Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Изменения социальных установок

2017-06-05 542
Изменения социальных установок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Общественные изменения не могут не затронуть внутренние регуляторы поведения, «настраивая» их на произошедшие преобразования социальной среды. Конечно, эта перестройка происходит не сразу.

Изучение изменения аттитюдов в социальной психологии связано с так называемыми теориями когнитивного соответствия, созданными в 50-х годах XX столетия Ф. Хайдером, Т. Ныокомом, Л. Фестингером, Ч. Осгудом и П. Танненбаумом. Их основной идеей является стремление человека к психологической согласованности своих когниций (убеждений, мнений, представлений о собственном поведении). Изменение установки будет происходить именно тогда, когда когниции человека в ситуации социального воздействия будут вступать в противоречие друг к другу. Через изменение «старых» установок возможно принятие новой информации, которая в свою очередь будет способствовать формированию аттитюдов, согласующихся с ней.

Когнитивный диссонанс в данном случае происходит потому, что выбранная альтернатива редко бывает целиком положительной, а отвергнутая - целиком отрицательной. Люди начинают всяческими способами подтверждать успешность своего выбора, например, ищут информацию, подчеркивающую правильность их решения, игнорируя негативную информацию. Эти действия соответственно могут уменьшить привлекательность отвергнутого объекта и (или) увеличить привлекательность выбранного, т.е. изменить аттитюды.

Одной из наиболее известных моделей регуляции социального поведения является теория иерархической структуры диспозиций личности В. А Ядова. В этой концепции диспозиций личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность вести себя в определенных условиях соответствующим образом Основная функция диспозиционной системы - психическая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отношении ближайших или более отдаленных целей, можно выделить несколько иерархических уровней поведения. При этом каждый из уровней диспозиций «ответствен» за регуляцию определенного уровня поведения.

Первый уровень - элементарные фиксированные установки - отвечает за регуляцию поведенческих актов - непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию.

Второй уровень - социальные установки (аттитюды) регулирует поступки личности.

Третий уровень - базовые социальные установки - регулирует уже некоторые системы поступков, составляющие поведение в различных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается системой поступков.

Четвертый уровень - ценностные ориентации - регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности.

Диспозиционная регуляция социальной деятельности может быть, описана следующей формулой: «ситуации» (= условия деятельности) - «диспозиции» - «поведение» (=деятельность).

Разработкой теории социализации личности занимались такие ученые, как Г. Тард, Т. Парсонс и др.

Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, навыки, умения, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Сущность социализации: (Г.М. Андреева)

Социализация -это двухсторонний процесс, включающий в себя:

· с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем всех вхождений в социальную среду, систему социальных связей;

· с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности.

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Становление личности осуществляется в трех сферах: 1. деятельности, 2.общении, 3. самосознании.

Общей составляющей всех трех сфер жизнедеятельности человека является процесс:

§ расширения,

§ умножения социальных связей индивида с внешним миром.

1. Деятельность – на протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. с освоением всё новых видов деятельности.

При этом у индивида происходит три важных процесса:

При этом у индивида происходит:

  • ориентирование в системе связей деятельности и между ее отдельными видами
  • центрирование вокруг главного и соподчинение всех остальных видов деятельности;
  • освоение новых ролей и осмыслене их значимости.

2. Общение в контексте социализации следует расматривать со стороны расширения и углубления, т.к. общение неразрывно связано с деятельностью.

Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже

Углубление общения – переход от монологического общения к диалогическому, т.е. более адекватное (точное) восприятие партнеров по общению

3. Самосознание – становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, который не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Процесс социализации м.б. понят только как единство изменений всех этих трех сфер.

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Принято выделять несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация – это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.

2 ) подражание – являющееся сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (манер, действий, поступков и т.д.);

3 ) внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4 ) социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (“фасилитация” означает “облегчение);

5 ) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении..

 

Так же относят процесс идентичности, который представляет собой отражение в сознании индивида его определяющие ее протекание.

СТАДИИ (этапы) СОЦИАЛИЗАЦИИ

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации.

Представим их подробнее.

  • Компромиссный подход, где в стадиях социализации учитываются как социологические, так и психоаналитические взгляды.

Как известно с точки зрения психоанализа, особое значения для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные не фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации в период именно юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятыми.

  • Социологический подход акцентирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности.

Примером социологического подхода является точка зрения Андреевой Г.М. основанием для классификации стадий социализации личности служит отношение к трудовой деятельности.

Принято различать:

1. дотрудовую, 2. трудовую, 3. послетрудовую стадии (этапы) социализации.

Данный подход односторонен или однолинеен.

1. Дотрудовая стадия социализации включает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и разделяется на два самостоятельных периода:

  • ранняя социализация от рождения до поступления в школу (период детства);
  • стадия обучения (имеется ввиду освоение принятой в данном обществе системы общих и обязательных для всех его членов знаний, навыков, умений, мировоззрения, стиля поведения и т.п.).

К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

Куда отнести ВУЗ? спорный вопрос

2. Трудовая стадия социализации включает период зрелости человека, весь период трудовой деятельности человека, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

3. Послетрудовая стадия социализации характеризуется разрешением проблем пожилого возраста, который рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Сущностным признаком данного этапа социализации является изменение типа активности личности в этот период.

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭРИКСОНА.

Концепция Э. Эриксона о наличии 8 возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности и завершению периода социализации, приобретения соц опыта.

С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий - результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит оттого, какова продолжительность его жизни.

Институты социализации – это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные и служебные коллективы и т.п.

Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Зависимость механизмов и институтов от хар-ра обществ. отношений

^ На дотрудовой стадиисемья, дошкольные детские учреждения, школа. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскульности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребёнка «образа – Я». Школа обеспечивает ученику систематическое образование, обязана подготовить человека к жизни в обществе. Школа расширяет возможности ребёнка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками.

Сверстники. Специфическая среда общения. Привлекательность её состоит в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда противоречит ему.

Вуз (студенческая группа).

^ На трудовой стадии – трудовой коллектив, организация.

 

Психология труда


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.