История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2024-02-15 | 65 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Г.В. ПЛЕХАНОВ
РУССКИЙ РАБОЧИЙ
В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ
Статьи 1885—1903 гг.
ЛЕНИЗДАТ 1989
63.3(0)53 П38
Институт истории партии Ленинградского обкома КПСС — филиал Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС
Составители:
доктор исторических наук И. Н. КУРБАТОВА, кандидат исторических наук В. А. УЛАНОВ
Рецензент кандидат философских наук М. В. Конкин
Редактор кандидат исторических наук Ю. А. Прохватилов
0902020000-320 11 М171 (03)—89 41-90
ISBN 5-289-00710-5
© И. Н. Курбатова, В. А. Уланов,
составление, комментарии, 1989
© И. Н. Курбатова, вступительная статья, 1989
ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ
Выпуском сборника историко-революционных статей первого русского марксиста Г. В. Плеханова Институт истории партии Ленинградского обкома КПСС и Лениздат открывают серию публикаций под рубрикой «История КПСС и российской социал-демократии». Цель этих публикаций — обращение к истокам истории партии как науки, т, е. к произведениям первых историков социал-демократии и большевизма, которые были не только архивно-кабинетными исследователями, но и современниками и активными участниками описываемых событий.
Как известно, основатель и вождь большевистской партии В. И. Ленин был и первым ее историком, основоположником историко-партийной науки, В серию войдут некоторые работы из ленинского историко-партийного наследия, в том числе подробно комментированное издание книги «Что делать?», в которой впервые четко выражен именно историко-партийный аспект.
Историография КПСС развивалась параллельно с ее живой историей и прошла сложный и весьма противоречивый путь, отражающий столь же непростой путь развития самой партии.
Несомненную историографическую ценность для истории КПСС как науки представляет литературное наследие таких известных соратников В. И. Ленина, как В. А. Антонов-Овсеенко, А. С. Бубнов, Н. И. Бухарин, Г. Е. Зиновьев, М. И, Калинин, Л. Б. Каменев, Н, К. Крупская, О. В. Куусинен, Е. А. Преображенский, И. А. Пятницкий, К. Б. Радек, Д. Б. Рязанов, Я. М. Свердлов, И. И. Скворцов-Степанов, М. В. Фрунзе, А. Г. Шляпников и др. Определенный интерес в этой связи представляют и историко-революционные работы Л. Д. Троцкого, более шестидесяти лет подвергавшиеся у нас замалчиванию или априорной критике, а также некоторые сочинения И. В. Сталина. Труды как Троцкого, так и Сталина особенно нуждаются в современном научном комментировании.
|
3
Еще в дооктябрьский период внесли существенный вклад в создание научной истории партии, в становление историографии истории КПСС большевистские историки Н. Н. Батурин, В. В. Боровский, М. Н. Лядов, М. С. Ольминский, М. Н. Покровский. В первые послереволюционные годы историко-партийная наука пополнилась такими крупными именами, как В. В. Адоратский, В. А. Быстрянский, В. Владимирова, М. С. Волин, В. Г. Кнорин, О. А. Лидак, В. И. Невский, Н. Н. Попов и др.
Пришло время переиздать и включить в сферу научного исследования и работы небольшевистских историков российской социал-демократии и рабочего движения (В. П. Акимов, П. Б. Аксельрод, Н. Валентинов, Ф. И. Дан, В. И. Засулич, Л. Мартов, А. С. Мартынов, А. П. Потресов, Д. Ф. Сверчков, Н. Н. Суханов, К. М. Тахтарев и др.).
Научно комментированная публикация работ упомянутых здесь авторов и других трудов, написанных до начала 30-х гг., явилась бы весомым вкладом в дело возрождения нашей историко-партийной науки, которая в 1938 г. была низведена до антинаучной сталинской моносхемы «Краткого курса истории ВКП(б)» и, сумев после XX съезда КПСС лишь частично и ограниченно выйти за рамки этой тлетворной схемы, до сих пор еще окончательно не избавилась от ее сковывающего влияния.
Перспективный план серии «История КПСС и российской социал-демократии: обращаясь к истокам» находится в стадии доработки. Институт истории партии Ленинградского обкома КПСС и Лениздат были бы благодарны историкам, всем своим читателям за конструктивные предложения.
|
Г. В. ПЛЕХАНОВ — ИСТОРИК РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
В истории российского освободительного движения, богатой выдающимися людьми, есть имена, которые являются вершинами, олицетворением, символом подвижнической жизни и работы ума лучших представителей своего поколения, своего народа. Среди них имена А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. В 1913 г. В. И. Ленин писал, что русская демократическая, передовая культура характеризуется именами Чернышевского и Плеханова 1.
На траурном митинге, устроенном Петроградским Советом рабочих и красноармейских депутатов 9 июня 1918 г., посвященном памяти умершего 30 мая Г. В. Плеханова, М. И. Калинин говорил:
«Смерть Георгия Валентиновича Плеханова вселила глубокую печаль в сердца русских марксистов. В период беспросветной реакции, во времена, когда рядовому рабочему с большим трудом и страшными усилиями приходилось приобретать даже первоначальную грамотность, в рабочих кругах уже вращались подпольные издания, принадлежавшие перу Георгия Валентиновича. Эти произведения открывали новый мир рабочему классу, они звали его на борьбу за лучшее будущее, они учили в ясной, простой, для всех доступной форме основам марксизма, несокрушимой вере в конечную победу идеалов рабочего класса, они воспитали уверенность, что все препятствия и трудности по пути к этим идеалам будут легко сметены организованным пролетариатом. Каждое поражение рабочего класса есть только поражение временное, часто вызывающее новый натиск, еще более мощный, на строй капитализма.
Чем являлся Н. Г. Чернышевский для русских разночинцев шестидесятых годов, тем же служил и Георгий Валентинович для рабочего класса нашего поколения»2.
Эти мысли Калинина особенно важны для понимания места Плеханова в революционном движении России, поскольку
5
они высказаны одним из старейших членов партии большевиков, рабочим по профессии, участником революционных кружков в столице с середины 90-х гг.
Теоретическое наследие Плеханова велико по объему. Его использованием и исследованием занимаются советские и зарубежные политики и ученые с первых лет после его смерти. Но и при жизни Плеханова по его работам учились, с ними спорили или солидаризировались, их цитировали или опровергали.
|
Наибольший вклад в анализ деятельности и творчества Плеханова внес В. И. Ленин, который высоко оценивал теоретическую деятельность Плеханова как крупного теоретика марксизма, чьи труды, особенно по философии, являлись лучшими во всей международной литературе марксизма 3. Ленин ценил Плеханова и как практика революционного движения — основателя и руководителя группы «Освобождение труда», одного из создателей Российской социал-демократической рабочей партии, избранного на ее II съезде председателем Совета партии, ценил за его деятельность в борьбе против оппортунистических течений в рабочем революционном движении в России и за рубежом. И хотя пути Ленина и Плеханова в октябре 1914 г., когда Плеханов выступил в Лозанне с докладом о войне, окончательно разошлись (до этого они с ноября 1903 г. то сходились, то расходились), Ленин продолжал внимательно наблюдать за его деятельностью, неоднократно высказываясь по поводу его работ и выступлений. В ноябре 1918 г., через 5 месяцев после смерти Плеханова, Ленин отмечал, что Плеханов был революционным марксистом вплоть до первой мировой войны 4.
Располагая ленинским анализом деятельности Плеханова, ленинскими оценками почти всех его основных работ, наши ученые тем не менее не всегда адекватно истолковывают плехановское наследие, а некоторые до сих пор в той или иной степени искажают действительную картину. Правда, в большей мере это относится к книгам и статьям, написанным до 1956 г., когда под влиянием сталинских высказываний 20 — 30-х гг. и особенно «Краткого курса истории ВКП(б)» взгляды и деятельность Плеханова искажались порой до карикатурного вида (вспомним хотя бы его пресловутый «уход в кусты» на стр. 97 «Краткого курса»).
После празднования 100-летия со дня рождения Г. В. Плеханова в декабре 1956 г. в плехановедении, как и во всей жизни страны и науки, наступили перемены к лучшему. Появилось немало работ, в которых исследование наследия Плеханова проводилось на подлинно научном уровне, с Плеханова сняли некоторые несправедливые обвинения (о зарож-
|
6
дении меньшевизма в его взглядах в период группы «Освобождение труда» и др.), были введены в науку многие документы, глубоко изучены отдельные стороны творчества Плеханова 6. Но это была всего лишь «оттепель», которая к тому же время от времени сменялась «заморозками», возвратом к недооценке роли Плеханова, к искажению его деятельности. До сих пор встречаются работы, где Плеханова упорно называют только пропагандистом марксизма, игнорируя тот факт, что его главная заслуга — теоретическая разработка марксизма, и особенно проблемы применения марксизма к России. В других работах Плеханова считают революционным марксистом только до октября 1903 г., утверждая, что после этого он перестал быть таковым и т, д. Перечислять эти работы и все несправедливые упреки в адрес Плеханова пришлось бы долго 6. Настало время многое из этих ошибочных утверждений пересмотреть, отвергнуть и дать верную оценку деятельности Плеханова вообще и отдельным моментам его творчества.
Наименее изучены в творческом наследии Плеханова его исторические взгляды. Вклад Плеханова в марксистскую историографию, в разработку теоретических проблем философии истории, социологии более изучен, чем его вклад в непосредственное исследование отечественной и зарубежной истории. Немногие из работ советских историков раскрывают тему: Г. В. Плеханов — историк России 7. Специальной работы, посвященной анализу вклада Плеханова в историографию рабочего движения в России, не существует. А роль Плеханова в изучении этой проблемы, одной из ключевых в истории нашей страны, заслуживает серьезного внимания и имеет безусловно актуальное значение.
Плеханов как историк-марксист рабочего движения России был первопроходцем. Впрочем, в этой роли ему пришлось выступать по многим проблемам, так как он был первым марксистом России и в связи с этим ему пришлось первому теоретически осмысливать с точки зрения научного социализма весь опыт российского освободительного движения и прокладывать путь для развития революционной борьбы по законам марксизма именно как рабочего движения.
Для того чтобы лучше понять статьи Плеханова, вошедшие в данный сборник, и его вклад вообще в изучение истории рабочего движения России, обратимся к его биографии. Но надо иметь в виду, что биография Плеханова состоит не только из событий и практических действий — организации стачек, побегов от полиции, встреч с теми или иными деятелями, участия в съездах и конференциях, но и из его плодотворной деятельности по выработке марксистского мировоз-
|
7
Отец — Валентин Петрович Плеханов. | Мать — Мария Федоровна Плеханова. |
зрения, созданию марксистских произведений, т. е. из той революционной теоретической работы по распространению марксизма в России, которая и является его главной заслугой перед победившим пролетариатом. При изложении этих сведений мы будем частично опускать взгляды Плеханова на историю и роль рабочего класса России в революционном движении, изложив этот материал после его биографии.
Георгий Валентинович Плеханов родился 11 декабря (нов. ст.) 1856 г. в селе Гудаловке (ныне Плеханово) Липецкого уезда Тамбовской губернии. Отец — Валентин Петрович был мелкопоместным потомственным дворянином, отставным штабс-капитаном. Семья по сравнению с другими дворянскими семьями была бедной. Гудаловскому помещику принадлежало всего около 100 десятин земли и старый дом, крытый соломой, в большом парке. После смерти первой жены, от которой в живых осталось семь детей, он женился на гувернантке Марии Федоровне Белынской 8, которая подарила мужу еще семь детей, старшим — и самым любимым — был Георгий. Несмотря на жесткую экономию и умелое хозяйствование, с деньгами всегда было трудно. В конце жизни В. П. Плеханов купил дом в Липецке 9 из пяти небольших комнат с участком и амбаром, для того чтобы сдавать его внаем и тем поправить материальное положение семьи. Плехановы во время приездов в уездный город и потом, после
8
пожара в Гудаловке, когда сгорел их дом, жили в амбаре, который переоборудовали под жилье.
Плеханов, как и все его братья — сыновья отставного военного, учился в Воронежской военной гимназии. После окончания ее в 1873 г. его привезли в Петербург и определили в Константиновское артиллерийское училище, где он пробыл всего четыре месяца и подал рапорт с просьбой освободить его от воинской службы по состоянию здоровья. Сделал это он с согласия матери — отец недавно умер, а мать знала о нежелании своего первенца делать военную карьеру. Прожив несколько месяцев среди родных, Плеханов подготовился к поступлению в Горный институт, куда был принят в 1874 г. Одновременно с упорной учебой по специальности он начал принимать все большее участие в революционной деятельности и увлеченно изучать книги по философии, истории, политэкономии. В 1875—1876 гг. он путем самообразования освоил основы этих наук, а чтение нелегальной и полулегальной литературы, которой он увлекался еще в гимназии, сформировало его мировоззрение революционера-народника и привело к мысли отдать всю жизнь борьбе за счастье трудящегося народа своей страны. Знакомство с передовыми рабочими и деятелями революционных кружков, за плечами многих из которых были тюрьмы и ссылки, не давало ему возможности спокойно заниматься в институте, заставило забыть о карьере горного инженера.
6 декабря 1876 г. народники-землевольцы провели демонстрацию у Казанского собора, в которой приняли участие студенческая молодежь и передовые рабочие. Плеханов был одним из организаторов этой первой в России политической демонстрации и по поручению организации выступил на ней с речью, где призывал к свержению самодержавия, «убивающего лучших людей России», в том числе Н. Г. Чернышевского. После нападения на демонстрантов полицейских сил Плеханову удалось скрыться. С этого дня он перешел на нелегальное положение, стал профессиональным революционером. В революционных кругах его тогда звали «Оратор».
В своих статьях, которые Плеханов начал печатать в нелегальных органах с 1877 г., он отстаивал идеи утопического социализма народников, хотя и тогда особое внимание обращал на роль рабочего класса в революционном движении. Да и на практике ему пришлось в это время в основном вести работу среди пролетариев Петербурга — проводить занятия в кружках, помогать в организации забастовок, писать и распространять листовки, быть связным и т. д. Ему удалось продержаться три года, несмотря на постоянную слежку полиции и три случайных кратковременных ареста.
9
Мемориальная доска на здании ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. | Императорская Публичная библиотека (ныне — Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). |
Этот опыт вдохновлял Плеханова все последующие годы жизни, помогал ему осмысливать сведения о рабочем движении в России. Анализ с марксистских позиций рабочего движения 70-х гг. в Петербурге Плеханов сделал в своем мемуарном очерке «Русский рабочий в революционном движении»,
10
который является центральным материалом настоящего сборника.
В январе 1880 г. Плеханов вынужден был нелегально уехать за границу, поскольку полицейские осведомители ходили за ним буквально по пятам. Кроме того, ему было необходимо изучить недоступные в России книги. Он до последнего момента приходил по фальшивому документу читать в Публичную библиотеку (о которой навсегда сохранил самые теплые воспоминания), но в ней отсутствовали или не выдавались многие книги по революционному движению в Западной Европе, книги тех мыслителей, которые его в первую очередь интересовали. К этому времени Плеханов считался теоретиком сначала партии «Земля и воля», а после ее раскола — организации «Черный передел».
В Женеве, где была многочисленная колония политических эмигрантов из России и где можно было жить некоторое время в кредит, собрались единомышленники Плеханова по «Черному переделу» — В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л, Г, Дейч, Я. В. Стефанович (который в том же году вернулся в Россию, был там арестован и сослан на многие годы в Сибирь), В. Н. Игнатов. Туда же приехала его фактическая жена Р. М. Боград (брак они оформили только в 1909 г.), с которой он вскоре уехал в Париж, где они прожили почти год.
Плеханов приехал в Париж не любоваться красотами «столицы мира» — не до этого было. Его занимала неотступная мысль о необходимости найти выход из идейного тупика, в котором оказались обе революционные организации — «Народная воля», отдававшая главные свои силы подготовке террористических актов, и «Черный передел», толкующий в рабочих кружках о революционных возможностях крестьянства.
В Париже он близко сошелся с патриархом революционного народничества Петром Лавровичем Лавровым, пользовался его богатейшей библиотекой, жадно слушал рассказы о встречах с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Вместе с молодой женой он посещал собрания парижских пролетариев и немецких социал-демократов, которые жили в столице Франции в политической эмиграции, изгнанные «исключительным законом» из Германии, встречал возвращенных из ссылки в Новой Каледонии коммунаров во главе с легендарной Луизой Мишель. В этот год Плеханов познакомился с зятем К. Маркса Полем Лафаргом и почти подружился с другим деятелем социалистического движения Франции — Жюлем Гедом. Как интересно, интенсивно они все жили в то время, несмотря на тяжелейшую материальную нужду, часто без еды, без крыши над головой, без гроша в кармане! Но 21 мая 1881 г. у Пле-
11
Розалия Марковна Боград. | Петр Лаврович Лавров. | Георгий Валентинович Плеханов. |
хановых родилась дочь Лидия. Уж ее-то одними интересными разговорами не прокормишь. На первый гонорар за статью в «Отечественных записках», куда его рекомендовал П. Л. Лавров Н. К. Михайловскому, купили самое необходимое, расплатились с долгами и вернулись в Швейцарию, сначала в Божи под Клараном, а потом опять в «дешевую» Женеву. Плеханов в Швейцарии продолжал изучение произведений
12
К. Маркса, Ф. Энгельса, их предшественников, последователей, противников. С конца 1881 г. он начал работать над переводом на русский язык «Манифеста Коммунистической партии», что сыграло в его жизни огромную роль. Глубокое проникновение в мысли авторов «Манифеста» помогло ему лучше понять не только их другие произведения, но и историю революционного движения в Западной Европе, а также по-новому взглянуть на экономическое развитие России и на перспективы ее рабочего движения. Плеханов в этот период понял, что все основные положения научного социализма вполне применимы к России. А ведь до него революционные народники, даже лучшие из них, превосходно знавшие не только произведения Маркса и Энгельса, но и самих авторов, не стали марксистами. По меткому выражению Плеханова, «философско-историческая часть учения Маркса осталась для них непрочитанного главою любимой книги» 10. Ближе всех к пониманию марксизма подошел Г. А. Лопатин, но считать, что он уже стал марксистом и даже «сделал попытку на деле применить марксизм для решения назревших задач буржуазно-демократического преобразования страны» 11, на наш взгляд, неверно.
Плеханов, по его собственному утверждению, стал марксистом в 1882 г.12 В мае этого года вышел его перевод «Манифеста» с предисловием авторов, написанным по просьбе П. Лаврова. В своем предисловии Плеханов писал: «...вместе с другими сочинениями его авторов «Манифест» открывает новую эпоху в истории социалистической и экономической литературы — эпоху беспощадной критики современных отношений труда к капиталу и, чуждого всяких утопий, научного обоснования социализма» 13.
Но как трудно было решиться заявить о своем разрыве с прежними взглядами и начать идейную борьбу со своими прежними единомышленниками, утверждая, что идеи, под знаменем которых сражались с самодержавием лучшие русские люди, во имя которых гибли на виселицах, в царских казематах, страдали в тюрьмах и ссылках,— ошибочны и не могут привести к победе! К тому же надо было вступить в полемику и с самими основоположниками марксизма, которые в то время видели в «Народной воле» единственно реальную силу, способную бороться за свержение царского самодержавия, и допускали (правда, условно и с оговорками) возможность особой роли крестьянской общины в строительстве будущего общества.
Но Плеханов не побоялся пойти против течения. К тому же у него были единомышленники. Из «бывших чернопередельцев» вслед за Плехановым и под его влиянием револю-
13
В. И. Засулич. | Л. Г. Дейч. | |
В. Н. Игнатов. | П. Б. Аксельрод. | |
ционными марксистами стали еще четыре человека — П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов. Их было сначала пять революционеров, имена которых были уже хорошо известны в революционных и прогрессивных кругах России, а фотографии и приметы — в канцеляриях царской охранки. За плечами у всех был значительный опыт нелегальной деятельности, они уже имели горький опыт тюрем, ссылок, эмиграции.
25 сентября 1883 г. эта группа единомышленников заявила о разрыве с народничеством и образовании социал-демократической группы «Освобождение труда». Заявление «Об издании „Библиотеки современного социализма"» написал Плеханов (примечание к документу составил Дейч), там были определены задачи новой революционной организации. Ближайшая цель, которую они поставили перед собой, — борьба с самодержавием и организация в России партии рабочего класса с программой, основанной на идеях научного социализма. Небольшая группа поставила перед собой грандиозную задачу: пропаганда идей марксизма в России и доказательство применимости их к социально-экономическим условиям страны. Это предполагалось сделать при помощи издания на русском языке важнейших трудов Маркса и Энгельса, произведений российских авторов, в которых содержалась бы «критика господствующих в среде наших революционеров учений и разработка важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России» 14.
Для осуществления этих задач была издана брошюра Г. В. Плеханова «Социализм и политическая борьба», которую он начал писать еще до образования группы. В ней были изложены основные идеи «русского марксизма», которые в дальнейших трудах Плеханова и его единомышленников последовательно развивались. Позднее В. И. Ленин писал, что значение брошюры Плеханова «Социализм и политическая борьба» (и написанной им через год книги «Наши разногласия») состоит в том, что он «указал русским революционерам их задачу: образование революционной рабочей партии, ближайшей целью которой должно быть низвержение абсолютизма» 15. Работу «Социализм и политическая борьба» В. И. Ленин назвал первым profession de foi (исповеданием веры) русского социал-демократизма 16.
От членов группы «Освобождение труда» отвернулась русская политическая эмиграция, их обвиняли в теоретической несостоятельности, в измене народническим идеалам, в отступничестве, в предательстве, Даже П. Л. Лавров, ранее так высоко ценивший литературный талант и революционные за-
13
Произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, переведенные и изданные группой «Освобождение труда».
Произведения Г. В. Плеханова.
Гравюра с горельефа бельгийского скульптора В. Велле «Жертва труда», которая находилась в комнате Г. В. Плеханова в Женеве.
слуги Плеханова, в рецензии на брошюру называл Плеханова «господином». Ожесточенность нападок на группу «Освобождение труда», и особенно на Плеханова, со стороны революционных народников усилилась после выхода книги «Наши разногласия» (1885 г.), в которой был дан анализ экономического и социального развития послереформенной России по пути капитализма. На этой базе программные положения народничества были подвергнуты беспощадной критике, автор подводил читателей к выводу: «Бакунизм и народничество как революционные учения отжили свой век...» 17
Все издания группы «Освобождение труда» набирались и верстались в наборне, приобретенной в рассрочку у русского эмигранта А. Д. Трусова на деньги члена группы В. Н. Игнатова и его родных. Но после набора их надо было передавать для печатания и брошюровки в женевские типографии, что стоило немалых денег. Однако главную статью расхода составляла оплата контрабандистов, перевозивших тюки с литературой в Россию.
Несмотря на все эти трудности, члены первой марксистской организации издали с мая 1882 г. (еще до образования группы были изданы «Манифест Коммунистической партии» и работа Маркса «Наемный труд и капитал») и до сентября
1900 г.— 24, а если считать переиздания — 30 произведений
18
К. Маркса и Ф. Энгельса целиком и в отрывках 18. За это же время в нелегальной типографии в Женеве (с 1894 г. она считалась типографией «Союза русских социал-демократов за границей», созданного по инициативе группы «Освобождение труда») было выпущено 84 названия печатной продукции — книги, сборники, листовки, написанные членами группы или под их редакцией 19. Среди них важное место занимают произведения В. И. Ленина 20, которые были изданы (или переизданы) значительными тиражами и доставлены в Россию.
И эту огромную работу делали, главным образом, три человека, так как двоим членам плехановской группы не довелось до конца принять в ней участие. В 1884 г. Дейч был арестован на германской границе при попытке отправить в Россию транспорт марксистской литературы, выдан царской полиции и осужден на каторгу и ссылку в Восточную Сибирь, откуда бежал лишь в 1901 г. В 1885 г. умер от чахотки тяжело болевший последние годы В. Н. Игнатов.
Георгий Плеханов, Вера Засулич, Павел Аксельрод были не только единомышленниками, понимавшими друг друга с полуслова, но и близкими друзьями.
Плеханов и Аксельрод были на «ты», только ему — Павлу — писал Плеханов отчаянные письма в особо тяжелые периоды своей болезни (он с 1887 г. и до конца жизни страдал туберкулезом легких), когда, казалось, не было надежды на выздоровление, болезней жены и детей (у Плехановых в 1883 г. родилась дочь Евгения, а в 1889 г.— Мария), когда их выселяли из квартиры и нечего было есть, после смерти Машеньки в 1894 г. Тогда Павел, забыв про свои собственные беды — смертельную длительную болезнь жены, скудное существование всей многочисленной семьи на доходы от маленького кефирного заведения, помогал другу и ободрял его.
С Верой Засулич отношения были иного рода. Она была окружена ореолом «героической гражданки», как называл ее Энгельс, пользовалась огромной популярностью среди российской и зарубежной прогрессивной интеллигенции, возникшей после ее выстрела в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова и оправдания ее судом присяжных. В. И. Засулич стала активной противницей тактики индивидуального террора. Она жила как аскет — плохо одевалась, плохо питалась и совсем не тяготилась этим. Немолодая по меркам того времени (в 1883 г. ей было 34 года), вечно больная (бронхиты, лихорадка, бессонница), Вера Ивановна после ареста Дейча, который был ее гражданским мужем, чувствовала себя очень одинокой. Она была дружески привязана к Плеханову как к человеку, который в огромной степени способствовал ее интеллектуальному росту, чей блестящий ум
19
и высокая нравственность революционера делали его ведущим в этой дружбе.
Вера Засулич была выдающейся личностью, разносторонне образованным человеком (достигнув этого самообразованием), обладала способностью проникать в глубь, в сущность вещей, знала и любила философию. И в то же время она была по-женски незащищенной перед политическими интригами в эмигрантской среде, уповая при их обострении лишь на опыт и волю своего более умудренного в этих делах товарища.
Произведения В. И. Засулич 21, ее письма, написанные в особой манере, и теперь читаются с интересом и эстетическим наслаждением. Вера Ивановна помогала Плеханову в его работе — делала для него выписки, переписывала черновики, а он редактировал ее переводы и сочинения. Но главное — они могли на равных обсуждать теоретические проблемы и практическую деятельность.
Дружба и единомыслие членов группы «Освобождение труда» продолжались до августа 1903 г., когда Л. Г. Дейчем на II съезде РСДРП было объявлено о прекращении ее деятельности и когда пути ее членов разошлись: Плеханов поначалу выбрал дорогу вместе с Лениным, которая стала называться большевистской, а Засулич, Аксельрод и Дейч стали меньшевиками. И когда после трех месяцев переговоров Плеханов кооптировал в редколлегию «Искры» всех прежних редакторов, в том числе П. Б. Аксельрода и В. И. Засулич (что он имел право сделать согласно Уставу), дружеские отношения между бывшими членами группы «Освобождение труда» так и не восстановились. Они остались во многом единомышленниками, но перестали быть друзьями.
Но до 1903 г. в жизни Плеханова произошло много событий. Кроме написания книг и статей он вел практическую революционную работу — устанавливал и поддерживал связи с возникшими в России социал-демократическими организациями, читал лекции по истории революционного движения, по марксистской философии и выступал в полемике на лекциях идейных противников — сначала народников, в конце 90-х гг.— «экономистов», в начале XX в.— эсеров.
Плеханов много делал для пропаганды русской социал-демократии среди деятелей международного рабочего движения, объединившихся в 1889 г. в Париже во II Интернационал. Его личные встречи, переписка, публикация работ в журналах и газетах социалистического направления имели большое значение для ознакомления всего передового человечества с социально-экономическим положением России. Он писал о бесправном положении народа, о бесчинствах царских властей и полиции и, наконец, о развивающемся рево-
20
люционном движении — о стихийных и руководимых социал-демократами забастовках и демонстрациях. Выступления Плеханова на конгрессах II Интернационала, написанные им доклады показывали, что пролетариат России является полноправным участником международного рабочего движения.
Этой активной деятельности Плеханова очень мешали в 80-e — начале 90-х гг. материальная нужда, болезни его и близких и политические преследования. Даже швейцарская полиция, подстрекаемая царским правительством, добилась от кантональных властей решения о высылке из страны Плеханова и Засулич по ложному обвинению в подготовке террористических актов. С марта 1889 г. по июль 1894 г. они жили во Франции в городе Морне — недалеко от Женевы. А потом и оттуда — теперь уже из-за преследований французской полиции — пришлось тайком переехать в Лондон. Многочисленные деловые и дружеские встречи с Фридрихом Энгельсом (Плеханов был лично знаком с ним с 1889 г., Засулич — с 1893 г.), обсуждение с ним вопросов философии, экономики, перспектив рабочего движения скрашивали для двух изгнанников пребывание на чужбине.
В ноябре 1894 г. Плеханов получил разрешение вернуться в Женеву, добытое хлопотами швейцарских социалистов. Вера Засулич такого разрешения не получила и осталась в Лондоне. Плеханов с семьей поселился в квартире по ул. Кандоль, 6, где прожил до возвращения в Россию. Однако официальное разрешение на постоянное жительство в Женеве он получил только в 1904 г.
В эту квартиру в мае 1895 г. к Г. В. Плеханову пришел В. И. Ленин, приехавший в Швейцарию по поручению петербургских социал-демократов для переговоров об издании за рубежом периодического органа для рабочих. Это была их первая встреча, а после еще нескольких бесед (в Цюрихе и Афольтерне вместе с П. Аксельродом и в селении Дьяблере вместе с социал-демократами А. Н. Потресовым и А. М. Воденом) все практические и теоретические вопросы были обсуждены и согласованы. В результате стал выходить в Женеве сборник «Работник» (статья Плеханова «От издателей» из этого сборника включена в настоящее издание).
Н. К. Крупская писала, что Ленин глубоко уважал Плеханова, который «сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный путь, и потому Плеханов был долгое время окружен для него ореолом...» 22.
Группа «Освобождение труда» с самого начала своего образования поддерживала связи почти со всеми социал-демократическими организациями, которые возникали в России в
21
значительной степени под ее влиянием — с «Партией русских социал-демократов» (группа Благоева), с «Рабочим союзом» (группа Бруснева) в Петербурге, с московскими, вильнюсскими, минскими, екатеринославскими социал-демократами. А книги, изданные и написанные членами плехановской группы, распространялись почти во всех регионах страны, способствуя проникновению идей научного социализма в круги передовых рабочих и демократической интеллигенции.
Особое место среди произведений Плеханова занимает его книга «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». В 1894 г., когда Плеханов еще жил в Лондоне, туда приехал А. Н. Потресов с предложением издать любую плехановскую работу в Петербурге — легально, но приспособив ее к требованиям цензуры. Плеханов переработал рукопись, подготовлявшуюся им для международного издания «История социалистического движения во Франции», и почти законченную им брошюру, которую он условно называл «Наши разногласия. Часть II». В результате появилась довольно большая работа, которой придумали тяжеловесное заглавие для маскировки истинного содержания. Благодаря связям Потресова и растерянности, которая царила в царской администрации после смерти Александра III в конце октября, книгу удалось очень скоро издать под псевдонимом — Н. Бельтов Она вышла из типографии в декабре 1894 г. (на титульном листе стоит 1895 г.).
В этой книге Плеханов подвергал беспощадной критике либеральных народников и блестяще защищал идеи научного социализма, главным образом исторического материализма, показав его истоки и значение для понимания событий вообще и для формирования мировоззрения русских марксистов. Книга произвела фурор в революционном лагере и среди прогрессивной интеллигенции России. Ею зачитывались, ее цитировали, о ней спорили. В очень многих воспоминаниях революционных деятелей того времени говорится о том, что именно плехановский «Монистический взгляд» привел их к отказу от народнических идей — к пониманию марксизма. Об этом писали будущие большевики С. И. Мицкевич, М. С. Ольминский, Г. М. Кржижановский, В. В. Ванновская и другие. Б. И. Горев вспоминал: «...впечатление разорвавшейся бомбы произвела появившаяся к новому году кни
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!