Выбор показателя и критерия эффективности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Выбор показателя и критерия эффективности

2017-06-02 269
Выбор показателя и критерия эффективности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В качестве показателя эффективности работы системы целе­сообразно выбрать среднюю прибыль, определяемую по формуле

, (1)

где – чистая прибыль, полученная в результате обслуживания одной заявки; C2(NK) - издержки обслуживания всех заявок, зависящие от числа кана­лов.

Разделим обе части равенства (1) на величину С, Получив следующее выражение для расчета показателя эффективности:

, (2)

где – средняя относительная прибыль.

Величину (отношение издержек обслуживания к чистой прибыли, полученной в результате обслуживания одной заявки) будем рассматривать как функцию числа каналов.

Предположим, что возможными вариантами этой функцио­нальной зависимости являются: а — линейная зависимость: б — возрастающая зависимость с положительной 2-й производ­ной и в — возрастающая зависимость с отрицательной 2-й произ­водной (рис. 1).

 

Рис. 1. Зависимость отношения от Nk:

а – первый вариант; б – второй вариант; в – третий вариант

 

Выберем второй вариант. Примем в качестве конкретной за­висимости издержек обслуживания от числа каналов следующую функцию:

. (3)

Итак, для расчета показателя эффективности будем исполь­зовать зависимости (2) и (3).

В качестве критерия выбора наивыгоднейшей структуры СМО примем оптимальное число каналов, обеспечивающее мак­симум средней относительной прибыли:

, (4)

где наивыгоднейшее число каналов.

 

Схемы алгоритмов модели

В качестве языка программирования для разработки ком­пьютерной модели рассматриваемого процесса выбран Visual Basic 6.0.

Общий вид стартовой формы показан на рис. 2. Видно, что она включает ряд объектов управления, среди которых имеются командные кнопки «Расчет», «Очистка» и «Выход». Это обстоятельство определяет структуру алгоритма процедур обработки прерываний, показанную на рис. 3.

После нажатия кнопки «Start» активизируется стартовая форма. С этого момента программа находится в режиме ожида­ния действий пользователя.

После нажатия кнопки «Расчет» производится вычисление показателя эффективности при заданных исходных данных.

 

Рис. 2. Макет стартовой формы

1 – текстовые поля; 2 – командные кнопки

 

При нажатии кнопки «Очистка» производится очищение текстового поля для вывода результата моделирования. Затем может быть произведено изменение исходных данных и проведение новых расчетов с использованием кнопки «Расчет».

 

 


Рис.3. Укрупненная схема алгоритма процедур обработки объектов

 

При нажатии кнопки «Выход» работа программы прекращается.

С кнопкой «Расчет» связана процедура, которая выполняе1 следующие действия.

Оператор 1 осуществляет перевод исходных данных из символьной формы в числовую. Оператор 2 обнуляет глобальную переменную SNОБС суммарное число обслуженных заявок. Оператор 3 начинает циклический перебор случайных реализаций. Оператор 4 в начале каждой случайной реализации обнуляет локальные переменные, к которым относятся: число заявок, поступающих в одной реализа­ции NZ число обслуженных заявок в каждом из имеющихся кана­лов NОБС.j (j = 1,Nk), начальные значения времени освобождена каналов
ТОКj (j = 1,Nk). Оператор 5 обращается к автономной процедуре формирова­ния потока заявок. В результате работы этой процедуры форми­руется массив значений времен:

где N3i — общее число поступивших заявок для i -й случайной реализации;

Оператор 5 является началом цикла обслуживания заявок. Оператор 7 производит выбор номера канала, который характе­ризуется наименьшим значением времени освобождения от обс­луживания заявки.

Оператор 8 обращается к автономной процедуре обслужива­ния очередной заявки. На выходе этой процедуры определяется число обслуженных заявок в выбранном канале NОБС(Jmin).

Оператор 9 служит для расчета суммарного числа обслужен­ных заявок во всех каналах и всех случайных реализациях.

После окончания цикла случайных реализаций оператор 10 выводит на экран значение выходной переменной – средней от­носительной прибыли по формуле

.

Схема алгоритма процедуры формирования заявок показана на рис. 4.

 


Рис. 4. Схема алгоритма процедуры формирования заявок

 

Оператор 1 устанавливает на нуль модельное время Т. Опера­тор 2 является началом цикла формирования заявок. Оператор 3 обращается к датчику случайных чисел, который вырабатывает возможное значение случайной величины z, равномерно распре­деленной в интервале (0,1).

Оператор 4 определяет возможное значение случайной вели­чины времени поступления очередной заявки при условии, что среднее время между соседними заявками равно ТЗ.СР. Оператор 5 проверяет условие окончания процесса формирования заявок.

Оператор 6 подсчитывает число поступивших заявок, поме­щает время поступления каждой заявки в специальный массив и изменяет модельное время Т.

Схема алгоритма процедуры обслуживания заявок показа на рис. 5.

 

 


Рис. 5. Схема алгоритма процедуры обслуживания заявок

 

Оператор 1 обнуляет время ожидания начала обслуживания заявки Тож и присваивает времени начала обслуживания Тн время поступления очередной заявки Г3(j 3).

Оператор 2 производит проверку занятости канала. Началь­ное значение времени освобождения канала TKOj приравнивается нулю в главном модуле в блоке обнуления локальных перемен­ных.

Если канал занят, то оператор 3 определяет время ожидания Тож как разность времени освобождения канала TKOj и времени поступления заявки T3(j3). Оператор 4 проверяет условие, что время ожидания T ож не превышает допустимого Тож m ах. Если это условие не выполняется, то управление передается на конец про­цедуры и заявка остается необслуженной.

Оператор 5 служит для коррекции времени начала обслужи­вания заявки. Оно теперь должно равняться времени освобожде­ния канала TKOj. Оператор 6 обращается к датчику случайных чи­сел с равномерным распределением в интервале (0,1), который вырабатывает возможное значение случайной величины z. Опе­ратор 7 определяет возможное значение времени окончания об­служивания заявки Т к.

Оператор 8 проверяет условия окончания периода обслужи­вания, а оператор 9 фиксирует тот факт, что данный канал будет занят до конца рабочего дня. Оператор 10 увеличивает на едини­цу число обслуженных заявок в j -м канале и фиксирует время ос­вобождения канала.

 

Пример решения задачи моделирования

Рассмотрим пример решения задачи исследования системы массового обслуживания с помощью разработанной имитацион­ной модели. Выберем следующие входные параметры:

• среднее время между заявками – Т3 ср = 9 мин;

• диапазон времени обслуживания – DTo6c = 12 мин;

• максимальное время ожидания – Тож.тах = 30 мин;

• период функционирования – Т кон = 5 ч;

• число случайных реализаций – Np= 5000.

Варьируемые переменные:

• средние времена обслуживания заявок – Гобс ср = 1; 1 1/2; 2; 3; 5 мин;

• число каналов обслуживания – NK = 1; 2; 3; 4; 5.

Результаты расчетов приведены на рис. 6.

 
 

 

 


Рис. 6. Зависимость СОТН.СР от числа каналов NК и среднего времени

между заявками ТЗ.СР

При выбранных исходных данных оптимальное число кана­лов, при котором достигается наибольшая прибыль, увеличива­ется с уменьшением среднего времени между заявками.


 

Приложение 2

ПРОГРАММА


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.