Самоделкина Надежда Дмитриевна — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Самоделкина Надежда Дмитриевна

2023-02-07 27
Самоделкина Надежда Дмитриевна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

На правах рукописи

Самоделкина Надежда Дмитриевна

Формирование целостного ОТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН

К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ средствами комплексных

Оздоровительных технологий

 

13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

 

 

Научный руководитель

доктор педагогических наук,

профессор О.А. Сиротин

 

 

Челябинск 2009

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 4

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ ЖЕНЩИН среднего возраста

1.1 «Целостное отношение к своему здоровью» как педагогическая проблема........................................................................................................................ 16

1.2 Возрастные особенности женщин среднего возраста.................... 50

1.3 Комплексный подход в формировании целостного отношения к своему здоровью  женщин среднего возраста............................................................... 64

Выводы по первой главе................................................................... 117

ГЛАВА II Организационно-методические основы экспериментальной работы пО ФОРМИРОВАНИю ЦЕЛОСТНОГо отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста средствами комплексных оздоровительных технологий

2.1 Разработка модели и педагогических условий формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста средствами комплексных оздоровительных технологий..................................................................... 121

2.2 Обоснование комплексной оздоровительной методики, как средства формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста 126

Выводы по второй главе................................................................... 137

ГЛАВА III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста

3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента................. 139


3.2 Анализ результатов педагогического эксперимента по формированию у женщин среднего возраста целостного отношения к своему здоровью средствами комплексных оздоровительных технологий ............................................. 162

Выводы по третьей главе ................................................................. 164

Заключение ................................................................................. 167

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список............................................ 172

Приложения ................................................................................ 189

приложение А...................................................................................... 190

Приложение В...................................................................................... 194


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Сохранение и укрепление здоровья населения, согласно Федеральному Закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [180]1, является задачей первостепенной важности и необходимым условием развития государства. В законе определено обеспечение права на свободный доступ к физической культуре и спорту, как необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности для всех категорий граждан и групп населения.

В условиях кризиса современного общества особенно актуальна проблема сохранения здоровья людей среднего возраста, составляющих творческий и интеллектуальный потенциал нации. Как показывают исследования (Г. Крайг [86], К.Н. Поливанова [140]), именно в среднем возрасте, люди достигают наивысших успехов в науке, политике, управлении и других сферах жизнедеятельности. Однако, именно в этом возрасте, практически отсутствуют здоровые люди (Н.Д. Граевская [50]).

Сегодня принято рассматривать здоровье, как комплексное (интегративное) понятие, включающее в себя гармоничное состояние физического, эмоционально-чувственного, интеллектуального, социального, репродуктивного и духовно-нравственного здоровья, обеспечивающее максимально активную, гармоничную, творческую, экологичную и сознательную жизнь человека в соответствии с универсальными законами природы. Здоровье, как особое социальное отношение, всё в большей степени становится структурообразующим фактором социального бытия, реализуемого в субъективной жизнедеятельности индивидуумов. Вместе с изменением содержания, емкости, смысловых показателей физического, психического, духовно-нравственного,

__________________________________________

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное описание которого указано в библиографическом списке диссертации. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.

здоровья человека изменяются требования и отношение к здоровью.

По результатам исследований Института социологии РАН в системе ценностей личности, после «работы» и «семьи» «здоровье» в представлении российских граждан занимает высокое третье по значимости место (Д.Д. Венедиктов [35, с. 20]). Однако, при этом, здоровье имеет не самостоятельную ценность, а рассматривается как средство достижения других целей и потребностей личности, например - более высокого дохода, квартиры и т.д. Такое поведение говорит об отсутствии у людей выбора в средствах достижения необходимых жизненных благ, и здоровье в таких условиях становится некой разменной монетой, предметом достаточно жесткой эксплуатации, особенно в условиях сегодняшней экономической и социальной реальности. Таким образом, проблема улучшения здоровья населения - это, прежде всего, проблема изменения ценности здоровья, как в системе ценностей всего общества, так и в системе ценностей личности.

Видимо по этой причине за последние десять лет увеличился разрыв в продолжительности жизни между Россией и европейскими странами: у женщин - до 7-10 лет и 14-17 лет - у мужчин. Более того, по многим направлениям динамика показателей здоровья в России противоположна мировым тенденциям [35, с. 23]. Таким образом, ситуация объективно требует принятия и реализации обоснованных мер по улучшению здоровья населения. Только превращение «здоровья» из средства в цель, т.е. обретение статуса фундаментальной ценности, создает необходимые предпосылки для разработки, принятия и практической реализации адекватной политики по охране здоровья населения. Изменение отношения населения к здоровью в Российской Федерации является наиважнейшей задачей сохранения и развития потенциала нации.

Изучение вопросов сохранения и восстановления здоровья у женщин среднего возраста, представляет не только научно-практический интерес, но и способствует решению экономических, социальных, демографических и культурологических задач общества (П.А. Виноградов [37])

Сохранение и восстановление здоровья женщин среднего возраста является фундаментальной проблемой междисциплинарного характера и предметом исследования медико-биологических, педагогических, психологических, социальных и других наук (Н.М. Амосов [7], Г.Л. Апанасенко [11], И.А. Аршавский [14], И.И. Брехман [27, 28], В.М. Дильман [56], В.П. Казначеев [76], Л.М. Куликов, Ф.З. Меерсон [111], И.В. Муравов [119], Н.А. Фомин [184]).

При этом большинство исследователей считает, что физическая культура является ведущим действенным и эффективным инструментарием здоровьесбережения и телесно-духовного совершенствования (И.А. Аршавский [14], В.К. Бальсевич [180], Л.И. Лубышева [102], Л.П. Матвеев [110], И.В. Муравов [119], Т.Ф. Орехова [128], С.Г. Сериков [123], Г.С. Туманян [179]). Физическая культура способствует снижению психологической напряженности, повышению работоспособности, и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям, а также способность компенсировать недостаток двигательной активности в век научно-технической революции, возникающей в условиях современной жизни (Г.Д. Горбунов[49]).

В настоящее время большое внимание обращается на совершенствование оздоровительной физической культуры, психофизиологического состояния населения России, разработку стратегии, методологии и технологии оздоровления различных групп населения и формирование основ здорового образа жизни (Н.А. Амосов, Ж.К. Холодов). Тема работы соответствует Комплексной программе ЧГНОЦ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» на 2006-2010 гг. по направлению 3.1.3.

Ретроспективный анализ материалов научно-практических конференций по физической культуре и здоровью международного, государственного и межрегионального уровней за 1995-2006 гг. показал, что вопросам оздоровления взрослого населения страны без медицинского вмешательства посвящено не более 8% всех публикаций, а работам с женщинами менее 1%.

Все вышесказанное подчеркивает важность и актуальность выбранного направления исследования. Анализ научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме подтверждает необходимость её разработки в целях решения возникших противоречий между:

а) потребностями социума в здоровых и работоспособных его членах и недостаточной разработанностью системы здоровьесбережения населения, в частности, для женщин среднего возраста;

б) необходимым уровнем адаптивности женщин среднего возраста к социально-экономическим условиям жизни и фактическим состоянием отношения женщин к своему здоровью, готовностью к его совершенствованию;

в) необходимостью формирования у женщин среднего возраста целостного отношения к своему здоровью средствами комплексных оздоровительных технологий и недостаточной разработанностью такого подхода на практике.

На основе указанных противоречий сформулирована проблема исследования: методика формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста. Отмеченное, обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование целостного отношения женщин к своему здоровью средствами комплексных оздоровительных технологий».

В исследование введено ограничение: работа выполнена на примере использования методики формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста преимущественно средствами физической культуры востока.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и её большая практическая значимость определили цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста.

Объект исследования: процесс занятий женщин среднего возраста оздоровительной физической культурой.

Предмет исследования: методика формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста, средствами комплексных оздоровительных технологий.

Анализ состояния проблемы в теории и практике оздоровительной физической культуры позволил выдвинуть  гипотезу.

Формирование целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста будет более эффективным, если выполнить следующие условия:

а) разработанные методика и модель формирования целостного отношения женщин к своему здоровью, направлены на использование доступных и предпочитаемых женщинами видов и средств оздоровительной физической культуры;

б) целостное отношение женщин к своему здоровью формируется на основе разработанной нами комплексной оздоровительной методики «Фрактальная гимнастика», основанной на целостном подходе к человеку, как многоуровневой системе, реализующей себя на физическом, эмоциональном, ментальном, личностном и социальном уровнях, в их взаимодействии.

в) формирование целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста реализуется на основе индивидуального и личностно ориентированного подхода с учетом возрастных, психофизиологических и субъективных особенностей занимающихся, ориентированных на собственное оздоровление.

Достижение цели и проверка гипотезы предусматривали решение следующих задач:

1. На основе анализа научно-методической литературы и обобщения практики, изучить состояние проблемы формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста средствами комплексных оздоровительных технологий, согласно критериям: «целостность», « отношение» и «здоровье».

2. Разработать модель, педагогические, психологические и методологические подходы, способствующие формированию целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста.

3. Апробировать комплексную оздоровительную методику «Фрактальная гимнастика» в формировании целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста.

4. Разработать методические рекомендации по формированию целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста.

Методологическая основа исследования базируется на научных знаниях о человеке, его здоровье; единстве духовного, психического и телесного здоровья; о роли культуры здоровья и здорового образа жизни в полноценном существовании личности, представленных в следующих теориях:

- о здоровье и здоровом образе жизни (И.А. Амосов [7], И.И. Брехман [27], М.Я. Виленский [36], Ю.П. Лисицин [95, 96], С.Г. Сериков [123],  Т.Ф. Орехова, [128], А.Г. Щедрина [194]);

- физической культуры личности и технологии её формирования
(В.К. Бальсевич [18], М.Я. Виленский [36], Л.И. Лубышева [102], Л.П. Матвеев [110], И.В. Муравов [119], В.Н. Платонов [137]);

- деятельности и обучения (Л.С. Выготский [44, 45], В.В. Давыдов [52], А.Н. Леонтьев [90, 91], А.Я. Найн [131], В.А. Сластенин [142]);

- целостного (холистического) подхода к человеку и его здоровью
(Т.П. Ахмедов [15, 16], Н.М. Борытко [24, 25], Г.Д. Горбунов [49], В.П. Казначеев [76, 77], А. Маслоу [109], В.М. Миронова [115], И.Н. Серов [158, 159], К.С. Хруцкий [191]);

- функциональных систем (П.К. Анохин [9], К.В. Судаков [173]);

- комплексных телесно-ориентированных технологий (С. Гроф [51], Д. Ламбер [89], Н. Линде [97], Сюи Минтан [175], Свами Ананд Синджанхар [155], И. Г. Малкина-Пых [107], В.М. Миронова, В. Райх [148]).

Основной экспериментальной базой служили: медицинский центр «Преображение», Челябинское региональное общественное движение «За культуру здоровья», ЧОООО Общество «Знание» России г. Челябинска, кафедры: теории и методики физического воспитания, и теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока, ГОУ ВПО Южный Федеральный Университет, факультет Психологии, кафедра «Психологии здоровья и Физической культуры», оздоровительные центры и клубы в Челябинске, Перми, Ростове-на-Дону и Комсомольске-на-Амуре. Исследованием было охвачено более 500 женщин среднего возраста, в педагогическом эксперименте участвовало 44 женщины. Исследование осуществлялось в течение 1998 - 2008 гг. в три этапа.

Первый этап – поисковый с констатирующей направленностью (1998 - 2002 гг.). Проводился анализ философской, психологической, педагогической и медицинской литературы по различным направлениям. Были выявлены противоречия, определены рабочие формулировки цели, объекта и предмета изыскания, его научной гипотезы. Организовано проведение систематических комплексных оздоровительных занятий с изучением влияния на организм женщин используемых средств оздоровительной физической культуры. Методами исследования на первом этапе были: теоретический анализ научной и методической литературы, обобщение передового опыта, практика оздоровительной работы, педагогические наблюдения, опрос и анкетирование, медико-биологическое тестирование (функциональные пробы Штанге, Генчи), аппаратная компьютерная «ИМАГО»- диагностика, анализ и синтез полученной информации.

Второй этап - экспериментально-аналитический, с формирующей направленностью (2003 - 2006 гг.). Сформулированы основные теоретические положения диссертации, в сентябре 2004 г. осуществлен подбор контрольной (21 чел.) и экспериментальной (23 чел.) групп. Возраст женщин варьировался от 43 до 50 лет. Занятия шейпингом в контрольной группе проводились два раза в неделю по 90 мин. В экспериментальной группе в неделю проводилось одно теоретическое занятие, и два практических занятия по 90 мин., разработанной нами комплексной оздоровительной методикой «Фрактальная гимнастика». Каждые два месяца проводился двухдневный семинар, включающий в себя психологическую подготовку, психологическое тестирование, глубокое теоретическое и практическое освоение разработанной методики. Занятия проводились с применением игровых форм, включением новых элементов оздоровительной направленности, социально-психологического тренинга, направленного на формирование целостного отношения к своему здоровью. Экспериментальная группа делилась на две подгруппы, в соответствие проведённому психофизиологическому тестированию по методу В.М. Русалова [153] определению формально-динамических свойств индивидуальности. Интенсивность практических занятий варьировалась в соответствии с функциональными возможностями занимающихся (ЧСС в нагрузке в соответствии с возрастными нормами: не более 130 уд/мин.) Производился постоянный (1 раз в месяц) мониторинг функционального состояния организма с помощью АПК «Омега-М» - диагностики. Каждой женщиной еженедельно осуществлялась самооценка своего психического и физиологического состояния. Выдавался видео и аудио материал для самостоятельной работы. На втором этапе исследования использовались следующие методы: моделирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и оценивающий), медико-биологическое тестирование с помощью ИМАГО-диагностики (прибор «АУРУМ»), диагностики АПК «Омега – М», педагогическое, психологическое тестирование, психофизиологический эксперимент, беседа, наблюдение.

Третий этап - контрольно-обобщающий (2007 - 2008 гг.). Проведен анализ педагогического эксперимента, осуществлена статистическая обработка полученных экспериментальных данных. Обобщены материалы опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы, выполнено оформление диссертации. Осуществлено внедрение материалов исследования в практику образовательных и общественных оздоровительных организаций, средних и высших образовательных учреждений. На третьем этапе использовались следующие методы исследования: экспериментальное исследование показателей, отнесенных к критериям целостного отношения к своему здоровью и, в частности, тестирование с помощью АПК «Омега-М» функциональных состояний организма и интегральных уровней здоровья, статистическая обработка и обобщение экспериментальных данных, оформление диссертационного исследования.

Выводы по первой главе

1. Понятие «целостного отношения к своему здоровью» как личностное качество индивида базируется на таких базовых понятиях, как «целостность», «отношение» и «здоровье». По нашему мнению, целостное отношение к своему здоровью, как и к здоровью других граждан, является выражением общественной сознательности, личной ответственности, креативной направленности на развитие возможностей каждого уровня целостной системы – человек, в потенциальном их восхождении во взаимодействии в новые качественные состояния. Формирование именно такого целостного отношения к здоровью, когда оно рассматривается как общественная ценность - задача воспитания нового творческого поколения граждан, способных осознанно управлять своим потенциалом во благо истинной цели, реализация которой необходима не только с точки зрения личностного роста, но как развития субъекта в целостности субъект - объектных отношений. Содержательными аспектами категории «целостность» являются: системность, единство, закономерность, взаимосвязанность, динамичность, фрактальность, и т. д. Исходя из этих понятий, критериями сформированности целостного отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста являются такие аспекты отношений, как смысловая наполненность, содержательная сложность, сознательность, устойчивость, выраженная избирательность, ответственность и активность психологических связей в процессе оздоровительной деятельности, реализуемых в единстве, закономерности, системности, многоуровневости и их глубокой взаимосвязи.

2. Средний (зрелый) возраст считается переломным в жизни человека, так как он связан с изменениями в физическом, функциональном и психическом состояниях, а так как люди этого возраста составляют основной интеллектуальный и производительный потенциал страны, то их оздоровление является одной из главных и насущных проблем общества. Их физическая активность может несколько снизиться, но опыт и знание своих возможностей позволяют им преуспевать в жизни. Они способны принимать решения с такой легкостью и уверенностью в своих силах, которые ранее им были недоступны. С другой стороны, зрелый возраст можно назвать переломным в жизни людей, периодом тревожных перемен в физиологии, психике организма, характеризующимся переходом от расцвета к увяданию. Изменения при физиологическом старении, которые происходят в организме людей, общеизвестны. Это возрастной склероз, ослабление функций органов внутренней секреции. некоторые люди после 40 лет начинают утрачивать свою жизненную энергию. Некоторые ученые рассматривает этот период жизни как фазу снижения жизненной активности, наступление которой, приходящееся примерно на 48-летний возраст, они полагают, что «переход середины жизни – это время умеренного или даже тяжелого кризиса». У людей, не занимающихся физическими упражнениями или оздоровительными технологиями, быстрее нарастает процесс инволюции, ухудшаются двигательные функции, изменяются показатели физического развития. Для женщин наиболее драматичным морфо-функциональным изменением является менопауза – событие, влекущее за собой разнообразные физические и психологические последствия. У женщин, не сформировавших ответственность за свое здоровье, не занимающимися оздоровительными физическими упражнениями, происходит утрата гармонии физического, психического и духовного состояния (целостности), быстрее нарастает процесс инволюции, ухудшаются психические функции, снижаются показатели физического развития.

3. Одной из главных жизненных ценностей нашего времени является интегративное здоровье, проявляемое на всех уровнях многоуровневой системы человека, поэтому усиление мотивации в целостном педагогическом процессе к занятиям комплексными оздоровительными технологиями, в том числе и технологией «Фрактальная гимнастика», должно опираться на: аксиологическую (ценностную) основу мотивации; задействование, как можно большего числа мотивов; увеличение побуждения каждого мотива; актуализацию ситуативных мотивационных факторов; качественную составляющую мотивации; мотивацию с учётом рефлексиии субъект-субъектных и субъект-объектных отношений и адаптацию к новым, обретенным в процессе оздоровительных занятий уровням здоровья.

Большое значение в здоровьесбережении населения приобретают комплексные методы профилактики и оздоровления, основанные на древних восточных и, более современных и научных, западных методах оздоровления, которые дают возможность повысить уровень адаптации людей на социальном, психологическом и биологическом уровнях к быстро изменяющимся окружающим условиям среды. Развитие базовых психических процессов, теоретические занятия в сочетании с лечебно-профилактическими видами телесной терапии: психофизическими, медитативно-дыхательными, динамическими упражнения, а так же их комплекс: «Фрактальная гимнастика», являются важными методами повышения резерва здоровья, выносливости, психологической уравновешенности и формирования целостного отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста.

4. Комплексная оздоровительная технология «Фрактальная гимнастика» строится на целостных методологических принципах древних оздоровительных практик и гармонично включает в себя элементы лечебно-оздоровительных гимнастик Востока: оздоровительной системы Цигун – методов работы с активными точками и энергетическими каналами, а так же двигательные упражнения; йогического Тайского массажа - методов прикосновения, такие как надавливание, растягивание и скручивание, применяемые с целью снятия напряжений в мышцах и суставах; самомассажа, основанного на приёмах Цигун, направленного на восстановления вегетативных функций организма; танцевально-двигательной терапии (трансцедентальный танец); глубинного касания, обеспечивающего в глубокой медитативной динамической и статической работе специфические формы внимания; глубинной гимнастики (замедленный мышечный натяг, позволяющий организовать внимание так, чтобы оно успевало проследить всю гамму изменений в мышцах и суставах в процессе движений); дыхательной гимнастики, на основе пранаямы (Йога) и чакрового дыхания; чувственного осознавания (возвращения в соприкосновение тела и чувств, осознания причин телесных зажимов); настрой на субъективный образ ресурсных состояний.

Комплексная оздоровительная методика «Фрактальная гимнастика» построена на принципе фрактальности – повторении (подобии) на каждом уровне многоуровневой системы человека идентичных в своей основе информационных компонентов, проявляемых в соответствии качественных характеристик этих уровней (соответствие психоэмоционального состояния состоянию соматическому). Фрактальная гимнастика направлена на  развитие психических процессов: ощущения и восприятия, внимания, воображения,  саморегуляцию психических состояний.  

Задачей фрактальной гимнастики является приведения в состояние устойчивости и равновесия каждого уровня многоуровневой гиперкомплексной системы человека: на биологическом уровне – гомеостаза; на энергетическом уровне – равновесия в меридианах (энергетических каналах), вегетативной нервной системе; на психоэмоциональном уровне – равновесия в эмоциях (равновесие центральной нервной системы), саморегуляции психоэмоционального состояния; на ментальном уровне – равновесия в мыслях и образах (золотое сечение в работе правого и левого полушарий).

Выводы по второй главе

1. Модель формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста состоит из следующих уровней: развивающая психодиагностика (развитие базовых психических процессов), Имаго-диагностика – диагностика гомеостаза; «Омега – М» - диагностика (оценка функционального состояния органов и систем); комплексная психофизическая технология «Фрактальная гимнастика» (развитие физических, эмоциональных, ментальных и личностных (субъективных) качеств).

2. Для эффективной реализации разработанной модели предложены следующие педагогические условия:

а) целостное отношение к своему здоровью женщин среднего возраста воспитывается средствами комплексных оздоровительных технологий, в частности, «Фрактальная гимнастика», в сочетании с психологической подготовкой;

б) направленном использовании предпочитаемых, эффективных и доступных видов и средств оздоровительной физической культуры;

в) индивидуальным подходом в организации и применении методики формирования целостного отношения к своему здоровью с учетом возрастных и личностных (психофизиологических) особенностей занимающихся, ориентированных на собственное оздоровление через активизацию потребностно-мотивационной сферы.

3. Комплексная оздоровительная технология «Фрактальная гимнастика», основанная на холистическом (целостном) подходе к человеку, как к объективной многоуровневой форме проявления вселенной, обладающей свойствами самоподобия на каждом уровне проявления; технология «Фрактальная гимнастика» включает в себя комплекс психофизических упражнений (подготовительный комплекс: разминка в виде мышечно-суставной гимнастики, и двигательных упражнений с напряжением, расслаблением и дыханием, снимающих зажимы); медитативно - двигательные упражнения с различными видами концентрации внимания, медитативно-дыхательная гимнастика и чувственное осознавание; медитативная настройка на субъективный образ ресурсных состояний, упражнения психологической подготовки и нейролингвистического программирования, приводящие в равновесие все энергоинформационные потоки и функциональные состояния организма человека.

Комплексная оздоровительная технология «Фрактальная гимнастика» опирается на восточные и западные системы и практики оздоровления, такие как: глубинное касание (глубокая динамическая медитативная работа на физическом, психическом и энергетическом уровнях, включающая в себя шесть видов внимания), глубинная гимнастика (замедленный мышечный натяг, с особой организацией внимания), оздоровительная система Цигун, оздоровительная телесно- ориентированная технология Тайский массаж, дыхательные практики Йоги, холотропное дыхание по системе С. Грофа, чакровое дыхание, медитативные практики.

Задачей комплексного оздоровительного метода «Фрактальная гимнастика является: приведение в состояние устойчивости и равновесия каждого уровня многоуровневой системы человека. Общим направлением действия в области телесной терапии и психотерапии является оказание помощи женщинам зрелого возраста в установлении максимально полного и доверительного контакта с их телом, эмоциями, чувствами, мыслями и более тонкими состояниями.


ГЛАВА III

Выводы по третьей главе

1. Индивидуализация личностно ориентированной технологии формирования целостного отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста осуществлялась на основе диагностики формально-динамических свойств индивидуальности; здесь особенное внимание обращалось на двух ключевых для нашей проблемы фундаментальных формально-динамических свойствах индивидуальности: эргичности и эмоциональном пороге в трех сферах поведения: (психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной). Для индивидуализации педагогического процесса применялся индивидуально дифференцированный подход. По каждому психофизиологическому свойству женщины экспериментальной группы с помощью «сигмального» метода делились на три подгруппы условно названные «высокие» (≥(М+0,67σ), «средние» (М±0,67σ) и «низкие» (≤(М-0,67σ). Первых мы поддерживали, вторых развивали, третьих переформировывали.

2. Проведенный в течение исследуемого периода педагогический эксперимент позволил уже на первом этапе на статистически значимом уровне снизить показатель реактивной тревоги женщин в ситуациях тестирования. в конце эксперимента такой же результат был достигнут во всех изучавшихся ситуациях. К концу педагогического эксперимента женщины добились статистически значимых сдвигов по другим компонентам формирования целостного отношения к своему здоровью. Повысился уровень физической подготовленности женщин и их способность к саморегуляции психических состояний в ситуациях «мобилизации» и «восстановления». Улучшились все показатели функционального состояния организма женщин, уровня адаптации сердечно-сосудистой системы и показателей общего уровня  интегрального здоровья по данным «Омега – М» - диагностики.

3. результаты педагогического эксперимента показали, что разработанные модель, программа личностно ориентированной методики формирования целостного отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста и педагогические условия ее реализации содействовали существенному повышению эффективности педагогического процесса. Это подтверждают позитивные статистически значимые сдвиги, происшедшие по большинству показателей в ходе педагогического эксперимента: снижение уровня тревоги; повышение уровня способности к саморегуляции психического состояния; повышение функциональных возможностей организма занимающихся: сердечно-сосудистой системы, вегетативной нервной системы, центральной нервной системы, уровня саморегуляции психического состояния; повышение интегральных показателей здоровья, в том числе уровня адаптации организма; повышение стресс устойчивости, иммунной защиты организма и функций внутренней секреции, а так же, повышение духовного и культурно - нравственного потенциала и уровня физической подготовленности. Все это в целом подтверждает формирование целостного отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста на физическом, физиологическом, психологическом и нравственном уровнях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Человек, как живой организм, является функционально-интегрированным субъектом и, в то же время, - процессом развития, в его возрастающей способности адаптироваться к воздействиям и требованиям окружающей среды на всех уровнях её жизнедеятельности (К.С. Хруцкий). Процесс развития человека мы рассматриваем в его многоуровневой фрактальной (каждый уровень подобен целому) целостности: молекулы, клетки, органа, организма, человека (субъекта), семьи, общества, экосистемы, в их постоянном взаимодействии и взаимосвязи с эмоционально-познавательной и сознательной сферой проявления.

Исходя из целостности подхода гуманистической педагогики, человек рассматривается нами, согласно педагогическому подходу  В.А. Сластенина, как высшая ценность общества и цель общественного развития. Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Следуя концепции гуманистического мышления, можно утверждать, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека, дающее активность всем звеньям его системы ценностей. Ориентация на целостность педагогического процесса в формировании отношения женщин среднего возраста к своему здоровью обеспечивается целью в применении опыта (в том числе древнего), накопленного человечеством в сфере физического воспитания во взаимосвязи его четырех элементов: знаний о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к себе и окружающему миру.

Таким образом, можно говорить о формировании целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста, рассматривая процесс обучения, как целостный развивающий педагогический процесс, учитывающий развитие человека в целом, отражающий всю его многогранность, как многоуровневой фрактальной системы, во взаимодействии всех его уровней.

 Сознательность, устойчивость отношения, выраженная избирательность и активность психологической связи, составляет основу отношения к своему здоровью женщин среднего возраста.

2. Средний (зрелый) возраст считается переломным в жизни человека, так как он связан с изменениями в физическом, функциональном и психическом состояниях, а так как люди этого возраста составляют основной интеллектуальный и производительный потенциал страны, то их оздоровление является одной из главных и насущных проблем общества. Их физическая активность может несколько снизиться, но опыт и знание своих возможностей позволяют им преуспевать в жизни. Они способны принимать решения с такой легкостью и уверенностью в своих силах, которые ранее им были недоступны. С другой стороны, зрелый возраст можно назвать переломным в жизни людей, периодом тревожных перемен в физиологии, психике организма, характеризующимся переходом от расцвета к увяданию. Изменения при физиологическом старении, которые происходят в организме людей, общеизвестны. Это возрастной склероз, ослабление функций органов внутренней секреции. некоторые люди после 40 лет начинают утрачивать свою жизненную энергию. Некоторые ученые ра


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.