом плане эта проблема в основном связана с изучением закономерностей формирования операциональной структуры деятельности в процессе профессионализации и в зависимости от индивидуальных и групповых (всеобщих) особенностей личностной сферы, а также развития личности (мотивов и интересов, способностей, эмоционально-волевой сферы, профессионально важных качеств и т. д.) на различных этапах профессионального пути и в разных видах трудовой деятельности.

Основные закономерности развития личности профессионала.

Психологическое становление профессионала является динамичным процессом. Этот процесс зависит, во-первых, от внешних условий: в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями; может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности: перестраивается операциональная сфера при проявлении новых технологий, «ноу-хау»; структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами – то, что было условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием и др. Становление профессионала зависит, во-вторых, и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе. Неучет этих динамичных процессов опасен для специалиста. Проигрывают в жизни те люди, которые пытаются упрямо применять в своей профессиональной деятельности каноны, усвоенные ими в учебных заведений несколько десятилетий назад, не учитывая изменения запросов общества к их профессии или специальности, духа времени.

Психологические аспекты индивидуальной карьеры.

Карьера (в широком смысле) - успешное профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму.

Д. Сьюпера. В ней девять основных положений. Одно из них гласит: удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в кдкой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности в про­фессиональной ситуации, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая считалась подходящей на ста­дии профессионального развития. В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая «про­фессиональная Я-концепция», которую каждый человек в жизни воп­лощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочте­ния и тип карьеры - это попытка ответить на вопрос: «Кто я?». Из­бранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное вли­яние на нашу общую «Я-концепцию» и самооценку. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Д. Сьюпер выделил четыре типа карьеры, которые зависят от осо­бенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей челове­ка. Основанием этой классификации является цоказатель стабильно­сти карьеры.

1. Стабильная карьера - характеризуется продвижением, обуче­нием, тренировкой в единственно постоянной профессиональной де­ятельности.

2. Обычная карьера - наиболее распространенная - совпадаетс нормативными стадиями жизненного пути человека, включая кри­зисы.

3. Нестабильная карьера -характеризуется двумя или нескольки­ми пробами, причем смена профессиональной деятельности проис­ходит после определенного периода стабильной работы в предыду­щей профессиональной сфере.

4. Карьера с множественными пробами - изменение профессио­нальных ориентации происходит в течение всей жизни.

При характеристике типа карьеры принимается во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессио­нальной деятельности, так и достигнутый уровень профессиональ­ного мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри ти­пов профессиональных карьер, которое мы наблюдаем в жизни, во многом определяется личностными особенностями.

Нормативные и ненормативные профессиональные кризисы.

Э. Ф. Зеер (2003) называет кризисом личности особое состояние внутренней психической напряженности, обусловленное противоречиями личностного и профессионального развития че­ловека, которые могут накапливаться постепенно или возникать лавинообразно (по О.Г.Носковой). Сформировавшиеся проти­воречия, имеющие отношение к внутреннему миру субъекта, на­зываются внутриличностным конфликтом и составляют ядро кризиса личности. Преодоление кризисных состояний сопровож­дается перестройкой смысловой сферы личности, пересмотром социально-профессиональной позиции. Способы решения лич­ностных кризисов — поступки, действия, требующие от лично­сти выражения социальной позиции, ценностных идеалов, — дей­ствия, имеющие особую значимость для личности. Э.Ф.Зеер предложил типологию психологических кризисов личности, в которой выделяются группы нормативных и ненормативных кри­зисов.

К нормативным кризисам он относит типичные для большин­ства людей события, обусловленные организацией социальной и трудовой жизни, например:

· кризис периода выбора профессии;

· кризис, обусловленный коррекцией профессионального выбора в период профессионального обучения;

· кризис периода начальной профессиональной адаптации, вызванный коррекцией профессиональных ожиданий;

· кризис, связанный с нарушением перспектив профессионального продвижения; особенно остро проблема встает в периоды нестабильной экономики (имевшей место в России в 1990-х гг.);

· кризис периода профессионального мастерства, связанный с возможным падением интереса к профессии; человеку в этом случае кажется, что в данной профессии ему уже нечего сказать;

· кризис потери перспектив профессиональной карьеры во второй половине периода зрелости; особенно остро этот кризис переживают люди после 40 лет, сталкивающиеся с дискриминацией по возрасту, имеющей место при поиске работы;

· кризис утраты профессиональной деятельности в связи с выходом на пенсию.

Ненормативные кризисы вызываются либо критическими со­бытиями, имеющими смысложизненное значение (например, смерть близкого человека), либо болезненным состоянием, кото­рое, как правило, требует существенной перестройки перспектив­ных жизненных планов.

Причинами многих нормативных кризисов личности периода профессионализации (по Э.Ф. Зееру, 1994) являются объективные социально-экономические условия (конверсия предприятий во­енно-промышленного комплекса, банкротство, слияние и погло­щение компаний, смена собственника предприятия и прочие ус­ловия, приводящие к потере человеком работы); возрастные психофизиологические изменения, ведущие к снижению трудоспособ­ности; постепенно накапливающиеся изменения способа выполнения трудовой деятельности; неудовлетворенность человека своим социальным статусом; чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью при недостаточности других сфер жизни личности.

Профессиональное долголетие.

Психологическое обеспечение внутренне бесконфликтного выхода на пенсию.

В качестве самостоятельной психологической проблемы выступает обеспечение внутренне бесконфликтного завершения профессионального пути. Сам по себе выход из профессии, расставание с любимым делом, которому были отданы лучшие годы жизни, являются серьезным испытанием для психического здоровья человека и его физического самочувствия. Один из самых авторитетных американских менеджеров Якокка Ли в качестве основной причины того, что многие из его коллег, выйдя на пенсию, погибают, называет следующую: их жизнь становится больше похожей на безделье по сравнению с оставленной работой, в которой они привыкли к стремительному развитию событий и темпу собственной жизнедеятельности, полной волнений и отчаянного риска, переживанию не только больших удач, но и не менее крупных провалов. Если человек здоров и исполнен желания трудиться и дальше, если он при этом достиг высот своей профессиональной квалификации, то неоправданно ни с нравственной, ни с государственной точки зрения лишать его возможности продолжать заниматься избранным делом. В пожилом возрасте человек обретает неторопливость, необходимую осторожность, точность формулировок и должный самоконтроль, которые становятся ему хорошей опорой в организации собственной деятельности.

Профессиональная деформация личности.

Профессиональная деформация личности – изменение восприятия стереотипов личности, способов общения, поведения, а также характера, наступающие под действием длительного выполнения профессиональной деятельности. Какие профессии в большей степени подвержены профессиональной деформации личности? В первую очередь это представители тех профессий, работа которых связана с людьми – руководители, кадровые работники, психологи, педагоги и чиновники. Немного меньше профессиональной деформации личности подвержены работники медицинской и военной сфер, а также сотрудники спецслужб.

Профессиональная деформация сотрудников может носить устойчивый или эпизодический характер, быть положительной или отрицательной, а также иметь поверхностный или глобальный характер. Как правило, она проявляется не только в манерах поведения и жаргоне, но и во внешнем облике человека.

 

Роль профессиональной деятельности в формировании личности.

Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, углубление представления о ней. Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводят к дальнейшему личностному росту (не только за счет преобразования операционального состава деятельности, но и через процесс персонизации, «инобытия» в других участниках педагогического процесса, что, в свою очередь, наполняет профессиональную деятельность новым смысловым, надситуативным содержанием).

Влияние негативных факторов деятельности на личность профессионала.

•Изменения в личности при неблагоприятном воздействии условий деятельности обычно опосредуются ухудшением физиологического и психического состояний человека,. принимающим хронический характер. Наиболее часто встречается хроническое утомление. Оно вызывается рабочей перегрузкой, плохой организацией труда, совмещением рабочей и учебной деятельности и пр. и усиливается факторами, связанными с производственной деятельностью косвенно,—«транспортной усталостью», бытовыми нагрузками (Немчин, 1983)

• Хроническая эмоциональная напряженность встречается не только в тех видах профессиональной деятельности, которые связаны с экстремальными условиями в традиционном понимании. Причины возникновения психической напряженности в.деятельности могут быть чрезвычайно различны (Наенко, 1976; Немчин, 1983). Психологическая устойчивость к стрессу во многом зависит от индивидуальных особенностей, что зачастую учитывается при отборе. В то же время у людей, находящихся в состоянии хронической эмоциональной напряженности при выполнении профессиональной деятельности, отмечается появление и упрочение негативных особенностей личности, частично сходных с развивающимися при переутомлении. Это интровертированность, высокая тревожность, агрессивность, нейротизм, неудовлетворенность собой (Немчин, 1983; Родина, 1989).

• Остановимся на весьма специфичном для данного периода развития нашего общества факторе—необходимости преодоления «барьера новизны» при освоении принципиально новой техники, необходимости коренной смены привычных методов и стилей работы и т. п. Проблема эта назревала давно, но в последнее время крайне обострилась. Особенно это относится к руководителям современного производства, программистам, учителям.

Таким образом, неблагоприятные факторы профессиональной деятельности не только приводят к ухудшению психофизиологического и психического состояний профессионала, но могут вызывать и стойкие негативные изменения его личностных качеств, искажающие личностное развитие и нередко приводящие к деформации личности. Степень этого негативного воздействия частично зависит от исходных особенностей личности профессионала.

Механизмы возникновения и способы предупреждения профессиональных деформаций.

•Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно слож­ную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и обще­нии. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменя­ющие личностный профиль работника (Маркова А. К., 1996).

•О.П. Шамонина в своей работе «Профессиональная деформация личности как актуальная проблема социологии девиантного поведения и социологии профессий» предлагает возможные пути преодоления профессиональной деформации личности:

1. Необходимо иметь профессиональную подготовленность к предстоящей профессиональной деятельности;

2. Необходимо уметь общаться с разными социальными типами людей, а также выходить из сложных жизненных ситуаций и неурядиц;

3. Своевременно решать свои личные и профессиональные проблемы, “не переносить” работу на дом, ограждать родных и близких от негативного влияния профессионально деформированной личности специалиста;

4. Постоянно повышать уровень профессиональной компетенции и профессионального мастерства, профессионализм, поскольку это, с одной стороны, придаёт уверенность в своих силах и значит правильность выбранного пути решения, а, с другой стороны, свидетельствует о том, что профессионал в меньшей степени сталкивается с проблемами профессиональной деформации личности

 

23. Психология профессионального самоопределения.

Эволюция моделей профессионального консультирования. Профориентация как комплексная социальная проблема. Факторы и противоречия выбора профессии. Методы диагностики профессиональных намерений, профессиональной готовности, интересов, склонностей. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Игровые профориентационные упражнения и микроситуации. Профориентационные игры с классом – возможности и ограничения. Карточные профконсультационные методики: психологический смысл использования, возможности и ограничения («Профессиональный пасьянс» и др.). Бланковые опросники и игры с классом по проблемам ценностно-нравственного самоопределения. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП). Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.