Разработка модели и педагогических условий формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста средствами комплексных оздоровительных технологий — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Разработка модели и педагогических условий формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста средствами комплексных оздоровительных технологий

2023-02-07 19
Разработка модели и педагогических условий формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста средствами комплексных оздоровительных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целью опытно-экспериментальной работы было экспериментальное обоснование эффективности индивидуализированной комплексной методики формирования у женщин среднего возраста целостного отношения к своему здоровью. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Разработать модель и индивидуализированную комплексную методику формирования целостного отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста.

2. Обосновать критерии и показатели опытно-экспериментальной работы.

3. Экспериментально обосновать эффективность  комплексной методики «Фрактальная гимнастика», направленной на формирование целостного отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста.

На предварительном этапе опытно-экспериментальной работы с помощью специального анкетного опроса была подтверждена и уточнена роль целостного отношения к своему здоровью у женщин среднего возраста в повышение уровня интегративного здоровья. В экспериментальной работе приняли участие 44 женщины в возрасте 43-50 лет, составивших экспериментальную (23 чел.) и контрольную (21 чел.) группы. Исследованием охвачено более 500 женщин среднего возраста, которое осуществлялось в течение 1998 - 2008 гг. в три этапа.

Основной экспериментальной базой служили: Челябинское региональное общественное движение «За культуру здоровья», ЧОООО Общество «Знание» России г. Челябинска, кафедры теории и методики физического воспитания и теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока, Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров УралГУФК, ГОУ ВПО Южный Федеральный Университет, факультет Психологии, кафедра «Психологии здоровья и Физической культуры», оздоровительные центры и клубы в Челябинске, Перми, Ростове-на-Дону и Комсомольске-на-Амуре.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. Моделирование педагогического процесса.

2. психолого-педагогическое тестирование (психофизиологический тест формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова; уровень ситуативной (реактивной) тревоги женщин оценивался с помощью теста самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина [188, с. 59-63]; анкетирование).

3. Медико-биологическое тестирование (тесты на гибкость; пробы Генчи и Штанге).

4. Комплексное компьютерное тестирование функционального состояния организма с помощью ИМАГО - диагностики ( прибор «АУРУМ»), а так же скрининг-диагностики с помощью АПК «Омега –М».

5. Педагогический эксперимент.

6. Методы математической статистики.

Сущность педагогического процесса формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста может быть раскрыта с помощью его моделирования и изучения созданной модели. При этом под моделью мы понимаем «мысленно представленную или материально реализованную систему элементов, воспроизводящую некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об оригинале» [25, с. 125].

Модель педагогического процесса формирования целостного отношения к своему здоровью выполнена на основе анализа возрастных и индивидуальных особенностей женщин среднего возраста. Приведенные материалы позволили выделить факторы, содействующие формированию целостного отношения и разработать модель и педагогические условия, повышающие эффективность воспитательного процесса.

под моделированием понимается – «метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте-модели, то есть аналога того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного)» [65, с. 144].

Теоретическое и эмпирическое обобщение проблематики данного исследования позволило разработать модель педагогического процесса формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста и выделить в ней главные структурные компоненты. Данную модель следует отнести к разряду динамических. В научной литературе описываются две модели: статическая и динамическая. Статическая модель характеризует объект лишь в определенный момент времени и выступает в процессе познания как его «слепок», как «сечение», отсюда, любой процесс рассматривается как его «обрывки», поскольку остаются неизвестными ни его исходное состояние, ни конечный результат.

Сущность динамической модели состоит в установлении взаимосвязей между целями формирования каждого из компонентов модели в конкретный момент времени и фиксации определенной последовательности новообразований и изменений в них. Такая модель призвана ориентировать процесс, определить его конкретные цели и пути их достижения. Для построения динамической модели процесса мы использовали материалы Н.М. Борытко [25, с. 128] о ее необходимых элементах. Элементы включают в себя:

- описание стадий процесса, как его качественной определенности в каждом последовательном состоянии явления через структуру компонентов;

- выделение логики развития процесса, а также внутренних факторов и внешних условий ее реализации;

- описание состояния процесса при переходе его в новое качество;

- определение внутренних и внешних сил, воздействующих на направленное саморазвитие и необратимость самого процесса;

- выявление возможностей и условий постепенного становления нового качества в рамках старой целостности или неизбежности изменения структуры процесса.

На основе проведенного теоретического анализа проблемы разработаны модель и индивидуализированная технология формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста (Рисунок 1).

 Комплекс педагогических условий следует считать звеньями одной цепи. В нашем исследовании они выступают как неразрывное единство. В формировании целостного отношения женщин к своему здоровью были использованы средства педагогической, психологической, медико-биологической и социальной направленности.

Моделирование педагогического процесса формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста осуществлялось в процессе занятий комплексными методами оздоровления, на основе которых выстроена методика «Фрактальная гимнастика», способствующая  развитию базовых психических процессов и  овладению способов самоконтроля и  саморегуляции психических состояний, развитию физических качеств, нормализации функциональных состояний сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и центральной нервной систем. Модель формирования целостного отношения к своему здоровью включает в себя системный психологический подход, который учитывает возрастные и индивидуальные особенности женщин - психодинамические свойства их индивидуальности. Направленность к занятиям оздоровительной физической культурой обеспечивается: мотивацией к систематическим занятиям; рефлексией, направленной на самоорганизацию женщин в исследовании себя, отслеживании своих состояний, как обратной связи с процессом занятий; адаптацией к новым уровням психических, функциональных и физических состояний, получаемых в процессе занятий.

         
 
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ


 

 


 

 


Рисунок 1 – Модель формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста.

Критериями индивидуализации педагогического процесса являлся комплекс формально-динамических свойств индивидуальности человека (ОФДСИ), обоснованный В.М. Русаловым [153], разработанный на основе специальной теории индивидуальности. Это привело к необходимости соотнести систему формально-динамических характеристик поведения со структурой функциональной системы в понимании П.К. Анохина [9]. На основе свойств индивидуальности женщин, строится педагогический и методологический подход в занятиях комплексной оздоровительной методикой «Фрактальная гимнастика». Теоретическими методами реализации занятий явились тематические лекции, психологические беседы, самообразование. Практическими методами в занятиях стали семинары, тренинги и регулярные занятия. Регулярное психологическое тестирование и мониторинг состояния организма, явились стимулом к оздоровительным занятиям и способом формирования мотивации к оздоровительной деятельности, а так же, критерием подбора индивидуальных методов и нагрузок в практике, с целью гармоничной адаптации занимающихся к процессу занятий и своим новым состояниям. Критериями целостного отношения женщин среднего возраста к своему здоровью служат уровень воспитания ответственности за свое здоровье, возвращение к здоровому образу жизни, формирование навыка регулярных оздоровительных занятий, улучшение показателей физической подготовки, физиологических качеств и функциональных состояний организма, развитие психических процессов: ощущения, восприятия, воображения, внимания, саморегуляции психических состояний. 

В плане использования педагогических средств и методов, было применено целесообразное построение процесса занятий технологии Фрактальная гимнастика на основе целостного педагогического подхода:

1) Чередовались нагрузки разной направленности и отдыха. Учтено оптимальное соотношение групповых и индивидуальных занятий.

2) По мере повышения резервов организма занимающихся, изменение объема, интенсивности и сложности методов восстановления организма.

3) Применение принципа контрастности занятий, как в процессе самого занятия, так и от занятия к занятию (смена интенсивных, энергоёмких методов на расслабляющие, релаксирующие методы).

4) Применение чередования различных видов упражнений и систем (например, различных видов дыхания).

5) Поддержание благоприятного дружественного эмоционального фона.

 В оздоровительной работе мы учли следующие условия, имеющие отражение в целостном педагогическом подходе:

1. индивидуальные особенности. Это возраст, пол и профессия занимающихся женщин, их двигательный опыт, характер и степень патологических процессов и функциональные возможности женщин.

2. Сознательность. Только сознательное и активное участие занимающихся женщин создает в процессе занятий необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой, что повышает эффективность и результативность занятий.

3. Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса оздоровления.

4. Систематичность - основа оздоровительно-восстановительных мероприятий на протяжении процесса занятий. Только систематически применяя различные средства восстановления здоровья, мы можем обеспечить достаточно оптимальное для каждого занимающегося воздействие, позволяющее повышать функциональное состояние организма и уровень адаптационных резервов.

5. Цикличность. Чередование работы и отдыха достигалось соблюдением оптимального интервала (отдых либо между двумя этапами, либо между двумя занятиями).

6. Системность воздействия (или поочередность), то есть последовательное чередование этапов методики, согласно максимальной эффективности воздействия и качества результатов.

7. Новизну и разнообразие в подборе и применении комплекса занятий -10 -15% элементов комплекса обновлялись, 85-90 % повторялись для закрепления достигнутых успехов оздоровления.

8. Умеренность воздействия средствами оздоровительного комплекса означает, что физические нагрузки должны быть умеренными, и как можно более мягкими и продолжительными, что позволило адаптировать нагрузки к состоянию занимающихся и  повысить уровень резервных возможностей организма.

 В научно-педагогической работе были использованы средства четырех направлений: медико-биологические, психологические, педагогические и информационные.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.