Разработка и обоснование комплексной оздоровительной методики «Фрактальная гимнастика», как средства формирования у женщин среднего возраста целостного отношения к своему здоровью — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Разработка и обоснование комплексной оздоровительной методики «Фрактальная гимнастика», как средства формирования у женщин среднего возраста целостного отношения к своему здоровью

2023-02-07 23
Разработка и обоснование комплексной оздоровительной методики «Фрактальная гимнастика», как средства формирования у женщин среднего возраста целостного отношения к своему здоровью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исходя из определения целостного отношения к своему здоровью, включающему в себя жизнедеятельность личности, семьи, коллектива, общества, выраженного в духовных и социальных достижениях поколений, ориентированного на обеспечение жизнестойкости человека, поддержание и укрепление его интегративного здоровья, реализацию его потенциальных возможностей в интересах общего блага необходимо наличие как минимум двух составляющих: внутренние (субъект-субъектные отношения) и внешние условия (субъект-объектные отношения) и уровень их целостного взаимодействия [81, с. 51].

Внутренние условия включают: личностные особенности – конституциальные, физические, функциональные, психологические; уровни проявления – физический, функциональный, психический, духовно-нравственный;

 состояния – физическое, функциональное, психологическое и духовное.

Внешние условия определяются: объективными условиями – в стране, на работе, в семье, в клубах (увлечениях); педагогическими условиями (педагогическими подходами, технологиями, методами) – видами, содержанием, организацией и мониторингом отслеживания; педагогическим мастерством – уровнем организации оздоровительной работы [81, с. 52].

На этих постулатах мы строили свою воспитательную и оздоровительную работу. Уровень и качество взаимодействия внутренних и внешних условий определяет в нашем исследовании: мотивационную направленность к оздоровительным занятиям; рефлексивную  самоорганизацию, к исследованию занимающимися своих состояний; возможности адаптации занимающихся, как к самому комплексу занятий «Фрактальная гимнастика», так и к жизненным ситуациям уже на новом уровне их восприятия, повышая, таким образом, качественную составляющую оздоровления.

Если наблюдается баланс между внутренними и внешними условиями (субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями в целостном взаимодействии всех их аспектов) – происходит адаптация – отмечается гармоничное состояние. Если внешние условия требуют напряжения - степень компенсации снижается и ведет к пограничному состоянию. Длительное превышение внешнего напряжения над внутренними возможностями – ведет к дезадаптации – болезни.

Последнее должно быть исключено из процесса оздоровительно-воспитательной работы.

В процессе оздоровления должно происходить формирование ценностей здорового образа жизни, обновляться внутреннее содержание личности, улучшаться внутреннее восприятие окружающего мира, расти сознание и ответственность за свое здоровье на всех уровнях. Вырабатываться индивидуальная система оздоровления и поддержания своего равновесного состояния.

В процессе оздоровительных занятий методикой «Фрактальная гимнастика» было применено сочетание общего и специального (индивидуального) воздействия.

Общее занятие (групповое) преследует цель общего оздоровления организма, улучшение функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом, развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств, повышения психоэмоционального состояния, контактности в общении, информативности, способности видеть мир в полноте. С общебиологической точки зрения, тренированность занимающегося человека - важный фактор его функциональной приспособляемости к окружающей среде, адаптация на всех уровнях, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность, которая обеспечивается занятиями в группах.

Для получения знаний в области комплексных оздоровительных технологий, теоретической и практической подготовки обучения исследовательской работе с собой, приемам и упражнениям  методики «Фрактальная гимнастика», с целью получения  навыков  самостоятельной работы, проводились групповые занятия  в виде двухдневных семинаров один раз в два месяца.

Основные темы теоретической подготовки:

1. Основы теории целостного системного подхода к человеку, как многоуровневой фрактальной форме проявления, в соответствии с универсальными законами природы: физическое строение (механика тела); функциональные особенности организма; психические процессы; энерго-информационные процессы высших уровней проявления человека; духовные универсальные законы взаимодействия системы человека с большей системой (гиперсистемой: земли, солнечной системы и т.д.);

 2. Комплексные оздоровительные технологии, как культурное наследие человечества, несущие уникальный опыт оздоровления: древние практики восточной культуры, их принципы, методы и способы, применяемые в оздоровлении (описаны в п. 1.3,);

3. Современные научные подходы в комплексных оздоровительных практиках: основные научные открытия, обосновывающие систему построения практик и эффективность их использования в здоровьесбережении категории женщин среднего возраста (описаны в п.1.3).

 4. Теоретические основы комплексного исследования состояния здоровья человека: тестирование физических, функциональных, психических состояний (п.п. 3.1, 3.2); диагностика с помощью современных аппаратно-программных комплексов, быстрой оценки функциональных и психоэмоциональных состояний организма (описаны в п. 3.1).

5. Теоретические основы методов фрактальной гимнастики, способы и особенности их выполнения ( ).

Исследовательская практика:  На семинарских занятиях проводилось регулярное тестирование. На первом семинарском занятии в фазе констатирующего эксперимента, проводилось анкетирование «САН» - самочувствие, активности, настроения (приложение В), психологическое тестирование: определение формально-динамических свойств индивидуальности - ОФДСИ (п. 3.1, приложение В), которое проводилось один раз и явилось основой формирования индивидуальной информационной и психологической нагрузки в экспериментальной группе; тест реактивной тревоги (п. 3.1); тесты на внимание. Осуществлялось тестирование гибкости, физиологических способностей задержки дыхания (п. 3.1). Было проведено исследование функциональных состояний организма занимающихся женщин с помощью аппаратно-программного комплекса «Омега-М» (п. 3.1). На основе полученных данных строилась дальнейшая исследовательская работа, основной объем которой приходился на семинарские занятия. На каждом семинаре проводились аппаратные исследования функционального состояния организма занимающихся женщин, преимуществами которой явились: скорость исследования (5-10 мин), высокая достоверность, удобство, одновременное получение большого количества показаний.

Групповые занятия: психологические беседы, игровые психологические тренинги (том числе на природе) и основные упражнения  психологической и физической подготовки методики «Фрактальная гимнастика».

Специальное занятие (индивидуальное) призвано развить физические  функции и психические процессы, нарушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые занимающемуся в быту и трудовой деятельности, привить навык регулярных оздоравливающих и развивающих занятий, что ведёт к воспитанию ответственности за своё здоровье и творческому подходу к нему. Самое главное, что независимо от возраста состояние мышечной ткани и суставов поддается тренировке, только нужна постепенность и нормативная адекватность нагрузок в упражнениях в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Одной из важных причин, усугубляющих развитие заболевания, является ограниченное движение, покой, который рекомендуют врачи больным на фоне приема химических и лекарственных средств. Н.М. Амосов [7] правильно говорил, что больному организму движений нужно больше, чем здоровому, в десятки раз.

Индивидуальные занятия проводились в мини группах, формирование которых происходило по показаниям психологического и функционального тестирования с определенной оздоровительной и корректирующей направленностью. По мере совершенствования навыка оздоровительных занятий, каждой женщиной был разработан и освоен индивидуальный ежедневный комплекс (на 30-40 мин) для самостоятельных занятий дома.

Регулярные занятия. Для закрепления полученного навыка и совершенствования техники проводились практические занятия-поддержки 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 1,5 - 2 часа. В процессе регулярных занятий отрабатывались методы и упражнения, полученные на семинарских занятиях, уточнялся индивидуальный комплекс, в предварительной беседе выявлялись субъективные состояния и вопросы, необходимые в дальнейшей работе (обратная связь с занимающимися).

Регулярные групповые занятия позволяют учесть все уровни жизнедеятельности человека и его функции, приводя их в индивидуально-гармоничное состояние: физические функции организма меняются в сторону повышения компенсаторных реакций; эмоциональный уровень меняет свое состояние, появляются качественно новые чувства и ощущения; ментальные, нервные и физиологические процессы, оказывают сильнейшее благотворное воздействие на внутреннюю сферу человека как целостного субъекта; человек начинает видеть свою креативную направленность в жизни, появляются способности к реализации жизненно важных целей; личные техники, настроенные на конкретного человека, и снабжающие его мощным инструментом работы над собой через осознание в движении, аналогичные зарядке по назначению, которые позволяют поддерживать необходимый уровень функционирования.

Благодаря постоянному общению  происходит постоянный информационный обмен впечатлениями, видением и пониманием этой методики среди занимающихся, развивается способность к контактам, что развивает социальную адаптацию.

В разработке  и применении комплексной методики «Фрактальная гимнастика», в процессе педагогической деятельности осуществлялась следующая направленность: от случайной к системной; от запаздывающей к профилактической; от карающей к щадящей; от назидательной к сотворческой; от безадресной к личностно-ориентированной; от изоляционной к душевной поддержке.

Соблюдался принцип: индивидуального дозирования нагрузки в процессе занятий; добровольностью в выборе физических упражнений; индивидуальным выбором средств оздоровления с учетом личностных особенностей и тезмперамента и результатов отслеживания; разработкой с последующей коррекцией индивидуальных средств в оздоровительном комплексе; рациональным использованием средств физической культуры в релаксации и саморегуляции; овладением различными техниками дыхания с целью формирования навыков здорового дыхания; подбором оптимальных средств саморегуляции и самопознания для совершенствования процесса восстановления адаптивных функций; постоянным отслеживанием результатов функционального состояния занимающихся, с целью коррекции индивидуального оздоровительного комплекса (организации постоянной обратной связи с занимающимися).

В процессе разработки программы занятий, предусматривались следующие направления в работе: формирование мотивации к самостоятельным занятиям, к повышению ответственности за свое здоровье; творческая направленность в разработке собственной индивидуальной программы со здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей направленностью; формирование на ментальном и практическом уровне у занимающихся основ ЗОЖ, собственной системы оздоровления; формирование социально-значимых свойств и качеств личности в процессе жизни, позволяющих занимающимся оставаться в гармонии внутренней и внешней на всех уровнях своей системы здоровья.

Организация оздоровительной работы с помощью методики «Фрактальная гимнастика», базируется на: целостном и осознанном отношении занимающихся к своему здоровью; активном участии занимающихся в оздоровительном процессе; самооздоровлении на основе добровольного контроля и ответственности за своим состоянием; рациональном режиме занятий (нагрузка - отдых); мониторинге функционального  состояния и уровня адаптации организма к физическим, психическим и информационным нагрузкам во время занятий; формировании ценностных ориентаций формирования целостного отношения к здоровью.

Исходя из целостного видения процесса оздоровления, разрабатывалась методика «Фрактальная гимнастика».

В методике были использованы в процентном соотношении следующие компоненты оздоровления на базе нетрадиционных методов оздоровления, описанные в первой главе:

- суставная гимнастика - на базе Йоги – 10%;

- самомассаж - на базе Цигун и Китайской меридиональной системы – 10%;

- дыхательно-медитативные упражнения – на базе Йоги (Пранояма), Цигун, чакровое дыхание – 15 %;

- упражнения на базе восточной системы Тайландского массажа10%;

- упражнения на базе современных оздоровительных систем: практики Глубинного касания, Глубинной гимнастики – 10 % ;

- психодинамическая гимнастика в сочетании с дыханием – 15 %;

- сомато-сенсорные упражнения (при помощи длительной фиксации рук на теле) – упражнения на гармонизацию организма - 10 %;

- чувственное осознавание – 10 %

- психорегулирующие упражнения, образно волевые настрои – 10 %;

- релаксирующие упражнения – 10 %;

Основные практические групповые занятия: упражнения  психологической и физической подготовки методики «Фрактальная гимнастика».

Комплексное занятие включает в себя как минимум 6 частей:

1. Теоретическая часть. Основы оздоровления. Описание содержания и методик проведения занятия. Время проведения: семинар (в течение двух дней) – 4 часа, регулярные занятия – 10 мин.;

2. Подготовительная исследовательская  часть. Самоконтроль и контроль состояния занимающихся, по результатам предыдущих занятий и занятий дома. Мониторинг, различные виды тестирования. Время проведения: семинар (в течение двух дней) – 2 часа, регулярные занятия – 10 мин.;

3. Подготовительная практическая часть. Массаж биоактивных точек. Суставная гимнастика на основе Хатха-Йоги, Цигун или глубинной гимнастики в сочетании с дыханием и концентрацией внимания на болевых зонах. Выполняется сидя или стоя плавно с максимальным расслаблением. Время проведения: семинар – 30 мин., регулярные занятия – 15 мин.;

4. Основная часть (вариант 1). Дыхательный комплекс - чакровое дыхание. Выполняется с сомато-сенсорным воздействием, свободно без напряжения, с концентрацией внимания на области чакр или болевых зонах, с осознанием причин напряжений. Время проведения: семинар (с обсуждением) –  60 мин., регулярные занятия – 30 мин.;

Основная часть (вариант 2). Психодинамическая (медитативно-двигательная) гимнастика в сочетании с медитативным дыханием, образным осознаванием (влючающим процесс воображения), настроем на субъективный образ ресурсных состояний, суггестивным сопровождением. Медитативное образное осознавание человеком себя, своих субъективных состояний, настрой на субъективный образ ресурсных состояний, либо положительные образы суггестивного настроя (природы, земли, космоса). Выполняется свободно в системе последовательных специальных вращательных движений головы, рук, ног и туловища, стоя, без напряжения под расслабляющую музыку. Время проведения: семинар –  60 мин., регулярные занятия - 30 мин.;

Основная часть (вариант 3). Медитативно-дыхательный комплекс с концентрацией внимания и воображением на движущихся потоках энергии в определенном направлении и последовательности: о одной руки (на вдохе) к другой руке (на выдохе), от ног (на вдохе) к голове(на выдохе), от головы (на вдохе) к ногам (на выдохе) и т. д.. Концентрация внимания на воображаемых, движущихся в трех плоскостях относительно центра в груди, торсионных вихрях. Концентрация внимания на вдохе воображаемых движущихся энергий и выдохе в центр груди, с последующей задержкой дыхания. Отслеживание ощущений в теле с осознанием причин напряжений. Время проведения: семинар –  60 мин., регулярные занятия – 30 мин.;

5. Заключительная часть. Сеанс самооздоровления и расслабления с использованием суггестивного настроя. Проводится под расслабляющую музыку . Время проведения: семинар – 30 мин., регулярные занятия –15 мин.

5. Обсуждение результатов работы. Обмен полученным опытом. Аппаратный контроль состояния организма. Время проведения: семинар – 60 мин., регулярные занятия – 10 мин.

Общее время проведения двухдневного семинара – 12 часов. Комплекс занятий вариативен в зависимости от уровня подготовки, индивидуального состояния и предпочтений занимающихся.

Семинары способствуют глубокому погружению занимающихся в необходимые психические состояния, способствующие снятию телесных напряжений

 

В комплексе «Фрактальная гимнастика» присутствуют упражнения медитативного характера, связаные с образным осознаванием себя, как части большей системы «Земля». Они позволяют выравнивать работу левого и правого полушария, что ведет к выравниванию работы спинно-мозговых нервов справа и слева, а, следовательно, слаженной работе всех органов и систем. Когда в информационную работу включаются одновременно и правое полушарие и левое - происходит выравнивание на физиологическом уровне. Выравнивание на информационном уровне происходит при одновременной концентрации на точечном объекте внутри тела и включение в поле объемного внимания объекта очень большого значения, например, планеты. Происходит внутренний настрой на эти образы (работа за счет образного видения).

Помимо повышения адаптации организма на физическом и функциональном уровне, происходит адаптация на психологическом уровне. Это достигается за счет применения упражнений расслабляющего характера, например медитативного дыхания. Наши типичные автоматические реакции базируются на оставшихся неосознанными эмоциональных циклах, происходящих из нашего прошлого. Форма нашего тела указывает на то, как мы воспринимаем опыт, каким поведенческим установкам мы следуем и, даже то, как мы себя воспринимаем и какую картину мира перед собой видим. Наши природные, спонтанные энергетические потоки и вибрации повреждены хроническими мышечными напряжениями, которые являются реакцией тела на каждое переживаемое нами событие. В процессе медитативного дыхания зажимы расслабляются - энергия высвобождается. Будучи свидетелями этого процесса, мы можем ясно увидеть и осознать старые болезненные эмоциональные поведенческие установки. Высвобожденная энергия помогает нам прийти к более полному пониманию нас самих. В комплексе «Фрактальная гимнастика» существует несколько медитативно-дыхательных методов снятия телесных зажимов. Например, метод чакрового дыхания, при концентрации внимания в области энергетических центров влечет за собой увеличение кровообращения в соответствующих мышцах и органах тела и соответственно способствует снятию мышечного напряжения.

Аутотренинг и все медитативные упражнения связаны с концентрацией внимания на своих внутренних состояниях. В медитации может быть достигнута высшая степень концентрации внимания на каком либо объекте вплоть до слияния с ним - единения [15].

Применение в комплексе «Фрактальная гимнастика» упражнений на концентрацию внимания делают занимающихся этой практикой спокойными, работоспособными, радостными. Они помогают управлять собой, делая многие действия осознанными и целенаправленными. Этот аспект затрагивает процесс адаптации на социальном уровне.

Фрактальная гимнастика выполняет следующие функции:

- Во-первых, восстанавливает возможности организма: гибкость, выносливость, силу; после нагрузок, болезней, - восстанавливает адаптационные способности организма занимающихся.

- Во-вторых, расширяет психические возможности и способности: восприятия, внимания, устойчивости к стрессам, способности к расслаблению и саморегуляции своего психоэмоционального состояния.

В-третьих, открывает энергетические резервы организма, что, в свою очередь, расширяет внутренний мир человека, его творческий потенциал вызывает к жизни новые ощущения и чувства.

В-четвертых, изменяет мировоззрение – дает возможность осознать свой внутренний мир, в соответствии с универсальным законам увидеть свои цели и задачи, согласно своей высшей потребности самоактуализации, реализовать свои потенциалы в единстве с потребностями окружающей действительности.

Выводы по второй главе

1. Модель формирования целостного отношения к своему здоровью женщин среднего возраста состоит из следующих уровней: развивающая психодиагностика (развитие базовых психических процессов), Имаго-диагностика – диагностика гомеостаза; «Омега – М» - диагностика (оценка функционального состояния органов и систем); комплексная психофизическая технология «Фрактальная гимнастика» (развитие физических, эмоциональных, ментальных и личностных (субъективных) качеств).

2. Для эффективной реализации разработанной модели предложены следующие педагогические условия:

а) целостное отношение к своему здоровью женщин среднего возраста воспитывается средствами комплексных оздоровительных технологий, в частности, «Фрактальная гимнастика», в сочетании с психологической подготовкой;

б) направленном использовании предпочитаемых, эффективных и доступных видов и средств оздоровительной физической культуры;

в) индивидуальным подходом в организации и применении методики формирования целостного отношения к своему здоровью с учетом возрастных и личностных (психофизиологических) особенностей занимающихся, ориентированных на собственное оздоровление через активизацию потребностно-мотивационной сферы.

3. Комплексная оздоровительная технология «Фрактальная гимнастика», основанная на холистическом (целостном) подходе к человеку, как к объективной многоуровневой форме проявления вселенной, обладающей свойствами самоподобия на каждом уровне проявления; технология «Фрактальная гимнастика» включает в себя комплекс психофизических упражнений (подготовительный комплекс: разминка в виде мышечно-суставной гимнастики, и двигательных упражнений с напряжением, расслаблением и дыханием, снимающих зажимы); медитативно - двигательные упражнения с различными видами концентрации внимания, медитативно-дыхательная гимнастика и чувственное осознавание; медитативная настройка на субъективный образ ресурсных состояний, упражнения психологической подготовки и нейролингвистического программирования, приводящие в равновесие все энергоинформационные потоки и функциональные состояния организма человека.

Комплексная оздоровительная технология «Фрактальная гимнастика» опирается на восточные и западные системы и практики оздоровления, такие как: глубинное касание (глубокая динамическая медитативная работа на физическом, психическом и энергетическом уровнях, включающая в себя шесть видов внимания), глубинная гимнастика (замедленный мышечный натяг, с особой организацией внимания), оздоровительная система Цигун, оздоровительная телесно- ориентированная технология Тайский массаж, дыхательные практики Йоги, холотропное дыхание по системе С. Грофа, чакровое дыхание, медитативные практики.

Задачей комплексного оздоровительного метода «Фрактальная гимнастика является: приведение в состояние устойчивости и равновесия каждого уровня многоуровневой системы человека. Общим направлением действия в области телесной терапии и психотерапии является оказание помощи женщинам зрелого возраста в установлении максимально полного и доверительного контакта с их телом, эмоциями, чувствами, мыслями и более тонкими состояниями.


ГЛАВА III


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.