Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Современные задачи русских рабочих

2024-02-15 60
Современные задачи русских рабочих 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

(Письмо к петербургским рабочим кружкам)

Дорогие товарищи! Я получил приглашение сотруд­ничать в журнале «Рабочий» и охотно принимаю это приглашение, чтобы побеседовать с вами о задачах на­шей нарождающейся социал-демократии.

Я потому обращаюсь с письмом именно к вам — к кружкам рабочих, что у нас в России, как везде и всю­ду, социал-демократическая партия должна быть пар­тией по преимуществу рабочей. Это не значит, что соци­ал-демократическая партия должна отталкивать от себя людей из других классов общества. Такая исключитель­ность была бы совершенно несправедливой, создала бы ей целый ряд неудобств и даже поставила бы ее в почти безвыходное положение.

Называя ее партией рабочей по преимуществу, я хо­чу только сказать, что наша революционная интеллиген­ция должна идти с рабочими, а наше крестьянство должно идти за ними. При такой постановке вопроса на­ша социал-демократическая партия может сохранить свой рабочий характер, вовсе не впадая во вредную ис­ключительность.

После этой оговорки я прямо перехожу к вопросу о том, каковы современные задачи русских рабочих.

В чем заключаются эти задачи, задачи тех рабочих кружков, которые уже существуют в России и которые должны, постепенно умножаясь и расширяясь, составить грозную силу русской социал-демократии?

Одно из двух: или эти задачи фантастичны, придума­ны кем-нибудь из вас или ваших друзей, или они пред­ставляют собой прямой вывод из вашего современного положения. В первом случае все рассуждения о них бы­ли бы бесплодными и праздными, потому что на место одной выдумки всегда можно поставить другую, столь же интересную и привлекательную. Споры были бы бес-

152

«Рабочий». Газета «Партии русских социал-демократов». № 1, Январь 1885 г. Дом № 19/21 на Ропшинской улице. Ранее здесь находился деревянный особ-няк, где была типография «Партии русских социал-демократов».

конечны, и русская социал-демократия превратилась бы в общество фантазеров и болтунов, людей слова, а не дела. Но если ваши задачи вытекают изо всего вашего положения, то они определяются сами собою; из того, что есть, не трудно судить о том, что может и должно быть.

Едва ли нужно спрашивать о том, какой путь опре­деления задач рабочего класса лучше, серьезнее и осно­вательнее. Дело говорит само за себя, и хотя мы с вами можем ошибаться, как и все другие люди, но мы не мо­жем и не должны отказываться от попытки построить задачи русской социал-демократии на твердом фунда­менте действительности.

Что же представляет собою эта действительность? Каково ваше современное положение?

Во-первых, вы — рабочие, а во-вторых, вы — гражда­не или, так как граждан у нас пока нет, вы — обывате­ли русского государства.

В качестве рабочих вы продаете свою рабочую силу хозяину и обязаны трудиться на него с утра до вечера. Своим упорным, тяжелым, изнурительным трудом вы

153

другим создаете огромные богатства, а сами имеете лишь ту скудную заработную плату, которая не всегда достаточна даже для того, чтобы позволить вам восста­новить свои силы и предохранить своих детей от преж­девременного изнурения.

Но и эта скудная плата не целиком попадает в ваши карманы. Получивши ее от хозяина, вы должны еще платить из нее налоги и подати, которые поступают в государственную казну. В этом случае вы являетесь в качестве «обывателей», обязанных платить, не рассуж­дая о том, куда идут собранные с них деньги.

В качестве рабочих вы вступаете в договор с вашим хозяином. Вы обещаетесь работать, он обещается пла­тить вам известную сумму денег поденно или поштучно. Но вот ваш хозяин находит, что платить вам условлен­ную сумму ему невыгодно. Он вывешивает объявление, в котором доводит до вашего сведения, что с такого-то числа ваша поденная или поштучная плата будет пони­жена на столько-то. Вы не соглашаетесь на такое пони­жение и объявляете ему, что не станете работать. При­ходит назначенный день, фабрика или завод пустеет. Тогда хозяин идет в полицию и говорит, что вы «бунту­ете». На место действия спешат городовые, жандармы, казаки, многих из вас хватают, сажают в тюрьмы или высылают, а остальных насильно заставляют идти на работу. В этом случае вы опять-таки являетесь в качест­ве «обывателей», отданных в жертву полицейского про­извола и насилия.

В качестве рабочих вы испытываете теперь много­численные бедствия. Если вы задумаетесь о том, как из­бавиться от этих бедствий, если вы станете собираться и обсуждать ваше положение, если вы начнете читать книги, которые зовут вас на борьбу с вашими притесни­телями,— вас опять объявят бунтовщиками, вас будут обыскивать, арестовывать и жестоко наказывать по суду или даже без всякого суда, «административным поряд­ком». И в этом случае вас преследуют не как рабочих такой-то фабрики или такого-то завода, а просто как бесправных «обывателей», которым запрещено думать, как они хотят, и говорить, как они думают.

Во всем, мною сказанном, нет, как вы знаете по соб­ственному опыту, ни малейшего преувеличения. Напро­тив, изображая ваше положение лишь в общих чертах, я не мог коснуться многих таких подробностей, перед которыми побледнело бы все вышесказанное.

Но для моей цели довольно и сказанного. Уже из не-

154

го видно, что ваши задачи так же должны иметь две стороны, как имеет их ваше современное положение.

Вы должны бороться: во-первых, ради своего осво­бождения от гнета хозяев, от экономической эксплуата­ции, а во-вторых,— ради приобретения тех прав, которые положат конец полицейскому произволу и сделают из вас — пока еще бесправных обывателей — свободных граждан свободной страны. Другими словами, вы долж­ны бороться во имя политической свободы.

И не думайте, что эти две задачи могут быть отделе­ны одна от другой, что они могут быть решены порознь и независимо друг от друга.

Каждый из вас одновременно является и эксплуати­руемым рабочим, и бесправным обывателем. Поэтому и все вы в совокупности — весь русский рабочий класс — должны одновременно преследовать как политическую, так и экономическую цель. Вы должны одновременно стремиться низвергнуть как тех, которые являются его господами на фабрике, так и тех, которые полновластно распоряжаются теперь в русском государстве.

Одно немыслимо без другого. Без экономической не­зависимости вы никогда не будете в состоянии восполь­зоваться во всей полноте вашими политическими права­ми; без политических прав вы никогда не добьетесь эко­номической независимости. И если бы даже нашлось та­кое правительство, которое захотело бы и могло бы,— не давая вам политических прав, — обеспечить ваше ма­териальное положение, то вы все-таки были бы не более как сытыми рабами, хорошо откормленным рабочим ско­том. Ваше умственное развитие, ваше нравственное до­стоинство пострадали бы от этого даже более, чем те­перь, когда правительственный гнет толкает вас на борь­бу и наполняет негодованием ваше сердце.

Ваши западноевропейские братья давно уже поняли тесную взаимную связь названных задач. Они видят в своих политических правах могучее средство борьбы за экономическое освобождение и не променяют этих прав ни на какие подачки существующих правительств.

Мало того. Когда в 1878 году петербургские рабочие-социалисты организовались в «Северно-Русский рабочий союз», они также выразили в своей программе убежде­ние в том, что экономическое освобождение трудящихся неразрывно связано с их политическим освобождением 1, они думали так, несмотря на то что социалисты из так называемой интеллигенции говорили им, что рабочим во­все не следует интересоваться политическими вопроса-

155

ми,— до такой степени эта мысль естественно вытекает из всего положения рабочего класса, до такой степени основывается она на самой бесспорной действительности.

Если вы признаете — как я в этом уверен — справед­ливость этой мысли, то мы, сговорившись в главном, без труда сговоримся и в подробностях.

Мы знаем теперь, что перед русским рабочим клас­сом стоят две задачи: одна — экономическая, другая — политическая. Только разрешивши обе задачи, он до­стигнет своего социального (общественного) освобожде­ния, т. е. создаст новый общественный строй, удовлетво­ряющий все его потребности и не противоречащий ни­каким его интересам.

Чем же могут быть разрешены эти задачи?

Они могут быть разрешены только силой.

Современное правительство не даст вам доброволь­но политических прав; землевладельцы, фабриканты, за­водчики, банкиры — словом те, в руках которых скопля­ются теперь богатства, не откажутся добровольно от этих богатств и не передадут их добровольно в ваше распоряжение 2. Между тем вам необходимо как то, так и другое. Вам остается поэтому припомнить, что народ­ное благо есть высший закон, и во имя этого блага си­лой заставить ваших врагов сделать то, к чему вы не склоните их никакими просьбами, никакими увеща­ниями.

Итак, только силой можете вы добиться своего осво­бождения. Значит, вам нужна сила, нужно очень много силы. В чем же она заключается?

Сила рабочего класса зависит от трех условий: 1) от его сознательности, т. е. от ясного понимания того, к че­му он стремится; 2) от его сплоченности; 3) от его так­тики, т. е. от умения вовремя нападать на своих врагов и пользоваться каждой, даже и самой ничтожной, побе­дой для облегчения своих дальнейших действий.

Я не говорю о смелости, о той бесповоротной реши­мости во что бы то ни стало добиться своих целей, без которой нечего и начинать борьбу. Это четвертое усло­вие подразумевается само собою и может быть выраже­но русской пословицей: «волков бояться, так и в лес не ходить».

Рассмотрим каждое из этих условий.

В настоящее время огромное большинство крестьян и рабочих недовольны своим положением. Местами не­довольство это выходит наружу, ведет к так называе­мым «бунтам» и «беспорядкам» в среде крестьян и рабо-

156

чих. «Беспорядки» эти бесспорно вызываются теми ко­ренными недостатками современного общественного уст­ройства, устранения которых требуют социал-демокра­ты. Но сами замешанные в «беспорядках» рабочие и крестьяне не видят этих недостатков. Их недовольство обрушивается по большей части на какой-нибудь отдель­ный частный случай, на одно какое-нибудь «злоупотреб­ление» теми порядками, которые уже сами по себе, без всяких частных злоупотреблений, представляют вопию­щее зло. Правда, страдающие от малоземелья крестьяне приходят к той мысли, что земля должна быть отобрана от тех, кто не обрабатывает ее собственным трудом. Но дальше этого отобрания земли они ничего не видят и не знают, а ведь им нужно распоряжаться землею так, чтобы она опять не перешла в руки кулаков и эксплуа­таторов. Да и этого отобрания земли, этого «черного передела», крестьяне ждут от царя, который, разумеет­ся, никогда его не сделает. Следовательно, наши кресть­яне хотя и думают, что должен произойти важный пере­ворот во всех поземельных отношениях, но не знают ни — как надо сделать этот переворот, ни — кто его сде­лает. А это почти равносильно тому, что они ничего не знают. То же и с рабочими. Во время стачки 1878 г. на Новой Бумагопрядильне 3 (на Обводном канале) рабо­чие поговаривали между собою о том, что казна должна была бы отобрать фабрику и уж от себя вести все дело. В этой мысли есть некоторый зачаток истины. Фабрики действительно должны быть отобраны у частных вла­дельцев и перейти в собственность всего государства, ко­торое уж и будет ими управлять и заведовать. Но рабо­чие не знали ни того, как должно поступать государст­во с теми продуктами, которые будут производиться на отобранных фабриках, ни того, какое государство может все это сделать. Им казалось, что нынешнее государст­во, с царем во главе и со всем его чиновничеством, мо­жет это сделать. Они хотели только быть «казенными» рабочими, вместо того чтобы служить собственникам Бумагопрядильни. Но от такой перемены они ровно бы ничего не выиграли. Здесь опять недостаток сознатель­ности помешал им выставить настоящие, действительно важные требования. И так во всем.

Вот этот-то недостаток сознательности вы и должны устранять всеми возможными для вас путями. Более развитые рабочие должны помнить, что на них лежит огромный долг по отношению к их более темным брать­ям. Социалистическая пропаганда, т. е. распространение

157

социалистических мыслей и, как средство для этого, — распространение социалистических книг, брошюр и воз­званий (теперь у вас есть уже газета) 4, такая пропаган­да составляет прямую их обязанность. А так как в оди­ночку заниматься такими вещами неудобно, то вы долж­ны озаботиться созданием как можно большего числа социалистических кружков в своей среде. Такие кружки удесятеряют силы каждого из вас в отдельности.

Эти же кружки сослужат вам и другую службу. Они дадут вам возможность образовать в своей среде строй­ную, сплоченную организацию. Когда вы будете иметь такую организацию в Петербурге и Москве, когда сто­личные организации войдут в постоянные сношения с кружками в провинциях, когда будут многочисленны эти провинциальные кружки, — тогда вы станете такой прочной 5 революционной силой, какой у нас еще никог­да не бывало. Тогда у нас будет много частных успехов и недалек будет общий успех, первая, в высшей степени важная победа над вашими врагами.

Какой же именно успех, какая именно победа?

Я сказал уже вам, что ваша сила будет зависеть, между прочим, и от вашей тактики, т. е. от вашего уменья из каждого вашего успеха извлекать всю ту пользу, которую можно извлечь из него.

Остановимся прежде всего на уменье пользоваться своими успехами.

Вы задаетесь целью организовать социалистические кружки в своей среде. Вы будете иметь право сказать, что имеете успех, если кружки эти будут многочислен­ны, связаны между собою и приобретут влияние на остальную массу рабочих, не входящих в организацию. Спрашивается, как воспользуетесь вы этим успехом? Вы будете развивать в рабочей массе сознательное отноше­ние к ее современному положению и к ее задачам в бу­дущем. Вы будете распространять социалистические мысли, т. е. вести пропаганду, вы будете возбуждать не­довольство 6 против нынешних порядков, т. е. вести аги­тацию *. Это очень хорошо, необходимо и полезно, но это еще не все, что вы можете извлечь из вашего успе­ха. Если ваши кружки будут расти и развиваться, то неизбежно придет время, когда, кроме всего выше пе-

* Примечание ко второму изданию. Как видит читатель, мысль об агитации не была для нас ново-стью, когда по­явилась — в половине 90-х годов — брошюра по вопросу о ней («Об агитации») 7.

158

Димитр Благоев — один из осно­вателей «Партии русских социал-демократов».

речисленного, вы в состоянии будете извлечь из вашего успеха и другие важные выгоды. Какие, например?

В настоящее время ваши кружки организуются тай­но. За принадлежность к этим кружкам вам грозит стро­гое наказание; за каждую книгу, найденную у вас на столе, за каждое слово неудовольствия, высказанное от­крыто и громко, вас карают и преследуют. Вообразите теперь, что вы получили бы право вести ваше дело, ни от кого не скрываясь, что вам предоставлена была бы свобода слова, печати, сходок и всяческих обществ; представьте себе, что все то, что вы теперь делаете втайне, было бы так же законно, как покупка новой одежды или прогулка по Царицыну лугу. Не было ли бы это для вас огромным преимуществом? Не росли ли бы тогда ваши силы вдесятеро скорее? Представьте се­бе, кроме того, что у вас есть не только эти «отрица­тельные» права, что вас не только не преследуют за ва­шу пропаганду и агитацию, но что вы имеете также по­ложительное право участвовать — через ваших предста­вителей — в законодательстве, что вы свободно выбира­ете этих представителей, обсуждаете действия прави­тельства, открыто выражаете свое неудовольствие на не­го, отстаиваете проекты выгодных для вас законов. Разве все это не способствовало бы вашим дальнейшим успехам? Разве все это не давало бы вам новых сил в борьбе с врагами?

Конечно, да,— конечно, давало бы! Из союза тайных рабочих кружков вы превратились бы тогда, наконец, в

159

Руководители «Партии русских социал-демократов»: слева напра­во — Г. В. Хлопин, В. Г. Харитонов, H. A Бородин, внизу — В. А. Кугушев.

открытую рабочую социал-демократическую партию. А если это так, то вы сделали бы большую ошибку, не воспользовавшись силами своих тайных организаций для достижения этой цели.

Но как достичь ее? Хватит ли ваших сил на испол­нение такой важной задачи?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я напомню вам, что разумная тактика всякой партии требует, чтобы ее нападения на врагов совершались именно в моменты на­иболее благоприятные. Своевременность нападения в весьма значительной степени облегчает победу. Поэто­му мы и должны спросить себя, своевременно ли было бы для вас добиваться политических прав в настоящее именно время?

На этот вопрос, не колеблясь, отвечаю утвердитель-

160

но. Между вашими врагами, которые так часто соединя­ются против вас, между правительством и высшими классами нет единодушия. Царь 8 не хочет отказаться от своей деспотической власти, он не хочет поделиться ею с высшими сословиями. Он желает остаться полновласт­ным, абсолютным монархом, во что бы то ни стало со­хранить весь блеск, все азиатское величие своего сана. А между тем у него для этого нет ни силы, ни возмож­ности. Преследуемый революционерами, он уже не пра­вит страною, а думает только о том, как бы спасти свою жизнь от ударов революционеров. На деле вся власть перешла в руки кучки крепостников, ханжей или корыстолюбцев, думающих только о своей наживе.

Упиваясь своей минутной победой, не думая о завт­рашнем дне, эта кучка ханжей, корыстолюбцев и често­любцев потеряла всякий смысл и всякую меру. Она бьет направо и налево, не отличает друзей от врагов и мечта­ет о том, чтобы вернуться к временам крепостнического права. Но такой поворот невыгоден даже для огромной части лиц, принадлежащих к высшим классам. Они ви­дят, что эта реакционная политика правительства вре­дит их собственным интересам, и все более и более за­думываются о том, чтобы положить предел самовластью царских любимцев. Они хотят ограничить царскую власть, ввести у нас конституционное устройство. Чем более распространяется подобное стремление, тем более возрастает недовольство современным правительством, а следовательно, тем менее может это правительство рас­считывать на сочувствие и поддержку. А пока оно про­должает терять кредит в глазах высших классов, в гла­зах так называемого общества, все государственные де­ла приходят в упадок: долги растут, казна пустеет, а вместе с тем уменьшаются и средства ее пополнения. Все эти средства брались до сих пор с народа, но народ все более и более беднеет и скоро дойдет до такого по­ложения, что взять с него будет нечего. Тогда прави­тельству волей-неволей придется обратиться к обществу, чтобы с его помощью избавиться от необходимости объ­явить себя банкротом. Абсолютная монархия уступит место монархии ограниченной. Царь должен будет раз­делить свою власть с Земским собором, с Парламентом или вообще законодательным собранием, как бы его ни называли.

Вот этот-то раздор в лагере ваших врагов, вот эта-то необходимость ограничения царской власти и облегчит вам завоевание политических прав и политической сво-

           161

боды. Придет время, когда сами высшие классы будут просить вашей помощи в борьбе с царем, когда они са­ми будут толкать вас на борьбу за свободу. Но, пользу­ясь этим выгодным для вас обстоятельством, вы все-та­ки должны начать эту борьбу на свой собственный страх и для достижения своих собственных целей. Не забывай­те, что в политике нет благодарности, и если вы не бу­дете думать сами о себе, то другие будут думать о вас лишь до тех пор, пока им нужно будет пользоваться ва­шей силой. Но как только дело дойдет до выгод, прине­сенных борьбою, то высшие классы будут помнить толь­ко о себе, да разве еще о том, чтобы держать вас в узде и в повиновении. Но если вы будете сильны и сплочены, если вы сознательно пойдете к своей цели, то вы суме­ете отстоять свои права и не даром затратите свои силы.

Вы добьетесь тогда для всех вас, т. е. для всех кре­стьян и рабочих, права выбирать представителей в За­конодательное собрание и быть выбираемыми в такие представители, вы добьетесь свободы слова, печати, схо­док, собраний, образования рабочих обществ, короче, вы завоюете себе политические права и политическую свободу. А мы знаем уже, что такая удача была бы в высшей степени полезна для ваших дальнейших успехов.

Значит, разумная тактика требует, чтобы вы при пер­вой же возможности постарались завоевать себе поли­тические права и политическую свободу, а современное положение России показывает вам, что возможность эта очень недалека уже в настоящее время.

Недостаток места заставляет меня лишь кратко кос­нуться в этом первом письме того употребления, которое вы сделаете из своей политической победы 9. Но дело ясно и само по себе.

Опираясь на завоеванные вами права, вы сумеете также хоть немного улучшить свое материальное поло­жение. Ваши представители потребуют от Законодатель­ного собрания целого ряда экономических реформ в пользу бедных и трудящихся классов. Конечно, нельзя ожидать серьезных реформ от Собрания, в котором большинство будет состоять из представителей высших классов. Но, во-первых, вы все-таки получите таким об­разом несравненно больше, чем получили бы вы, сидя сложа руки. А во-вторых — упорство высших классов также пойдет вам на пользу, хотя и в другом отноше­нии. Оно возбудит неудовольствие народа, оно толкнет в ваши революционные ряды тех, которые, по своей сла­бости и нерешительности, надеялись на мирный исход,

162

на милосердие царя, на благоразумие высших классов. Оно послужит новым, самым убедительным доводом в пользу ваших идей, в подтверждение той истины, что полное освобождение трудящегося класса возможно бу­дет лишь тогда, когда класс этот захватит всю государ­ственную власть в свои руки и провозгласит республику социальную и демократическую.

Итак, что же вам предстоит теперь делать?

1) Развивать сознательность в среде ваших товари­щей, 2) организовывать и сплачивать их силы, 3) на­правлять эти силы на завоевание тех политических прав, которые дали бы вам возможность добиться некоторых экономических реформ уже в настоящее время, а глав­ное — облегчили бы вам вашу окончательную победу в будущем.

Ведите же настойчиво это дело! Мы живем накану­не важных событий, и русскому рабочему классу необ­ходимо явиться сознательным участником в этих собы­тиях, а не жалкой массой рабов, над которой не изде­вается только ленивый!

В следующем письме я поговорю о тех задачах, ко­торые открываются перед русской рабочей партией в будущем конституционном государстве.

Письмо второе

Дорогие товарищи!

В первом письме я сказал, что русские рабочие долж­ны бороться:

1) ради освобождения своего от гнета хозяев, от экономической эксплуатации;

2) ради приобретения тех прав, которые положат конец современному полицейскому произволу и сделают из них, пока еще бесправных обывателей, свободных граждан свободной страны, т. е. ради политических прав и политической свободы.

Ради этой двойной цели борются рабочие и в других образованных странах, ради нее устраивают они свои союзы, составляют особые партии, печатают книги, из­дают газеты и т. п.

Разница только в том, что так как борьба эта в дру­гих странах началась раньше, чем в России, то там ра­бочие уже добились многих из тех прав, за которые вам только предстоит начать кровавую борьбу с правитель­ством.

163

 

Автограф статьи Г. В. Плехано­ва «Современные задачи рус­ских рабочих (Письмо второе)».

Во Франции, например, совсем нет «государя»: ни царя, ни короля, ни императора. Франция — республи­ка. Законы издают в ней выборные от всего народа, приводят их в исполнение чиновники, из которых выс­шие, т. е. обладающие самой большой властью, опять-таки выбираются, правда, уже не всем народом, но его выборными. Каждый рабочий, достигший 21 года, име­ет право не только выбирать этих выборных, но и быть самому выбранным в народные представители, заседать в Законодательном собрании, может быть, рядом с тем самым капиталистом, у которого он перед этим работал на фабрике.

Кроме того, в той же Франции рабочие имеют право устраивать открытые союзы, собрания, издавать свои книги и газеты. Французская республика есть свободная страна.

Швейцарская республика пользуется всеми этими благами в еще большей степени. Там еще больше поли­тической свободы. Но, кроме того, интересы рабочего народа обеспечены там и другим образом. В каждой де­ревне существует прекрасная школа, в которую родите­ли обязаны отдавать своих детей. Благодаря этому обя­зательному образованию, там нет совсем неученых, не­грамотных, все умеют читать и писать, и все убеждены, что свободный народ должен быть образованным наро­дом. Те деньги, которые у нас идут на войско, расхища­ются царем и его чиновниками, употребляют там на на­родное образование.

164

Но и этого мало. Хорошее дело учить бедных детей в школах, устроенных на счет государственной казны. Но что, если эти дети голодны, если их родители не име­ют средств одеть их? Такие случаи возможны теперь везде, в Швейцарии так же, как и в России. Но разница в том, что между тем как наше императорское прави­тельство вовсе не заботится о народном образовании и вовсе не думает о бедных учениках, — в Швейцарской республике теперь уже поднимается вопрос о том, чтобы устроить школьные кухни, т. е. кормить бедных учеников в школах опять-таки за счет государства или, как гово­рят у нас, на казенный счет. Разница, как видите, и здесь не маленькая.

Однако и это еще не все. Если бы сравнили русскую податную систему, положим, с французской, сравнили бы, какую часть своего дохода отдает в виде налогов французский крестьянин или рабочий и какую часть от­дает русский, то увидели бы, что и в этом отношении народу живется гораздо лучше в тех странах, где есть политическая свобода. За границей просто не хотят ве­рить, что русский крестьянин отдает в казну часто все то или даже больше того, что получает он со своего на­дела.

У нас еще только недавно издан закон, по которому подростки от [12] до [15] лет не должны работать на фабриках более [8] часов 10. В Швейцарии есть закон, по которому взрослые рабочие не должны работать больше одиннадцати часов в сутки.

Вы видите, дорогие товарищи, что за границей рабо­чие уже теперь имеют гораздо больше прав, чем у нас (в России). Мы далеко отстали от других образованных народов, и нам нужно поскорее догонять их. Нам нуж­но поскорее завоевать себе политические права и поли­тическую свободу.

<...поскорее ограничить власть «Его величества» властью народных представителей, а то и вовсе покон­чить с «Государем императором» и провозгласить Рос­сийскую республику.

Но что значит завоевать себе политические права и политическую свободу? Это значит составить из себя такую грозную силу, которой поневоле уступили бы ва­ши враги...> 11

Эти права и эти свободы должны быть обеспечены законом, и притом так, чтобы те законы, в которых вы­ражаются ваши права и ваша свобода, были самыми главными, основными законами русского государства,

165

чтобы они были меркой, которой мерились бы все дру­гие законы, чтобы не мог быть издан никакой закон, на­рушающий ваши права и вашу свободу.

Такие основные законы составляют то, что называет­ся конституцией; значит, вам нужно добиваться консти­туции и требовать, чтобы эта конституция обеспечила ваши права и вашу свободу.

Какие же права? Мы отчасти уже видели это, когда сравнивали положение рабочего народа в России с по­ложением его за границей.

Во-первых, вам нужно положить конец абсолютной (т, е. неограниченной) монархии...12


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.